Качество топлива

10 заблуждений и стереотипов о заправках, в которые верят водители

Как определить качество бензина? Почему недоливают топливо? Почему хороший бензин продают только на определенных заправках? Отвечаем на этот и другие вопросы.

Визит на АЗС в России зачастую вызывает много вопросов и рассуждений. Где заправляться? По какой цене? На эти вопросы автомобилист, особенно начинающий, может услышать десятки разнообразных ответов, которые даже могут противоречить друг другу. Мы решили разобрать популярные утверждения, связанные с работой автозаправочных станций.

Миф: Заправки одного бренда лучше других АЗС

И от бывалых водителей, и от тех, кто недавно за рулём, можно совершенно чётко услышать: “На “Лукойле” (“Газпромнефти”, “ТНК”, “ВР”, “Роснефти”, “Татнефти” и т.д., нужное – подчеркнуть) — качественный бензин. А вот у конкурентов – не самое лучшее топливо”. А в качестве доказательства такого подхода приводится личное впечатление, что на “неправильном” бензине машина “хуже едет”.

На самом деле качество бензина на АЗС зависит не от бренда, а от нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), поставляющего это самое топливо. Для многих станет откровением, но в пределах одного региона бензин и дизтопливо как правило поставляются с одного и того же НПЗ на заправки разных брендов. Да-да, вы поняли правильно, бензин разливают из одной и той же “бочки”. Не верите? Тогда взгляните на сертификаты на стендах на разных АЗС — в них содержится информация о происхождении топлива. Уверяем, вы будете удивлены! (Кстати, если такой сертификат не висит, попросите – вам должны его предоставить).

Конечно, есть более тонкие нюансы. Например, иногда действительно в одном и том же регионе продают бензин с разных НПЗ. Как правило, это связано с особенностями логистики и происходит в тех районах, где затраты на доставку топлива одинаковы с разных заводов. Скажем, в Смоленской области могут продавать как бензин с московского НПЗ, так и с мозырского НПЗ из Беларуси. Но в любом случае он пойдет на АЗС разных брендов.

Есть и еще один момент. На той или иной заправке действительно может быть некачественное топливо. Но связано это с соблюдением контроля качества на каждой конкретной АЗС, а никак не с его брендом или ценой бензина на заправке.

Миф: АЗС одного бренда принадлежат одной компании

Продолжение предыдущего мифа звучит примерно так: пусть топливо на заправках одной марки отличается в зависимости от региона, но все АЗС данного бренда принадлежат одной и той же компании. А, значит, гарантировано и качество топлива, и стандарты обслуживания, и различные программы скидок.

На самом деле наличие на АЗС вывески с тем или иным логотипом означает лишь то, что данная заправка работает под конкретным брендом – только и всего. И АЗС совсем не обязательно принадлежит данной компании, немало заправок функционирует по франшизе.

Разумеется, такой договор подразумевает те или иные стандарты качества топлива, ведь в противном случае заправка начнет наносить колоссальный ущерб имиджу крупного игрока на рынке. Но вот о том, какие допуслуги должны предоставляться на АЗС, в договоре франшизы сказано не всегда. То же самое касается и различных скидочных программ и акций. Не удивляйтесь, если уехав очень далеко (например, за Урал), столкнетесь с тем, что вам откажут в положенной скидке – возможно, на данную заправку условия акций не распространяются

Хотите знать, какие заправки работают по франшизе, а какие нет? Нет ничего проще — зайдите на официальный сайт топливной компании. Там должен быть официальный список фирменных АЗС.

Миф: На российских АЗС недоливают топливо

Это утверждение в России можно услышать чуть ли не чаще, чем рассуждения о качестве бензина. Почти каждый водитель может рассказать историю о том, как ему недолили топливо, и он проехал существенно меньше обычного. Или как колонка на АЗС показала на несколько литров топлива больше, чем предусмотрено конструкцией транспортного средства

На самом деле этот “миф” иногда может оказаться правдой! К сожалению, никто не даст вам гарантии, что на конкретной АЗС не “мухлюют” с топливораздаточной колонкой…

Вот только такие случаи случаются крайне редко. Просто потому, что “овчинка не стоит выделки”. Во-первых, это незаконно, за мошенничество по ст. 159 УК РФ можно получить до 10 лет лишения свободы. Во-вторых, чтобы извлечь ощутимую выгоду, нужно недоливать действительно в крупных размерах. Наконец, в-третьих, в технической документации к автомобилю указывается только объем самого топливного бака. Но в этот показатель не входит объем горловины, где тоже находится бензин! И туда, в зависимости от конструкции, легко может войти 5-6 литров топлива.

Поэтому почти наверняка разговоры о недоливе – это просто особенности восприятия нашего человека, который привык ждать подвоха. Все равно считаете, что вас обманули на конкретной заправке? Нет ничего проще. Купите в магазине железную канистру, приезжайте на эту же заправку, заполните её доверху и посмотрите на показания на колонке — сразу же станет ясно, кто прав, кто виноват.

Миф: Ехать до более дешевой заправки не имеет смысла

Некоторые водители уверены, что заправляться лучше всего на той заправке, которая оказалась ближайшей. Логика здесь такая: если привязываться к конкретной АЗС, то придется совершать перепробеги. А это значит, что выгода из-за разницы цены на топливо просто вылетит в трубу, пока вы будете кататься.

На самом деле если вы едете по трассе, да еще и незнакомой, а бензин заканчивается, то заправиться действительно лучше на ближайшей заправке. Разумеется, речь идет об АЗС известных брендов, сомнительных заправок, особенно в дальних поездках, лучше избегать. Но большинство водителей, как правило, чаще ездит по одному и тому же маршруту, где все точки на пути известны. А у автомобилистов из крупных городов так вообще очень широкий выбор АЗС и ехать до заправки другого бренда не так уж и далеко.

Поэтому если неподалеку от вас есть заправка с более дешёвым бензином, езжайте туда! Как мы уже писали выше, скорее всего там будет точно такое же по качеству топливо с того же НПЗ, что и на других АЗС. (Если у вас есть сомнения – попросите сертификат качества, вам обязаны его предоставить!). Кстати, в интернете есть специальные сайты, осуществляющие мониторинг цен на топливо. Разница на бензин с одинаковым октановым числом может достигать нескольких рублей! Единственный минус поездки на более дешевую заправку может заключаться в потраченном времени. Кроме того, нужно рассчитывать запас хода так, чтобы не остаться с пустым баком.

Миф: За пустой бензобак не могут оштрафовать

Кстати, о пустом баке. В нашей стране немало различных наказаний для водителей, но многие убеждены, что оштрафовать их за то, что в автомобиле закончился бензин, их не могут.

На самом деле наказать водителя по формальному факту отсутствия топлива в баке, разумеется, нельзя. Но если у вас вдруг закончится бензин во время поездки, будьте готовы, что вы совершите вынужденную остановку в неположенном месте. А за это вас могут наказать штрафом 1000 – 2000 рублей (в Москве и Санкт-Петербурге — 3000 рублей), а также эвакуировать транспортное средство (например, пока вы будете ездить за канистрой бензина). Поэтому не доехать до заправки может оказаться себе дороже.

Миф: На АЗС опасно пользоваться телефоном

Это утверждение можно услышать довольно часто, причем первые, кто выступают с его пропагандой — сами АЗС. Почти на каждой современной заправке можно увидеть картинку с перечеркнутым мобильным телефоном. Говорят, мобильники могут “дать искру”, из-за чего произойдет взрыв и якобы существует закон, запрещающий говорить по телефону на АЗС.

На самом деле пользоваться мобильным телефоном на АЗС абсолютно безопасно.

Многие говорят о неких “искрах” от телефонов, но хочется спросить – а каким образом они возникнут? Радиосигнал от мобильного телефона слишком слаб, чтобы спровоцировать искру или нагрев какого-либо тела, иначе бы у человека давно уже расплавились мозги от использования мобильника.

Другие утверждают, что смартфон способен “притянуть молнию”, и пожар начнется из-за этого. О том, что каждая АЗС оснащается громоотводом и молния (даже если она будет) ударит именно в него, любители красивых теорий, видимо не знают. Нет и какого-либо закона, запрещающего пользоваться телефонами на заправке.

Конечно, во время разговора по телефону возгорание на АЗС всё же может произойти. Но только собственно само устройство здесь ни при чём. Искра может возникнуть, например, из-за статического электричества, образовавшегося на одежде.

Поэтому пользуйтесь телефоном на АЗС абсолютно спокойно.

Миф: в России нет нормального дизеля

Отдельные разговоры водителей касаются не АЗС или качества топлива вообще, а именно дизельного топлива. Большинство автомобилистов хоть раз слышали страшные истории про то, как владелец дизельного автомобиля вечером зимой залил топливо, а на утро не смог завестись. А всё потому, что на заправках ему залили “летний дизель”.

На самом деле этот миф частично оправдан. Для начала разберемся в терминах. Под “летней соляркой” подразумевается дизтопливо с порогом замерзания около -10 градусов, а под “зимним дизелем” — топливо, не замерзающее при температуре до -35 градусов. Так вот, до 2008 года в России действовал ГОСТ, согласно которому АЗС были обязаны перейти на зимнее топливо до 1 ноября. Сейчас этот ГОСТ отменили в связи с новым техрегламентом, по которому владельцы заправок сами определяют, до какого момента продавать летнее дизтопливо. А поскольку летняя солярка выгоднее и к началу зимнего сезона остаются запасы, некоторые АЗС тянут до последнего…

Но! По факту вероятность возникновения такой ситуации крайне низка, поскольку сами нефтяные компании, особенно крупные, предпочитают переходить на зимнюю солярку, не дожидаясь серьёзных холодов. К тому же, есть несколько простых способов избежать замерзания топлива. Во-первых, на АЗС можно попросить сертификат качества топлива (повторимся, иногда его вешают на специальном стенде), где прописывается температура замерзания. Во-вторых, в межсезонье, когда температура скачет вокруг нулевой отметки, не будет лишним залить “антигель” – специальную присадку, понижающую порог застывания топлива. (Внимание! Делать это нужно до наступления возможных заморозков!). Именно так поступают, например, жители предгорных районов Европы, когда температура у подножья может быть около +5-7 градусов, а наверху — стоять вполне российские -15.

Наконец, в-третьих, однозначно нужно избегать заправок с подозрительно дешевым дизельным топливом. Если вы видите, что солярка на АЗС без вывески стоит рублей на 10 дешевле нормы, объезжайте её стороной. Скорее всего, это вообще не автомобильный дизель, а печной или судовой. Кстати, в этом случае совет держаться подальше будет актуален не только зимой, но и летом.

Миф: Бензином можно запастись впрок

В России бензин постоянно дорожает, независимо от стоимости нефти и курсов валют. А потому иногда можно услышать, что топливо имеет смысл закупить про запас. Особенно популярным это утверждение становится в те времена, когда на заправках по тем или иным причинам возникает дефицит, или стоимость бензина начинает резко расти. Так что же, может и впрямь прикупить канистру-другую и положить где-нибудь рядом с консервами?

Рейтинг качества топлива

Качественное топливо: проблема выбора и способы проверки

Использование некачественного топлива для заправки авто – настоящая гибель для двигателя. К сожалению, эта проблема касается только самих автомобилистов и их кошелька, но не частных предпринимателей и владельцев АЗС. В зависимости от определенных параметров формируется рейтинг качества бензина.

Основные функциональные характеристики топлива:

  1. Детонационная стойкость. Определяющий показатель, противостоящий взрывообразному горению. В маркировке он представлен октановым числом. Реальные данные ОЧ часто не совпадают с указанными в документации.
  2. Способность к испарению. Зависит от летучести и фракционного состава бензина. Данные параметры характеризуют пусковые свойства топлива и его предрасположенность к возникновению паровых пробок.
  3. Плотность. Параметр, зависящий от температуры, химических особенностей составных элементов и входящих фракций.

Очень важно использовать качественное топливо для автомобиля

Наиболее популярные марки бензина

В техническом паспорте каждого транспортного средства прописан наиболее подходящий вид топлива, который должен обеспечивать нормальную работу силового агрегата и смежных механических устройств. Использовать рекомендуется только прописанную в документах марку бензина во избежание ненужных проблем.

Часто использующиеся марки бензина:

Начальная буква «А» говорит о том, что этот вид топлива предназначен для автомобилей.

Буква «И» во всех наименованиях означает исследовательский тип определения непосредственного октанового числа. Он применяется для выявления антидетонационных характеристик бензина в условиях работы двигателя при городской езде. В случае, когда силовой агрегат испытывает высокую теплонапряженность, то есть работает в форсированном режиме, противостояние бензина к возможной детонации определяется при помощи моторного метода исследования.

Цифры, присутствующие во всех марках бензина характеризуют количественный показатель октанового числа. Оно, в свою очередь, показывает, какую скорость горения имеет то или иное топливо и какой степенью устойчивости обладает данная бензовоздушная смесь по отношению к взрывному воспламенению.

Осторожно — Некачественный бензин и дизтопливо

Некоторую часть своих качественных характеристик топливо теряет во время транспортировки от НПЗ к АЗС. Однако доля этой потери минимальна. Гораздо больший ущерб бензину или дизелю приносят лично владельцы АЗС, стремящиеся любым путем увеличить доход собственного предприятия.

Топливо разбавляется при помощи различных горючих веществ и продуктов коксохимии, позволяющей корректировать октановое число.

Для разбавления бензина используют:

  • Тэтраэтилсвинец
  • Железосодержащие присадки
  • Нафталин
  • Метил-трет-бутиловый эфир
  • Бензольные соединения
  • Ацетон
  • Этиловый спирт

Использование тэтраэтилсвинца направлено на увеличение октанового числа. В последствии показатель возрастает на 5-10 единиц. Такая манипуляция приводит к возрастанию токсичности и изменению температуры горения топлива. Как следствие, поршневые кольца, цилиндры и клапана покрываются значительным слоем нагара.

При добавлении в топливо железосодержащих присадок показатель прибавления ОЧ составляет 3-6 единиц. Чрезмерная концентрация приводит к износу свечей зажигания, образованию ржавчины на цилиндрах и выходу из строя силового агрегата.

Нафталин позволяет повысить ОЧ на 6 единиц. Его способность к кристаллизации приводит к порче шлангов, форсунок инжектора и бензонасоса.

Влияние некачественного бензина на авто

Буквально 7% метил-трет-бутилового эфира способно превратить АИ-92 в АИ-95. Из-за быстрого испарения МТЭБ возможно возникновение детонации.

Для нормального разбавления бензина подходит только чистый этиловый спирт, но он весьма дорогостоящий. Поэтому владельцы АЗС пользуются необезвоженным спиртовым раствором. Применение такого топлива грозит нарушением работы клапанов.

Ароматические углеводороды (бензольные соединения), являясь растворителями, способствуют развитию коррозии на всех металлических деталях транспортного средства.

Главная махинация, связанная с дизелем – подмена высококлассного топлива, подходящего для современных автомобилей, некачественной жидкостью, предназначенной для сельскохозяйственных нужд. Также, очень часто под видом «зимнего» дизеля продается «летнее» топливо. На морозе жидкость не замерзает из-за добавления в нее керосина или бензина.

Бывают случаи подмены дизельного топлива некачественной жидкостью

Способы проверки качественных свойств топлива

Самостоятельная проверка качества топлива – необходимое мероприятие, которое должен проводить каждый автомобилист, дорожащий своим транспортным средством.

Вне лабораторных условий существует ряд методов проверки, доступных даже обывателю.

Способы проверки качества бензина:

  • Обнаружение примесей при помощи листа белой бумаги. Уголок листа требуется смочить в топливной жидкости. Потом высушить и провести анализ увиденного. Топливо считается хорошим, если лист не пожелтел и не потемнел. При наличии каких-либо изменений или присутствия жирного следа можно говорить о недопустимых примесях в бензине.
  • Определение количества смол, входящих в состав топлива. Каплю бензина поместить на стекло и поджечь. Если на поверхности остались белые пятна, скорее всего, концентрация смол крайне низка. Пятно коричневого или желтого цвета предупредит водителя о том, что смол в топливной жидкости слишком много.
  • Выявление воды в бензине при помощи раствора марганца. В прозрачную баночку налить небольшое количество бензина. На просвет жидкость должна иметь желтоватый оттенок. При добавлении раствора марганца цвет бензина поменяться не должен. Розовый цвет говорит о наличии в топливной жидкости молекул воды.
  • Фиксирование примесей по запаху. Несвойственный для бензина запах серы говорит о разбавлении его сероводородными соединениями или нафталином.

Качество бензина можно определить по запаху и цвету

Способы проверки качества дизеля:

  • Определение наличия воды и примесей при помощи закупоренного прозрачного сосуда. Немного дизельной жидкости поместить в прозрачную посуду (стакан, банка), закрыть крышкой и дать отстояться. Через время в некачественном топливе выпадут в осадок некоторые примеси, а присутствующая вода выделится в отдельный верхний слой.
  • Выявление недопустимых веществ путем пропуска топливной жидкости через бумажный фильтр. При этом на бумаге должно остаться светлое пятно небольших размеров. Темный цвет пятна говорит о присутствии механических примесей.

Видео о качестве дизельного топлива:

Лучшие производители высококлассного топлива

В пределах Российской Федерации можно выделить несколько нефтеперерабатывающих заводов, которые являются основными производителями бензинового топлива:

  1. Рязанский НПЗ. Холдинг «ТНК-ВР». Занимает третье место в Росси по объему добываемой и реализуемой нефти. Добыча углеводородов превышает шестьсот баррелей нефтяного эквивалента в год. Финансовая прибыль компании составляет шесть млрд долларов в год.
  2. Омский НПЗ. Холдинг «Газпром нефть». Одна из крупнейших компаний, которая осуществляет полный комплекс работ по добыче и переработке нефти. Также реализует продажу нефтепродуктов в России и за рубежом.
  3. Нижегородский НПЗ. Холдинг «ЛУКойл». Организация, являющаяся первой в Мире по запасам нефти. Нефтепродукты этой фирмы известны во многих странах и пользуются значительным спросом. На данный момент ведется разработка десяти месторождений нефти.
  4. «Ярославнефтеоргсинтез». Холдинг «Славнефть». Находится в первой пятерке среди других российских НПЗ. Основное рабочее направление – нефтедобыча и переработка.

Омский НПЗ — один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов России

Рейтинг производителей топлива для автомобилей, работающих на дизеле, на сегодняшний день, можно составить только по зарубежным странам. В основу распределения мест входит количественный показатель серы, присутствующей в дизельном топливе.

Основные страны-производители дизтоплива:

Россия, к сожалению, пока не входит даже в двадцатку лучших производителей. Процентное содержание серы в отечественном топливе – 1,3%. В идеале оно не должно превышать 0,3%.

Московский нефтеперерабатывающий завод производит дизельное топливо

Лучшие АЗС России

Рейтинг АЗС зависит от качества предоставляемого топлива, от уровня обслуживания клиентов и наличия внутренней инфраструктуры.

Самые популярные АЗС:

  • «ТНК». Ответственное предприятие, не стремящееся заработать на клиентах. Качество заливаемого топлива хорошее, ОЧ соответствует заявленному, присадки в работе не используются.
  • «BP». Заправка топлива осуществляется без недоливов. Вредные примеси и искусственные присадки в топливе не присутствуют. Однако махинации с октановым числом на данных АЗС встречались не один раз.
  • «SHELL». Качество бензина на АЗС проверяется по всем пунктам технического регламента РФ. Отличительная особенность – практика бонусной поддержки клиентов и накопительной системы скидок.
  • «Газпром Нефть». Все заправки этой фирмы работают на высоком уровне. Топливо хорошего качества, на работе двигателя и смежных устройств сказывается положительно.
  • «ЛУКойл». АЗС этой фирмы вызывают доверие у большей части российских автомобилистов. Топливо имеет улучшенные экологические характеристики и не приводит к износу двигателя.

«Газпром нефть» — популярные и известные автозаправочные станции

Несмотря на то, что перечисленные заправки пользуются заслуженной популярностью, все же, бдительность не помешает никогда. Ведь только на качественном топливе все механизмы автомобиля будут работать в должном режиме. В противном случае, без значительных поломок и долгой реабилитации транспорта не обойтись.

Супертест бензина с 16 московских и подмосковных АЗС. Осторожно: свинец!

Тетраэтилсвинец, если вы еще не успели забыть, — это яд, в том числе и для автомобильного каталитического нейтрализатора. В большинстве стран его применение давным-давно запрещено, а с 2003 года этилированный бензин вне закона и в России. За последние пятнадцать лет мы в Авторевю, проводя тесты топлива, повидали многое, но ни разу не выявляли в нем свинец. А сейчас — в двух образцах из шестнадцати! Каждый восьмой. И где, в Москве и Московской области!

Большинство проб мы отобрали на самом популярном редакционном маршруте Москва — Дмит­ровский автополигон. Но, уверен, устрашающие результаты теста касаются не только этого направления.

Меньше небольших частных заправок — меньше обмана. Их дни, к счастью, сочтены — эта АЗС возле Дмитровского полигона уже закрылась

Мы же посетили заправку VP Racing, реализующую спортивное топливо, две мелкие АЗС (KP-Oil и Параллель), три АЗС относительно небольших сетей (ЕКА, Нефтьмагистраль и Трасса) и АЗС шести крупных игроков — это Роснефть, Лукойл, Газпромнефть, ВР, Татнефть и Shell.

Спортивный бензин продают в бочках, но готовы налить и в канистры

Почему нет ТНК? Этот бренд, равно как и российские АЗС ВР, принадлежит Роснефти, а в прошлом году начался ребрендинг: заправки меняют ­сине-оранжевую ливрею ТНК на желтую расцветку Роснефти, а торговая марка ТНК вскоре покинет рынок ­топлива и моторных масел.

В декабре мы попали на период переп исывания ценников из-за очередного повышения акцизов на топливо (правда, они увеличивались только с 1 января, и Федеральная антимонопольная служба уже ведет проверки на предмет ценового сговора). Поэтому пусть вас не смущает цена 41 рубль за литр ­АИ-95 — сейчас на большинстве сетевых заправок «девяносто пятый» стоит не меньше 42 рублей.

На всех АЗС, кроме Трассы и «спортивной» заправки VP Racing, мы приобрели бензин АИ-95. На АЗС Shell и ВР вдобавок купили улучшенный «девяносто пятый» Shell V-Power и ВР Ultimate. Нефтяники обычно называют его фирменным, хотя еще 11 лет назад мы выяснили, что это обычное ­топливо, но с дополнительным пакетом моющих присадок. Заодно посмотрим, что изменилось за эти годы.

Поскольку все больше автомобилей оснащаются турбомоторами, для которых чем выше октановое число бензина, тем лучше, мы на АЗС Газпромнефть и Трасса приобрели АИ-98, а на Лукойле и «спортзаправке» VP Racing — АИ-100. Любопытно, что если лукойловский «сотый» (49,2 рубля за литр) лишь на ­рубль-полтора дороже «девяносто восьмого», то бензин на АЗС VP Racing — вдвое! Газпромнефть, кстати, тоже производит «сотый» бензин, но сейчас он предлагается только в Новосибирской области, и в Москву его пока не завозят.

Действующий в России Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» предписывает соответствие любого реализуемого бензина экологическому классу К5, что означает выполнение многих требований — вплоть до предельной массовой доли кислорода. Но при этом важнейшая характеристика бензина, октановое число, фактически выведена за скобки: «не менее 80». И только!

Тем приятнее было с помощью одноцилиндрового лабораторного двигателя УИТ-85 с изменяемой степенью сжатия убедиться, что ни одна сетевая АЗС не пользуется такой лазейкой. Истинные значения октанового числа соответствовали товарным названиям бензинов, причем в полной мере это относилось и к АИ-100.

Вердикт одноцилиндрового лабораторного двигателя УИТ-85 с изменяемой степенью сжатия: на сетевых заправках заявленному верить! Даже АИ-100 показывает реальное октановое число 100,0 по исследовательскому методу

Как проверить качество топлива на АЗС

Несмотря на периодические проверки, многие из которых являются спонтанными, множество автозаправочных станций по всей России продолжают предлагать своим клиентам некачественное топливо. Особенно часто с этим приходится сталкиваться жителям регионов, где продажа бензина контролируется гораздо меньше, чем в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах.

При наличии нескольких доступных АЗС автовладельцы предпочитают заправляться на одной и той же станции, предлагающей наиболее качественное топливо. Гарантированно оценить его соответствие стандартам может только профессиональная экспертиза, однако большинство автолюбителей при выборе основываются на результатах ряда простых «народных» проверок. О том, как провести их и самостоятельно оценить качество приобретаемого бензина, читайте далее.

Чем чревата заправка некачественным топливом?

Не все владельцы автомобилей, особенно те, чей стаж вождения пока не велик, знают о возможном вреде, наносимом некачественным бензином, поэтому стоит немного коснуться этой темы.

Наиболее часто можно столкнуться со следующими проблемами:

  • Выход из строя свечей зажигания – проблема небольшая, но неприятная, особенно, если под рукой не оказывается комплекта для замены. Использование некачественного топлива можно определить во время замены по красноватому налету.
  • Ухудшение работы каталитического нейтрализатора выхлопной системы.
  • Нарушение работы частей топливной системы – бензонасоса, форсунок, датчиков.
  • Быстрый износ фильтров.

Тут стоит понимать, что поломка в большинстве случаев случается не сразу после заправки авто низкокачественным топливом. Небольшое количество примесей, регулярно поступающее в вышеуказанные системы, постепенно скапливается в отдельных узлах и лишь при достижении «критической массы» приводит к поломке или заметным проблемам в работе. То есть, вы можете регулярно пользоваться услугами одной АЗС и не подозревать о том, что автомобиль подвергается повышенному износу.

Как проверить качество топлива?

Существует несколько несложных способов, однако далеко не каждый из них удобно производить непосредственно на автозаправке. Лучше всего проверить приобретенное топливо дома и решить для себя, заправляться на этой АЗС в будущем или нет.

По запаху

Метод не очень хорошо подходит для неопытных водителей, но многие автовладельцы со стажем вполне могут определить присутствие масла и присадок в бензине по его запаху. Запах чистого топлива весьма специфичен, при этом от него не должно пахнуть горелой резиной или газом. Однако таким образом можно выявить лишь действительно большое количество добавок.

По цвету

Для этого нужно налить топливо в стеклянную емкость. Качественный бензин – бесцветен, поэтому наличие желтоватого или синеватого оттенка явно свидетельствует о присутствии примесей.

На содержание масла

Проверить топливо на содержание масла можно двумя способами:

  • Капнуть бензином на руку и подождать, пока он не испарится. На коже не должно остаться масляных пятен.
  • Воспользоваться листом обычной бумаги. Если после высыхания топлива на ней останутся масляные или желто-бурые пятна, значит, в нем содержатся примеси. Качественный бензин испаряется без следа.

Этот способ достаточно быстр и безопасен, поэтому капельку топлива можно взять прямо из пистолета ТРК перед заправкой авто.

На присутствие воды

Большинство водителей уверено, что бензин в основном разбавляют водой. Определить ее наличие также нетрудно: нужно добавить в емкость с топливом немного кристаллов марганцовки (не более 1/20 от объема жидкости). Если смесь начнет окрашиваться в розовый – в бензине присутствует вода.

На наличие смол

Для этого теста потребуется небольшой, чистый кусочек стекла. Налейте на него немного топлива и подожгите. После полного сгорания на поверхности обязательно останутся разводы, по цвету которых можно судить о наличии добавок. От чистого бензина остаются белые следы, от смол – желтоватые или коричневые, а от бензола – сажа.

Само собой, проводить подобную проверку следует вдали от заправки и любых легко воспламеняющихся веществ.

Для большей надежности можно использовать сразу несколько способов, а при обнаружении заметных отклонений от нормы лучше как можно скорее сменить свою основную АЗС, не дожидаясь возникновения неполадок в автомобиле.

Семь способов самостоятельно проверить качество бензина на АЗС

Увы, но российские бензин-солярка по-прежнему оставляют желать лучшего. И никому, никому, ну никому (если не брать в расчёт личную заинтересованность власть имущих) не понятно, почему хозяева «нефтяной» страны позволяют своим нефтяным баронам выпускать топливо, как бы это сказать помягче, по остаточному принципу. Которое к тому же уже «на месте» разбавляют водой и вредными для силового агрегата присадками, «химичат» с плотностью.

Нет, в последнее время крупные сетевые заправки следят за качеством и откровенно вредной «жижи» в бак не зальют. Но в любом правиле бывают исключения. А еще есть независимые АЗС (особенно опасные в глубокой провинции). И как это ни печально, пока еще каждый российский автовладелец должен уметь распознать, стоит ли наполнять бак тем, что ему предлагают. Тем более это, как мы выяснили, не очень сложно. Правда, большинство способов собственноручной проверки топлива на качество возможно все-таки в домашних условиях. То есть заправился, позже убедился, что не тем, – и ищешь другую АЗС. Хотя иногда о составляющих жидкости можно судить и на месте «казни железного коня».

Что должно насторожить?

Для начала нужно знать, какие индикаторы-«маячки» способны рассказать о том, что «осетрина не первой свежести».

Важный, но, предупредим, не показательный фактор качественной «горючки» – её стоимость. Любой автолюбитель примерно знает, какая цена на топливо в том или ином регионе. Поэтому, проезжая мимо заправки и обнаружив небывалую скидку на бензин/солярку, стоит задуматься: почему это производитель так расщедрился?

«Второй «маячок» – запах. Кажется, что «аромат» свежеприготовленного бензина сложно спутать с каким-либо еще, но если производитель переборщил с маслами и присадками, то и запах конечного продукта меняется и становится более резким, с оттенками жжёной резины и бытовой химии.

И, наконец, самый «доходчивый» «маяк» – движок после заправки стал работать нестабильно, троить и глохнуть, а расход при этом пополз вверх. Правда, при этом нужно быть уверенным, что авто технически исправно: бензонасос работает как надо, катушки исправны, свечи зажигания заменены в срок. Если с машиной всё в порядке, но «не едет» – меняйте АЗС.

«Дедовский» контроль за.

Итак, вы поняли, что с топливом ближней к вам заправки что-то не так. Окончательно убедиться в этом поможет домашняя «химическая лаборатория», хотя при желании и свободном времени все эксперименты можно провести и на месте. Все приведенные ниже инструкции можно назвать дедовскими, но, тем не менее, они отлично работают.

. присадками,

Чтобы протестировать бензин на обилие явно лишне-вредных присадок и химических добавок, нужно иметь под рукой лист белой бумаги. Капните на него немного бензина и ждите ответной реакции. После того как бензин испарится, бумага должна остаться белоснежной. Это явный знак того, что с топливом не «химичили». Дело в том, что посторонние примеси не способны испаряться, их наличие на бумаге отразится появлением пятна «кислотного» цвета. Может остаться еще и жирное пятно, говорящее о присутствии в топливе лишних масел.

маслами,

Проверка на излишнюю «маслянистость» так же очень проста. Капните бензином на выпуклое стекло и подожгите. Хороший сгорает полностью, практически не оставляя следов. Идеальный вариант, когда на поверхности стекла остаются белые кольца. Жёлтые и коричневые разводы говорят о «переборе» смол.

водой

Часто (порой даже слишком часто) бензин разбавляют обычной водой. Чтобы найти следы подобного обмана, запасемся старой доброй марганцовкой. В чистом бензине она не растворяется и цвет топлива не меняется. Если же его «развели» водой – налицо фиолетовый оттенок.

и кожей

Не бойтесь испачкать руки каплей бензина, используя кожный покров как индикатор качества. Бензин часто применяют не только как растворитель, но и как обезжириватель. Поэтому «на ощупь» он сухой, стягивает кожу, не оставляет масляных разводов. Простой эксперимент: испачкайте пальцы грязью или маслом, а после плесните на руки немного бензина. Если грязь с маслом удалились, бензин качественный.

Куда жаловаться?

Если качество топлива категорически не устроило, имеет смысл написать жалобу в Роспотребнадзор. Этот государственный орган уполномочен проверять заправку с пробирками один раз в три года. Но если претензии потребителя накапливаются, есть право совершить внеплановый визит. Так что жаловаться нужно чаще – не ленитесь.

С другой стороны, о любой проверке контрольный орган должен сообщать заранее (в случае с АЗС – за три дня). Естественно, за это время топливный оператор вполне может зачистить концы. Не лишним бывает проверить официальные сайты надзорных служб.

Так, на портале департамента природопользования и охраны окружающей среды при московском правительстве опубликован список «черных» АЗС, регулярно нарушающих закон. Кстати, чтобы обратиться в Роспортебнадзор, достаточно иметь доступ в Интернет и перейти на страницу с обращениями граждан. Еще можно позвонить на бесплатную горячую линию ведомства: 8-800-100-00-04. И чем чаще вы будете жаловаться, тем быстрее качество топлива достигнет в нашей с вами стране по-настоящему европейского уровня.

Сколько стоит топливо в Европе и правда ли у нас дорогой бензин, узнаете в материале “Цены на бензин в России и мире: лучше ли там, где нас нет”.

Ссылка на основную публикацию