Какой аккумулятор лучше обслуживаемый или нет

Какой аккумулятор лучше, обслуживаемый или необслуживаемый? Сравнение и оценка

Благодаря развитию технологического процесса, и улучшению материалов, используемых при изготовлении батарей, стал актуальным вопрос, какой аккумулятор лучше обслуживаемый или необслуживаемый. Четко определенного ответа тут нет. Все типы АБ обладают набором, как преимуществ, так и минусов, присущих именно этому типу батарей. Одни намного дольше держат заряд, но не поддаются никакому ремонтному вмешательству. Другие можно ”реанимировать”, и вытащить в прямом смысле ”с того света”. Но, при этом, они будут бояться лишних встрясок и довольно быстро разряжаться.

Давать конкретных указаний здесь не получится. Поэтому, для начала стоит изучить особенности разных типов АБ.

Какой аккумулятор лучше, обслуживаемый или необслуживаемый? Давайте рассмотрим, что же нам предлагает современная промышленность, и чем же они, собственно, отличаются друг от друга.

Содержание

Типы батарей

Все батареи, которые на данный момент выпускаются, и являются допускаемыми к продаже, делятся на следующие типы:

  • Малообслуживаемые. Единственным, допустимым вмешательством во внутренние процессы такой батареи, становятся зарядка и долив замена электролита;
  • Необслуживаемые. Такие вы сможете только заряжать. У них полностью герметичный корпус. Так что, никаких других вмешательств в свою ”личную жизнь”, такая АБ вам не позволит. К этому типу относятся самые современные батареи (например, гелевые. См. статью «Какой аккумулятор лучше, гелевый или кислотный»).

Обслуживаемые

За последние 10 лет обслуживаемые АБ почти ушли с рынка. На данный момент не насчитается и 5 заводов, которые их еще выпускают. Их очень легко узнать. Корпус из эбонита, верх которого будет залит мастикой (почти всегда черной). Минусов у них много. Такой корпус не выдерживает сравнения в прочности с пластиковым (после удара достаточно легко трескается). Да и мастика имеет свойство терять прочность.

Итог, батарея станет очень быстро (самопроизвольно) терять заряд. Но, зато в них можно менять и пакеты с пластинами, и вышедшие из строя банки. Вот только желающих этим заниматься все меньше (да и опасно это без определенных навыков). К тому же, подавляющее большинство современных иномарок, изначально рассчитаны на более современные виды батарей.

Необслуживаемые

Вот тут никакой фантазии. Корпус герметично запаян. Никаких отверстий на нем не предусматривается (кроме газоотводов). Выбирая такую батарею, не пытайтесь сэкономить. Отдайте предпочтение маститым производителям и хорошей (а главное проверенной) торговой точке. Надо признать, что проблемы с этими батареями редкость. Их отличает высокий уровень удерживаемости заряда и долговечность. Поверьте, свои положенные 5–6 лет, такой аккумулятор отходит на одном дыхании. Главное, строго соблюдать правила заряда, и самостоятельно не укорачивать АБ жизнь.

Есть у них и существенный недостаток. Уж больно они не дешевы.

Малообслуживаемые

На данный момент, это самая востребованная категория АБ. Намного улучшенные технические показатели (по сравнению с обслуживаемыми), а также существенное снижение стоимости (если сравнивать с необслуживаемыми), сделали их универсальными и широко распространенными.

Если вы являетесь владельцем такого аккумулятора, то от вас потребуется только не допускать полных разрядов (или перезарядов) АБ. Ну, и минимум 2–3 раза в год отслеживать плотность и уровень электролита. Некоторые заботливые хозяева делают это чаще. Не забывайте, нарушения норм хранения, а также зарядки батарей, портит их, и укорачивает сроки их использования.

Такие АБ обладают неплохой уживчивостью, и подходят как для самых современных, так и для более ”пожилых” автомобилей. Причем, это относится, как к отечественным, так и иностранным авто. Если планируете покупку АБ ”про запас”, то отдайте предпочтение сухозаряженным.

Заключение

Что в итоге выбрать зависит только от материальных возможностей и терпеливости автолюбителя. Далеко не все захотят возиться с ремонтом и необходимостью часто АБ заряжать. Поэтому, вопрос, какой аккумулятор лучше обслуживаемый или необслуживаемый, является скорее делом принципа (не относится к водителям иномарок). При правильном уходе и обслуживаемая батарея проходит долго и беспроблемно. А если нарушать все нормы, хранить батарею на морозе, или ”кипятить” ее часами, то вам не помогут никакие технологии и бренды. Проблемы будут гарантированы.

Какой аккумулятор лучше обслуживаемый или необслуживаемый. Правильный выбор

Аккумулятор для автомобиля это очень важная составляющая, через определенный срок он выходит из строя (хотя это может быть банальной сульфатацией пластин — ее можно убрать) и вам его нужно заменить. Но при выборе батареи, возникает вопрос, какой лучше, надежнее – сделанный по обслуживаемой или необслуживаемой технологии? Что выбрать, чтобы по минимуму принимать участие в его эксплуатации …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Если честно то это извечный вопрос, такой же как выбор между AGM и GEL батареями. В этой статье я постараюсь дать несколько действительно полезных советов. Предлагаю для начала поговорить об обслуживаемой технологии.

Обслуживаемый аккумулятор

Почему он носит такое название, да потому что вы можете физически выкрутить пробки с банок, и посмотреть, что находится у вас внутри.

Полезными действиями могут быть:

  • Проверка уровня электролита
  • Проверка плотности
  • Состояние электролита (светлый, либо темный — черный)
  • Визуальный осмотр свинцовых пластин
  • Образование кристаллов сульфатов
  • Кипение при заряде

В общем простым языком вы можете добраться до «внутренностей». Это с одной стороны очень большой плюс, ведь вы контролируете свою батарею и принимаете нужные решения.

Скажу так, в те далекие года, когда выбора аккумуляторов особо-то не было, лично я занимался с обслуживаемыми батареями различными опытами. Заряжал их до выделения пузырьков, повышал плотность, доливал уровень дистиллированной водой и т.д. Здесь у вас полностью развязаны руки, и вы можете делать, что захочется.

Но у этих АКБ есть и негативные стороны, а особенно для новичков, которые не разбираются в устройстве:

  • Из-за того что эта батарея не герметична, электрохимическая жидкость может выкипать или испаряться (летом при жаре) из банок. Таким образом, понижается уровень.
  • Если уровень понизится, упадет и емкость аккумулятора, вы попросту не сможете запустить автомобиль.
  • Испаряется вода, а поэтому плотность кислоты растет, это может негативно сказаться на пластинах, а именно они могут разрушиться.
  • Сульфатация открытых участков пластин происходит быстрее.
  • Вам постоянно нужно следить за уровнем электролита, особенно летом.
  • При испарении часть кислоты оказывается сверху, образуется белый налет. Этот налет может перемыкать клеммы, и частично разряжать обслуживаемый аккумулятор.

Если честно – то самая распространенная проблема прошлых лет, это выкипание или испарения электролита, летом такая батарея еще как-то работала, но стояло ударить первым морозам, как она уже еле крутила двигатель. Поэтому рекомендовалось, хотя бы раз в две недели смотреть за уровнем и при необходимости наливать именно дистиллированную воду. Для новичков это было очень неудобно, просто представьте девушку (блондинку), которая ковыряется с батареей! Именно по причине необходимости обслуживания, такие АКБ быстро выходили из строя, в среднем дай бог 2 – 3 года. Производители бились над формулой беспроблемной батареи и кажется они ее нашли.

Необслуживаемый аккумулятор

Как становится понятно из названия, его не нужно обслуживать! У него нет сверху пробок, которые вы должны откручивать, чтобы рассмотреть все его внутренности. Он является полностью герметичной конструкцией.

Устройство:

У него также есть шесть банок, в которых помещены 6 пакетов пластин и залит электролит, только пробок сверху нет! Они находятся в герметичном пространстве. Что это нам дает — при нагревании, закипании электрохимическая жидкость поднимается вверх, в виде пара. Но она не может вырваться из герметичного корпуса, затем она конденсируется на стенках и выпадает, обратно, вниз!

По сути, гениальное решение – основная проблема обслуживаемого аккумулятора решена, пластины всегда находятся в жидкости и «не оголяются». Также плотность всегда остается на нужном уровне.

Для новичков это вообще просто супер устройство, необслуживаемый аккумулятор отрабатывает свои деньги на все 100%.

Однако негативные моменты также есть – вы не можете проконтролировать внутренности! А что если электрохимическая жидкость окрасилась в черный цвет? Ладно, если корпус прозрачный, а вот если нет? То вы никогда не поймете в чем дело! На обслуживаемых АКБ перемычки между банками, как правило были открытыми, то есть вы легко можете прозвонить мультиметром и определить какая из них работает, а какая нет! НА необслуживаемых, вы так сделать не сможете, ибо корпус практически литой. Нельзя, замерить плотность, кстати, для этого иногда устанавливают «зеленый глазок», нельзя замерить и уровень.

Стоит отдельно отметить, что у необслуживаемой конструкции есть клапан аварийного сброса давления! Срабатывает он редко, но срабатывает – например, когда идет откровенный перезаряд, чтобы не разорвало аккумулятор. Тогда выходит часть пара, вода + серная кислота, но вот обратно добавить ее нельзя. Таким образом, несколько сильных перезарядов и батарея может потерять в емкости! Хотя не знаю, что ее быстрее убьет перезаряды или выброс пара.

В общем, это идеальная конструкция для чайника — не суйся, эксплуатируй правильно, и он будет работать достаточно долго.

Ресурс АКБ

Если сравнить две конструкции – обслуживаемую и необслуживаемую, то конечно служить будет дольше — вторая, причем существенно! ИМЕННО ЕЕ И НУЖНО ВЫБИРАТЬ! Конечно, у знающего человека и обычный АКБ с пробками наверху проработает долго, но вот таких автомобилистов сейчас немного! Да и в продаже сейчас 80% необслуживаемых вариантов.

Если определить срок работы батареи, то тут информация также не однозначная: — конечно сейчас очень много производителей, которые делают действительно качественные АКБ, другие откровенно халтурят, используя тонкие свинцовые пластины, которые разрушаются уже через 3 года. Поэтому если берете аккумулятор, смотрите в сторону брендовых серьезных фирм, пусть они и стоят чуть дороже. Но ходить они будут по 5 – 7 лет, без особых проблем! КАК ПРАВИЛО, ГАРАНТИЯ НА ТАКИЕ АКБ КАК МИНИМУМ 24 месяца, а то и все 36! А вот непонятные фирмы, которые появились недавно, да и стоят копейки – проработают всего 2 – 3 года в лучшем случае, да и гарантия у них только 12 месяцев, а то и того нет!

Вот собственно и все, думаю, информация была полезной, читайте наш АВТОБЛОГ.

(15 голосов, средний: 4,13 из 5)

Какой аккумулятор лучше: обслуживаемый или необслуживаемый

Перед владельцами автомобилей часто встает вопрос, кой аккумулятор лучше: обслуживаемый или необслуживаемый. Поскольку эта деталь — самая важная для работы двигателя, каждый старается приобрести наиболее надежную модель для своей машины. Но какую технологию выбрать , особенно если человек впервые сталкивается с заменой аккумуляторной батареи?

Обслуживаемая батарея

В первую очередь стоит отметить, что рассматриваемые виды аккумуляторов в значительной степени различаются. Таким образом, у устройств можно выделить определенные плюсы и минусы, способные сильно повлиять на решение об установке АКБ .

Главное преимущество обслуживаемой технологии для опытных автовладельцев состоит в полной подконтрольности элемента. Конструкция аккумулятора позволяет получить доступ к его «внутренностям», что в определенных ситуациях бывает полезным, например, становится возможной проверка уровня, плотности и состояния электролитов. Кроме того, пользователь способен самостоятельно осмотреть свинцовые пластины, отследить начало процесса сульфатации и степень заряда батареи по кипению.

Подобная открытость элемента представляет определенный интерес для экспериментаторов, ведь на такой модели довольно просто изучить принцип работы АКБ , поиграться с плотностью, уровнем жидкости и другими параметрами. Однако для новичков необходимость постоянного контроля может быть затруднительной, и это не единственный недостаток. Люди, не знакомые с устройством батареи , столкнутся со следующими проблемами:

  1. Выкипание электрохимического состава. Данная модель аккумулятора негерметична, поэтому избежать нарушений в его работе сложно. В результате понижения уровня электролитов происходит уменьшение емкости элемента, т. е. его мощности не хватит для запуска двигателя автомобиля .
  2. Повышение плотности кислоты. Этот фактор ведет к разрушению свинцовых пластин и сокращению срока службы оборудования.
  3. Ускоренный процесс сульфатации на открытых участках аккумулятора.
  4. Образование на клеммах налета, провоцирующего замыкания.

Несмотря на довольно серьезные недостатки, служить подобный элемент может долго, но только при непосредственном участии владельца. Ему придется время от времени проверять все параметры АКБ и при необходимости поднимать их до нормальной отметки. Однако если автомобилист не готов уделять внимание этой детали машины, то устанавливать такую батарею глупо, поскольку срок беспроблемной эксплуатации составит всего 2-3 года.

Необслуживаемая технология

Как следует из названия, данный аккумулятор не требует постороннего вмешательства. Конструкция устройства полностью герметична и вмешаться в его работу не получится — сверху отсутствуют пробки, выкрутив которые можно было бы заглянуть внутрь. При этом наполнение батарей не отличается: в коробе также расположены 6 банок, заполненных электрохимической жидкостью и свинцовыми пластинами. Закрытая система имеет немало преимуществ, например, содержимое не испаряется, а пластины всегда находятся в составе и не высыхают. Кроме того, плотность остается на нужном уровне.

Для начинающего автовладельца необслуживаемый аккумулятор подходит идеально, ведь он не требует постоянного контроля, держит установленную емкость и является более безопасным для человека из-за отсутствия отверстий для выброса горячего пара.

Однако без негативных сторон не обошлось. Они противоположны недостаткам обслуживаемой системы: если она нуждалась в постоянном контроле, то в этом устройстве нет возможности проследить неисправность самостоятельно. Не получится и определить, какая из ячеек дала сбой с помощью мультиметра, изменился ли цвет жидкости или уровень электролитов.

Впрочем, часть из перечисленных проблем решаема, если выбирать модель с прозрачным корпусом и индикацией некоторых параметров. Единственное, о чем стоит помнить — это неустойчивость батареи к перезаряду и полной разрядке. Несколько подобных упущений приведут к поломке элемента, и даже клапан аварийного сброса давления едва ли поможет, ведь часть жидкости, вырвавшаяся наружу, впоследствии не восполнится.

Заключение

Сравнивая обслуживаемые и необслуживаемые аккумуляторы , можно сказать, что стоит выбирать вторые, поскольку сейчас очень немногие автомобилисты действительно способны контролировать состояние батареи . Покупка устройства, работающего без вмешательства человека, более выгодна: оно позволит сократить время, затрачиваемое на уход за машиной, и полностью оправдает расходы долгим сроком эксплуатации.

Обслуживать АКБ — задача не самая хлопотная, но в современном мире каждая минута на счету, поэтому чем меньше техника требует внимания от владельца, тем лучше она выглядит в его глазах. Однако стоит подготовиться к тому, что придется хорошо подумать перед выбором батареи или отдать предпочтение брендовой модели. В противном случае можно легко наткнуться на мошенников, продающих некачественное оборудование, способное сломаться уже через пару лет.

Какой аккумулятор лучше обслуживаемый или необслуживаемый

Самым распространенным предметом обсуждения, который не теряет своей актуальности среди автомобилистов, является вопрос о выборе батареи для авто. Какой аккумулятор лучше: обслуживаемый или необслуживаемый? Разрешить эту дилемму позволит осведомленность владельца автомобиля о типах АКБ относительно их обслуживания.

Обслуживаемый аккумулятор

Как выглядит обслуживаемый аккумулятор.

Любой автомобильный аккумулятор состоит из банок с жидким электролитом, куда помещаются пакеты пластин с противоположными зарядами. Особенностью обслуживаемых автомобильных аккумуляторов является возможность получения доступа к содержимому этих банок. Делается это путем откручивания пробок в верхней части корпуса аккумулятора.

Обслуживаемый аккумулятор позволяет:

  • проверить уровень и состояние электролита;
  • произвести контроль его плотности;
  • осмотреть пластины, обратив внимание на состояние их активной массы;
  • выяснить, какая перемычка между банками вышла из строя (достаточно взять мультиметр).

Несмотря на довольно привлекательную стоимость такого аккумулятора и постоянную осведомленность владельца о состоянии батареи, у обслуживаемых аккумуляторов есть и некоторые недостатки. Среди которых:

  • несовершенная герметичность батареи обуславливает снижение уровня электрохимической жидкости (выкипает и испаряется);
  • со временем снижается емкость аккумулятора, что может не позволить осуществить запуск двигателя;
  • растущая плотность кислоты за счет испарения воды приводит к разрушению пластин;
  • образующийся сверху аккумулятора налет белого цвета способен перемкнуть клеммы и разрядить батарею.

Единственным способом решения этих проблем, является доливание дистиллированной воды. При этом контролировать уровень электролита следует раз в две недели.

Видео об обслуживании аккумулятора

Необслуживаемый аккумулятор

Как выглядит необслуживаемый аккумулятор.

Создание нового вида аккумуляторов с загущенным или абсорбированным электролитом решило проблему обслуживаемой батареи для авто. Ведь в таких моделях аккумуляторов плотность жидкости в герметическом корпусе всегда постоянна, а оголение пластин полностью исключено. Герметичность конструкции такой батареи обуславливает своеобразный круговорот электролита: сначала в виде пара (процесс нагревания) он поднимается вверх, затем в виде конденсата оседает на стенках и стекает вниз. К преимуществам необслуживаемого аккумулятора относят:

  • отсутствие необходимости осуществлять постоянный контроль над ним (только периодическая подзарядка);
  • низкий уровень потери заряда (около двух процентов в месяц) по сравнению с обслуживаемым аналогом, где пятая часть заряда исчезает за месяц;
  • возможность функционирования при любом положении корпуса;
  • выработка высокого стартового тока;
  • продолжительный срок эксплуатации (около пяти лет вместо трех у обслуживаемого варианта).

Что касается недостатков необслуживаемых аккумуляторов, то они также есть:

  • такие батареи не переносят глубокого разряда (сульфатация пластин неизбежна и приведет к снижению емкости);
  • необслуживаемые аккумуляторы рассчитаны на отлаженную работу всех механизмов и систем автомобиля (нестабильный режим генератора, провисание его ремня, утечка тока, сбой в работе выпрямителя напряжения выведет батарею из строя);
  • для зарядки такого аккумулятора необходимо специальное устройство, где показатель выходного напряжения фиксированный;
  • при отсутствии «зеленого глазка» невозможно проконтролировать состояние и уровень электролита (приходится надеяться на указанный производителем период эксплуатации);
  • цена.

Наличие необслуживаемого аккумулятора в автомобиле требует от его владельца соблюдения главного правила: правильной и бережной эксплуатации. В зимнее время следить за тем, чтобы стартер работал не дольше 10-15 секунд. Для облегчения его работы следует полностью выжать педаль сцепления. Повторить запуск двигателя желательно только через 40-60 секунд.

Какой автомобильный аккумулятор лучше обслуживаемый или необслуживаемый

Прежде чем разобрать какой аккумулятор лучше обслуживаемый или необслуживаемый, погрузимся немного в теорию.

Аккумулятор – устройство, способное аккумулировать полученный заряд и при подключении нагрузки длительное время поддерживать на потребителе напряжение. Период разряда аккумулятора определяют по техническому параметру – емкость.

В зависимости от материалов, которые используют при изготовлении, аккумуляторы делят на несколько типов:

  • кадмий-никелевые;
  • свинцово-кислотные;
  • серебряно-цинковые;
  • щелочные железо-никелевые.

Благодаря низкой себестоимости, простоте конструкции и относительной надежности распространение получили свинцово-кислотные АКБ (аккумуляторная батарея).

  1. Устройство. Аккумулятор состоит из пластин, на которых скапливается заряд и электролита. Пластины погружены в электролит, находящийся в прочном корпусе. В верхней крышке корпуса есть клеммы, соединенные с пластинами.
  2. Принцип действия. Работа аккумулятора основана на физико-химическом процессе, при котором происходит разложение вещества под действием электрического тока. Процесс называют электролизом. Главным преимуществом электролиза является его обратимость.
  3. Заряд. Главными элементами батареи являются свинец на анодном электроде, двуокись свинца на катодном электроде и электролит. При подключении источника электрического тока к электродам через электролит начинает протекать ток, вызывая разделение и накопление заряженных частиц на соответствующих свинцовых пластинах. Под действием электрохимических реакций происходит восстановление свинца,диоксида свинца повышение плотности электролита.
  4. Разряд. При подключении нагрузки появляется ток благодаря перетеканию зарядов между электродами. Разряд инициирует химическую реакцию, в результате которой происходит разделение заряженных частиц и восстановление заряда на свинцовых пластинах. Реакция проходит с образованием сульфида свинца, выделением газов и воды из электролита, плотность которого постепенно снижается.

На способность аккумулятора выдерживать большое количество циклов «разряд-заряд» влияет качество и тип используемых при изготовлении материалов. Многие АКБ чувствительны к глубоким разрядам, чрезмерной зарядки, условиям эксплуатации.

Обслуживаемый аккумулятор

Аккумуляторы особой конструкции называют обслуживаемыми так, как эти устройства требуют постоянного внимания пользователя. К ним относят АКБ, изготовленные по устаревшей технологии. Конструкция позволяет полностью разобрать устройство, чтобы заменить отработавшие свой срок пластины, повысить уровень электролита или полностью его заменить. В случае повреждения течь можно легко устранить при помощи подручных средств.

Главным преимуществом аккумуляторов обслуживаемого типа является невысокая стоимость. Серьезный недостаток – необходимость постоянно контролировать уровень электролита, для повышения которого в крышке предусмотрены специальные окна, плотно закрытые пробками. В процессе эксплуатации и длительного разряда происходит испарение электролита, что приводит к падению эксплуатационных параметров устройства. К недостаткам можно отнести высокий риск разгерметизации, сильное окисление клемм, кислотные пары. Современные устройства обслуживаемого типа лишены многих недостатков своих предшественников, но также нуждаются в постоянном внимании пользователя.

Необслуживаемый аккумулятор

Аккумуляторы необслуживаемого типа – современные устройства с герметичным корпусом, конструкция которого не предусматривает вмешательства пользователя. На корпусе отсутствуют технологические отверстия. Внутрь аккумулятора не могут попасть инородные предметы, а электролит сохраняет объем на протяжении срока эксплуатации. Преимуществом батарей является гарантия работоспособности без необходимости постоянного обслуживания.

Необслуживаемые аккумуляторы способны работать в широком диапазоне температур, легко выдерживают транспортировку без снижения эксплуатационных характеристик. Устройство сохраняет работоспособность при эксплуатации в сейсмоопасных районах. Окисление клемм практически не происходит благодаря качественной герметизации в выводах. При длительной эксплуатации в закрытом помещении аккумуляторы не создают опасные условия, так как не выделяют химических испарений.

Герметичные аккумуляторы не нуждаются в доливкедистиллированной воды, обеспечивают высокий уровень пожаробезопасности. Устройства можно эксплуатировать в одном помещении с персоналом, электронным оборудованием без использования принудительной вентиляции.

Какой аккумулятор лучше выбрать обслуживаемый или необслуживаемый

Главным преимуществом герметичных АКБ является продолжительная эксплуатация без контроля технического состояния со стороны пользователя. Но в случае разгерметизации корпуса батарея приходит в негодность. По сравнению с устройствами обслуживаемого типа, герметичные аккумуляторы стоят существенно дороже.

В батареях классического типа происходит химическое разложение воды на кислород и водород, которые через небольшие отверстия в корпусе испаряются, понижая уровень электролита. В аккумуляторах обслуживаемого типа используются свинцовые пластины с добавлением сурьмы, которая повышает прочность. В процессе заряда сурьма становится причиной образования неоднородных кристаллов, которые оседают на дне корпуса. При их большом скоплении происходит замыкание пластин, и устройство перестает функционировать.

Необслуживаемые батареи не имеют этого недостатка. В них используют кальциевый свинец, который под действием электрохимических процессов не образует достаточно крупных частиц для того, чтобы они стали причиной коротких замыканий. Пластины современных устройств упакованы в контейнеры, нейтральные к электролиту. Это делает необслуживаемые аккумуляторы стойкими к вибрации и ударам. Также упаковка предотвращает образование иглообразных кристаллов и замыканий от скопления осыпающихся с пластин частиц.

Обслуживаемые батареи отлично справляются с поставленными задачами своего времени. Несмотря на относительно высокую стоимость покупать герметичные устройства выгоднее.

Ссылка на основную публикацию