Динамики в машину как выбрать
Выбор динамиков в автомобиль – что нужно обязательно учесть
Многие во время поездок на автомобиле любят включить музыку. Хорошее звучание делает поездки более приятными и менее утомительными, но большинство новых авто в базовом варианте, к сожалению, либо вовсе не имеют автомобильной акустики, либо это совсем не то звучание, какое хотелось бы владельцу транспортного средства. Когда автолюбитель сталкивается с такой ситуацией, перед ним возникает вопрос – как выбрать динамики и другие акустические устройства в машину.
Что нужно подготовить заранее
Подбор хорошей акустической системы для автомобиля, а именно выбор автомобильных колонок, является непростым делом и требует предварительной подготовки. Салон машины однозначно сложное пространство для получения чистого и объёмного звука. Планируя установку новой АС, нужно учитывать большое количество разных нюансов.
Первое, на что следует обратить внимание, — это наличие хорошей шумоизоляции в салоне. Если проигнорировать данный аспект, то все усилия, и финансовые, и временные, будут потрачены, совершено зря. Никакое даже самое качественное музыкальное оборудование не сможет хорошо звучать в стучащем и дребезжащем салоне. Так что сначала тестируем и улучшаем шумоизоляцию и только затем переходим к следующему этапу – непосредственному выбору акустической системы.
Типы акустики для автомобиля
Главная цель, к исполнению которой стремятся автомобилисты, — это добиться громкого и максимально чистого звучания. Главным аспектом в достижении данной цели будет правильный подбор динамиков. Все имеющиеся в продаже устройства можно разделить на 3 основных группы:
-
Колонка широкополосная – это один динамик, который отвечает за то, чтобы воспроизводился полный диапазон частот. Главным плюсом таких колонок является их цена, но вот получить качественное звучание невозможно. Они хорошо подходят для людей, которые привыкли просто слушать радиопередачи или включают музыку только как фон. Качество звучания таких водителей по большей части не интересует.
Колонка широкополосная
Колонка коаксиальная – это система динамиков, помещённых в один корпус. Она была создана для максимальной экономии пространства и для удешевления продукции. Такая аудиосистема имеет несколько лучшее звучание, чем предыдущая. Действует она по следующему принципу – весь диапазон частот, идущий из аудиомагнитолы, разделяется на низкие, средние и высокие частоты. Каждый тип частоты поступает на свой динамик, что даёт возможность существенно улучшить качество звучания. В данной системе имеется еще и разделении звуков на поддиапозоны. Если нужно узнать, сколько полос звучания имеет такая колонка, нужно просто пересчитать имеющееся количество динамиков. Колонки могут быть одно-, двух-, трёх- и четырёхполосные. Именно такой тип колонок имеет наибольшую популярность у автовладельцев, потому что может обеспечить довольно качественное звучание и в то же время имеет приемлемую цену.
Колонка коаксиальная
Колонка компонентная – это самая современная аудиосистема. В таких колонках каждый из динамиков с низкими, средними и высокими частотами помещены в индивидуальные корпуса. Самые недорогие варианты таких акустических систем укомплектованы низкочастотным и среднечастотным динамиком и двумя так называемыми «пищалками». Так принято называть высокочастотные динамики. В комплект дорогой установки обязательно будут включены сабвуфер и кроссовер. Даже если человек не слишком хорошо разбирается в музыке или в качестве звучания, при правильной установке такой системы без труда услышит каждый инструмент в отдельности. Единственным минусом можно считать только высокую стоимость такого оборудования.
Колонка компонентная
Подбираем правильный размер
Выбор нужного размера колонок в автомобиль — это тоже один из наиболее важных аспектов в подборе качественной аудиосистемы. Специалисты советуют отдать предпочтение динамикам, имеющим диаметр 16 – 17 см. Именно большой диаметр обеспечивает хорошее звучание низких частот, для высокочастотных звуков наоборот нужны динамики с маленьким диаметром диффузора в колонке.
Но, поставив себе целью оборудование автомобиля наиболее качественной аудиосистемой, нужно учесть ещё ряд нюансов. Производители обычно предусматривают специальные отверстия под установку динамиков и в современных иномарках лучше все же придерживаться рекомендованного стандарта. Особенно важно это в том случае, если автомагнитола соединена со спутниковой навигационной системой. Это важно потому, что колонки подключаются к центральному пульту аудиосистемы и неверный выбор может эту систему навигации вывести из строя. Обычно производители таких моделей автомобилей дают свои рекомендации по выбору колонок. Этих рекомендаций желательно придерживаться.
Мощность
Определяясь с мощностью динамиков, нужно стараться подобрать такой вариант, чтобы исходящая их мощность была только немного выше исходящей мощности автомагнитолы. Если этот принцип нарушить, то добиться хорошего звука будет практически невозможно.
Обычно на колонке указанны два параметра мощности – номинальная и пиковая.
- Номинальная мощность – отмечает нормы, при которых колонка будет функционировать максимально долгое время без сбоев в работе диффузора и перегрева.
- Пиковая мощность – отмечает пиковый уровень мощности, который не выведет из строя динамик в течение очень короткого промежутка времени.
Дилетанты довольно часто считают, что это наиболее важный параметр выбора динамиков, но это совсем не так. При выборе более правильно будет ориентироваться на номинальный показатель.
Чувствительность, характер автоакустики и резонансная частота
Дополнительными параметрами, на которые тоже следует обратить внимание, являются:
- Чувствительность или звуковое давление. Оптимальные показатели здесь от 92 до 94. Высокие значения позволяют использовать такие динамики без дополнительного усилителя. А вот, например, при показателе 86 слышимость без усиления будет очень плохая.
- Резонансная частота (Fs). В данном случае показатели нужно выбирать как можно ниже. Если нужно получить хорошие глубокие басы, то частота не должна превышать 75.
- Общая добротность звучания (Qts). Этот показатель должен быть максимально высоким, особенно если колонки планируется установить на дверь.
Оформление
Колонки могут быть оформлены различными способами, но для нас наиболее важны два основных параметра.
- Разгруженное акустическое оформление – колебания диффузора ограничиваются степенью жёсткости подвеса.
- Нагруженное – кроме подвеса ограничивается еще и наличием сопротивления излучения.
Наиболее часто встречаются следующие типы:
«Закрытый ящик» — такая система оформления подходит для меломанов, которые стараются избежать потери звукового давления. Такие колонки имеют довольно небольшие габариты, что тоже довольно удобно.
Фазоинвертор – специальный корпус, в котором имеется отверстие для связи внутреннего и внешнего воздуха.
Акустическое оформление свободного типа – это самый большой корпус, играющий роль экрана.
Выбираем производителя
Выбирая акустическую систему, следует учитывать, что все части должны быть одного производителя. Покупать их лучше у проверенных продавцов или в больших магазинах. Согласно существующему рейтингу, наиболее качественной будет продукция таких фирм как Pioneer, JVC, Sony, но и стоимость такой акустики будет самой высокой и не каждый сможет позволить себе такой вариант.
Автомобильная колонка Pioneer
Самый низкий ценовой сегмент представляют такие производители как Supra, Mystery, Fusion, CallCell, но и оценка их продукции тоже очень низкая.
Если судить по отзывам автолюбителей и меломанов, наиболее приемлемое сочетание цены и качества отмечается у таких фирм как JBL, MTX, DLS, Hertz, Focal, Lightning Audio и др. После установки колонок данных фирм можно добиться лучшего звучания за достаточно небольшие деньги.
Колонки без усилителя
Иногда владельцы транспортного средства решают установить колонки для авто, в которых отсутствует усилитель. В таком случае нужно понимать, что добиться максимально качественного звучания не удастся. Однако не все автолюбители являются меломанами, и для многих результат будет вполне достаточным, если установить колонки с высокой чувствительностью и подвесом из кевлара или бумаги.
Что ещё советуют профессионалы
Помимо перечисленных параметров и марки динамиков, при выборе крайне важно обратить внимание на следующие моменты:
- Подвес колонки более предпочтителен из резины, это позволяет исключить несовпадение материалов.
- Занимаясь установкой системы в передней части автомобиля, лучше вмантировать разнесённую акустику с раздельными пищалками. Пищалки лучше взять шёлковые. Они дают ровный, объёмный и детализированный звук.
- Передние динамики рекомендуется разместить на специальном подиуме (если позволяют финансы).
- В задней части нужно поместить динамики максимально большого объёма.
- Динамики важно закрепить как можно жёстче на деревянную или металлическую основу.
Алгоритм выбора динамиков
Исходя из всего выше сказанного, можно разработать следующий план действий.
- Определяемся со строением динамиков, учтя способ установки и количество желаемых полос звука.
- Узнаем технические параметры.
- Определяемся с размерами.
- Выбираем производителя.
- Подбираем вид оформления.
Стоит отметить тот факт, что какие бы вы ни выбрали динамики, неправильный монтаж системы может все усилия свести на «нет». Наш совет в данном случае — обратитесь за помощью в специализированную мастерскую или к опытному частному специалисту.
Lachetti-Sedan › Blog › Как выбирать динамики
Практически сразу после покупки машины новоиспеченный водитель начинает задаваться вопросом – как выбрать акустику для авто. Прежде, чем вы пойдете в специализированный центр, стоит решить, на что вы рассчитываете. Не надо смотреть только на фирму и размер колонок. Нужно также учитывать условия использования – например, размеры пространства, доступного для установки аудиосистемы. Если вы хотите устанавливать колонки в «штатных», предназначенных для этого местах, обязательно измерьте глубину и высоту этих мест. Нужно не забыть и о защите аудиотехники. Если вы планируете, что ваш сабвуфер будет находиться в багажнике, стоит позаботиться о специальном ограждении в виде сетки, которое будет защищать вашу технику.
Бывает два основных вида автоакустических систем – компонентная и коаксильная. Во вторую входит корпус сразу с несколькими акустическими головками. Ее очень просто установить в автомобиль, и она достаточно дешевая. Правда, недостатков у нее гораздо больше. Хороший качественный звук из нее получить практически невозможно.
Компонентная система более сложная в своем устройстве, но она скорее удовлетворит ваши требования в музыке. В нее обычно входит твиттер, несколько разночастотных динамиков и иногда кроссовер. Такие системы делятся на двукомпонентные (состоят из твиттера и низкочастотных динамиков) и трехкомпонентные (состоят из двух твиттеров, двух среднечастотных и двух низкочастотных динамиков). Последний вид системы, конечно, обеспечат вам более чистое звучание, а при правильной ее установке в автомобиле, можно устроить полное обтекание салона звуком.
В любом случае, как выбрать акустику для авто решает для себя сам каждый водитель. Но есть несколько негласных правил, способных помочь вам в этом деле.
При покупке аудиосистемы нужно обратить внимание на ее инструкцию. Важно прочитать следующие пункты: чувствительность, резонансная частота и общая добротность.
Конечно, лучше всего устанавливать высоко- и среднечастотные динамики в передней части автомобиля. Задних колонок быть не должно, там может находиться только сабвуфер. Впереди динамики лучше ставить недалеко от зеркал. Если штатные места не приспособлены под купленные вами динамики, можно приобрести специальный уже готовый подиум. Сабвуфер может находиться сзади, так как он испускает низкие частоты, и их направление почти не улавливается слухом.
Важно также обеспечить условия для хорошей техники. Поэтому постарайтесь выбрать хорошего мастера, который будет вам ее устанавливать. Если вы решились на это сами, то обязательно проштудируйте специализированные сайты и литературу. Предположим, вы решили установить динамики в дверях, тогда нужно потратиться на их шумоизоляцию. В этом случае, ваши двери не будут дребезжать при громкой музыке.
А если вы решили не послушаться основных советов и установить высокочастотные динамики сзади, то позаботьтесь о том, чтобы между ними и сабвуфером было приличное пространство. Иначе они будут друг друга перекрывать, и звук станет сумбурным. Лучшим вариантом в такой ситуации станет постановка сабвуфера в багажник и установка динамиков в задних дверях.
Некоторые специалисты утверждают, что лучше всего устанавливать автоакустику на уровне головы водителя – там могут располагаться высокочастотные динамики. Остальные должны быть ниже, тогда звук будет полней. Некоторые водители делают ошибку, встраивая динамики в приборную модель. В этом случае добиться полной герметичности очень сложно, поэтому вполне возможно короткое замыкание акустики. Эксперты выделяют несколько видов кузовов автомобилей для установки нештатной автоакустики – мини-вэны, универсалы, хэтчбэки. Во всех этих моделях достаточно мест для установки динамиков и сабвуферов. Правда, стоит отметить один важный факт: если ваш багажник, в котором поставлен сабвуфер, будет нагружен другими вещами, звук низких частот может потеряться, и басов вы не услышите. Позаботьтесь о качественном звучании приобретенной техники – создайте для нее удобные условия!
Советы, которые помогут выбрать автоакустику.
1. Лучше купить более дорогие автомобильные колонки вперед, а на задних можно и сэкономить.
2. Обязательно делайте шумоизоляцию автомобиля (дверей, особенно передних), ведь это очень значительно улучшает автомобильный звук от автомобильной акустики.
3. Берите только старые, хорошие и проверенные временем фирмы.
4. Никогда не выбирайте автоакустику по мощности. Как правило, многие фирмы врут, причем как в меньшую, так и в большую сторону. Ориентируйтесь на репутацию фирмы и советы продавцов.
5. Если Вы выбрали разнесенную автомобильную акустику (с отдельными пищалками), то старайтесь что бы эти пищалки были “шелковыми”. Они играют мягче, чем железный или слюдяные.
6. Обязательно консультируйтесь с грамотными продавцами. Все таки выбрать правильно автоакустику самому достаточно тяжело. Фирм много и разобраться не просто.
7. Не стоит выбирать автомобильные колонки по размеру магнита, внешнему виду, типу диффузора и т.д.
8. Не стоит выбирать автомобильные динамики по количеству полос. Совсем не обязательно, что трех или четырех полосные автомобильные колонки будут лучше чем двух полосные.
9. Если речь идет о дорогой автомобильной акустики то надо понимать, что правильно выбранные автомобильные колонки за 12000руб от правильно выбранных колонок за 25000руб отличаться по качеству звука будут совсем мало (если и вообще будут), а разница в цене большая. Другими словами автоакустика за 25000 руб больше создана для соревнований по авто звуку, когда прослушиваются только фирменные тестовые компакт диски, и огромное значение уделяется качеству установки.
10. С другой стороны автоакустика сильней всего (из всех компонентов звуковой системы) влияет на качество автомобильного звука. Поэтому и сильно экономить на ней не стоит. Ведь автозвук это главное в музыкальной системе.
11. Вперед старайтесь брать разнесенные автомобильные колонки (с отдельными пищалками), а назад коаксиальные (со встроенными пищалками).
12. Хорошая автоакустика должна и выглядеть хорошо. Корзина, пищалки, кросоверы все должно хорошо выглядеть. Диффузоры должны быть хорошо проклеены, никаких подтеков быть не должно.
13. В отличие от авто магнитол, совсем не обязательно, что новые модели автоакустики лучше чем старые. Есть старые очень хорошие модели, которые не снимаются с производства годами.
14. Любая автоакустика (а дорогая в большей степени) со временем изнашивается и теряет свои первоначальные характеристики. Не берите б/у автомобильные колонки.
15. Европейская автоакустика играет лучше, чем Американская. Звук у нее мягче и выглядит он более натурально. А вот автомобильные сабвуферы наоборот.
16. Сейчас есть совсем дешевые автомобильные динамики (250-500руб), да и играют они не особо плохо. Но брать такие не советую по причине их ненадежности. Если Вы будете такие ставить сами, то провозитесь два три часа, а если на сервисе, то отдадите 1000-2000руб за работу, а они вдруг достаточно быстро сломаются. Придется все делать заново. Вам даже могут такую автомобильную акустику в магазине, и поменять, но потраченное время на установку или отданные деньги за работу Вам, к сожалению вряд ли кто вернет.
17. Если автомобильная акустика достаточно дорогая, то, как правило, она рассчитана под автомобильный усилитель. Пренебрегать им не конечно стоит. При правильном подборе компонентов он серьезно улучшит качество авто звука.
18. Сейчас выпускается автоакустика с неодиуемыми магнитами (очень маленькими, но мощными). Играют они конечно четко и правильно, но очень требовательны к качеству установки (шумо и виброизоляции дверей), да и низкого баса у них маловато. Чувствительность у них, как правило, тоже слабая. Советую брать такие под грамотную установку и с наличием в системе автомобильного сабвуфера.
19. Чем выше реальная мощность автомобильных динамиков, тем, как правило, ниже их чувствительность. Поэтому в системах без усилителя особо мощные колонки брать не стоит, звучать они будут, но тихо. Но и совсем слабые тоже брать не стоит.
20. Акустика с бумажными (картонными) диффузорами имеет большую чувствительность и бас от них более глубокий, но и менее четкий. Для правильного выбора надо опираться на всю звуковую систему в целом, но в подавляющем большинстве случаев так называемые “бумажные” диффузоры наиболее предпочтительней. Исключением являются дорогие системы с наличием сабвуферов и хорошей установкой.
Как выбрать колонки в машину
Большинство автомобилей имеют базовую комплектацию с минимальным набором опций, в перечень которых акустическая система (АС) не входит. Возможность самостоятельной установки часто помогает сэкономить приличную сумму денег. Для этого предварительно стоит более детально разобраться, какие именно выбрать колонки для машины.
Критерии выбора колонок в машину
Выбор правильной системы – процесс сложный, требующий определенных знаний. Даже самая дорогостоящая система не гарантирует ожидаемого высокого качества звучания при неправильном подборе. Для этого требуется знание характеристик, функций и правил выбора акустики.
Размер
Размер колонок определяется длиной диагонали диффузора. Чем она больше, тем качественнее воспроизводится низкочастотное звучание. Наоборот, высокие частоты лучше воспроизводят маленькие колонки. Простой вариант компонентной АС включает 2 динамика с диагональю 17-18 см (низкие частоты), 2 – с диагональю 10-12 см (средние), 2 – с диагональю 3-5 см (высокие).
Внимание! Колонки выбирают, ориентируясь на размер стандартных технологических отверстий для установки динамиков, зависящих от модели автомобиля.
Мощность
Для выбора мощности колонок существует правило: она не должна превышать исходящую мощность автомагнитолы. Несоблюдение этого условия приведет к работе колонок «вхолостую», когда улучшить звучание невозможно.
Различают рабочую (номинальную) и пиковую мощность колонок. Первая означает параметр, при котором динамики работают в течение длительного промежутка времени без помех и вероятности поломки. Вторая – максимально возможный уровень звука на протяжении короткого промежутка времени. Чем выше значения обоих параметров, тем громче и мощнее звук выдает система. Эти параметры указываются в числе описательных характеристик динамика.
Материал диффузора
Материал, используемый для диффузора, также оказывает влияние на качество звучания. Главным критерием его выбора является способность распространять звук с максимальной скоростью. При этом масса материала должна стремиться к минимуму, а жесткость — к максимуму.
Диффузоры по материалу изготовления бывают:
- Полипропиленовые (пластиковые) – обеспечивают неплохое звучание, особенно в диапазоне средних частот, при бюджетной стоимости.
- Бумажные – выдают высокое качество звука, но в условиях повышенной влажности впитывают воду, что ведет к изменению массы и снижению коэффициента демпфирования. Бумажные модели усиливают войлоком, шерстью, реже резиной, а также влагостойкой пропиткой.
Мембраны высокочастотных динамиков изготавливаются из шелка, титана или алюминия. Эти материалы обеспечивают высокую прочность при легком весе. Для изготовления средне- и низкочастотных колонок используется бумага с добавками, керамика, дерево.
Справка! Стоимость полипропиленового диффузора в несколько раз ниже стоимости бумажного.
Чувствительность
Чувствительность или звуковое давление считается приоритетным показателем при выборе динамиков. Она определяет эффективность преобразования электрической энергии в звуковую. Чем выше коэффициент чувствительности, тем выше громкость выдаваемого звука. Оптимальным считается значение уровня звукового давления — 92-94 дБ. От динамиков с меньшей мощностью, но с большей чувствительностью можно получить более громкий звук.
Уровни акустических систем
Предлагаемые рынком акустические системы делятся на три группы:
- Широкополосная колонка – наиболее доступный и востребованный вид, обеспечивающий прослушивание радио в режиме негромкого аудиофона. Представляет собой единую колонку, производящую весь спектр частот.
- Коаксиальная – включает несколько колонок, находящихся в едином корпусе. Каждый из них отвечает за свой уровень частоты (низкий, средний, высокий). Качество воспроизведения при этом существенно улучшается. Хорошо востребована автовладельцами из-за достойного звучания при приемлемой цене.
- Компонентная – в отличие от предыдущей состоит из динамиков с разным уровнем частоты, имеющих индивидуальный корпус. Простой вариант включает 2 динамика НЧ и СЧ и 2 динамика ВЧ. В более дорогих системах присутствует сабвуфер или кроссовер.
Внимание! Компонентные системы имеют максимальную гибкость в настройке звучания и широкие возможности компоновки.
Выбор в зависимости от места крепежа
В большинстве моделей современных автомобилей специальные отверстия под установку колонок находятся в дверях. Чаще всего их размер составляет 16, 5 см или 13 см. Установка в штатные места сохраняет заводской дизайн авто и не требует дополнительной подготовки. Если динамик не подходит под установку в технологическое отверстие по размеру, его устанавливают в двери на подиум или в специально подготовленные и выбранные места.
Для фронтальной акустики выбирают двух- реже трехкомпонентные системы, которые требуют подготовки специальных мест, так как штатные для них не предусмотрены. Если к качеству звучания не предъявляются строгие требования, устанавливаются коаксиальные фронтальные динамики. Это актуально и в случае, если размещение компонентной системы затруднено. Фронтальные динамики устанавливают в передние двери. На передних стойках кузова обычно монтируют динамики с высокой частотой (твитеры).
Важно! Для качественного звучания в автомобиле достаточно установки фронтовых динамиков и двух твитеров на передних стойках кузова.
Тыловая акустика обеспечивает комфортное звучание для пассажиров, сидящих сзади. Практически всегда для нее используют коаксиальные системы, хотя устанавливают и компонентные по желанию. Динамики можно поставить в задних дверях, а сабвуфер – в багажнике, чтобы обеспечить свободное пространство между ними.
Что учесть при выборе автомобильных динамиков
Рассмотрим важные нюансы, на которые стоит обратить внимание при выборе динамиков в машину. Дело это очень сложное, и выбрать нужную акустику с первого раза практически невозможно. Меньше слов — больше дела!
Сразу развеем миф о дорогих динамиках — даже топовые акустические системы могут не звучать так, как нужно. В автомобиле очень сложно создать правильную акустическую обстановку. Виной тому несколько причин:
- Слушатель смещен от центра динамиков. Поэтому звук от одного динамика доходит чуть позже, чем от другого. В профессиональных аудиосистемах это компенсируется устройством временной коррекции. Оно бывает встроено в магнитолу, или покупается отдельно.
- В идеале, ВЧ и СЧ динамики должны быть направлены на слушателя, для формирования правильной звуковой сцены. На практике же, этого достичь практически невозможно, разве что изготовить подиумы под динамики на торпедо и стойки, но это удовольствие не из дешевых.
- Аудиосистема любого уровня будет играть иначе, если бас будет идти спереди, а не из багажника. Но без сильных изменений салона автомобиля, установить сабвуфер вперед невозможно.
- Как ни крути, а в машине всегда будет куча скрипов, шумов, лязгов… Конечно можно сделать шумоизоляцию, но от всех шумов она не спасет.
Не раз доказано, что при выборе акустики не стоит отталкиваться от цены динамиков. Если установить динамик за 2 500 рублей в подготовленную дверь, с деревянными проставками и шумоизоляцией, он будет играть гораздо лучше динамика за 5 000, установленного в пустую дверь на штатное место. Лучше уж потратить еще 1 000 рублей на шумоизоляцию двери и деревянные кольца под динамик, получится в итоге 3 500 рублей, что будет гораздо выгодней как в плане денег, так и в плане качества.
Основные способы установки динамиков в автомобиле
В штатные места на торпедо обычно устанавливают маленькие динамики. Крепятся они на пластик, играют не на объем, соответственно и качественного звука от них не получить. При таком варианте установки динамиков лучше выбрать недорогую фирменную акустику, которая будет служить долго.
Хорошо развернуться можно при установке динамиков в двери. Тут можно получить качественный звук малыми силами. Несмотря на маленькие штатные места (обычно 13см), рекомендуется устанавливать акустику 16-16.5 см. Практически всегда можно немного расширить штатное место. Также советую брать колонки с отдельной пищалкой. Так звук будет более правильным, и будет идти спереди, а не снизу. Ведь когда пищалка встроена в колонку, звук будет оттянут вниз. Ни у думаю ни для кого не секрет, что дверь без подготовки губительна для автозвука. Нужно обязательно сделать шумо- и виброизоляцию двери. Крепить динамик следует не к металлической части двери, а на деревянные кольца.
Ну и еще один вариант установки — в заднюю полку. Как правило, туда ставят овалы (колонки 6х9). Изготавливается полка из фанеры, изготавливают боковины, если машина — хэтчбек. Можно конечно установить динамики и в штатное место — на пластиковые боковины, или полку, но звук будет совсем никакой.
Компоненты аудиосистемы
Теперь о выборе компонентов аудиосистемы. Многие думают, что главное в акустике это мощность. Это не так. Мощность нужно рассматривать при выборе динамиков под усилитель. Если же усилителя нет, и колонки подключаются к магнитоле напрямую, то магнитола будет всегда слабее по мощности, чем колонки. Даже если смотреть на мощность, надо знать, что мощность бывает разной. Главный показатель, это номинальная мощность. Все остальное — ерунда взятая с потолка, указанная для привлечения покупателя.
Выбор автомобильной акустики
Главная характеристика акустики — её чувствительность, или звуковое давление. Чем выше чувствительность, тем лучше. Но нужно учесть, что чувствительность замеряется при подаче 1 Ватт на расстояние 1 метра. Если это не указано в мануале к динамикам, то чувствительность указанная в бумаге, скорее всего неверна.
Не стоит обращать особого внимания и на частотные характеристики акустики. Частенько на 10 сантиметровых динамиках пишут АЧХ 30-40ГЦ. Может оно так и есть, но звук таких частот наше ухо просто не слышит.
Не рекомендуется также брать продукцию неизвестных производителей. Как бы не распинался продавец, не стоит надеяться, что за 500 рублей вам предлагают неизвестные, но супер-пупер качественные 16 см колонки. Есть такие фирмы как Mystery, Supra, CallCell, Fusion, Lada… Если вы хотите качественный, красивый звук, их акустику покупать не следует в первую очередь.
Следует выбирать акустику в больших и известных магазинах электроники, типа Эльдорадо, М.Видео и т.д. НО! Колонки там играют в закрытом ящике, и практически всегда от усилителя. Ни один продавец не признается, что динамики подключены к усилителю. Поэтому сами уточните у них о возможности подключить и проверить их напрямую.
Есть еще один миф о полосах акустики. Если их 4, 7, 15, 100 это хорошо. А вот и нет! Обычно, количество полос коаксиальной акустики означает количество встроенных пищалок и среднечастотников. Даже если их в 4 полосной акустике Pioneer имеется 3, но они металические, один шелковый купол в 2 полосной DLS будет гораздо лучше.
При выборе динамиков не стоит обращать внимания на магнит. Магниты делают из разных материалов. В топовых аудиосистемах используются неодимовые магниты, которые имеют весьма скромные размеры, но они гораздо мощнее обычных, меньше весят и требуют меньше места для установки. А это немаловажный фактор при установке в автомобиль.
Особое внимание при выборе акустики следует обратить на материалы, из которых сделана акустика. Диффузор будет лучше из бумаги или прессованного картона. Но сегодня все ведущие производители используют различные пропитки, чтобы динамик не боялся воды. Мягкая резина более предпочтительная для подвеса диффузора. ВЧ динамики должны быть шелковыми и с большим куполом. В 2 компонентной акустике обязательно должен быть кроссовер, минимум 2-3 порядка, с крутизной спада 12-18дБ соответственно.
Ну и в заключение стоит напомнить: самая частая ошибка, допускаемая при подключении динамиков — переполюсовка. Техника не выйдет из строя, но и хорошего ничего не будет. Динамик будет играть в противофазе, тоесть в себя, и баса не будет вообще. Для проверки нужно сравнить как играет пара динамиков, и один. Если один дает лучший бас, значит полярность перепутана.
Как выбирать колонки в машину
В данной статье мы подробно рассмотрим как выбирать колонки для автомобильной аудиосистемы. Для Вашего удобства мы по стадиям распишем данный процесс:
1. Какие бывают типоразмеры колонок:
- 2 – 2.5 см – твитеры
- 10 см (4 дюйма)
- 13 см (5 дюймов)
- 16, 16,5 см (6.5 дюймов)
- 15×23 (6×9 дюймов) так называемые «овалы»
- 25 см и более (от 10 дюймов) – сабвуферы
2. Для чего нужны каждые из них:
- твитеры – воспроизведение высокочастотного звука
- от 10 до 16,5 см – воспроизведения звуков средней частоты, низкой частоты
- сабвуферы – воспроизведение низкочастотных звуков
3. Какие стандартные размеры колонок устанавливают в машину:
Современный автомобиль в базе комплектуется системой от 6-ти колонок:
- твитеры – в стойках дверей или на панели
- 13 см, 16/16,5 см, 15×23 (редко) – в передних дверях
- 13 см (редко), 16/16,5 см, 15×23 (чаще на отечественных машинах) – в задних дверях/полке
В продвинутых штатных аудиосистемах также могут присутствовать твитеры в задних дверях и сабвуфер в багажнике.
4. Как выбрать нужный размер колонок:
Открыв защиту колонок (грили), Вы с легкостью определите колонки какого диаметра Вам нужны. Теперь поговорим о тонкостях с которыми Вы можете столкнуться.
Подобрать твитеры в штатные места без их доработки большая удача, поэтому при установке твитеров, штатные места крепления, как правило, дорабатывают.
При установке динамиков в дверь стоит учитывать их глубину, т.к. излишне глубокие динамики будут мешать убираться стеклам.
Определившись с бюджетом и необходимым размером динамиков приступим к подбору новых компонентов.
5. Зачем нужно устанавливать такое количество динамиков:
Со времён первой мануфактуры люди осознали преимущество разделения труда. Аналогичные преимущества можно получить и от «разделения труда» у колонок. Каждый динамик должен играть свой диапазон частот: твитеры – высокие, мидбасы средние частоты, сабвуфер – низкие. Установка колонок под каждый диапазон позволит получить наиболее качественный звук и аудиосцену.
Аудиосцена в автомобиле – построение системы таким образом что бы при воспроизведении вы могли отчетливо “разделять” места звучания (направление где расположен) отдельный инструмент, т.е. как-будто Вы находитесь перед настоящей сценой.
6. Коаксиальные и компонентные колонки, что это:
Коаксиальный динамик рассчитан на воспроизведение всего набора частот и сочетает в себе высокочастотный и среднечастотный динамик. Они бывают одно, двух и трехполосные – что выглядит как дополнительные динамики расположенные на корпусе основного и рассчитаны на воспроизведение, например, высоких частот).
Компонентные динамики – фактически набор из двух, редко трех пар отдельных динамиков, каждая пара из которых воспроизводит свой диапазон частот. Разделение на диапазон происходит на кроссовере, который входит в комплект. Принцип действия кроссовера заключается в отсечении для каждой пары колонок ненужной части диапазона, например для твитеров обрезается средняя и нижняя часть диапазона.
7. Как подобрать колонки под себя:
Существует два принципиальных типа выбора динамика: прослушивание на стенде и подбор в интернете. У каждого из них есть свои преимущества и недостатки. На стенде вы можете в красках услышать колонки, сравнить несколько производителей, выбрать оптимальный вариант, но стоит учитывать, что в машине они, в большинстве случаев, заиграют по-другому. Выбор по обзорам в интернете позволяет купить оптимальный вариант по соотношению цена – качество, но слух у всех разный и что хорошо играет для одного, для другого беспорядочный набор звуков. Один и тот же комплект в разных марках автомобилей играет по-разному. Подбирайте колонки под ваши предпочтения, ведь каждые колонки, равно как и аудиосистемы, предназначены для определенных направлений музыки будь то классическая, рок или клубная музыка. О качестве воспроизведения той или иной колонкой любимого направления в музыке вы можете прочитать на специализированных форумах.
8. Немного о сабвуферах и усилителях:
Для получения более громкого и качественного звучания автолюбители используют усилители и сабвуферы. Роль усилителя в аудиосистеме – качественно усилить уровень звука и отдать на определенные каналы свой диапазон звуковой частоты. Сабвуфер необходим если вы хотите получить от своей аудиосистемы глубокий и правильный бас. Автомобили редко комплектуются сабвуфером с завода. Поэтому установка такого оборудования требует прокладки силового провода (как правило из подкапотного пространства), а также прокладки аудиокабеля , так называемых межблочников, от головного устройства до усилителя и затем к сабвуферу.
Установка усилителя и сабвуфера достаточной сложный процесс, с большим количеством нюансов например базовые:
- для исключения наведения помех от электрооборудования на усилитель от аккумулятора прокладывают и + и –
- межблочники и силовые провода прокладывают по разным порогам автомобиля
- в случае пересечения межблочников и силового провода угол меду ними должен быть 90 градусов, это позволит исключить помехи
- для управления питанием усилителя от магнитолы дополнительно прокладывается сигнальный провод с напряжением 5В, в противном случае усилитель посадит аккумулятор максимум за пару дней
- и т.д.