Износ шкива

«РТИ Сибирь»

Дефекты ременных передач в процессе эксплуатации и их удаление

Правильное натяжение приводного ремня является, согласно инструкциям производителей машинного оборудования, обязательным условием безаварийной эксплуатации клинового ремня и ременной передачи.

Соосность ременных шкивов

Чтобы был обеспечен безаварийный ход привода с клиновыми ремнями и срок службы ремней клиновых был самым длинным, рекомендуется перед монтажом приводного ремня проверить соосность ременных шкивов. Для обеспечения более высокой скорости работы ременные шкивы должны быть уравновешены согласно инструкции производителя оборудования.

Правильная соосность является необходимым условием долгого срока службы клинового ремня и ременных шкивов. Грани ремня при правильной установке соосности должны касаться ременных шкивов в четырех точках. Отклонение не должно превышать 0,1 мм на 10 мм.

Уход за ременной передачей

Шкивы ременные и клиновые ремни необходимо держать в чистоте и защищать от прямых контактов с маслами, другими смазочными материалами, водой и т.д. во избежание их преждевременного износа.

Использование каких-либо средств для повышения трения между приводным ремнем и пазом шкива запрещается.

Запасные ремни клиновые необходимо хранить в сухом, хорошо вентилируемом помещении. Влажность и солнечные лучи повреждают клиновые ремни !

Износ ремня

Для предотвращения быстрого износа ремня приводного необходимо проверить ременную передачу на наличие посторонних предметов и вредных веществ. Наиболее неблагоприятное воздействие на ременную передачу оказывает попадание масла и растительных жиров. Ременная передача должна быть защищена специальным защитным кожухом (особенно у сельскохозяйственных машин).

Потеря оборотов на ведомом ременном шкиве, свист ремня

Натяжения ремня приводного – важная характеристика ременной передачи. Для его проверки существуют специальные измерительные приборы. В отсутствии таких приборов натяжение ремня приводного устанавливается опытным путем. Пробуксовка ведомого шкива (потеря оборотов на ведомом шкиве), свист ремня свидетельствуют о слабом натяжении ремня. Это опасно перегревом ременного шкива и приводного ремня, что влечет за собой порчу резины и в дальнейшем требуется замена ремня.

Перегрев ремня

Одна из причин нестабильной работы ременной передачи – перегрев ремня приводного от подшипника ременного шкива. Перегрев ремня может произойти как из-за слабого его натяжения, так и из-за чрезмерного его натяжения. Кроме того, необходимо проверить состояние смазки подшипника шкива. Чрезмерное натяжение ремня приводит к перекручиванию клинового ремня в шкиве. В результате работоспособность приводного ремня теряется и в дальнейшем требуется замена ремня.

Поперечные трещины в нижней части клинового ремня

Причинами появления поперечных трещин в нижней части приводного ремня являются слишком маленькие диаметры у использованных ременных шкивов или чрезмерная тяговая нагрузка приводного ремня.

Продольные трещины и бахрома

Причинами появления бахромы и трещин у ремней приводных могут быть слишком маленькие диаметры у используемых шкивов, чрезмерная тяговая нагрузка на клиновой ремень, дефекты поверхностей пазов ременных шкивов.

Износ верхних поверхностей

Во избежание износа верхних поверхностей ремней приводных необходимо устранить препятствия в ременной передаче и перекручивание клинового ремня.

© ООО «РТИ Сибирь», 2009—2016

тел. 65-04-85, факс 65-04-95

Вопрос 29 Особенности ремонта шкивов и ременных передач.

Ременная передача состоит из двух или (реже) нескольких шкивов и охватывающего их ремня. По виду ремня различают следующие виды ременных передач:

-плоскоременная (рисунок б);

– клиноременная (рисунок в);

– поликлиноременная (рисунок г);

– круглоременная (рисунок д);

– зубчатоременная (рисунок е).

Дефекты и способы ремонта шкивов:

Дефект Способ устранения
Износ отверстия в ступице Расточка отверстия под ремонтную втулку, которая запрессовывается или ставится на клей, а затем вновь растачивается под номинальный размер.
Износ торцов ступицы Торец протачивают и устанавливают компенсирующие кольца
Изломы, трещины, раковины обода, ступицы, спиц. Заварка, методами соответствующими материалу шкива, с предварительной разделкой места под сварку. При значительных изломах изготавливают накладку и приваривают ее Перед заваркой шкив следует равномерно нагреть по всему диаметру, для предотвращения внутренних напряжений на завариваемом участке.
Износ шпоночного паза или шлицевых пазов ступицы, резьбовых отверстий под крепежные детали См. темы.
Износ обода шкива плоскоременной передачи Протачивают изношенный обод для придания шкиву правильной геометрической формы. Изменение передаточного отношения устраняется протачиванием другого шкива на соответствующую величину.
Износ канавок под клиновые ремни Поверхность обода и стенки канавки обтачивают до устранения износа, а дно канавок углубляют. При нормальном положении клиновых ремней в канавке внутренняя сторона ремня не касается дна канавки, а наружная не выступает из канавки.
Износ зубчатых ремней и шкивов Заменяют ремни и шкивы. Когда трудоемкость изготовления шкива превышает затраты на ремонт, шкив ремонтируют наплавкой с последующей механической обработкой обода и нарезкой зубьев на зуборезном станке.

Вопрос 30 Ремонт ходовых винтов и гаек.

Винтовые механизмы состоят из двух главных деталей – винта и гайки.

Резьба ходовых и грузовых винтов должна работать с наименьшими потерями на трение. В значительной мере потери на трение зависят от угла профиля резьбы.

Наилучшей в этом случае является прямоугольная резьба (рисунок а), применяющаяся в особо точных передачах. Но она имеет ряд недостатков, и вытесняется трапецеидальной (рисунок б),

Винт выполняется обычно цельным и реже (для длинных винтов) составным путем свинчивания из стали 45, 50, У10, 40Х, 40ХГ и др. с последующей закалкой до твердости 50-55 HRC и шлифованием рабочих поверхностей. Нарезание резьбы производят на токарно-винторезных станках. При этом используют прорезные и профильные резцы.

Гайка может быть неразъемной и разъемной.

Материал гайки: оловянистая бронза Бр ОНФ 10-1 или Бр ОЦС 6-6-3, БР АЖ 9-4 и др.; серый чугун СЧ15, СЧ20; антифрикционный чугун АЧВ-2, АЧК-2. Гайки выполняют обычно в виде бронзовой резьбовой втулки, запрессованной в корпус гайки из стали или чугуна.

Дефекты передачи винт-гайка:

– износ резьбы винта;

– износ резьбы гайки;

– износ посадочных шеек винта;

– износ опорной поверхности гайки (на наружной поверхности);

Восстановлению подлежат винты только с трапецеидальной и треугольной резьбами.

Ремонт винта:

– Зачистка или расточка центровых отверстий;

– Проверка винта на биение. Винт устанавливают в центрах токарного станка.

– При необходимости правка винта с помощью стяжек, рычагов или на прессах.

– Изношенную трапецеидальную резьбу ремонтируют, если ее износ не превышает 10% первоначальной толщины витка. Для этого резьбовая часть винта протачивается или шлифуется по наружному диаметру, прорезается канавка резьбы и протачиваются боковые поверхности трапеции, при этом сохраняются все параметры резьбы, кроме наружного и внутреннего диаметров. К винту изготовляют новую нестандартную гайку.

– Посадочные поверхности винта шлифуются, а сопряженные с ними втулки изготовляются новые.

-Посадочные шейки протачивают и устанавливают напресовкой или на клей компенсационные втулки с последующей механической обработкой под размер соответствующий имеющимся втулкам.

– Диаметры опорных шеек винтов, работающих в опорах качения, не должны быть уменьшены, поэтому их наращивают хромированием или осталиванием, или никелированием.

– Ходовые винты специального оборудования, постоянно эксплуатируемые на небольшой длине, переворачивают так, чтобы в работе находилась неизношенная часть винта.

– Винты, работающие при интенсивной нагрузке, целесообразно хромировать с точечным или канальчатым видом покрытия, что повышает их износостойкость.

Проверка наружного диаметра осуществляется индикаторами, скобами или микрометрами.

Проверка внутреннего диаметра – индикаторным мерителем от наружного диаметра, среднего диаметра – с помощью индикаторного прибора по мерительным проволочкам.

Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 790 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Ремонт шкивов и ременных передач

У шкивов для плоских ремней вследствие проскальзывания ремня изнашивается обод, из-за чего ухудшается сцепление между ремнем и шкивом. Наблюдаются также надлом обода, трещины на спицах, износ посадочного отверстия и шпоночного паза.

У шкивов клиноременных передач прежде всего изнашиваются поверхности канавок. Этот износ иногда бывает настолько большим, что ремень опускается до дна канавки (рис. 70, б, справа). Происходит также излом буртиков, нарушается балансировка шкива.

К шкивам предъявляются следующие требования:

  • поверхности, сопрягаемые с ремнями, должны быть обработаны по 5—6-му классам шероховатости;
  • наружный диаметр шкива должен точно отвечать указанному размеру чертежом и обеспечивать требуемое передаточное отношение;
  • не допускаются надлом и трещины;
  • при наблюдении невооруженным глазом не должно замечаться биение шкива по наружному диаметру и по торцам.

Шкивы должны быть сбалансированы, т. е. уравновешены.

При износе у шкива (рис. 70, а) отверстия 4 ступицы растачивают и запрессовывают втулку, которую надежно стопорят. Затем отверстие растачивают, обеспечивая необходимую посадку на валу.

Посадку втулки в ступице можно осуществить при помощи клея. Для этого втулку пригоняют по расточенному отверстию, создавая зазор 0,05 мм на диаметр. Этот зазор необходим для получения оптимальной клеевой пленки толщиной 0,02—0,025 мм.

Когда размеры шкива позволяют расточить отверстие под толстостенную втулку, имеющую шпоночный паз, то ремонт осуществляют так: растачивают отверстие ступицы, долбят шпоночный паз и изготавливают переходную втулку со шпоночными пазами на наружном и внутреннем диаметрах. Затем втулку со шпонкой прессуют в ступицу шкива и стопорят. После этого шкив пригоден для эксплуатации.

Если размеры ступицы шкива не позволяют установить толстостенную втулку с продолбленным пазом, тогда отверстие в шкиве растачивают на глубину несколько большую глубины шпоночного паза и устанавливают на клее тонкостенную втулку с фланцем, которую закрепляют на шкиве винтами.

У шкива под клиновидные ремни (рис. 70, б) поверхность обода и стенок канавок обтачивают до устранения износа, а дно канавок углубляют, при этом все канавки шкива должны быть одинаковыми по профилю и размеру, которые проверяют шаблоном.

Изломы и трещины устраняют заваркой после соответствующей слесарной подготовки мест под заварку. Перед заваркой шкив равномерно нагревают по всему диаметру, иначе на завариваемом участке появятся в металле внутренние напряжения, что вызовет образование трещин в других местах. По окончании заварки шкив погружают в нагретый песок для медленного охлаждения.

Если у ремонтируемого шкива обтачивается поверхность, сопрягаемая с ремнем, допускается немного уменьшить диаметр шкива при условии, что частота вращения изменится. Частота вращения ведомого шкива снижается, когда уменьшается диаметр ведущего шкива, и увеличивается при уменьшении диаметра вeдoмогo шкива. Для сохранения передаточного отношения между шкнвами допускается обточить до соответствующего диаметра и второй шкив, не нуждающийся в ремонте.

При ремонте шкивов допускается изменение частоты вращения ременной передачи
(повышение или понижение) не более 5% номинальной. При больших отклонениях изготавливают новые шкивы.

Валы, на которых расположены шкивы ременной передачи, должны быть параллельны между собой. Параллельность проверяется по торцам насаженных шкивов, которые должны находиться в одной плоскости, что определяют с помощью линеек при близком расположении шкивов (рис. 71, а) или шнуров. Шнур закрепляют на одном из шкивов (рис. 71, б), отводят в сторону (точка I) и затем, натянув, медленно подводят к торцу второго шкива (точка II). Если при этом шнур коснется всех точек, как показано на рисунке, это означает, что шкивы установлены правильно. При нахождении шнура на расстоянии К (рис. 71, в) от торца шкива необходимо один из шкивов смещать в осевом направлении, так как оси валов при этом расположатся параллельно. Если расстояние К окажется неравномерным (перекос), это означает, что оси валов непараллельны.

Для более устойчивого положения плоского ремня посередине шкива делают выпуклость. При вращении плоский ремень стремится занять наиболее высокое положение и центрируется по шкиву.

Правильная установка шкивов — условие нормальной работы ременной передачи; от нее зависит размещение ремня посередине ободов.
При опробовании ременной передачи ремень может оказаться на краю обода шкива, может даже свалиться со шкива. Возможные причины: оси шкивов расположены непараллельно; не совмещены торцы шкивов, несмотря на одинаковую ширину ободов; велико биение шкивов; ремень слабо натянут; ремень слабо сшит.

Недостатки в работе ременной передачи устраняют соответствующей регулировкой. Чтобы довести до нормы чрезмерное биение шкива, плотно посаженного на вал, шкив снимают с вала и подвергают токарной обработке.

Шкивы клиноременной передачи устанавливают и выверяют также, как и шкивы плоских передач. Перекос более 1 градуса у шкивов под клиновидные ремни ведет к усиленному одностороннему износу ремней, а также канавок шкивов.

Для передач с несколькими ремнями (на одном шкиве) необходимо тщательно подбирать комплекты ремней по длине. Это можно выполнить непосредственно на собранной передаче приспособлением (рис. 73), определяя длину по разности стрел прогиба. Отклонение длины ремней в одном комплекте не должно превышать допуска, указанного в ГОСТ 1284—68. Разная длина ремней в комплекте даже в пределах 1—2 мм не обеспечивает равномерной нагрузки на каждый ремень, что вызывает быстрый износ перегруженных ремней и канавок шкивов, частую замену комплекта ремней и ремонт шкивов.

Натяжение клиновидных ремней должно быть умеренным. Когда ремни сильно натянуты, возрастают нагрузка на оси и упругая деформация валов, в результате чего ускоряется износ подшипников, поломка валов в результате усталостного износа и более интенсивно растягиваются ремни. Слабо натянутые ремни проскальзывают по канавкам шкивов, сильно нагреваются, в результате быстрее изнашиваются и поверхности канавок, и ремни.

Натяжение ремней регулируют специальными устройствами, как правило, имеющимися в ременных передачах (рис. 72, а, б), а контролируют натяжение приспособлением, показанным на рис. 73. Для контроля натяжения ремней отводят установочное кольцо 2 в исходное положение — до упора в планку 1. Затем приспособление прикладывают бортиками 10 к ветви ремня 9, располагая примерно посередине длины между осями валов. Нагружают ветвь посредством колпачка 5 с защитной насадкой 4, пружины 6 и стержня 3.

При нагружении следят, чтобы торец колпачка совмещался с определенным значением (кгс) на шкале 7. При этом стержень, перемещаясь в отверстии планки 1, образует стрелу прогиба ветви ремня, по которой судят о состоянии натяжения. Высоту стрелы прогиба определяют в мм по показанию на шкале 8, на котором остановилось кольцо 2 при нагружении ветви.

Если стрела прогиба менее нормы, натяжение расслабляют и, наоборот, при большей стреле натяжение увеличивают.

Citroen C5 Пятак эксклюзив › Бортжурнал › Замена шкива генератора и ремня

Нашел время для замены ремня и шкива генератора. Шкив меняю второй раз. Первый раз менял на оригинальный, снял с него размеры и заказал токарям шкив из стали с цинковым покрытием.

Прошел почти год. Проехал 10000 км. Оригинальный шкив стерся, ремень пищит. О ремне отдельная песня. Как выяснилось, год назад я ставил Gates Micro-V HORIZON.

Впечатление, что он работал при температуре градусов под 170. Очень глубокие трещины, он потвердел и стал легко проскальзывать. Какова бы ни была причина таким трещинам, Gates больше не поставлю.

На драйве мне помогли выбрать ремешок, остановился на SKF VKMV 6PK998 за 374р.

Помыл машину ради ремонта. Когда мыл под капотом, вокруг генератора все было в металлической пыли от шкива графитового цвета. Вообще сейчас в Ростове тает снег, которого 3 недели назад сыпануло 40 см, так что мойка для красоты сейчас бесполезна.

Под шкив попадает вода. Вал ржавеет.

Новый шкив мне выточили из стали, если приржавеет, могу потом и не снять. Нанес герметик на шкив в месте прижима к валу генератора.

Надеюсь будет меньше ржаветь. Собрал, поставил гену на место. Красота.

Засекаем пробег и следим за работой узла.

Цена вопроса: 374 ₽ Пробег: 59500 км

Citroen C5 2008, двигатель бензиновый 2.0 л., 143 л. с., передний привод, автоматическая коробка передач — своими руками

Машины в продаже

Citroen C5, 2001

Citroen C5, 2007

Citroen C5, 2005

Citroen C5, 2006

Смотрите также

Комментарии 46

А не осталось фото где должна быть метка показометра после замены, на новом ремне?

Менял на Прамо не снимая генератора. Изготовил лишь вот такой ключ: www.drive2.ru/l/1077791/?…age=0#a498086465037664974

У меня такой шкив стерся на валу, видать был слабо затянут. Как найти его в экзисте, мне там только с обгонной муфтой выдает, а у меня просто цельный металлический. Кто подскажет артикул?

F 00M 991 170 такой стоит на 2.0 бензине. На дизеле обычно с обгонной. Может до вас поменяли уже

Спасибо, да похоже уже генератор меняли до меня. У меня постоянно проблемы со шкивами, стоял шкив коленвала цельнометалический, заказал с прослойкой резиновой. Сейчас шкив на генераторе цельный, вроде должен быть с обгонной муфтой, фиг поймеш))

Вот здесь www.drive2.ru/l/1077791/ есть чертеж этого шкива, если надо сравнить размеры. Но тот сплав, из которого его умудрились сделать не подходит для подобных деталей. Сотрется через 3-5 тысяч и будет жрать ремни

А чертёж шкива не скинешь? или где купить можно?!

Череж в этой записи есть. www.drive2.ru/l/1077791/. Купить можнов экзисте

Спс. Тоже стерся ашь торец отпал у шкива((

То есть просто менять свистящий ремень бессмысленно? Нужно обязательно и шкиф менять? Просто на других машинах никогда не менял ни один при пробеге свыше 300т.км. А тут пробег всего 62т.км.

На других машинах другие поставщики генераторов. С другими шкивами. Если шкив потертый, то ремень менять все равно надо. Только раз в 3-5 тыщ

Ещё вопрос, почему заказал именно из стали с цинковым покрытием? Почему не из латуни например? Она и меньше точится и воды не боится.

Из того что было из того и слепили. Можно латунь и не покрывать. Но остальные шкивы стальные

ИМХО шкив изнашивается из-за повышенного трения вызванного попаданием влаги и грязи на движущиеся части подшипников натяжителей, ремня доп оборудования и наконец самого шкива. В service.citroen.com можно найти пластиковый щиток вот его номер, если не ошибаюсь 96 785 607 80 но цена за этот кусок пластика выше 1500 руб. поэтому было принято решение закрыть данную щель куском обыкновенной канцелярской пластиковой папки, которая практически целиком в развернутом виде дуда помещается.
ЗЫ: У меня данная конструкция уже пробежала 15 тык. наблюдения продолжаются.

Материал шкива выбран не правильно. При такой массивности ротора, уменьшать массу шкива глупо. Ну а грязь, конечно, способствует. но на других машинах и грязь есть и шкивы стальные. Проблемы нет

По большей части я с вами согласен, но родной шкив проходил у меня 60 тык. без проблем и с открытой “форточкой”. По началу также как и вы думал выточить из более износостойкого метала, но посоветовавшись с не глупыми людьми было принято решение закрыть щель между кузовом и защитой картера ДВС и понаблюдать насколько хватит такой связки. Если его надо будет менять во время “большего” ТО, то не вижу в этом больших проблем.

А как часто надо интересно нужно делать такую замену по книжке?

Надо было купить шкив от 406 двигателя, от газели. Уже больше 50000 км. ходит на С5.

Я помню, ты об этом говорил еще год назад. Я не смог ничего достойного подобрать на рынке, плюс огород с подкладками шайб меня напряг.

Условия эксплуатации и характер отказа клиновых ремней и шкивов

Условия эксплуатации клиноременных передач отличаются большим разнообразием по передаваемым мощностям (от 0.1 до 1500 кВт), межцентровым расстояниям (от 0,2 до 8 м), скоростям (от 1 до 50 м/с), передаточным отношениям, режимам работы.

Можно выделить три основных вида ременных передач, каждый из которых характеризуется своими относительно общими условиями работы и своим характером отказа элементов передач.

Вспомогательные ременные передачи двигателей внутреннего сгорания (привод вентилятора, генератора, водяного насоса, гидроусилителя руля и т. д.) характеризуются высокими скоростями, малыми диаметрами шкивов, относительно равномерной нагрузкой, малыми межцентровыми расстояниями. Передачи находятся в закрытом подкапотном пространстве при высокой температуре окружающей среды (особенно в летнее время), под воздействием паров и, возможно, брызг масла. Вероятность механических повреждений ремней и шкивов посторонними предметами, как правило, незначительна; это возможно в основном при работе на тракторах с открытым капотом. В качестве вентиляторных ремней используют исключительно ремни кордшнуровой конструкции. Передачи в основном трехшкивные одноручьевые, в последнее время намечается тенденция к переходу на двухручьевые передачи с использованием двух узких ремней малого сечения.

Клиноременные передачи промышленного оборудования (металлообрабатывающие станки, текстильные машины, горное оборудование и т. д.) характеризуются высокими передаваемыми мощностями, доходящими до сотен киловатт, значительными меж- центровыми расстояниями, высокой степенью неравномерности нагрузки, относительно большими диаметрами шкивов. Большая часть передач работает в закрытом пространстве; возможно попадание на рабочие поверхности шкива и ремня пыли, металлической стружки, брызг рабочей жидкости. Передачи, как правило, многоручьевые, число ремней достигает нескольких десятков. В передачах используют как кордтканевые, так и кордшнуровые ремни.

Клиноременные передачи сельскохозяйственных машин характеризуются особо большими межцентровыми расстояниями, высокой степенью неравномерности нагрузки, большими допусками на элементы передач. Большая часть передач снабжена натяжными роликами, относительная величина компенсации удлинения ремня обычно незначительна. Часть передач имеет сложный контур с изгибом ремня в разных направлениях. Передачи, как правило, открытые, на рабочие поверхности попадают пыль, солома, зеленая масса, не исключено забивание канавок шкивов. Ремни находятся под постоянным воздействием солнечной радиации. В передачах применяют в основном ремни кордтканевой конструкции.

Различие условий эксплуатации, конструкции передач, материалов ремня и шкивов обусловливает различный характер разрушения и различную интенсивность отказа элементов передачи.
Обрыв клинового ремня происходит в результате усталостного снижения прочности тягового слоя до величины, меньшей, чем нагрузки, действующие в передаче. Этот процесс для ремней на основе материалов малой изгибостойкости (хлопок, стекловолокно) может происходить без заметных внешних повреждений ремня и заканчивается его внезапным обрывом. Относительное число такого рода отказов резко сократилось при переводе производства клиновых ремней с хлопчатобумажных материалов, применяемых для тягового слоя, на материалы из химических волокон (вискоза, анид, лавсан), имеющих значительно большую изгибостойкость. В большинстве случаев обрыв вентиляторных ремней с несущим кордшнуровым слоем является следствием развития трещин резины слоя сжатия.

Наиболее типичным для вентиляторных ремней является следующий процесс развития повреждений, приводящих к отказу:

  1. появление мелких трещин оберточной ткани на боковой поверхности ремня вблизи кромки нижнего основания и на нижнем основании ремня (начиная с места нахлеста оберточной ткани) равномерно по его длине;
  2. увеличение числа трещин оберточной ткани на рабочих поверхностях с выкрашиванием небольших ее участков и одновременное увеличение числа трещин обертки на нижнем основании;
  3. переход части трещин оберточной ткани нижнего основания в резину слоя сжатия(;
  4. разрастание трещин резины слоя сжатия с выходом некоторых из них до тягового слоя;
  5. обрыв ремня в одном из мест выхода трещины резины слоя сжатия на тяговый слой.

Интенсивность перехода от одного вида повреждения к другому определяется степенью нагруженности передачи, в частности, размерами шкивов и передаваемой мощностью.
Часто ремни снимают с передачи уже при появлении нескольких трещин резины слоя сжатия, не дожидаясь обрыва ремня.

Анализ развития трещин слоя сжатия позволяет сделать вывод о том, что они являются следствием усталостных повреждений оберточной ткани на нижнем основании ремня. Резина слоя сжатия к моменту перехода на нее трещин оберточной ткани не претерпевает значительного изменения свойств.

У ремней с нарезным зубом трещины резины слоя сжатия начинаются в основании зуба и при большей наработке, чем у гладких ремней. В этом случае, помимо лучшего теплообмена с окружающей средой, зубья ремня разгружены от напряжений растяжения — сжатия, а напряжения в основании зуба меньше напряжений на нижнем основании гладкого ремня в связи с небольшим расстоянием от тягового слоя.
Процесс разрушения вентиляторных ремней малых сечений также определяется свойствами оберточной ткани, однако в этом случае она играет несколько другую роль.

Для этих ремней типичны следующие виды разрушения:

  • появление трещин оберточной ткани на рабочих поверхностях ремня;
  • износ одного или двух слоев оберточной ткани на рабочих поверхностях, особенно на уровне тягового слоя;
  • расслоение ремня по несущему слою.

Трещины резины слоя сжатия на ремнях малых сечений наблюдаются сравнительно редко. Это связано, очевидно, с тем, что эти ремни имеют относительно большую поверхность теплоотдачи (для ремня 8,5X8 отношение периметра поперечного сечения к его площади равно 0,51, а для ремня 21×14 это отношение равно 0,24), меньше нагреваются при работе и у них медленнее развиваются процессы старения оберточной ткани. При стендовых испытаниях температура на рабочих поверхностях ремней сечения 8,5X8 примерно на 25°С ниже, чем ремней 21X14. В этих условиях решающее значение имеет способность оберточной ткани выдерживать абразивный износ на рабочих поверхностях.

Процесс разрушения кордтканевых приводных ремней носит более сложный характер, чем вентиляторных, что объясняется особенностями их конструкции и технологии изготовления. Трещины оберточной ткани наиболее интенсивно развиваются в местах двойной вулканизации. Характерными являются также продольные трещины оберточной ткани на рабочих поверхностях на уровне несущего слоя, что может быть причиной расслоения.

Особый вид разрушения кордтканевых ремней вызван спецификой напряженного состояния его несущего слоя. У кордшнуровых ремней при совместном воздействии натяжения и изгиба ремня на шкиве нейтральный слой расположен несколько ниже несущего слоя и все волокна несущего слоя подвергаются воздействию переменных нагрузок одного знака (растяжения). У кордтканевых ремней нейтральный слой при изгибе на шкиве расположен непосредственно в несущем слое вследствие его относительно большой толщины. При этом часть волокон несущего слоя воспринимает напряжения растяжения, часть (расположенная ниже нейтрального слоя) — напряжения сжатия, достигающие максимальной величины на нижнем слое кордткани.

Известно, что долговечность текстильных материалов при сжатии на несколько порядков ниже, чем при растяжении. Воздействие на силовой слой ремня знакопеременных деформаций растяжения — сжатия ускоряет процесс разрушения текстильного материала.

Аналогичному воздействию подвергается также оберточная ткань на нижнем основании ремня и вблизи его, и это служит причиной описанного выше характера разрушения кордшнуровых и кордтканевых ремней, начинающегося с трещин оберточной ткани на нижнем основании.

В кордтканевых ремнях разрушение часто начинается с трещин нижнего слоя кордткани, примыкающего к резине слоя сжатия. Обрыв отдельных волокон кордткани приводит к трещинам в нитях в направлении, близком к перпендикуляру к продольной оси ремня, которые, разрастаясь и переходя на следующий слой ткани, перерезают весь несущий слой. Иногда трещины вызывают расслоение несущего слоя ремня. Расстояние между трещинами примерно одинаково (для ремней сечения 50X22 оно равно примерно 4-6 см). При этом внешне ремень выглядит совершенно неповрежденным, лишь иногда появляются резкие глубокие трещины резины слоя сжатия.

Динамика разрастания трещин несущего слоя зависит от материала кордткани и для вариаторных ремней 50X22 на основе капроновой и лавсановой кордткани представлена на рис. 7. На ремнях с лавсановой кордтканью разрушение ткани начинается при наработке около 100 ч, трещины развиваются быстро и при наработке 150—200 ч прорезают 4—5 слоев кордткани, что приводит к обрыву ремня. В ремнях с капроновой кордтканью начало трещин отмечается при наработке не ниже 200—250 ч, глубина трещин при наработке 500 ч не превышает 1—2 слоев и отказов ремней по этой причине, как правило, не наблюдается.

Отказ ремней вследствие повышенного удлинения наиболее характерен для ремней с несущим слоем на основе полиамидных волокон (анид, капрон) чаще всего при эксплуатации на сельскохозяйственных машинах.

Рис. 7. Глубина трещин тягового слоя, характеризуемая числом слоев кордтканевых клиновых вариаторных ремней на основе лавсановой (светлые кружки) и капроновой (черные кружки) кордткани

Рис. 8. Типичные виды разрушения клиновых ремней (степень зачернения указывает на частоту возникновения дефектов)

В отдельных случаях у кордтканевых ремней наблюдается отслоение верхнего конца кордткани в зоне нахлеста ее концов, приводящее к разрыву оберточной ткани на верхнем основании и к вырыву слоя растяжения.

Типичные виды разрушения клиновых ремней в обобщенном виде показаны на рис. 8.

Наиболее характерный вид отказа шкивов — абразивный износ рабочей поверхности. Износ рабочей поверхности шкива не равномерен и зависит от распределения контактного давления ремня на шкив. Зависимость износа поверхности от времени эксплуатации близка к линейной и для шкивов из серого чугуна СЧ 15—32 передач двигателя внутреннего сгорания описывается приближенной зависимостью.

По данным Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института тракторных и комбайновых двигателей (НИКТИД) предельно допустимый износ рабочей поверхности шкива составляет
J = 0,08bр + 0,16 мм,
где J — предельно допустимый износ одной рабочей поверхности шкива по нормали, мм; bp — расчетная ширина ремня, мм.

Интенсивность износа пластмассовых шкивов значительно выше, чем чугунных.

Часть шкивов, особенно на сельскохозяйственных машинах и тракторах, снимается с машины в результате механических повреждений при монтаже ремней, попадании твердых предметов в контакт ремня и шкива и других причин.

Ссылка на основную публикацию