Как проверить зажигание на ваз 2109

Неисправность системы зажигания ваз 2109

Проверка системы зажигания.

Неисправности системы зажигания ваз 2109 определяется по наличию искрового разряда на высоковольтных проводах и свечах зажигания. Для проверки искрового разряда в целях безопасности и наглядности лучше применить разрядник. С его помощью можно отрегулировать зазор искрового промежутка, что нельзя сделать на свече. Система зажигания считается исправной, если искра пробивает расстояние в 10 мм. и имеет синий цвет.

Первым делом проверяется искра на центральном проводе. При наличии проводится проверка на двух любых свечных проводах. Если искра есть только на одном проводе, то причина в провороте бегунка и его необходимо сменить. Если нет искры ни на одном свечном проводе, то причина в пробое или провороте бегунка трамблёра. Для проверки снимите крышку трамблёра и бегунок. Во втулке бегунка, которой он насаживается на вал, проверьте целостность прилива, который входит в прорезь вала и не даёт проворачиваться бегунку на валу. При исправности посадите бегунок на место, извлеките центральный провод из гнезда крышки, удерживая его пассатижами на расстоянии 2 — 5 мм от бегунка проверните двигатель стартером. Наличие искрового разряда между проводом и бегунком свидетельствует о его пробое.

Нет искры на центральном проводе.

Вернёмся к проверке искры на центральном проводе если есть неисправность системы зажигания ваз 2109 и рассмотрим случай отсутствия искры на центральным проводе. Причина этого может быть неисправность коммутатора, датчика холла в трамблёре, отсутствие питания на электрооборудовании системы зажигания, обрыв ремня ГРМ, неисправность катушки зажигания, обрыв или замыкание между собой или на корпус соединительных проводов.

Проверка коммутатора.

Проверить коммутатор с долей вероятности можно по стрелке вольтметра, если он установлен на панели приборов или подключить вольтметр к питающим проводам системы зажигания. При включении зажигания вольтметр начинает показывать напряжение бортовой сети, а через некоторое время, примерно 10 – 15 секунд, стрелка должна отклониться ещё дальше показывая прирост напряжения. Это происходит из-за отключения коммутатором катушки зажигания, которое происходит, в случае если коленвал не начинает вращения.

Если прироста напряжения нет, то необходимо проверить наличие питания на клемме катушке зажигания коммутаторе. Для этого отключите разъем от коммутатора, включите зажигание, соедините один конец контрольной лампы с корпусом автомобиля, а вторым коснитесь вывода 4 на разъёме. Если контрольная лампа горит, то питание на коммутатор поступает. Коснитесь контрольной лампой вывода 1 разъёма коммутатора. Если контрольная лампа горит, то питание на катушке зажигания есть и первичная обмотка катушки целая. Если контрольная лампа не горит, то проверьте питание на клеммах катушки зажигания. Наличие питания на выводе «Б» и отсутствие на второй клемме говорит об обрыве первичной обмотки катушки зажигания, а наличие питания на обеих клеммах об обрыве провода от катушки до коммутатора.

Если нет питания на выводе 4 разъёма и клемме «Б» катушки зажигания, тот необходимо проверить контактную группу замка зажигания. Для этого проверьте наличие питания на голубом с чёрной полосой проводе. При наличие на нём питания устраните обрыв в проводах или плохой контакт в соединениях в цепи от замка зажигания до катушки зажигания и коммутатора.

В том случае если питание на выводе 4 и 1 разъёма коммутатора есть, то стоит проверить наличие минуса на этом же разъёме. Для этого подключите один конец контрольной лампы к выводу 4, а вторым коснитесь вывода 2 разъёма. Если контрольная лампа не загорит то зачистите контакт в соединении минусового провода с корпусом автомобиля.На этом проверка коммутатора заканчивается. При исправности провода и хорошем соединении в 90% случаях неисправен коммутатор. В моей практике статистика составляет 100%. В том случае если прирост напряжения есть, то коммутатор исправен.

В этом случае продолжить проверку лучше с исправности ремня ГРМ. Это лучше сделать, сняв крышку трамблёра и провернув двигатель стартером. Если бегунок не вращается, то имеет место обрыв ремня. Если ремень целый, то неисправность системы зажигания ваз 2109.

Проверка датчика Холла.

Проверяем исправность датчика холла и соединительных проводов если есть неисправность системы зажигания ваз 2109. Для проверки датчика Холла не отключая разъём от коммутатора необходимо подключить вольтметр к зелёному проводу, вывод 6, и белому с чёрной полосой, вывод 3. ВАЖНО: внутреннее сопротивление вольтметра должно быть не менее 100 кОм. После этого начинаем медленно проворачивать ось трамблёра за болт распредвала или руками при снятом трамблёре. При этом минимальное показание вольтметра при исправном датчике не должно превышать 0,5В, а максимальное значение не должно быть ниже 9В. если показания не выходят за рамки нормы, то датчик и соединительные провода исправны. Если показания отличаются, то проверьте напряжение подключив вольтметр непосредственно к разъёму на трамблёре. Если показания так же не будут соответствовать норме, то неисправен датчик, в противном случае неисправны соединительные провода.

При исправности коммутатора и датчика Холла необходимо проверить целостность центрального провода. Неисправный провод следует заменить. При исправности всего оборудования следует сменить катушку зажигания. В ней возможен обрыв вторичной обмотки, можно проверить при помощи омметра, или пробит изолятор и есть утечка тока на массу.

Проверка бесконтактной системы зажигания карбюраторных двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099

Проверка системы зажигания необходима при диагностике неисправностей автомобильного двигателя. Например, в таких ситуациях, когда двигатель не запускается, запускается и глохнет, неустойчиво работает на холостом ходу, присутствуют провалы в его работе. Следует отметить, что аналогичные неисправности возможны и при проблемах с карбюратором и с самим двигателем. Перечень неисправностей системы зажигания изложен на странице «Неисправности бесконтактной системы зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций».

Основным показателем нормальной работы системы зажигания является наличие устойчивой искры между электродами свечей зажигания. Так как система зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 бесконтактная, то проверять наличие искры стоит именно на свечах, а не между наконечником центрального бронепровода и «массой» как на автомобилях с контактной системой зажигания.
Поэтому выкручиваем все свечи, подсоединяем к ним наконечники высоковольтных проводов и кладем их на клапанную крышку двигателя («массу»). Включаем зажигание и вращаем коленчатый вал стартером. Наблюдаем за свечами. Стабильная, сильная сине-оранжевая искра между электродами свечей – показатель нормально работающей системы зажигания. Слабая, с перебоями искра, либо вообще ее отсутствие свидетельствует о проблемах с системой зажигания и необходимости проверки ее элементов.

Еще одна проверка заключается в визуальном поиске мест утечки тока. В темном гараже или в темное время суток поднимите капот автомобиля и заведите двигатель. Внимательно осмотрите катушку зажигания, высоковольтные провода, крышку трамблера, свечи зажигания. Утечка тока будет заметна в виде свечения или искровых разрядов на проблемных местах. «Пробитые» детали заменяем новыми.

Проверка коммутатора

Можно заменить коммутатор заведомо исправным, можно оценить его исправность по вольтметру.
Включите зажигание и посмотрите на вольтметр. При исправном коммутаторе стрелка вначале отклонится на небольшой угол (на 2-3 секунды), а затем займет свое нормальное положение. Если он неисправен, стрелка вольтметра перемещается к максимальному значению сразу, без паузы. Подробнее: «Проверка коммутатора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Проверка датчика Холла

Проверку можно осуществить заменой датчика на заведомо исправный или при помощи вольтметра (мультиметра, автотестера работающих в режиме вольтметра). Прибор необходимо подключить к зеленому и черно-белому проводам идущим к датчику. Чтобы это сделать нужно проколоть провода двумя булавками и уже к ним подключить вольтметр. Медленно поворачивая коленчатый вал при включенном зажигании наблюдаем за показаниями прибора. Если датчик Холла исправен, то напряжение будет скакать от 0,4 В до максимального напряжения в бортовой сети. Неисправный датчик меняем, ремонту он не подлежит.

Проверка высоковольтных проводов (бронепроводов)

Визуально осматриваем провода. Загрязнения очищаем тряпкой смоченной в ацетоне. Выгоревшие внутри однозначно отбраковываем.
Мультиметром или автотестером (в режиме омметра) проверяем сопротивление каждого высоковольтного провода. У исправных проводов оно составляет 3,5 – 10 кОм. Если неисправен хотя бы один провод, желательно заменить не только его, но и весь комплект. Подробнее: «Проверка высоковольтных проводов автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 231099».

Проверка свечей зажигания

Проверка свечей зажигания на наличие искры описана выше в общей проверке работоспособности системы зажигания. Наличие искры между электродами свечи является показателем ее исправности. Так же можно проверить исправность свечей зажигания специальным пробником. При проведении такой проверки прочитайте инструкцию к своему пробнику и следуйте ей.

Необходимо так же визуально оценить состояние свечей. Например, наличие черного нагара свидетельствует либо о неисправности самой свечи, либо несоответствии ее калильного числа требуемому для данного двигателя, либо о неисправности двигателя и т. д.
Более подробно о проблемах со свечами зажигания читайте на странице «Неисправности свечей зажигания».

Проверка катушки зажигания

Наличие искры между электродами свечей зажигания свидетельствует о том, что катушка («бобина») исправна. Более точно степень ее исправности можно определить с помощью мультиметра, автотестера и аналогичных им приборов, работающих в режиме омметра. Снимаем катушку зажигания. Подсоединяем омметр одним щупом к выводу «Б» катушки, а вторым щупом к выводу «К». Так мы проверим сопротивление ее первичной обмотки. Оно должно быть близко к нулю 0,4 – 0,5 Ом.
Далее опять один щуп к выводу «Б», а второй к выводу центрального бронепровода. Так мы проверим сопротивление вторичной (высоковольтной) обмотки. Оно должно равняться 4,5 – 5,5 Ом.
Потом один щуп к выводу «Б», а второй на корпус катушки. Так измеряется сопротивление изоляции. Оно равняется 50 МОм.
Помимо такой проверки визуально осматриваем катушку зажигания, проверяем наличие трещин и прогаров на ее крышке. Очищаем ее от загрязнений.
Неисправную катушку меняем.

Проверка вакуумного регулятора опережения зажигания

Снимаем силиконовую трубку подведения разрежения к вакуумному регулятору со штуцера на карбюраторе. Запускаем двигатель. Создаем ртом в ней разрежение. Двигатель должен увеличить обороты. Если этого не произошло — вакуумный регулятор неисправен.
Также можно провести проверку вакуумного регулятора на разобранном трамблере (снята крышка, бегунок, пластмассовый защитный экран). Аналогичным образом создаем разрежение в трубке и наблюдаем как тяга диафрагмы регулятора поворачивает опорную пластину датчика. Если никакого движения нет, то вакуумный регулятор опережения зажигания неисправен. Неисправный регулятор меняем на исправный. По проверке вакуумного регулятора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 статья на нашем сайте «Проверка вакуумного регулятора опережения зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099», «Вакуумный регулятор опережения зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Проверка центробежного регулятора опережения зажигания

Проверку центробежного регулятора опережения зажигания можно провести только разобрав трамблер. Необходимо оценить состояние и наличие пружинок, легкость расхождения и возвращения в исходное положение грузиков регулятора. См. «Центробежный регулятор опережения зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Снимаем крышку. Визуально оцениваем ее состояние – наличие трещин, прогаров, состояние контактов (четырех по бокам и одного подпружиненного в центре). При обнаружении неполадок – «пробит» корпус крышки, сильно окислены или разрушены контакты, изношен или залег контактный уголек меняем крышку на новую.

Проверка ротора распределителя зажигания (бегунка)

Снимаем крышку распределителя. Визуально оцениваем его состояние. При наличии прогаров, сильно окисленного или разрушенного контакта меняем бегунок. Проверяем омметром помехоподавительный резистор. Его сопротивление равно 1 кОм.

Проверка цепей низкого напряжения системы зажигания

Проверьте состояние контактов в разъемах (окислились, соскочили). Проверьте по схеме состояние проводов между коммутатором и выключателем зажигания, коммутатором и катушкой зажигания, коммутатором и датчиком Холла.

Проверка момента зажигания

Ваз 2109: неисправности трамблера — выявляем и устраняем

Трамблер для ваз 2109

При появлении на ваз 2109 неисправности трамблёра появляются сбои в работе всей системы зажигания. К характерным признакам неполадок трамблёра относятся неустойчивая работа мотора, которая особенно заметна на холостом ходу.
А так же возникающие рывки при движении, и появление вибрации стрелки тахометра на автомобилях которые оборудованных тахометром. Зная как проявляются на ваз 2109 признаки неисправности трамблера, вы сможете определить их и устранить.

Признаки неисправной контактной системы

Как известно на сегодня существуют трамблеры с бесконтактной и контактной системами искрообразования, начнем разбираться с контактной системой.
Если у вас бесконтактная, тогда для вас инструкция немного ниже:

  • Возникающие признаки в контактной системе, как правило, обусловлены либо изменением зазора между контактами либо с загрязнением их
  • Так как на работоспособность контактного трамблёра(см.Устройство трамблера ваз 2109: отличие контактной и бесконтактной систем зажигания и регулировка опережения зажигания), огромное влияние оказывает состояние его контактов в отличие от прибора, имеющего бесконтактную систему
  • Состояние контактов следует проверять через каждые 10000 километров
  • Когда возникает в ваз 2109 проблема в трамблёре её следует выявить, так как к ним относится и износ кулачков вала, выработка упора контактов, который скользит по ним
  • Возможный износ втулок, в которых и вращается вал, а так же разрушение подшипника в подвижной контактной пластине, возникшее ослабление контактной пружины, возможное заедание контактов на своей оси, а так же их подгорание, эрозия либо загрязнение
  • Такие неисправности неизбежно приводят к изменениям зазоров либо нарушению контакта в контактах
  • А вследствие этого — потеря мощности мотора, полное прекращение работы его на холостом ходе, заметное снижение приёмистости, и появление рывков при резком нажатии педали газа
  • При сильном износе либо разрушении подшипника в подвижной контактной пластине, а так же при критическом износе втулок, и обрыве минусового шунта, возникновении нарушение контакта рычага либо контактной пары или даже самого контакта вызывает появление хлопков в глушителе или впускном коллекторе
  • Это может так же возникнуть при сгорании помехоподавляющего резистора, который находится в бегунке распределителя
  • Если двигатель совсем не заводится это чаще всего связано либо с отсутствием контакта, либо отсутствием зазора контактной пары, и еще пробой бегунка (бегунок снимаете и приобретаете новый)
  • Полное отсутствие, загрязнение либо выгорание контактов легко определяется визуально, а если отсутствует разряд в высоковольтном броне проводе, идущем от катушки зажигания, тогда надо заменить провод, если это не решило проблемку, сменить катушку
  • Если же искра есть на центральном проводе, но отсутствует на свечных проводах, это свидетельствует о неисправности бегунка
  • К неисправностям так же относятся — неисправность центробежного либо вакуумного регуляторов
  • При появлении слабой искры на центральном проводе либо слишком большом искрении между контактов свидетельствует о неисправности конденсатора
  • Примечание: Не следует при ремонте (да и вообще) устанавливать дополнительных конденсаторов либо конденсаторов с большей ёмкостью
  • По номиналу емкость конденсатора допускается в пределах 0,15 – 0,35микроФарад

Признаки неисправности бесконтактной системы

«Бесконтактный» трамблер показан на первом фото. Часто при диагностике бензинового двигателя на легковом автомобиле возникают трудности с выявлением причины какой-либо неисправности.
Получается это потому, что симптомы многих из них весьма схожи. Например, очень похожими признаками будут проявляться на работе мотора неисправности ваз 2109 карбюратора и ваз 2109 неисправность трамблера.
Поэтому попробуем четко выделить, какие именно проблемы в работе мотора автомобиля возникают вследствие неисправностей системы зажигания.

Мотор не запускается

Когда не запускается мотор, начните проверять своими руками источники возможных неполадок в таком порядке:

  • Первым же делом проверяем, справен ли аккумулятор
  • Если аккумулятор у вас в порядке, проверяем коммутатор
  • Возможно, причина в неисправном датчике Холла
  • Проверьте, не «Пробита» ли изоляция высоковольтных броне проводов
  • Снимите крышку с трамблера, возможно, она треснула, пробита или сильно окислились либо разрушились ее контакты
  • Проверьте бегунок, возможно, он прогорел либо окислился его контакт
  • Переходим к проверке катушки зажигания, идет ли искра с неё на крышку трамблера? Осмотрите, не «пробита» ли ее крышка
  • Присмотритесь внимательно к порядку подключения броне проводов, возможно, они включены не в том порядке (даже если вы их не трогали, есть куча «шутников» которые могли это сделать мимоходом). Мне, например, было не смешно, когда так пошутил надо мной мой сосед, а я пол дня провел на морозе, пытаясь запустить мотор и перебрав всю систему зажигания
  • Проверьте исправность свечей зажигания, возможно «пробита» их изоляция, проверьте зазоры между их электродами, возможно, они не соответствует норме
  • Неправильно выставленный момент зажигания тоже не даст мотору завестись, проверьте и отрегулируйте его
  • Правильная установка момента зажигания должна быть в руководстве по ремонту автомобиля
  • Неисправности системы зажигания в цепи низкого напряжения (возможно, окислились контакты, переломились проводки, либо соскочили разъемы)
  • Случается такая неприятность, когда ваз 2109 не крутит трамблер, внешним осмотром это не обнаружить, надо снять крышку, попросить помочь прокрутить мотор стартером, а сами вы в это время попробуйте притормозить бегунок отверткой
  • Если это у вас получилось, то либо обрезало привод трамблера, либо бегунок прокручивается на валу, выход – замените дефектную деталь, трамблер после этого нуждается в регулировке опережения зажигания
  • Чтобы просто сравнить признаки можете посмотреть признаки и причины, если двигатель невозможно завести из-за неисправности карбюратора

Двигатель троит и при холостых оборотах и мотор глохнет

Здесь самой вероятной причиной являются свечки и трамблер, поэтому:

  • Начинаем с проверки зазора между электродами свечек на его соответствие норме
  • Проверяем свечки на наличие нагара на электродах
  • Возможно дефект одной или нескольких свечей сразу («пробит» изолятор например)
  • Проверьте правильность установки момента зажигания и правильный ли порядок подключения броне проводов
  • Проверьте исправность коммутатора, замените при необходимости
  • Так же возможно, неисправен центробежный регулятор, работающий на опережение зажигания внутри трамблера (его грузики заедают, возможно, ослабли или сломались пружинки, потеряны (слетели) демпферные колечки)

Рывки и провалы при работе мотора

При появлении рывков и провалов в работе движка проверяем:

  • Сразу проверяем установку момента зажигания
  • Величину зазоров между электродами свечек, возможно, они не соответствуют нужным значениям
  • Ищем дефектные свечи, и заменяем их
  • Проверяем бегунок, не сгорел ли помехоподавляющий резистор в нем
  • Осматриваем состояние контактного угля в крышке трамблера, возможно, он поврежден либо износился, если это так, замените крышку
  • Возможна утечка тока через изоляцию высоковольтных броне проводов, либо изолятор свечи, либо поврежденную крышку катушки зажигания
  • Те, кому лень заниматься ремонтом самостоятельно, или не хотят вникать в суть неполадок, пусть едут на СТО, там цена ремонта обойдется в копеечку

Мотор потерял мощность и приемистость

Сразу скажу, что вышеперечисленные причины тоже приводят к потерям мощности и приемистости мотора автомобиля, а так же повышенному расходу топлива. Остается только добавить, что стоит проверить работу вакуумного регулятора в трамблере, возможно, заедает его пластина.

Стуки в трамблере и около него

Участились жалобы от автолюбителей, что они слышат на ваз 2109 стук в районе трамблера, они меняют трамблер, либо полностью его перебирают, а проблема при этом остается.
Это происходит потому, что:

  • Они принимают стук при осевом люфте распредвала за ваз 2109 стук в трамблёре, отсюда и загадка трамблер исправен, а стук остался
  • Стуки могут возникать при перегреве головки блока (ведь она алюминиевая), стук просто отдается в трамблере громче
  • Возможно, просто открутились, ослабли болты распредвала, от этого появился люфт вала и стуки

Если на ваз 2109 шум из трамблера, тогда проверьте следующие его детали:

  • Стук могут издавать грузики центробежного ускорителя по нескольким причинам — одна пружинка (или обе) уже не держат грузик, его колотит и он лупит по корпусу
  • Возможно, заклинило и сам ускоритель ваз 2109 стук в трамблере (не проворачивается вокруг вала вся эта деталь с грузиками)
  • Вылечить просто – разбираете, сдвигаете ускоритель, промазываете маслом, собираете, и стук исчезнет

На этом все, отремонтировать выявленные поломки вам поможет видео.

проверка системы зажигания на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
На вашем автомобиле установлена бесконтактная система зажигания высокой энергии. К высоковольтным проводам подводится напряжение примерно 40000В, и, хотя при малой величине тока напряжение не опасно для жизни, возможный удар током при проверке системы зажигания может привести к тяжелым последствиям. Поэтому, если вы беретесь за высоковольтный провод при включенном зажигании, воспользуйтесь толстой резиновой перчаткой или в крайнем случае пассатижами с изолированными ручками.

Для проверки системы зажигания на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 вам потребуются:
шлицевая и крестовая отвертки, пассатижи с изолированными ручками и тестер или контрольная лампа на 12В с подсоединенными к ней двумя проводами. Можно использовать и автомобильную переносную лампу.

РЕКОМЕНДАЦИЯ
Перед проверкой системы зажигания на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 установите рычаг переключения передач в нейтральное положение и оставьте включенным стояночный тормоз.

1. При выключенном зажигании на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 проверьте целость и посадку высоковольтных проводов в крышке распределителя зажигания, а также посадку высоковольтного провода в катушку зажигания.

При первой возможности переставьте на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 катушку зажигания со штатного места на чашку левой передней стойки (см. пунктирную стрелку). Катушку зажигания будет меньше заливать водой при проезде глубоких луж, и доступ к катушке зажигания упростится.

2. Проверьте провода, идущие от распределителя к коммутатору, и их соединения. Проверьте также провода, соединяющие коммутатор и катушку зажигания.

3. Включите на автомобиле зажигание. Проверьте, подается ли ток в систему зажигания. Присоедините один провод тестера или контрольной лампы к клемме «+Б» катушки зажигания, а другой к «массе». Если ток в систему зажигания не подается, неисправность в замке зажигания или в проводке от замка к катушке зажигания. Для того чтобы добраться до ближайшего автосервиса, можно подать аварийное питание в систему зажигания. Для этого соедините дополнительным проводом клемму «+Б» катушки зажигания и клемму «+» аккумуляторной батареи. Провода надежно закрепите. Имейте в виду, что теперь, чтобы заглушить двигатель на автомобиле, вам будет необходимо отсоединить дополнительный провод от «+» аккумуляторной батареи.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Если при подключении к клемме «+» аккумуляторной батареи будет замечено сильное искрение, отданного способа придется отказаться — по всей видимости, замыкает «на массу» проводка.

4. Если напряжение есть и его величина более 11В (контрольная лампа горит), снимите центральный провод из крышки распределителя зажигания. Вставьте в наконечник провода запасную свечу и прижмите ее металлической частью к «массе» автомобиля. Проверните стартером коленчатый вал двигателя. Обязательно используйте толстую резиновую перчатку либо пассатижи с изолированными ручками. Если между электродами свечи нет искры, возможна неисправность коммутатора, датчика Холла в распределителе или катушки зажигания (см. разд. 9 «Электрооборудование»).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Никогда не проверяйте систему зажигания на «искру» между наконечником провода и «массой», это может привести к серьезному повреждению коммутатора. Не снимайте клеммы с аккумуляторной батареи и разъем с коммутатора при работающем двигателе.

5. Если искра между электродами свечи есть, снимите крышку распределителя зажигания, отвернув два винта. Внимательно осмотрите крышку распределителя зажигания снаружи…

6.… и внутри на предмет повреждений (трещин, сколов, разрушения угольного контакта внутри крышки распределителя зажигания). Поврежденную крышку распределителя зажигания замените.

7. Если крышка распределителя зажигания не повреждена, проверьте, не поврежден ли ротор (бегунок) распределителя зажигания. Иногда выходит из строя помехоподавляющее сопротивление в роторе. Бывают также случаи пробоя корпуса ротора «на массу». Одновременно проверните стартером коленчатый вал двигателя.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Если ротор распределителя не вращается при проворачивании двигателя стартером — обратитесь на автосервис или отбуксируйте автомобиль в гараж для дальнейшего ремонта. Возможен обрыв ремня привода механизма газораспределения либо поломка привода распределителя зажигания (см. разд. 4 «Двигатель»). Если есть сомнения в исправности ротора распределителя зажигания, замените ротора распределителя зажигания.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Сопротивление можно временно заменить пружинкой от шариковой ручки.

Еще раз, соблюдая меры предосторожности, проверьте наличие искры. Попробуйте пустить на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 двигатель.

8. Если двигатель не заработал, проверьте наличие искры на свечах зажигания. Снимите высоковольтный провод с любой свечи зажигания.
Вставьте в наконечник провода запасную свечу зажигания и прижмите ее металлической частью к «массе» автомобиля. Обязательно используйте толстую резиновую перчатку либо пассатижи с изолированными ручками. Проверните стартером коленчатый вал двигателя. Если искры нет, замените высоковольтные провода новыми. Можно предварительно попробовать установить бывшие в употреблении, но проверенные, «с рабочей машины». Если искра есть, но двигатель на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 не заводится, замените свечи зажигания новыми. Можно предварительно также попробовать установить свечи зажигания бывшие в употреблении, но проверенные, «с рабочей машины».

Как самостоятельно проверить катушку зажигания ВАЗ-2109

Прежде всего, необходимо указать, что каким бы типом силового агрегата (карбюратор либо инжектор) ни был снабжен ваш автомобиль, в любом случае система зажигания на нем установлена трамблерная. Достоинство ее – невысокая стоимость. Недостаток – малая сравнительно долговечность узлов.

В данной статье мы расскажем о том, как правильно проверить своими руками катушку зажигания на автомашине ВАЗ-2109.

Устройство

Сама по себе катушка зажигания предназначена для снабжения электричеством свечей. Их сердечники вырабатывают искру воспламеняющую смесь воздуха и горючего. Иными словами, она представляет собой фактически обычный трансформатор, функционирующий в импульсном режиме. Он преобразует подаваемые 12 вольт в 20 тысяч. Передачу разряда обеспечивают провода – их обрыв также изредка является причиной отказа.

Сама катушка состоит из двух обмоток:

Симптомы неисправности

Как показывает практика, искра в карбюраторной силовой установке очень часто пропадает внезапно. Однако, имея необходимый опыт и знания, выявить неполадку удается заблаговременно.

Приблизительно за полтысячи километров до окончательной поломки катушки возникают проблемы с запуском мотора на холодную. Тронуться с места получается обычно только после нескольких минут работы на прогрев. Двигатель заводится неохотно. Причем большинство автолюбителей уверены, что неисправность кроется в системе холостого хода.

Такая неприятность нередко сочетается с нестабильной работой агрегата при малых оборотах. Впрочем, это длится очень мало времени – не более половины минуты, и потому многие просто не замечают проблемы.

Еще один достаточно четкий сигнал – двигатель троит при заводе на холодную с нажатой педалью газа. Синдром устраняется через 5 секунд или еще быстрее. Если на педаль надавить еще раз – то все заработает как надо.

В случае набора скорости или переключения передачи могут возникать:

  • порывистость движения;
  • вибрация;
  • снижение динамических показателей.

Однако в большинстве случаев автовладельцы обращают внимание на катушку зажигания только тогда, когда искра полностью исчезает – то есть машина перестанет заводиться вовсе.

Процедура проверки

При обнаружении одного или нескольких признаков «умирания» катушки или в случае невозможности запустить двигатель, следует обязательно проверить ее работоспособность. Это нужно для того, чтобы выяснить, какого характера поломка произошла, и, следовательно, приступить к ее устранению.

Можно ли это сделать без приборов? Увы, нет. Разве что сразу заменить катушку на заведомо исправную. По меньшей мере достаточно будет иметь обычный мультиметр. Такой тестер необходимо держать в машине обязательно – стоимость его почти символическая.

В целом проверка делается сравнительно легко. Достаточно выполнить нижеописанные действия, а с этим справится даже совсем неопытный автолюбитель.

В первую очередь требуется осмотреть сам узел зажигания. Если двигатель вообще не заводится, то нужно выяснить, есть ли искра. Поступить необходимо так:

  • отсоединяют от трамблера основной провод (расположен по центру);
  • подключают к нему свечу;
  • удерживая ее плоскогубцами, прикладывают к корпусу мотора либо к прерывателю;
  • включают зажигание.

При отсутствии искры вывод один – отказ в катушке. Далее необходимо выяснить, подается ли на нее электричество.

Проверку осуществляют мультиметром. Один его щуп прикладывают к выводу «Б» на катушке, второй – к массе. При отсутствии напряжения после включения зажигания – неисправность ищут непосредственно в замке.

Кроме этого, разрешается еще запитать катушку по аварийной схеме. Здесь провод от плюсовой клеммы батареи присоединяют к контакту «Б». В этой ситуации можно быть совершенно уверенным – напряжение подается. Однако когда и эти действия не привели к возникновению искры, придется протестировать первичную обмотку на целостность.

  • отсоединяются проводки, расположенные по ее бокам (они низковольтные);
  • мультиметр выставляется на Омы и измеряется сопротивление;
  • таким же образом позванивают и вторичную обмотку.

Измерение сопротивления катушки

Важно отметить, что без омметра или тестера данную процедуру выполнить невозможно. Порядок действия следующий:

  • автомашину обесточивают (отсоединив «минус» от аккумулятора);
  • снимают все совершенно провода с катушки;
  • проводят измерения на первичной обмотке (щупы прикладывают к двум клеммам низковольтным, установленным как мы помним – по краям);
  • чтобы не было искажения показаний, требуется тщательно очистить выходы от грязи и окислов;
  • результаты лучше записать.

Далее производят измерение тестером сопротивления на вторичной обмотке. Здесь один щуп совмещают с «Б»-контактом, а второй – с высоковольным кабелем.

И, наконец, останется только выяснить, каково сопротивление на массу. Для этого один провод мультиметра прикладывают к ней, а вторым необходимо по очереди дотронуться до трех контактов:

  • двум низковольтным;
  • одному высоковольтному (он в центре катушки).

Если с ней ничего не случилось, то во всех трех случаях проверенный уровень сопротивления будет в пределах 50 Ом.

В зависимости от типа катушки, нормальные показатели в Омах будут следующими:

  • на первичной – 0,43 +/- 0,04;
  • на вторичной – 4,08+/- 0,40.

В случае если с трамблером ничего не произошло, то потребуется осмотреть коммутаторный модуль – сделать это можно с помощью лампочки.

Качественно проверить его не получится, поскольку для этого используется в авторемонтных мастерских специальный стенд. Но лампочка (12-вольтовая) позволит подтвердить, что импульс управляющий искрой поступает.

Для этого с самой катушки снимают провод с разъема «К» и последовательно (на разрыв) в цепь включают собственно лампу. Когда стартер заработает, она должна замигать – это свидетельствует об исправности коммутатора. В противном случае его потребуется сменить на работоспособный.

Стоит также понимать, что и сама катушка ремонту не подлежит.

Ссылка на основную публикацию