Эквалайзер частоты
Эквализация бас гитары: типы эквалайзеров, частоты, рекомендации
Желание добиться нужного звука, такого, чтоб не терялся в миксе на записи, на репетиции или на сцене, не выбивался по громкости относительно других инструментов — естественно для каждого музыканта. Один из инструментов, которые помогают при этом является эквалайзер. Понимание основных принципов эквализации не только поможет улучшить ваш звук, но и в целом сделает вас более грамотным музыкантом.
EQ — это приспособление для настройки громкости выбранных частот, или, другими словами, изменения амплитудно-частотных характеристик (АЧХ). Эквалайзер используется в двух случаях:
- Когда нужно удалить из сигнала определенные, не нужные нам частоты
- Когда нужно усилить нужные частоты
Для того, чтобы вникнуть как работает эквалайзер, нужно понимать физику звука.
При извлечении звука, вибрирующая струна производит сложный диапазон колебаний на разных частотах. Нижние частоты — и обычно самые громкие — называют фундаментальными. Но сигнал, посланный в усилитель содержит в себе не только фундаментальные частоты. Вибрация струны включает в себя широкий спектр обертонов (гармоник), которые кратны основной фундаментальной частоте. Их еще можно представить в виде интервалов. Например, первый обертон звучит на октаву выше, чем фундаментальный тон, а следующий, на квинту выше предыдущего. Вся эта серия обертонов определяет тембр инструмента, и благодаря им мы можем отличить один инструмент от другого.
А если тембр зависит от силы обертонов относительно основного тона, то становится понятно, почему EQ настолько нужный для нас инструмент. Получая контроль над частотами, составляющими сигнал бас гитары мы можем полностью изменить характер звучания всего инструмента. Точность таких изменений будет зависеть от типа эквалайзера.
Типы эквалайзеров и их свойства
Чтобы понять, как мы можем воздействовать на АЧХ сигнала бас гитары, нужно понять как работают различные типы эквалайзеров, и чего от них стоит ожидать.
Lowpass и Highpass фильтры
Простейшим видом эквализации является применение фильтров, которые пропускают только частоты выше или ниже установленной частоты отсечки. В пассивных бас гитарах ручка тона (tone-control) является классическим lowpass фильтром. Крутя ручку против часовой стрелки мы уменьшаем количество высоких частот в сигнале.
Пример использования hipass фильтра можно встретить во многих аудио системах, динамики в которых не могут в полной мере воспроизводить низкие частоты. Удаляя из сигнала самые низкие частоты hi-pass фильтром можно улучшить звучание, устранив частоты не предназначенные для воспроизведения данным динамиком. Устройство, разделяющее аудио сигнал на 2 или 3 частотных диапазона с помощью таких фильтров, а затем направляющее каждый из них в соответствующие динамики, называется кроссовером.
Notch фильтры
Это узкополосный фильтр нацеленный на одну определенную частоту. Графический эквалайзер — это последовательность таких фильтров, контролируемых фэйдерами. В работе live или на студии такие фильтры призваны бороться с резонансными частотами и устранять feedback. В арсенале бас гитариста такие эквалайзеры можно встретить в форме педалей, например Boss GEB-7, mxr, Source Audio Programmable EQ и др, или на усилителях и комбиках.
Параметрический (Parametric) EQ
Наиболее гибкий тип эквалайзера для нужд бас гитариста — параметрический эквалайзер. Эффект его применения зависит от параметров (настроек), которыми пользователь может управлять. Этот тип эквалайзера в свою очередь делится на два подтипа: semi-parametric и full-parametric. Разница между ними в том, что последний позволяет настраивать ширину полосы частот, на которые он будет воздействовать, а в первом типе этот параметр предустановлен производителем. С помощью любого параметрического EQ можно установить базовую частоту воздействия и количество усиления или ослабления этой частоты.
Группы частот, которые нужно знать
Весь звуковой диапазон, воспринимаемый человеком, можно разбить на условные группы и подгруппы. Это поможет абстрагироваться от конкретных цифр и мыслить подгруппами, а также поможет запоминать звучание каждой подгруппы и её влияние на звук. Стоит заметить, что это лишь один из вариантов деления на подгруппы, и все может изменяться от производителя к производителю.
Ex. 1 — Группы частот, которые нужно запомнить
- Верха (highs) — все, что выше 3,5 кГц. Часто обозначаются как treble.
- Яркость (brilliance или edge) — выше 6 кГц
- Присутствие (presence) — от 3,5 кГц до 6 кГц
- Середина (mids) — между 250 Гц и 3,5 кГц
- Условно можно выделить высокую середину (high-mids) от 1,5 кГц до 3,5 кГц,
- И нижнюю середину (low-mids) от 250 Гц до 500 Гц,
- Низы (lows) — все что ниже 250 Гц
- Бас (bass) — от 60 Гц до 250 Гц
- Суб-бас (sub-bass) — до 60 Гц
На разных устройствах количество и диапазон ручек и фэйдеров может быть различным. В самом простом варианте предусилителя можно найти ручки Bass/Mids/Treble. В более дорогих моделях среднечастотный диапазон разбит на три подгруппы, как показано на рисунке (Ex. 1). Также вместо ручек может быть установлен графический эквалайзер. Частоты, указанные под фэйдерами, могут отличаться в зависимости от производителя, но все их можно также разбить на подгруппы в соответствии с Ex. 1.
Ex. 2 — Подгруппы частот на графическом EQ
Как видно, подгруппе средних частот отведено 5 фэйдеров из 8. Это означает, что средние частоты очень важны для формирования тембра и далее мы рассмотрим за что отвечает каждая из подгрупп.
Практические рекомендации
Итак, давайте поговорим, как бас гитарист может улучшить или ухудшить звук своего инструмента с помощью эквализации. Сам по себе любой инструмент может звучать отлично. Проблемы могут начаться, когда несколько инструментов звучат вместе и конфликтуют между собой в борьбе за какой-то участок частотного диапазона. Таким образом, один инструмент может перекрывать другой, пропадает читаемость и музыкант не слышит себя. Важно знать диапазон бас гитары и понимать с какими инструментами мы делим общее звуковое пространство.
- Изучите свой инструмент и все возможности настройки звука которые он предлагает. Первым делом, выучите, что делает каждая ручка, тумблер и т.п. на вашей бас гитаре, чтобы четко представлять за что отвечает каждая «крутилка». Потратьте время чтобы исследовать все возможные комбинации и найти те варианты звучания, которые вам нравятся.
- Пытайтесь понять, для какого стиля музыки может подойти звук, который вы только что накрутили. Рэгги, фанк, металл?
- Перед настройкой настройкой бас гитары на сцене или на реп точке обнулите эквалайзер на комбике установив все ручки в ноль. Это хорошая отправная точка для большинства ситуаций и многие профессионалы начинают настройку именно с этого шага.
- Помните, что эквалайзер лучше справляется с «удалением» частот, чем с их добавлением.
- Если вам не нравится как звучит бас когда вы играете сами, все может кардинально измениться, когда заиграют другие инструменты. Тембр инструмента, идеально звучащий в миксе, может показаться невзрачным вне его.
А для тех, кто дочитал до конца, я наконец-то расскажу как влияет каждая подгруппа частот на звук бас гитары.
- Суб-бас ( 6 кГц) — срезайте эти частоты полностью если пытаетесь добиться «винтажного» звука, на подобии в записях Motown.
Чтобы научиться хорошо и быстро накручивать нужный вам звук при игре в группе или в одиночку вам нужно как можно больше в этом практиковаться. Всегда слушайте как звучит ваш инструмент и пытайтесь мысленно представить частоты, которые нужно подправить для получения того или иного звука. По возможности, пробуйте сразу вносить необходимые изменения в АЧХ и слушайте результат. Удачи!
Если статья вам понравилась, не забудьте оставить свой комментарий, а также делитесь этой статье в соц. сетях. Этим вы поможете узнать о сайте другим басистам.
Эквалайзеры. Полное руководство
Что такое эквалайзер?
Эквалайзер или EQ – это фильтр, который позволяет вам регулировать уровень громкости отдельных частот или диапазона частот аудио сигнала. Простыми словами, EQ позволит вам поднять или прибрать верха и бас, благодаря чему вы получите нужный вам окрас звучания, например, в вашей аудиосистеме в автомобиле или в вашем iPod. В звукозаписи эквализация – это целое искусство, сложное и требующее большого практического опыта.
Хорошая эквализация – это критичный момент в записи сведении любой записи. При правильном использовании, эквалайзер может создать у слушателя впечатления близости или дальности отдельного инструмента в миксе, сделать звук более жирным или более тонким, а также может помочь правильно смешать разные звуки или разделить похожие звуки в рамках трека, так, что их услышат и оценят профессиональные слушатели.
Параметрический эквалайзер
Параметрический EQ и полу-параметрический EQ – самые популярные и широко распространенные эквалайзеры как в звукозаписи, так и в живом звуке. Они обеспечивают быстрый и удобный контроль над всеми необходимыми параметрами звучания. Параметрический EQ позволяет постоянно контролировать содержимое аудио сигнала, разделяя его на несколько частотных полос (как правило, от трёх до семи).
Полностью параметрический EQ позволяет контролировать определенный назначенный диапазон частот, центральную частоту диапазона, и уровень громкости (boost/cut) этой частоты. Также возможно отдельное управление параметром Q, который представляет из себя соотношение центральной частоты с ширине частотного диапазона.
Что такое Q?
Q – отношение центральной частоты выбранного нами диапазона к его ширине. Если центральная частота – фиксированная величина, то ширина диапазона обратно пропорциональна значению параметра Q. Это означает, что увеличивая значение параметра Q вы уменьшаете ширину диапазона, на который воздействует эквалайзер. Q – это один из самых мощных инструментов, которые нам предлагают параметрические эквалайзеры.
Полностью параметрические эквалайзеры позволяют работать как с очень узким частотным диапазоном, так и с очень широким, решая любые задачи при сведении. Узкий диапазон (большие значения Q) даёт возможность устранять разные неприятные свойства у аудиосигнала.
Допустим, вы записали малый барабан и на сведении выяснилось, что он неприятно звенит. Или просто сам барабан звенит и вы ничего не можете с этим поделать, а записывать надо. Тут нам на помощь приходит эквалайзер. С его помощью мы можем изолировать эту неприятную частоту (обычно в районе 1кГц) и просто убрать её. В данном случае мы используем эквалайзер как узкополосный обрезной фильтр (notch filter).
Убирая только одну раздражающую нас частоту, мы не трогаем всё остальное и инструмент остаётся в миксе на прежнем месте. Точно также эквалайзер позволяет нам усилить положительные свойства звучания инструмента, к примеру, атаку. В случае с бас-барабаном его диапазон – примерно от 60 до 125 Гц, но атака, щелчок – звук более высокочастотный, в районе 2 – 5 кГц.
Назначив узкий диапазон для настройки и подняв конкретную частоту, отвечающую за атаку, мы можем сделать бочку более пробивной и при этом не испортить микс. В случае работы с широким диапазоном мы приглушаем или подчеркиваем более широкий набор частот. Обычно для полноценной обработки трека приходится использовать и широкий и узкий диапазоны на эквалайзере (соответственно – высокие и низкие значения Q).
Вернёмся к нашей бочке ещё раз. У нас есть бас-барабан с классным низом, мощным, объёмным, центральная частота его примерно равна 100 Гц, а атака – в районе 4 кГц. Чтобы подчеркнуть лучшие стороны звучания нашей бас-бочки, мы используем широкополосную обработку с центром на 100 Гц, и узкополосную – на 4 кГц. Таким образом, акцентируя внимание на плюсах, мы нивелируем минусы конкретно нашего бас-барабана.
Полочный эквалайзер (shelving EQ)
Полочный эквалайзер (shelving EQ) гасит или усиливает частоты выше или ниже указанных точек обреза. Бывает 2 вида полочных эквалайзеров – высокочастотные и низкочастотные. В некоторых полностью параметрических эквалайзерах есть функция, позволяющая переключать регуляторы ВЧ и НЧ в режим обрезных фильтров.
НЧ обрезной пропускает все частоты ниже выбранной нами, приглушая всё, что выше. ВЧ фильтр поступает обратным образом – пропускает всё, что выше указанной частоты, приглушая всё, что ниже.
Что делать?
Далее в статье указаны основные принципы управления частотами. Это начальная точка вашего путешествия по удивительному миру эквалайзеров, но, само собой, это не догмы. Эти рекомендации сэкономят ваше время в поисках нужных вам частот для подчеркивания положительных свойств различных музыкальных инструментов.
Алгоритм работы такой. Для начала включите режим “solo” на треке, с которым вы работаете. Большинство звукорежиссёров начинают строить свой микс на основе ударных и постепенно идут снизу вверх по частотному диапазону (бочка, малый, томы, хай-хэт, оверхэды). Каждый инструмент имеет какую-то характерную для него полосу частот, на которой он звучит и резонирует, так что если вы работаете с микрофоном бас-бочки, начните с самого низа.
Настройте оптимальный низ и переходите к атаке. Очень часто после настройки звучания бочки выползают какие-то паразитные призвуки типа звона или гула, даже несмотря на то что низ у вас отличный и атака – шикарная. Ваш следующий шаг – вырезать паразитов узкочастотным фильтром. Как только вы понимаете, что звук бас-бочки вас устраивает, глушите этот трек и переходите к следующему инструменту.
Не торопитесь с эквализацией. Кропотливая работа даст свои плоды, звучание станет более разборчивым и более ясным. Каждый инструмент займёт своё место и засияет в миксе. Вот еще несколько полезных советов:
- Помните, что общая картина важнее отдельных инструментов. Ваша цель – не заставить каждый трек звучать как можно лучше, а сделать общее звучание максимально убедительным. Не каждому инструменту нужна яркая атака и объёмный низ. Если вы будете бомбить все треки с одними и теми же настройками, инструменты только потеряют в звуке. Стремитесь к совершенству общего звучания
- Отдохните от сведения. Ваши уши устают точно так же как и все тело. Если вы долгое время работаете с одним и тем же инструментом, ваши уши постепенно становятся неразборчивыми и практически невосприимчивыми к конкретному диапазону частот. Отдыхайте!
- Всегда сравнивайте. Не надейтесь на вашу память. Часто бывает так, что вы потратили 15 минут на настройки эквалайзера а звук в итоге стал хуже чем до обработки. Будьте честны сами с собой, отказывайтесь от неверных решений быстро и без раздумий и начинайте снова.
- Не бойтесь рисковать. Самые лучшие трюки с эквалайзером придумали те, кто не боялся сумасшедших экспериментов. Поиграйте с частотами, ведь вы такой же музыкант как и те, с чьими партиями вы работаете на сведении.
Буст или не буст…
У каждого инструмента есть частоты, которые можно усилить, чтобы добавить ясности и чёткости или объёма в общем миксе. И, конечно же, есть “плохие” частоты, которые делают инструмент мутным, резким или просто раздражающим. Вот небольшая табличка, которая даст вам понятие, в каком направлении стоит работать дальше. Помните, что это всего лишь рекомендации. Частоты варьируются в зависимости от инструмента, помещения, в котором он записан и микрофона, который был использован при записи.
“Правильная” настройка эквалайзера на ПеКа
Дисклеймер: мопед не мой статья не претендует на научность и истинность. Здесь приводится взгляд обывателя, совсем чуть-чуть разбирающегося в звуковой аппаратуре. Кроме того, в этой статье я не даю советов по выбору колонок, звуковых карт и аудиопроигрывателей, а стараюсь добиться приемлемого звучания на той аппаратуре, которая есть, при этом избавившись от необходимости лезть в эквалайзер с каждой новой песней.
Все, кто имеет уши и хоть немного музыкального слуха, рано или поздно сталкиваются с тем, что звук, который они слышат из своих компьютерных колонок, им не нравится. У этого есть три причины:
1. Такой звук предусмотрен в самой записи;
2. Характеристики звуковой системы (звуковая карта, усилитель, колонки);
3. Индивидуальные особенности слуха.
И здесь на помощь нам приходит отличный инструмент – эквалайзер, который позволит настроить звуковую систему под любимую музыку и собственные предпочтения по звуку. Как он работает? Имеем следующее:
1. Музыка и вообще любой звук – это сочетание звуковых колебаний самых разных частот, в пределах от 20 до 20 000 Гц (таков диапазон звуковых частот, воспринимаемых типичным человеческим ухом).
2. Эквалайзер делит этот частотный диапазон на более-менее короткие отрезки, или полосы частот (не от 20 до 20 000, а от 20 до 500, например).
Простейший эквалайзер позволяет регулировать только низкие и высокие частоты, соответственно имея два регулятора, чуть посложнее уже будет регулировать низкие, средние и высокие, еще сложнее – низы, нижняя середина, верхняя середина и верха. Чем сложнее эквалайзер, тем больше у него регуляторов, больше полос, и тем точнее будет настройка характеристик звука. У эквалайзера Winamp, например, 10 полос, у AIMP – 18. Бывают и аппаратные эквалайзеры с огромной тучей регуляторов. Программные эквалайзеры имеют еще и несколько преднастроек (пресетов), которые настроены на определенный жанр музыки. Если вы нашли эти пресеты, выбрали понравившийся и вас все устраивает – то можете дальше не читать.
Литературы по настройке эквалайзера в интернете много, от совсем профессиональных до совсем непрофессиональных. Приведу одну из позабавивших меня цитат:
Кстати, я придерживаюсь принципа “Если не правильно, что-то в звуке вашего комплекта: усилитель + источник + акустика, то лучше поменять этот блок или поменять весь комплект и найти более лучший для себя звук, чем подстраивать частоты эквалайзером”.
Отличный, просто гениальный совет! Кстати, можете ему последовать, если у вас есть возможность приобрести аппарат получше. А если денег совсем девать некуда, то можете еще купить провода с золотыми штекерами и под них – деревянные подставки по цене две тысячи баксов за штуку. Говорят, что помогает.
Улучшение звучания с помощью эквалайзера необходимо только тогда, когда одному или нескольким компонентам звука не хватает качества, но опять же не всегда помогает или акустика помещения вызывают определенные звуковые частоты (увеличивает или уменьшает).
Маразм крепчал, что называется. Зачем тогда какой-нибудь Динакорд к своим супер-мега колонкам и усилкам выпускает эквалайзер? Не уверены в качестве своей аппаратуры?
Но вернемся к нашим баранам. С чего начать настройку эквалайзера?
Во-первых, если на колонках есть регуляторы тембра, то выставьте их в нейтральное положение – к ним можно будет вернуться позже. Звук выставьте погромче, но не так, чтобы колонки хрипели (желательно это делать днем, и когда дома никого нет).
Теперь к программному эквалайзеру. в интернете чаще всего советуют выставить плоскую настройку (это когда все полосы выставлены на один уровень), чтобы был “плоский” звук. Насколько это правильно или неправильно – судить профессионалам, но здесь у нас становится актуальной вторая причина, почему звук может не нравиться, и это – характеристики колонок. Известно, что одни динамики дают более приятные басы, другие хорошо работают на высоких. В некоторых моделях колонок сочетаются несколько динамиков – обычно для средне-низких и высоких частот. Так вот, этот параметр называется Амплитудно-Частотной Характеристикой, или АЧХ. Эта характеристика показывает, какая частота при одинаковых входных данных звучит громче, а какая – тише. АЧХ имеет следующий вид (у меня колонки Microlab FC10, приведена АЧХ этих колонок):
(картинка взята с сайта про компьютерное железо)
Итак, я считаю, что плоский звук как раз должен выстраиваться в соответствии с АЧХ, поскольку в этом случае нам есть, от чего отталкиваться. Проще говоря, настройка эквалайзера должна зеркально отражать линию АЧХ. Точно мы настроить вряд ли сможем, но приблизительно попробуем. В случае с моими колонками плоский эквалайзер в AIMP будет выглядеть примерно так:
Вот мы и получили плоский звук в соответствии с АЧХ колонок. Теперь включаем любимую музыку начнем делать поправки на расстояние и акустические особенности окружения. Мои колонки стоят в полуоткрытой деревянной тумбочке, а дерево дает свою окраску звуку, и далеко не всегда приятную. В моем случае это была бубнящая середина – гул, которого быть не должно. Убираем.
Отступление: я чаще всего слушаю рок-музыку, но пресет Rock меня категорически не устраивает – там почему-то завалены именно те средние частоты, которые мне больше всего нравятся. Я люблю, когда гитары “рычат”.
Теперь слегка прибавляем или убираем частоты по вкусу. Для более тонкой настройки отдельной полосы можно поступить так: задираем или опускаем в полный минус полосу, затем постепенно убавляя или прибавляя, находим наиболее комфортный уровень.
Важно! Не забываем прослушивать как можно больше музыки всех жанров, которые вы слушаете обычно, внося небольшие поправки в настройки эквалайзера по ходу прослушивания. Если при повторном прогоне плейлиста у вас не возникло вопросов к звуку, то настройку можно считать завершенной.
Теперь можно вернуться к регуляторам тембра на колонках, если таковые имеются, и слегка подстроить звук. Сохраните настройку эквалайзера, закиньте в какую-нибудь папочку, где вы храните личные файлы, или на облако. Вот, собственно и все. Вы получили приемлемый звук на имеющейся у вас аппаратуре, и вам больше не придется насиловать уши или перестраивать эквалайзер к каждому исполнителю/жанру по отдельности.
Настройка эквалайзера: разбираемся в частотах
Настройка эквалайзера является необходимым процессом для того, чтобы взаимодействие пользователя с различными файлами мультимедиа происходило более приятно. Дело в том, что музыкальные жанры требуют особой интенсивности тех или иных эффектов. К примеру, некоторые композиции будут звучать намного лучше и качественнее, если усилить басы на фоне остальных частот. То же самое можно сказать и о фильмах.
Использование данного элемента желательно во многих случаях. Средняя настройка эквалайзера ориентирована на то, чтобы звучание каждого музыкального инструмента в одной определенной композиции было одинаковым. Однако такое положение вещей весьма негативно влияет на качество передачи звука слушателю. И тогда задействуется эквалайзер. С его помощью можно усилить или понизить конкретный звуковой эффект, чтобы добиться более гладкого и приятного звучания. В результате его настройки уменьшаются мешающие звуки и усиливаются нужные.
Настройка эквалайзера может быть совершена пользователем самостоятельно. Однако для этого ему необходимо хорошо разбираться в музыке, иметь слух. Ведь если у вас не получится определить то, какие именно частоты нуждаются в усилении, идеальное звучание не будет достигнуто. Многие проигрыватели имеют встроенные настройки, которые предназначаются для классической музыки или, например, для кантри. Можно воспользоваться ими. А также настройки эквалайзера доступны для загрузки непосредственно с ресурсов Интернета. Все они будут носить стандартный и наиболее распространенный характер, ориентированный под популярные музыкальные стили.
Настройка эквалайзера может вам пригодиться не только для того, чтобы комфортно прослушивать музыкальные композиции. Зачастую каждый музыкант учится игре на том или ином инструменте по любимым песням. Эквалайзер можно настроить так, чтобы он передавал звук только одного инструмента из композиции. Это поможет подобрать аккорды и точно определить ноты, которые необходимо сыграть. Кроме того, многие потенциальные музыканты часто используют эквалайзер для того, чтобы усовершенствовать свои способности.
Частота | Итог |
До 100 Гц | Массивность звучания, “бубнящий”, но более ощутимый звук |
От 100 до 250 Гц | Полнота звучания |
Около 400 Гц | Грубость звучания |
От 600 до 800 Гц | Полнота и глубина звучания |
От 1 до 2 кГц | Настройка барабанов, поскольку именно они здесь будут усиленно звучать. Общая атака звука усиливается |
От 2 до 4 кГц | Создается эффект присутствия в музыкальной студии |
От 5 до 7 кГц | Придает резкость звучанию любому соответствующему инструменту |
От 10 до 18 кГц | Прозрачное и воздушное звучание |
Таким образом, перед тем как выбрать настройку, надо точно знать, какие инструменты задействованы больше остальных в вашем любимом стиле. Для домашнего прослушивания лучше воспользоваться заготовками, предлагаемыми проигрывателем.
Одним словом, для качественного звука огромную роль играет эквалайзер. Настройка его является достаточно трудным процессом, однако по ее завершении вы получите идеальное звучание любимых музыкальных композиций.
DyadyaNORB › Блог › Настройка сУрьезного эквалайзера
Бывает так, что несколько музыкальных инструментов имеют примерно одинаковые
рабочие частоты, что при их одновременном звучании звук становится не таким, как
хотелось бы. Тогда задача эквалайзера – убрать мешающие и выделить полезные,
характерные для того или иного музыкального инструмента частоты. Для начала,
следует определить, какие частоты регулировать и насколько. Выставляем на
эквалайзере узкую полосу обрабатываемых частот. Затем вращаем регулятор
изменения частоты и проходимся эквалайзером по всему частотному диапазону
инструмента. При этом усиление эквалайзером выбранной частоты должно составлять
около шести децибел. Такая процедура позволит изучить спектр инструмента и
выяснить какие частоты полезны, а какие портят звучание. Найдя такие частоты,
нужно поэкспериментировать с шириной полосы и усилением на ней, пока звучание не
станет таким, каким вы его и задумывали.
Вот несколько общих характеристик, которыми можно руководствоваться при
эквализации тех или иных инструментов:
Частоты ниже 100 Гц делают звук более массивным и ощутимым, но также могут
сделать его бубнящим.
Частоты от 100 до 250 Гц могут добавить звуку полноты.
Частоты около 400 Гц делают звук более грубым.
Частоты от 600 до 800 Гц добавляют звуку глубины и полноты.
Частоты от 1 до 2 кГц могут усилить атаку звука и обозначить удар барабана.
Частоты от 2 до 4 кГц делают звучание инструмента более близким, усиливают
эффект присутствия.
Частоты от 5 до 7 кГц делают звук инструмента более резким.
Частоты от 10 до 18 кГц добавляют звуку прозрачности и воздушности.
Вокал
Для создания полноты можно поднять частоту 150Гц на 2-3дБ.
Для поднятия разборчивости добавьте немного на частоте 3кГц.
Чтобы усилить эффект присутствия, добавьте несколько децибел на частоте 5-6кГц.
Если в вокале присутствует свист, тогда нужно снизить усиление между 7 и 10кГц.
Для яркости и прозрачности поднимите уровень выше 12кГц.
Электрогитара
Для этого инструмента существует огромное количество вариантов эквализации,
каждый из которых подходит под определенное ее звучание. Тут главное – побольше
экспериментировать. Но я все же дам несколько общих советов.
Для устранения тусклости звучания электрогитары, нужно ослабить сигнал на
частотах ниже 100Гц.
Усиление частот от 120 до 250Гц придаст звуку теплоту.
Усиление частот от 2,5 до 4кГц подчеркнет атаку, а усиление 5кГц придаст яркости.
Акустическая гитара
Акустическая гитара звучит лучше, если немного снизить частоту 80Гц и от 800 до
1кГц.
Если хотите получить теплый и полный тон, можете попробовать усилить 150 и 250Гц.
Добавьте несколько децибел на частоте от 3 до 5кГц, если хотите подчеркнуть
атаку и перкуссию.
Добавление нескольких децибел на частоте 5кГц придаст яркости инструменту.
Бас-гитара
Очень важно всегда помнить, что бас-гитара и большой барабан «бочка» работают в
близких диапазонах, поэтому нужно стараться чтобы были ясно слышны оба
инструмента. Нужно настроить частоты так, чтобы обеспечить для каждого из них
свое пространство. Как правило, у бас-гитары вырезаются те частоты, которые
поднимают у бочки.
Барабаны
Для уменьшения картонного призвука у большого барабана, я советую вырезать
немного между 600 и 800Гц.
Для того чтобы подчеркнуть щелчок удара колотушки приподнимите частоты от 2,5 до
5кГц.
При обработке малого барабана усиление от 3 до 5кГц подчеркивает атаку, а подъем
на частоте 10кГц делает звук хрустящим.
Для том-тома рекомендуется небольшое усиление в полосе от 200 до 250Гц.
Вырезание частот ниже 200Гц позволяет избавится от шума остальных инструментов
при живой записи хета.
Если тарелки звучат неясно, срежьте несколько децибел в полосе от 1 до 2кГц.
Ударные инструменты с высоким тоном, такие как шейкер, хорошо звучат если
немного усилить высокие частоты (выше 10кГц). Это придаст звуку яркость и
мягкость. Можно срезать все частоты ниже 500Гц, чтобы избавится от резкости,
которая иногда может возникать при слишком близком расположении микрофона при
записи.