Класс аб

anikolaev › Блог › Сравнение двух компактных усилителей AB-класса и D-класса.

Есть стереотип, что D-класс звучит хуже, чем AB. Какое-то время назад оно так и было, но сейчас все уже не так однозначно. Чтобы подтвердить или опровергнуть мифы об импульсных усилителях, было решено взять две модели и сравнить их.

Чтобы сравнение получилось корректным и актуальным, ставились два условия. Во-первых, компактность. Когда места для установки немного, D-класс оказывается удобнее, и вопрос “а он точно нормально звучит?” становится особенно мучительным.

Во-вторых, бюджетность. Считаю, что недорогая техника в этом деле наиболее показательна. В бюджетных моделях применяются дешевые комплектующие (кто бы мог подумать?), а это значит, что все схемы усилителей разрабатываются с учетом большого разброса параметров. Поэтому бюджетные модели – это почти всегда типовые решения, которые в том или ином виде присутствуют у всех производителей. В конце концов, бюджетных усилителей продается больше, значит этот тест более жизненный.

Для пущей наглядности в сравнение взял усилители одной марки. Типа чтобы единая идеология и все такое. Art Sound iX4 (усилитель D-класса) и Art Sound XE754 (усилитель традиционного AB-класса). Первый дороже раза в полтора, но в целом это все равно один из самых доступных представителей своего класса. Последний не настолько компактен, как первый, но при размерах, не превышающих листка формата А4, под поставленные условия тоже вполне попадает.

Как выяснилось чуть позже, у обеих моделей примерно сопоставимая габаритная мощность трансформаторов в блоках питания, что ставит усилители в еще более близкие условия.

Раз уж на то пошло, решил посмотреть все по-полной, начиная прямо с фильтров. На выбор AB или D не влияет, но не пропадать же такой возможности. Здесь графики не привожу, количество фоток выбивается из лимита, но все это есть на моем сайте carmus.ru.

А вот спектры искажений — это нам сейчас важнее. О том, что это такое и что по ним можно увидеть, я тоже уже рассказывал. Сначала сами графики, потом выводы. Смотрим, как ведет себя D-класс:

В области нижних и средних частот, куда как раз попадает большинство основных тонов музыкальных инструментов, гармонические искажения умеренные. А вот с повышением частоты паразитных гармоник больше. Окраска звучания с большой вероятностью сведется к жесткости. Так ли это, посмотрим позже на прослушивании.

Теперь смотрим, как ведет себя AB-класс:

Чтобы хоть как-то увидеть паразитные гармоники, пришлось неслабо задрать усиление. Как видите, в плане гармонических искажений усилитель выглядит более чем достойно. Правда, судить о качестве усилителя только лишь по ним одним было бы ошибкой. Что там с динамическими искажениями, в том числе со “скорострельностью”, покажет только прослушивание.

А пока что вернемся к измерениям и посмотрим, при каких мощностях начинается ограничение выходного сигнала:

Номинальная мощность при стандартном пороге КГИ=1% составляет:

Art Sound iX4 (D-класс):
82 Вт на нагрузке 4 Ом
138 Вт на нагрузке 2 Ом

Art Sound XE754 (AB-класс):
44 Вт на нагрузке 4 Ом
86 Вт на нагрузке 2 Ом

И это, заметьте, при том, что блоки питания у обоих усилителей имеют близкие мощностные возможности! За счет более высокого КПД D-класс выигрывает по мощности чуть ли не в два раза даже при гораздо меньших внешних размерах!

Первое впечатление – звучание ясное, без замыленности, для бюджетного усилителя очень приличная динамика. Звучание на верхних частотах сквозит легкой синтетичностью, это хорошо заметно на сложных записях, требующих от тракта высокого разрешения. Немного выделяются свистяще-шипящие звуки, это особенно заметно на голосе.

Немного скрадываются послезвучия, но не настолько, чтобы это сделало сцену полоской, усилитель рисует ее в глубину уверенно. Вообще, для своей цены усилитель звучит очень даже подробно.

А вот что понравилось, так это как прозвучали треки с хорошо прописанным контрабасом или упругой бас-бочкой. Усилитель отлично контролирует динамики, бас ни разу не гудит, он упругий и разборчивый. Струны того же контрабаса, бас-гитары или бас-бочки бьют в грудь как плотный резиновый мячик. Даже на критичной к этому делу Metallica, треки Sabbra Cadabra или Astronomy, сильно компрессированный бас не слился в гудящую кашу. Учитывая цену усилителя, получилось просто отлично.

Сильно вниз усилителю забираться тяжеловато, самый глубокий бас немного смазывается, но, в конце концов, имейте совесть, на то в аудиосистеме есть сабвуферное звено. Одним словом, не зря ФВЧ сделан неотключаемым. Больше того, я бы советовал поднять его настройку чуть выше. Это повысит чистоту и ясность звучания в целом, мидбасы будут играть еще упруже и вкуснее.

В целом звучание можно охарактеризовать как педантичное и сухое. Не жесткое, а именно сухое. И с очень интересным упругим и разборчивым мидбасом. В своей ценовой категории усилитель выглядит очень даже уверенно. А вы говорите, D-класс.

Для сабвуфера, даже легкого, Art Sound iX4 использовать не стоит, не его это. Но можно поступить иначе. Возьмите на тыл какие-нибудь серьезные овалы 6х9 или 7х10 и включите в тыловых каналах ФНЧ. При минимальных затратах получите фронтальную звуковую сцену и упругий бас – это будет намного круче, чем выкидывать деньги на дешевый гудящий саб.

Art Sound XE754 (AB-класс)

При всем уважении к классике, АВ-класс в младшей ценовой категории звучит все же проще. Первое, что сразу обращает на себя внимание – это динамика. Причем, и микродинамика – по сравнению с iX4 этому усилителю не хватает скорострельности, и макродинамика – динамический диапазон заметно поджат, опять же, по сравнению с более драйвовым iX4. На слух это воспринимается как легкая “занавеска” перед акустикой.

Но при всем этом, нужно признать, звучание у Art Sound XE754 более живое, теплое и мягкое, без акцентов на каких-то деталях и украшательств. Через какое-то время привыкаешь к этой легкой вате перед динамиками и просто начинаешь слушать музыку. Свистяще-шипящие звуки в голосах естественнее. Тарелочки хоть и отстранились куда-то вглубь, но воспринимаются натуральнее и живее. Да и вообще музыка звучит цельно и как-то комфортно что ли.

На громкий рвущий рок или ядреный метал я бы не стал рекомендовать XE754, там нужны острый драйв и динамика. А вот на более деликатные жанры, легкий джаз, неспешный блюз или инструментал, он окажется прямо в тему. И черт с ним, с замыливанием деталей, усилитель дает совсем иное восприятие музыки.

Кстати, в классическую схему фронт+саб я бы тоже не стал рекомендовать этот усилитель. Там нужен все же более серьезный мощностной потенциал.

Итак, я бы не стал так однозначно говорить, что хуже, а что лучше. Это дело вкуса. Здесь я постарался лишь выявить лишь самые характерные черты на живом примере двух относительно недорогих усилителей. АВ-класс (в лице Art Sound XE754) прозвучал мягко и комфортно, но не особо вдаваясь в подробности, D-класс (в лице Art Sound iX4) прозвучал более динамично, и драйвово, точнее отрабатывая атаку и нюансы звучания, но при этом сухо и приукрашивая ВЧ-диапазон. Несомненно, каждый звук имеет своих почитателей, спорить тут просто не о чем.

Еще раз подчеркну, в более высокой ценовой категории все может сложиться все иначе, но в младшей, по моим наблюдениям, эти два усилителя хорошо показывают общую тенденцию.

Art Sound iX4 (D-класс):

Плюсы:
Драйв, отличная динамика
Высокое для своей ценовой категории разрешение
Отличный контроль на мидбасе
Соотношение компактности и выходной мощности

Минусы:
Звук может показаться слишком сухим
ВЧ диапазон несколько “приукрашен”

Art Sound XE754 (AB-класс):

Плюсы:
Живая и теплая звуковая подача
Отсутствие в звуке жесткости и лишних “украшательств”

Минусы:
Разрешение уступает iX4
Иногда хочется более динамичного звучания

Чем отличаются усилители D-класса от усилителей АВ-класса

Чем отличаются усилители D-класса от усилителей АВ-класса?

Все наверняка слышали о том, что усилители могут работать в классах А, АВ или, скажем, в классе D. Но, как показывает практика, далеко не все знают о том, что кроется под этими обозначениями. Сейчас мы вам расскажем, что это такое, и постараемся сделать выводы – какой усилитель и в каких случаях подойдёт вашей аудиосистеме лучше всего.

Как работают усилители?

Для начала нужно понимать, как вообще работает любой усилитель. Возможно, вы удивитесь, но на самом деле он… ничего не усиливает. Принцип его работы больше похож на работу обычного водопроводного крана – вы крутите ручку, и вода льётся то сильнее, то слабее, то не льётся совсем.

В усилителях всё происходит точно так же – ток от мощного блока питания пропускается через подключенный к усилителю динамик. Роль “крана” выполняют выходные транзисторы, а управляет их открытием и закрытием сигнал, который поступает на усилитель с головного устройства. И вот то, каким образом работает этот “кран” (выходные транзисторы), как раз и определяет класс усилителя.

Как работают усилители АВ-класса?

Очевидно, что хороший усилитель должен работать без искажений. Иными словами, выходной сигнал своей формой должен в точности повторять входной. Но ничего идеального, к сожалению, не бывает, в том числе и электронных компонентов.

Например, транзисторы имеют свойство – они открываются и закрываются не совсем пропорционально входному сигналу. Иными словами, их работа нелинейна. Это как если вы будете поворачивать ручку крана, вода сначала будет течь слабо, а потом в какой-то момент напор вдруг резко усилится.

По причине такой нелинейности транзисторы в усилителях АВ-класса обычно приходится держать приоткрытыми даже когда сигнала нет. Это нужно, чтобы при появлении даже малейшего сигнала они вступали в работу сразу же, а не ждали, когда сигнал достигнет какого-то уровня. Так усилитель будет работать с минимальными искажениями, и это, казалось бы, решает проблему.

На деле же это означает, что какая-то часть полезной энергии будет тратиться усилителем впустую. Просто представьте, что вы приоткроете все краны у себя в доме, и через каждый них постоянно будет течь струйка воды.

Но и полностью открытыми транзисторы тоже никогда не бывают. Если это происходит, то это означает, что выходной сигнал достиг своего максимума, и дальше усилитель начнёт его просто ограничивать (клиппировать).

В итоге получается, что потери полезной энергии в усилителях АВ-класса будут всегда, а КПД – далёк от идеальных 100%. На практике их эффективность обычно лежит в пределах от 40% до 70%. Невысокий КПД – это и есть главный недостаток усилителей АВ-класса.

Как работают усилители D-класса

Основной принцип работы D-класса абсолютно тот же, что и у АВ-класса – у таких усилителей тоже есть выходные транзисторы, которые умеют открываться или закрываться, регулируя ток через подключенные к ним динамики. Только управляет их открытием сигнал, который своей формой очень далёк от входного.

Сигнал, который пришёл на усилитель от головного устройства, непрерывен, но его амплитуда постоянно меняется. На входе усилителя D-класса он преобразуется в импульсный – амплитуда постоянная, но зато сигнал прерывается. Длительности импульсов и пауз между ними меняются пропорционально входному сигналу. Например, выше амплитуда входного сигнала – импульсы длиннее, ниже амплитуда – импульсы короче.

Именно такой сигнал и подаётся на выходные транзисторы. И очевидно, что в этом случае они будут работать совершенно по-другому – либо полностью открываться, либо полностью закрываться, без промежуточных вариантов. Это означает, что потери на ненужный нагрев будут минимальными, а значит, КПД усилителя D-класса может вплотную приближаться к идеалу в 100%.

Разумеется, подавать такой прерывающийся сигнал сразу же на акустические системы ещё рано, перед этим его нужно “вернуть” в обычную форму. Это делается с помощью специальных элементов – выходного дросселя (катушки индуктивности) и конденсатора. После них на выходе и получается усиленный сигнал, своей формой повторяющий входной. Вот он и идёт на динамики.

Главное достоинство усилителей D-класса – высокий КПД, а значит, и более экономное расходование энергии блока питания. При прочих равных усилители D-класса мощнее и компактнее, чем традиционные усилители.

Какой усилитель лучше – D-класса или АВ-класса?

Долгое время считалось, что для подключения акустических систем нужно выбирать усилители АВ-класса, потому что им не нужны большие мощности, и у них меньше искажений. Это было связано с тем, что в усилителях D-класса входной сигнал обычно преобразовывался в импульсный с невысокой частотой, и в итоге они хорошо работали лишь в сабвуферном диапазоне.

Сегодня технологии шагнули далеко вперёд, появились мощные быстродействующие транзисторы, которые умеют переключаться (открываться и закрываться) практически мгновенно. На рынке появилось немало широкополосных усилителей D-класса. Широкополосные – это такие усилители D-класса, которые рассчитаны на использование не только с сабвуферами, но и с акустическими системами. Для тех случаев, когда большая мощность не нужна, такие усилители можно сделать чрезвычайно компактными.

Как выбрать усилитель?

Если позволяет место, для подключения акустических систем вы можете смело выбрать усилитель АВ-класса. Схемотехника таких усилителей за долгие годы хорошо отработана, они имеют высокое качество звучания и, в случае неисправности, их можно легко отремонтировать в ближайшей мастерской.

Когда место для инсталляции усилителя сильно ограничено, обратите внимание на широкополосные модели D-класса. При той же мощности, что и у моделей АВ-класса они намного компактнее, в большинстве своём меньше греются, и их можно установить даже скрытно, с минимальными вмешательствами в штатные элементы автомобиля.

Для подключения сабвуферов больше преимуществ имеют усилители D-класса. Бас – это самый “энергозатратный” частотный диапазон, а потому КПД усилителя может иметь решающее значение. А этом у D-класса конкурентов нет.

Усилители низкой частоты классов: А, B, AB, D, G, H

Здравствуй, Хабр!

В данной статье мы рассмотрим звуковые усилители классов: А, B, AB, D, G, H

Сначала рассмотрим классы по положению рабочей точки. Каждый транзистор имеет выходную характеристику, которую можно найти в DataSheet.

Пример характеристики на рисунке ниже.

Выходная характеристика транзистора.

Именно с помощью данной характеристики мы сможем выбрать класс усилителя по положению точки покоя.

Выходная характеристика показывает какой ток нам нужно задать базе транзистора, для того чтобы получить определённый класс усилителя, также мы узнаем Iк.

Класс А

Класс А — это такой режим работы усилительного элемента, при котором входные значения, проходя через усилительный элемент не прерывается. То есть точно повторяет входной сигнал.
Усилительный элемент приоткрыт всегда и точно повторяет отрицательную и положительную волну.

Класс B

Элемент, работающий в данном классе способен усиливать только одну полуволну, положительную либо отрицательную.

Такой класс используют в двухтактных усилителях, где положительную полуволну усиливает один транзистор, а отрицательную другой.

Двухтактный усилительный каскад класса В. Но на выходе усилителя работающего в данном классе мы имеем искажение. Данное искажение называется «Ступенькой».

Для устранения данного искажения нужно перейти к классу АВ. На рисунке ниже показаны два класса усилителя В и АВ и их выходные сигналы относительно входным.

Класс D

Принцип действия данного класа. В данном режиме работы, транзистор либо открыт либо полностью заперт. Это достигается с помошью модулятора ШИМ сигнала. Именно это дает такому каскаду кпд свыше 90% (практически на любых мощностях).

Минусом данного каскада являются искажения. Они вознакают из-за способа модуляции так-как существует «мертвый» период который необходим для предотвращения сквозных утечек.

Также сильными источниками искажений являются L и C элементы в фильтре (НЧ).

Усилители класса G и H

Сначала поговорим о питании усилителей. Для получения большой мощности, необходимо иметь большое напряжение питания.

Но сигнал входной и соответственно выходной не всегда обладают большой амплитудой и на маленькой мощности большое напряжение питания не является необходимым, более того КПД данного усилителя на маленькой мощности падает.

Отсюда и вытекают классы усилителей G и H.

Отличие данных усилителей заключается в питании, напряжение которого меняется при необходимости, а в зависимости какой класс G или H оно меняется либо ступенчато, либо плавно.

В усилителе класса H напряжение питания меняется плавно то есть транзисторы находятся в усилительном режиме, а в классе G оно меняется ступенчато, транзисторы в данном классе находятся в ключевом режиме (полностью открыты или полностью заперты).

Усилитель класса H

Усилитель класса G

Вывод: Усилители для комфортного прослушивания звукового тракта в домашних условиях должны работать в классе А, АB или D.

Усилитель класса B

Для увеличения коэффициента полезного действия выходной каскад усилителя переводят в режим работы B. Усилитель класса B — это когда рабочая точка транзистора выбирается таким образом, чтобы он усиливал ровно половину синусоидального напряжения. Положение рабочей точки на передаточной характеристике транзистора для усилителя класса B и осциллограммы напряжения на базе транзистора и тока на его коллекторе показаны на рисунке 3.


Рисунок 1. Выбор рабочей точки на передаточной характеристике транзистора в режиме работы B

На данном рисунке использована идеализированная характеристика. Точка перелома b для кремниевого биполярного транзистора соответствует напряжению 0,7 В. Для других типов транзисторов, таких как полевые транзисторы с pn-переходами или МОП-транзисторов, как со встроенным, так и с индуцированным каналом, тем более для электронных ламп, напряжение, соответствующее точке b может значительно отличаться. Это напряжение может быть как положительным, так и отрицательным.

При работе усилителя класса B, ток через транзистор протекает только половину периода, в результате форма тока на коллекторе транзистора искажается по сравнению с входной. Иначе говоря, усилитель, работающий в режиме класса B, изначально вызывает нелинейные искажения выходного сигнала. Однако в ряде случаев эти искажения можно убрать. В случае усиления узкополосного сигнала, такого, как радиосигнал или сигнал промежуточной частоты, восстановление формы исходного входного сигнала может осуществить полосовой фильтр. Как это делается было показано при обсуждении нелинейных параметров узлов РЭА.

В усилителе класса B, к сожалению, невозможно воспользоваться схемами коллекторной или эмиттерной стабилизации, так как коллекторный (или стоковый) ток транзистора мал, а в идеальном случае должен быть равен нулю. Поэтому при проектировании усилительных каскадов класса B, в основном используются схемы с фиксированным напряжением на базе. Благодаря малому току покоя транзистора, работающего в режиме B, температурный уход рабочей точки практически не происходит. Схема однотактного усилительного каскада класса B, приведена на рисунке 2.


Рисунок 2. Схема высокочастотного транзисторного каскада класса B

В данной схеме напряжение смещения на базе транзистора, равное 0,7 В, формируется при помощи цепочки VD1R1. Диод VD1 имеет температурную зависимость идентичную температурной зависимости транзистора VT1. Таким образом осуществляется температурная стабилизация режима работы данного усилителя. Дроссели L2 и L3 обеспечивают высоомную развязку высокочастотных колебаний от источника питания. Фильтры низкой частоты L1C2 и C4L4 обеспечивают приведение входного и выходного сопротивления усилительного каскада к стандартному значению 50 Ом и подавление гармоник входного сигнала. Тем самым обеспечивается восстановление исходной формы усиливаемого сигнала и уменьшение нелинейных искажений усилителя класса B, до допустимой нормы.

Расчет элементов схемы, приведенной на рисунке 2, подробно рассмотрен в статье “Схема с фиксированным напряжением на базе”

Еще одним способом восстановления формы исходного сигнала является применение двухтактного усилителя, где верхняя и нижняя полуволны входного сигнала усиливаются разными плечами усилителя, а затем суммируются в нагрузке. Данный процесс иллюстрируется рисунком 3.


Рисунок 3. Передаточная характеристика двухтактного усилителя класса B

На рисунке 3 изображены две передаточных характеристики: верхнего и нижнего плеча двухтактного усилителя. Так как они усиливают верхнюю и нижнюю полуволны входного сигнала, то изображены в разных направлениях. Суммарная характеристика всего двухтактного усилителя в целом показана штрихпунктирной линией. Она получается достаточно линейной при напряжениях, близких к нулевому потенциалу (или половине питания при однополярном напряжении питания). Подобный способ восстановления входного сигнала подходит не только для узкополосных сигналов, но и для широкополосных, таких как звуковые сигналы и телевизионные сигналы. На рисунке 4 в качестве примера приведена схема простейшего двухтактного усилителя звуковой частоты.


Рисунок 4. Схема двухтактного усилителя класса B

В этой схеме разделение входного сигнала на верхнюю и нижнюю полуволны осуществляется за счет разных проводимостей биполярных транзисторов. Подробное объяснение принципов работы схемы двухтактного усилителя и расчета ее элементов рассмотрено в статье “Двухтактные усилители”.

К.п.д. усилителя класса B, как это было показано в статье “Понятие угла отсечки. Коэффициенты Берга”, может достигнуть значения 78%, поэтому он широко применяется в оконечных каскадах усилителей звуковой частоты, операционных усилителях и в усилителях мощности высокой частоты.

  1. Steve C. Cripps RF Power Amplifiers for Wireless Communications — ARTECH HOUSE, INC., 2006
  2. Marian K. Kazimierczuk RF Power Amplifiers — John Wiley & Sons, Ltd 2008
  3. Радиопередающие устройства: учебник для ВУЗов; под ред. В. В. Шахдильдяна — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Радио и связь, 2003
  4. Широкополосные радиопередающие устройства (Радиочастотные тракты на полупроводниковых приборах); под ред. О. В. Алексеева — М.: Связь, 1978
  5. Классификация электронных усилителей — Википедия

Вместе со статьей “Усилитель класса B” читают:

Класс аб

Вы сильно удивитесь, но первый электронный усилитель появился на свет еще в 1906 году, когда Ли де Форест изобрел так называемый аудион, а проще говоря — электровакуумный триод. Тогдашние усилители на триодах были, во-первых, однотактными, то есть в них один элемент усиливал весь сигнал, а не одну из его полуволн, а во-вторых работали они в классе А, то бишь усилительный элемент никогда не закрывался и его ток покоя всегда превышал отдаваемый в нагрузку. Главным недостатком этого режима работы является крайне низкий КПД, на практике — порядка 20%, вся остальная энергия фактически уходит в нагрев аппарата.

За триодами последовали тетроды и пентоды, получили дальнейшее развитие и режимы усиления. Ближайший родственник класса А — класс B, это двухтактный усилитель, где одна половина элементов усиливает положительную полуволну сигнала, а другая половина — отрицательную, при этом получается, что половину времени каждое из плечей не работает. Налицо экономия энергии и улучшение мощностных характеристик, типовой КПД такого усилителя составляет 60-70%, а выходная мощность ограничивается только числом элементов в выходных каскадах. Однако этому классу свойственен так называемый эффект отсечки, когда сигнал проходит через нулевую точку и одно из плечей заканчивает свою работу, а другое начинает. Когда в 60-х гг. прошлого века стали появляться первые транзисторные усилители, разработчики, желая обеспечить большую разницу в ТТХ относительно ламповых схем, «загоняли» их практически в чистый класс В, где этот эффект хорошо слышен, особенно на малых уровнях. Чтобы избежать его, необходимо задавать не нулевой ток покоя, а хотя бы на уровне нескольких процентов от максимального. Такой вариант получил название АВ, как совмещающий в себе свойства обоих первичных классов.

Класс D, зачастую ошибочно называемый цифровым, был разработан еще 50-х гг., с использованием ламповой схемотехники, но активное развитие получил лишь в конце 80-х гг. с появлением мощных полевых транзисторов. В основе работы этого класса лежит широтно-импульсная модуляция, а основное его достоинство — крайне высокий КПД, доходящий до 90-95%.

Подведём промежуточный итог. Чистый класс А — удел исключительно матерых аудиофилов (ну если речь не идет про усилитель для наушников или пред, на тех уровнях сигнала это вполне допустимо). Класс В (а фактически АВ, ибо минимальный ток покоя никто не выставляет) — пока еще большая часть звукоусилительной техники. Однако, постепенно, происходит замена АВ на D, как в профессиональной (студийной и концертной), так и в домашней технике, в основном под давлением экологов, хотя вопрос экономии места (а усилители класса D традиционно компактны) тоже стоит достаточно остро.

Что же получается, велосипед уже окончательно изобретен? Да, но нет. Что показывает нам эволюция классов усиления? То, что идет она по пути экономии энергопотребления за счет компромиссов в качестве звучания. А если попытаться сэкономить и не потерять? Напряжение питания оконечных каскадов определяет в том числе и максимальную выходную мощность, которая бывает востребована достаточно редко. Можно запитать каскады не одной, а двумя шинами, при этом первая будет обеспечивать работу на низких уровнях сигнала, а вторая «разгонять» каскады до полной паспортной мощности. Именно так реализованы усилители английской компании Arcam, причем при работе от первой шины аппарат функционирует в чистом классе А. Данный режим работы получил индекс G и обладая всеми преимуществами классического АВ, может похвастаться существенно меньшим энергопотреблением. Фактически, в данном случае можно говорить об адаптивном классе АВ.

Разработчики другой английской компании, Cambridge Audio, пошли еще дальше и в аккурат на 110-ую годовщину триода представили класс XD. К широтно-импульсной модуляции класса D он не имеет никакого отношения, аббревиатура расшифровывается как crossover displacement – управляемое смещение. Их идея заключается в том, что при малом уровне сигнала усилитель работает в классе А, а с ростом выходной мощности переходит в класс В, при этом на нулевом уровне точка смещения находится гораздо меньшее время. КПД такого усилителя лишь немногим меньше традиционного, в классе АВ, а вот уровень искажений существенно ниже.

Ссылка на основную публикацию