Кроссовер в музыке что это такое

Классический кроссовер. История и современность.

Стиль Classical crossover (классический кроссовер) в целом можно охарактеризовать, как поп-оперу, а это не что иное, как пересечение классического пения или академического музыкального сопровождения с современными, популярными течениями: поп, электроника и рок. На западе уже существуют особые названия стиля, придуманные британцами — popera и operatic pop :smile1:. Уже утверждена и премия Грэмми в этой номинации. Самые первые истоки стиля начали зарождаться еще в начале XIX века. В это время происходила массовая иммиграция итальянцев в США, появилось даже крылатое выражение, что что «в Нью-Йорке больше итальянцев, чем в Риме. «, она и подарила театру «Ла Скала» выдающегося мастера бельканто Энрико Карузо, который пел в опере, при этом любил исполнять народные неаполитанские песни и песни собственного сочинения.

Отправной точкой возникновения кроссовера уже как особого стиля, можно считать конец шестидесятых годов прошлого века. Тогда произошло наиболее успешное и ставшее популярным слияние рок-музыки с оперой. Легендарная рок-группа The Who, а позже не менее легендарные Queen записывают песни, которые впоследствии назовут рок-оперой (например, альбомы The Who «Tommy» 1969 года и Queen «A Night At The Opera» 1975 года). Неподражаемый дуэт Фредди Меркьюри с мегазвездой оперы Монсеррат Кабалье только дополнил образ группы Queen, показав гармоничное сочетание тяжелой рок-музыки и возвышенного академического пения.

Много экспериментируют ELP, Metallica, Deep Purple, ELO, Scorpions, Rainbow, The Beatles, The Rolling Stones и другие музыкальные гиганты, отдельные их композиции или даже все творческое наследие уже можно назвать симфо-роком.


Джон Бон Джови дал целый концерт вместе с Лучано Паваротти

Со стороны представителей классической школы пения тоже неоднократно были успешные примеры слияния классики и других жанров.

Сопрано Эйлин Фаррелл — оперная дива Америки, поразившая зрителей своим выступлением на фестивале джазовой музыки в Италии, тогда она заменила приболевшего Луи Армстронга;

Уникальный и невероятно успешный проект трех величайших теноров — Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, выступавших вместе. Целью проекта было привлечение широкого круга слушателей к искусству оперы. Концерты проходили на разных площадках во многих странах мира. Лучано Паваротти наряду с академическим пением в театрах, давал сольные благотворительные концерты, на которые приглашал рок-, поп-звезд, пел с ними в дуэте (Элтон Джон, Марайя Кэри, Брайан Адамс, Фрэнк Синатра, Эрос Рамазотти, Стинг, Джон Бон Джови, Селин Дион и многие другие), такие вечера пользовались ошеломляющим успехом, каждая звезда почитала за честь спеть с маэстро. А знаменитый тенор выпустил целый альбом под названием «Дуэты».

1992 год. Восторг :smile1: Лучано Паваротти и Брайан Адамс «O sole mio»

2009 год. Klaus Meine & Jose Carreras — Wind of Change

Так, медленно, год за годом, десятилетие за десятилетием, результат многочисленных музыкальных опытов оформился в стиль — классический кроссовер, который сегодня набирает популярность, бережно сочетая в себе спокойствие классики и современные модные тенденции различных направлений. Сейчас исполнители в данном стиле только множатся, экспериментируя, создавая новое и удивительное. Классический кроссовер — это настоящий феномен, рожденный под влиянием, казалось бы, несовместимого и разграниченного навсегда жесткими рамками, однако рушатся стены, и в результате мы видим уникальное и красивейшее гармоничное сочетание стилей, доведенное до совершенства умелыми руками и голосами.

Успехов добиваются как сольные исполнители, так и группы. К примеру, Тарья Турунен с ее лирическим сопрано успешно выступает сольно, и в составе тяжеловесной рок-группы Nightwish.

Nightwish и Тарья— Wishmaster

Тарья Турунен — ​​Ave Maria

А вот пример коллектива. Хор Турецкого «Черный ворон».

Широкую популярность течение получило в основном на западе. Зарубежные звезды уже несколько десятилетий оттачивают мастерство слияния стилей. Искусно адаптируются инструментальные классические произведения, такие как, к примеру Адажио соль минор Томазо Альбинони — одна из самых исполняемых и используемых композиций конца XX века. По большей части, зарубежный кроссовер — это вокальная музыка и переложения инструментальной классики словами.

Вот пример — аранжировка Адажио Сары Брайтман и ее песня «Anytime, Anywhere».

На российской сцене классический кроссовер появился позже, и больше в виде инструментальной музыки, чем вокальной. Сейчас это направление развито мало. Однако, были и есть несколько представителей этого жанра, это, в первую очередь, Муслим Магомаев, который одинаково комфортно чувствовал себя и крайне успешно смотрелся и в опере, и на эстраде. А Муслим был поклонником творчества великого Марио Ланца (одного из пионеров стиля). Из современных исполнителей можно отметить следующих — ДиДюЛя, Марина Крузо, упомянутый «Хор Турецкого», «Терем-Квартет», тенор Валентин Суходолец, Николай Басков, сопрано Ирина Дельская, проект «Ariaphonics», группа «PianoChocolate», Виктор Зинчук и другие, но уже менее известные лица.

Вот лишь некоторые примеры из зарубежного кроссовера:













И еще несколько десятков звезд и тех, кто только вступил в творческую среду, но уже громко заявил о себе. О каждом из исполнителей обязательно поговорим :smile1:

А пока восхищаемся примером классического кроссовера в кино. «Пятый элемент», ария Дивы Плавалагуны:smile1:.

Кроссовер — удивительное явление в музыкальной индустрии, поскольку уже на сегодняшний день он становится лидером, охватывающим самую большую возрастную аудиторию слушателей (по различным исследованиям, это категория людей от 15 до 65 лет), практически любой слушатель может найти в музыке этих творцов то, что греет душу. И стиль продолжает развиваться, дарить нам новые эмоции и удивлять, что ж, посмотрим, во что выльется подобное смешение и послушаем хорошую музыку.

Новости


CLASSICAL CROSSOVER – ВОЗМОЖНО ВСЁ

29 марта состоялось открытие серии музыкальных и дискуссионных вечеров «CrossoverSession», на котором был представлен V международный фестиваль «Мастера Музыки — Classical Crossover». Открытая площадка, свободное общение и живая музыка – все способствовало полному погружению в атмосферу фестиваля, и этот творческий вечер сам по себе получился кроссовером.

Организатор фестиваля «Мастера Музыки» и вечера, посвящённого кроссоверу, Ольга Гусева определила, что слово «Эксперимент» полностью отражает суть фестиваля и приуроченных к нему мероприятий. Эксперимент в развитии и движении, эксперимент в искусстве, поиск выразительного языка музыки, образа и слова, созвучного сегодняшнему дню, понятного молодёжи и отражающего современные идеи, эмоции и мысли. Отличительная черта классического кроссовера в том, что это музыка для всех. Она способна смахнуть пыль с образов закоренелых любителей классики и увлечь ярых сторонников популярной музыки. Но, для начала, как и любой другой жанр, его нужно понять и принять. Классический кроссовер – это пересечение стилевых и жанровых границ, это свобода творчества на уровне экспериментов, это переход в новое качество традиционных составляющих искусства. Новое время, новый мир, новые поколения творцов и публики, новое восприятие всего, что создано человечеством. Постмодернизм — это уже реальность. И классический кроссовер (или просто кроссовер), как его составная часть, воплощается в многообразных формах искусства даже у тех творцов, кто не спешит ставить своему творчеству какой-то определённый ярлык. И фестиваль «Мастера Музыки» — та площадка, где можно видеть и слышать эти эксперименты. Именно в рамках подготовки фестиваля, который пройдёт с 11 по 17 сентября в Москве, организована эта серия встреч.

Первая встреча прошла в режиме погружения, а путеводной нитью служили композиции, наиболее полно отражающие классический кроссовер. Появление на большом экране Лучано Паваротти, исполнившего «’O Sole Mio» совместно с Брайаном Адамсом, вызвало неподдельный интерес из-за явного контраста между исполнителями и чудесного сочетания несочетаемого. А за «Barcelona», в исполнении Фредди Меркьюри и Монтсеррат Кабалье, последовали аплодисменты и осознание, что классический кроссовер намного ближе, чем кажется. Инструментальный кроссовер был представлен хорватским дуэтом виолончелистов 2Cellos и композицией «Thunderstruck», которая изначально является песней австралийской хард-рок-группы AC/DC. Хард-рок звучал горячо даже в исполнении на классических инструментах, а видеоряд разрывал шаблоны, словно волос на смычках исполнителей.

Гости вечера — эксперты (среди них были музыканты-композиторы и исполнители, продюсеры, и, даже член «Клуба знатоков») с разных сторон раскрывали суть одного жанра, его историю, достоинства и сложности, с которыми сталкиваются музыканты, избравшие путь исполнения классического кроссовера.

Дмитрий Поваляев, ведущий дискуссий и творческих встреч: « Жанр классического кроссовера вовсе не означает, что здесь могут быть только классические инструменты. Это по-настоящему неизведанный мир, и в том виде, в котором мы сейчас его можем видеть и представлять себе, он зародился достаточно недавно, буквально два-три десятилетия назад. Однако уже сейчас классический кроссовер входит в номинацию премии Grammy, что показывает интерес музыкального мира к этому жанру».

Откуда может родиться кроссовер? В частности из мюзикла. Мюзикл стал очень популярным жанром, потому что вобрал в себя и упростил все самое лучшее из оперы: музыку, яркое действо, драматизм, танец. Увлекая зрителей, мюзикл негласно вербует слушателей в поклонников классического кроссовера. «Вестсайдская история» Леонарда Бернстайна, «Иисус Христос – Суперзвезда», «Призрак оперы» Эндрю Ллойда Уэббера — легендарные постановки, арии которых ушли в мир и существуют уже самостоятельно, их исполняют, как концертные номера.

Ирина Дельская — актриса, певица в жанре ClassicalCrossover: «Не все артисты, которые могут петь, танцевать и говорить, могут петь кроссовер. Кроссовер – это такое творческое состояние, при котором освобождается личность и переходит в какое-то новое качество. Бернстайн интересен для меня, как для исполнителя, музыкой, в которой есть драматургия, в которой есть что играть, яркий образ. И музыку его можно трактовать как угодно. Ее можно спеть в концертном варианте, можно сделать сценку из мюзикла, и это тоже будет кроссовер».

Classical Crossover стирает границы между элитарной и популярной музыкой, являясь, по сути, одной из форм, которую приобретает классическая музыка в наше время. Лучшие образцы классической музыки давно сохранены для истории на цифровых носителях. А в наше время в этой новой форме классика может продолжать удерживать интерес людей, привлекать новых слушателей, и представляет естественную эволюцию, не давая искусству пребывать в застое.

Олег Гусев, актер и режиссер театра, основатель театрального товарищества «Ять»: «Классический кроссовер все время вынужден балансировать между китчем и элитарностью, рискуя либо упасть в одну сторону и стать, в плохом смысле этого слова, «попсой», либо остаться непонятым и сверхинтеллектуальным. На исполнителях классического кроссовера лежит большая ответственность, именно педагогическая, в том, чтобы образовывать и предоставлять хороший продукт, который привлечет массового слушателя, неизбалованного качественными гармониями. Кроссоверу в данный момент не хватает, в хорошем смысле, провокации, которая присутствовала в 90-е».

Стоит с уважением относиться к классическим музыкантам, которые не боятся таких экспериментов, как кроссовер, потому что в среде академических вокалистов до сих пор встречаются люди, которые наотрез отказываются петь с кем-либо, кто не имеет отношения к академической музыке. По словам Константина Чертова (продюсер, генеральный директор «Russhow.biz») в России нет четкого представления классического кроссовера, и образовалось два лагеря: классика и популярная музыка. Поп-культура уже давно и успешно интегрировала в свое творчество классические произведения, тогда как классики только начали об этом задумываться. Виной всему нежелание классических музыкантов воспринимать популярную музыку, как нечто серьезное. Но все же существует, хоть и малочисленный, лагерь классиков, которые с удовольствием сочетают музыкальные жанры.

Дмитрий Герман, скрипач, автор идеи и продюсер цикла концертов “Музыка в особняках”: «Мне кажется, здесь нет непреодолимой грани классического музыканта и музыканта, играющего в другом жанре. Неважно, к какому стилю принадлежит то или иное направление. Оно может быть, либо талантливо, либо нет. Иногда хочется выйти за рамки того, чему тебя учили, попробовать что-то новое, что может завлечь и твое воображение, и публику, сидящую в зале, какими-то необычными гармониями, сочетаниями. Музыканты, играющие в стиле кроссовер, счастливцы, по сравнению с музыкантами-классиками, вот в чем — у них на сцене присутствует импровизация, моменты передачи каких-то новых идей. Это сродни джазу и спонтанно, чем то, что выучил. В хорошем смысле эпатаж, драйв, интерес друг к другу, к тому, что ново, необычно и будоражит – это огромное преимущество».

Первое отделение, посвященное теоретической части, плавно перешло во второе, где царила музыка. Великолепная пианистка Лина Герц, которая к тому же является дипломанткой конкурса «Мастера Музыки – 2016», открыла вторую часть вечера исполнением кавера на «Я свободен» Кипелова, замечательно продолжив тематику вечера, а так же исполнила композиции собственного сочинения. Контрабасист-солист и композитор Александр Муравьев динамично подхватил эстафету, исполнив свои сочинения так зажигательно и с юмором, что заставил зрителей отбивать ногами в такт музыке. В заключении вечера выступила Ирина Дельская, исполнившая знаменитые арии из мюзиклов, чем вызвала бурные аплодисменты собравшихся слушателей.

В общей сложности, в одном зале тем вечером собрались люди из трёх сфер отечественного кроссовера, своеобразное «триК»: зрители, эксперты и, конечно же, музыканты. В конце, хотелось бы вновь процитировать слова Константина Чертова, которые в наибольшей степени отражают как прошедший вечер, так и жанр Classical Crossover: «Кроссовер – это не стиль. Это межжанровое стечение обстоятельств».

Александра САЙДОВА

Фото предоставлены организаторами фестиваля

Что такое кроссовер, и как это слушать?

Стиль кроссовер не очень хорошо известен в России. Возникает даже несколько комичная ситуация, когда знаток музыки говорит «кроссовер» — а несведущий в этом у него переспрашивает: «Вы об автомобилях?»

На самом деле, кроссовер в музыке — это течение, в котором смешиваются самые разные жанры: worldmusic, элементы бит-бокса и танцевальная клубная музыка; джаз и классика; этника и электроника. Внутри одного стиля музыканты синтезируют самые разные направления, полагаясь исключительно на собственное чувство стиля.

На западе стиль кроссовер весьма популярен, существуют сайты, посвященные ему, а число исполнителей огромно. Есть среди них и настоящие звезды: Сара Брайтман, Шарлотта Черч и многие другие.

В нашей стране кроссовер только начинают ценить. Тем не менее, здесь уже появились очень интересные проекты, число которых, очевидно, будет только расти. Отечественные исполнители не уступают зарубежным в креативности: сочетают, казалось бы, несочетаемое и иногда обращаются к уникальным музыкальным традициям. Например, певица Наталия Дзыга синтезирует удмуртские народные песни (крези) с электроникой. Получается стильно, современно, волшебно и качово.

Другие идут по более сложному пути: пытаются создать новое там, где уже был поставлен миллион музыкальных экспериментов. Сегодня мы хотели бы рассказать об одном из таких коллективов: московский инструментальный фьюжн-квартет под интригующим названием Черный квадрат синтезирует джаз с классикой. 4 составляющие Черного квадрата — это флейта (Татьяна Ларина), фортепиано (Ольга Кияшкина), контрабас (Павел Цветков) и ударные (Игорь Ямпольский). Как говорят сами музыканты, они соединяют эстетику и глубину академической музыки со свободой джаза и энергетикой рок-концерта.

Удивительно, как группе удается придать совершенно новое прочтение произведениям, известным многие десятилетия. Казалось бы, все уже было сыграно до них, невозможно придумать необычную трактовку, которая будет отличаться от всех предыдущих и при этом слушаться естественно и гармонично. Однако это удается Черному квадрату: за что бы они ни взялись — их интерпретация всегда действительно новая, атмосферная и современная.

Например, сюита Путешествие Пер Гюнта в их исполнении совершенно ошарашивает слушателя накалом эмоций, это музыка, которая по-настоящему уносит за собой. Лавина звука обрушивается по нарастающей — это можно сравнить с горной речкой, которая сначала журчит, услаждая Ваш слух, но вскоре превращается в не менее прекрасный, но уже стремительный, шумный и мощный горный водопад.

Группе удалось найти беспроигрышное решение в использовании изобразительных средств. Традиционная для рока ритм-секция здесь заменена более изящным аналогом: мощный саунд фортепиано в сочетании с ударными — отличный ход! Флейта ведет экспрессивную партию или полетно парит на их фоне, создавая образ то бушующей стихии, то красивого в своей умиротворенности пейзажа. Только послушайте их трактовку «В пещере горного короля» — она великолепна!

Контраст между создаваемыми настроениями постоянно держит внимание слушателя. Кроме того, инструменталисты меняются ролями: фортепиано, как и флейта, ведет солирующие партии, могут это делать и другие инструменты, и всегда — без потери баланса.

Отдельного внимания заслуживают музыкальные решения, которые использует этот необычный квартет. Для них не существует никаких рамок: К Элизе сочетает в себе настолько неожиданные джазовые решения, что удивляешься: как они додумались до такой трактовки и как им удалось выдержать при этом общий музыкальный стиль таким изысканным и гармоничным.

Неудивительно, что даже маститые музыканты отзываются о коллективе в самых восторженных тонах. Известная питерская группа Терем-квартет высоко оценила музыкантов: «Черный квадрат — емко, сильно и масштабно. Живопись, скульптура, театр — это музыка Черного квадрата, их музыкальные фантазии захватывают дух. Энергетика их исполнения подхватывает тебя и вызывает сильные эмоции, мурашки, слезы восторга. Душа расцветает и хочется жить после их концертов!»

Между тем, концерты проходят неизменно с огромным успехом: пару лет назад группа завоевала лауреатство на престижном международном конкурсе Terem-crossover, она часто выступает в филармониях по всей России и собирает полные залы. Видимо, это тот самый случай, когда публика полностью согласна с мнением критиков.

Что такое встроенный кроссовер в магнитоле

Встроенный кроссовер в магнитоле, что это такое, как его корректно настроить — с подобной проблемой сталкиваются автовладельцы, решившие самостоятельно установить и отрегулировать акустическое оборудование в автомобиле. Использование кроссовера позволяет разделить частотный диапазон между установленными в автомобиле громкоговорителями.

Предназначение

Кроссовер представляет собой специальный блок, раскладывающий частотный диапазон на интервалы. Полученные звуковые потоки направляются к установленным в автомобиле громкоговорителям, обеспечивая требуемую звуковую картину. Обрезка частот позволяет улучшить звучание динамиков и предохраняет оборудование от повреждений. Встроенный в автомагнитолу фильтр срезает диапазоны высоких или низких частот, улучшая звучание воспроизводимой песни и музыки.

Устройство и принцип работы

Кроссовер собирается на основе малогабаритной печатной платы, на которой предусмотрены точки для подключения входящего кабеля. Изделие оборудуется несколькими парами выходов, позволяющих подсоединить динамики для воспроизведения низкого, среднего и высокого частотного диапазонов. Число выходов зависит от количества используемых фильтров. В конструкцию оборудования входят катушки индуктивности и конденсаторы, обеспечивающие разделение частотных интервалов.

Конструктивно кроссовер представляет собой двойной электрический фильтр. Если устройство рассчитано на частоту среза 2000 Гц, то первичный фильтр обеспечивает обрезку нижней части диапазона; вторичный — пропуск частот до 2000 Гц, обрезая высший диапазон. Пересечение частотных кривых от фильтров дает частоту среза. Существуют устройства, дополненные фильтром среднего диапазона, удаляющего звуки из музыки в интервале частот от 600 Гц до 5 кГц.

Всего существует 4 разновидности кроссоверов:

  1. Изделия первого уровня собраны на базе конденсатора и катушки. Обеспечивают обрезку низко- и среднечастотных сигналов в цепи коммутации твиттера. Из-за упрощенной конструкции отсутствует фазовый сдвиг между репродукторами.
  2. Кроссоверы Баттерворта, или второго уровня, предназначены для передачи сигнала к твиттеру и сабвуферу. Оборудование поддерживает сдвиг фазы на 180°, что нарушает синхронный ход мембран в динамиках. Для исключения негативного эффекта необходимо зеркально изменить полярность подключения кабелей к твиттеру.
  3. Узлы третьего уровня оборудованы 1 катушкой и 2 конденсаторами для высокочастотного динамика и обратной схемой — для низкочастотного громкоговорителя. Оборудование обеспечивает высокие фазовые параметры вне зависимости от полярности подключения динамиков. Изделия не позволяют использовать временные задержки для улучшения звучания акустики в автомобиле.
  4. Кроссоверы четвертого уровня обеспечивают сдвиг фазы на 360°, что нивелирует негативный акустический эффект. Значение сдвига нестабильно, это приводит к сбоям в работе кроссовера.

Отличия между активными и пассивными кроссоверами

Пассивные устройства относятся к категории распространенного оборудования; в конструкции изделий не предусмотрена подача дополнительного питания. Отказ от цепей питания упрощает процедуру установки и подключения. Пассивные элементы располагаются после усилителя и распределяют полученный сигнал между громкоговорителями. Кроссоверы применяются для обработки средних и высоких звуковых частот. При использовании деталей в цепи низкочастотного динамика наблюдаются перегрузки, искажающие звучание музыкальных инструментов.

Активные элементы обеспечивают улучшенное фильтрование звукового потока. За счет использования полупроводниковых элементов размер устройства снижен, и оно размещается в акустической системе между первичным усилителем автомагнитолы и основным усилительным блоком. Из-за разделения частот требуется использовать несколько усилителей, каждый из которых подсоединяется к отдельным динамикам. Благодаря высокой чувствительности элементов снижается вероятность перекрытия частотных диапазонов между громкоговорителями.

Кроссовер для колонок: виды и выбор

Для простого человека, который далек от построения колонок для воспроизведения музыки, слово «кроссовер для колонок» ни о чем не говорит. В интернете выложено много информации по этому поводу, включая информационные статьи, а также видеоматериалы.

Что же такое кроссовер

Эта «коробочка» является обязательной частью акустической системы. Это связано с тем, что в мире нет динамиков, которые могли бы качественно воспроизводить полный диапазон частот. Поэтому для построения колонок используют два, три и более динамиков. Однако не стоит забывать о «блинах». Этот тип динамика состоит из нескольких частей, благодаря чему, может похвастаться достаточной ровной АЧХ на всем диапазоне частот.

Кроссовер предназначается для того, чтобы разделять входящий сигнал на разные составляющие и посылать их на разные динамики акустической системы. Таким образом, твитер играет только высокие частоты, а НЧ динамик воспроизводит средние и низкие частоты. Также кроссовер называется фильтром.

Главными его компонентами считаются следующие элементы:

  • конденсатор;
  • катушка индуктивности.

В совокупности эти электрические элементы «отрезают» ненужные частоты, которые посылаются на динамики. К слову, конденсаторы и катушки имеют разную стоимость. Таким образом, чем дороже эти элементы, тем лучше в конечном итоге будет звучать акустическая система.

Порядок фильтра

От количества электрических элементов будет зависеть конечный результат. В зависимости от количества конденсаторов и катушек индуктивности фильтр бывает разных порядков. Если кроссовер состоит из одного элемента, допустим конденсатора, то фильтр будет первого порядка. Для получения фильтра второго порядка, количество элементов должно быть вдвое больше. От порядка кроссовера зависит качество фильтрации ненужных частот. Этот параметр называется крутизна спада и измеряется в ДБ на ОКТАВУ. Чем выше порядок фильтра, тем выше крутизна спада.

Активные и пассивные

Кроссоверы делятся на две группы:

Каждый из типов имеет свои преимущества и недостатки.

Активные состоят не только из конденсаторов и катушек, но и из транзисторов. Благодаря этому габариты устройства удалось снизить. Сложно найти активный кроссовер, выполненный в виде отдельного элемента. В основном они являются составной частью автомобильного усилителя звука.

Пассивные встречаются намного чаще. Главным преимуществом этого типа кроссовера является отсутствие необходимости дополнительного питания, поэтому их легко устанавливать.

Кроме того, пассивные и активные фильтры делятся еще на 3 подвида:

  1. Высокочастотные, предназначаются для пропускания сигнала высокой частоты, отрезая все остальное. Этот подтип предназначен для ВЧ динамиков.
  2. Низкочастотные, наоборот, отрезают верхние частоты и пропускают через себя низкочастотный сигнал. Используются для НЧ динамиков.
  3. Широкополосные фильтр, еще его называют Band Pass. Этот подтип необходим для отрезания частот, выходящих за определенный диапазон. Он предназначен для СЧ динамиков.

В дешевых колонках устанавливаются кроссоверы первого или второго порядка. Это делается для удешевления, так как в фильтрах используется лишь один или два электрических элемента. Фильтры третьего порядка встречаются в усилителях мощности. Что же касается четвертого порядка, то данный тип считается элитным. Для них изготавливается отдельный корпус.

Не так давно среди любителей хорошей музыки возникали споры об эффективности делителя 4-го порядка. Работы кроссоверов четвертого порядка, с крутизной среза 24 ДБ на Октаву можно сравнить лишь с работой банков Швейцарии, где все строго и четко.

Главное в настройке кроссовера – частота среза.

Возьмем, к примеру, трехполосную колонку. Для качественного воспроизведения музыки надо сделать так, чтобы на НЧ динамик поступали только низкие частоты, на СЧ динамик диапазон средних частот, без нижних и высоких, а на твитер соответственно только высокочастотный сигнал. Таким образом, нужно правильно определить две точки деления. В первой точке будет разделен сигнал между сабвуфером и среднечастотником. А во второй точке будет согласовываться СЧ динамик и твитер. Если неверно выбрать частоты среза, в лучше случае можно отделаться ужасным звуком. В таком случае слушать музыку станет невозможно и захочется сразу ее выключить. В худшем случае, акустика выйдет из строя. К примеру, на высокочастотный динамик будет поступать низкочастотный диапазон, который очень вреден для твитеров.

В наши дни кроссоверы используются достаточно активно. Несмотря на то, что можно приобрести цифровой аналог – процессор. Благодаря которому, можно не только фильтровать сигнал, но и выставлять задержки и многое другое.

Однако у кроссоверов есть преимущество перед цифровыми процессорами – это качество фильтрации звукового сигнала. Дело в том, что на фильтр навешивают большое количество работы: фильтрация, временные задержки, эквалайзер. Поэтому само качество фильтрации падает. Таким образом, пассивные и активные кроссоверы пользуются большим спросом. Их применяют даже для изготовления профессиональных колонок.

Профессионалы пророчат скорую смерть аналоговой фильтрации. Они считают, что цена цифровых аналогов замедляет естественный процесс. Однако есть группа людей, считающих, что место для хорошего пассивного кроссовера найдется всегда и в любой аудиосистеме, несмотря на то, насколько далеко шагнули технологии. Можно согласиться и с первый и со второй группой людей. Это связано с тем, что построить хорошую, качественную и профессиональную акустическую систему можно как при помощи кроссовера, так и при помощи цифрового брата – процессора. Вопрос только в том, что вам нравится больше.

Посмотрите видео о кроссоверах

Ссылка на основную публикацию