M51721sl схема подключения

КАК ПОДКЛЮЧИТЬ МОТОР ОТ DVD ИЛИ HDD

Как-то давно попалась мне на обозрение схема драйвера шагового двигателя на микросхеме LB11880, но поскольку такой микросхемы у меня не было, а двигателей валялось несколько штук, отложил интересный проект с запуском моторчика в долгий ящик. Прошло время, и вот сейчас с освоением Китая с деталями проблем нет, так что заказал МС, и решил собрать и протестировать подключение скоростных моторов от HDD. Схема драйвера взята стандартная:

Схема драйвера мотора

Далее идёт сокращённое описание статьи, полное читайте здесь. Двигатель, вращающий шпиндель жесткого диска (или CD/DVD-ROM) — это обычный синхронный трёхфазный мотор постоянного тока. Промышленность выпускает готовые однокристальные драйверы управления, которым к тому же не требуются датчики положения ротора, ведь в роли таких датчиков выступают обмотки двигателя. Микросхемы управления трёхфазными двигателями постоянного тока, которым не требуются дополнительные датчики, являются TDA5140; TDA5141; TDA5142; TDA5144; TDA5145 и конечно же LB11880.

Двигатель, подключенный по указанным схемам, будет разгоняться до тех пор, пока либо не наступит предел по частоте генерации VCO микросхемы, которая определяется номиналами конденсатора подключенного к выводу 27 (чем его ёмкость меньше, тем выше частота), либо двигатель не будет разрушен механически. Не следует слишком уменьшать ёмкость конденсатора подключенного к выводу 27, так как это может затруднить пуск двигателя. Регулировка скорости вращения производится изменением напряжения на выводе 2 микросхемы, соответственно: Vпит — максимальная скорость; 0 — двигатель остановлен. От автора имеется и печатка, но я развёл свой вариант, как более компактный.

Позже пришли заказанные мной микросхемы LB11880, запаял в две готовые платки и провёл тест одной из них. Всё прекрасно работает: скорость регулируется переменником, обороты определить трудно но думаю до 10000 есть точно, так как двигатель гудит прилично.

В общем, начало положено, буду думать куда применить. Есть мысль сделать из него такой же точильный диск как у автора. А сейчас тестировал на куске пластика, сделал типа вентилятора, дует просто зверски хоть на фото даже не видно как он крутится.

Поднять обороты выше 20000 можно переключением ёмкостей конденсатора С10 и подачей питания МС до 18 В (18,5 В предел). На этом напряжении у меня мотор свистел капитально! Вот видео с питанием в 12 вольт:

Видео подключения мотора HDD

Подключил ещё двигатель от CD, погонял при питании 18 В, поскольку в моём внутри шарики, разгоняется так, что прыгает всё вокруг! Жаль не отследить обороты, но если судить по звуку то она очень большая, до тонкого свиста. Куда применять такие скорости, вот вопрос? Приходит на ум мини болгарка, настольная дрель, точильный станок. Применений много — думайте сами. Собирайте, тестируйте, делитесь впечатлениями. В интернете есть множество обзоров с применением данных двигателей в интересных самодельных конструкциях. В интернете видео видел, там кулибины с этими моторами помпы мастерят, супер вентиляторы, точилки, покумекать можно куда такие скоростя применить, мотор тут разгоняется свыше 27000 оборотов. С вами был Igoran.

Обсудить статью КАК ПОДКЛЮЧИТЬ МОТОР ОТ DVD ИЛИ HDD

Схема и фото проверенного самодельного регулятора мощности на тиристоре.

ОУ — ОПЕРАЦИОННЫЙ УСИЛИТЕЛЬ

Операционные усилители (ОУ). Схема включения, описание принципа функционирования и их работы.

Пошаговая сборка простого светодиодного детектора сетевой проводки.

JVC-7F, 12 VDC-1ZA, coil — 12 VDC

KSD302 или KSD201 (

93 0 C — 100 0 C ;10A 250V)

МАЛЫШ FM

Простейший металлоискатель — пинпоинтер на микроконтроллере PIC16F629.

Драйвер двигателя L9110S

Товары

Научившись «дрыгать» пинами и зажигать светодиоды фанаты и любители «Ардуино» хотят чего-то большего, чего-то помощнее, например научиться управлять моторами. Напрямую подключить мотор к микроконтроллеру нельзя, так как типовые токи пинов контроллера составляют несколько миллиампер, а у моторов, даже у игрушечных, счет идет на десятки и сотни миллиампер, вплоть до нескольких ампер. Тоже самое с напряжением: микроконтроллер оперирует напряжением до 5 В, а моторы бывают разного вольтажа.

В этом обзоре речь идет только о питании коллекторных двигателей постоянного тока, для шаговых двигателей лучше применять специализированные драйвера шаговых двигателей, а для бесколлекторных двигателей имеются свои драйверы, они несовместимы с коллекторными двигателями. Заметим, что в русскоязычной литературе существует некоторая терминологическая путаница – драйверами двигателей называют как «железные» модули, так и фрагменты кода, функции, отвечающие за работу с этими «железными» драйверами. Мы будем иметь в виду под «драйвером» именно модуль, подключаемый с одной стороны к микроконтроллеру (например, к плате Arduino), с другой стороны — к двигателю. Вот таким «преобразователем» логических сигналов контроллера в выходное напряжение для питания двигателя и является «драйвер» двигателя, и, в частности, наш драйвер на L9110S.

Принцип действия двойного H-моста на основе L9110S

В «палочке» H включен мотор постоянного тока. Если замкнуть контакты S1 и S4, то мотор будет вращаться в одну сторону, слева будет ноль (S1), справа + напряжения (S4). Если замкнуть контакты S2 и S3, то на правом контакте мотора будет ноль (S3), а на левом + питания (S1), мотор будет вращаться в другую сторону. Мост представляет собой чип L9110 с защитой от сквозных токов: при переключении контакты сначала размыкаются, и только через некоторое время замыкаются другие контакты. На плате стоит два чипа L9110, поэтому одна плата может управлять двумя потребителями постоянного тока: моторами, соленоидами, светодиодами, да чем угодно, или одним двух-обмоточным шаговым двигателем (такие шаговые моторы называются двух-фазными биполярными).

Элементы платы

Плата небольшая, элементов немного:

  1. Разъем подключения мотора A
  2. Разъем подключения мотора B
  3. Чип H-моста мотора A
  4. Чип H-моста мотора B
  5. Пины подключения питания и управления

Подключение

Мотор А и Мотор В — два выхода для подключения нагрузки, ток не более 0,8 А ; В-1А — сигнал «Мотор В вперед»; В-1B — сигнал «Мотор В реверс»; Земля (GND) — должен быть соединён с землёй микроконтроллера и источника питания двигателя.; Питание (VCC) — питание двигателя (не более 12 В); А-1А — сигнал «Мотор А вперед»; A-1B — сигнал «Мотор А реверс». Сигналы на пинах управляют напряжением на выходах для подключения моторов:

Для плавного управления выходным напряжением подаем не просто HIGH, а широтно-импульсно модулированный (PWM) сигнал. Все пины ардуино, отмеченные знаком

, могут давать ШИМ выход командой analogWrite(n,P), где n-номер пина (в Arduino Nano и Uno это 3,5-6 и 9-11, соответственно). При использовании этих пинов для ШИМ сигнала, необходимо задействовать таймеры 0 (пины 5 и 6), таймер 1 (пины 9 и 10) и таймер 2 (пины 3 и 11). Дело в том, что некоторые библиотечные функции могут использовать те же таймеры – тогда будет конфликт. По большому счету достаточно знать, что пин 3 подключается ко входу A-1B, а пин 5 ко входу A1-A, команда digitalWrite(3,127) подаст 50% напряжения на мотор в прямом направлении.

Пример использования

Управление роботом: тележка с фарой (белый светодиод) и фонарем заднего хода (красный светодиод). Программа указана ниже и описывает циклическое движение тележки: вперед-остановка-назад-остановка. Все важные шаги в программе прокомментированы.

Мотор подключен к клеммам MOTOR A, светодиоды подключены к выходу MOTOR B. Робот едет время TIME вперед, включив белый светодиод. Далее стоит время TIME с горящими наполовину белыми светодиодами. После чего едет назад, включив красные светодиоды. Далее снова стоит время TIME, включив красные, а потом белые светодиоды на половину яркости.

МИР ПЕРИФЕРИЙНЫХ УСТРОЙСТВ ПК

технический журнал для специалистов сервисных служб

Микросхема M56750FP и драйвер двигателя сканирующего зеркала принтера HP LaserJet 1100

Такой модуль лазерных принтеров, как двигатель сканирующего зеркала, дает достаточно высокий процент отказов и проблем, вызванных необходимостью проведения профилактической чистки и смазки. Поэтому рассказ о принципах функционирования этого блока в самых современных и самых распространенных моделях принтеров будет весьма актуален. Как показывает опыт некоторых специалистов, ремонт блока лазера не является такой уж безнадежной затеей, как это изображается в сервис-мануалах и во множестве около-ремонтных публикаций. Все упирается лишь в квалификацию и профессиональную подготовку сервисных специалистов.

Для вращения сканирующего зеркала лазерного принтера, которое представляет собой многогранную призму с полированными гранями, используется бесколлекторный двигатель постоянного тока (шпиндельный двигатель). Этот двигатель обеспечивает высокую и равномерную скорость вращения призмы. Обо всех достоинствах и преимуществах шпиндельных двигателей, об общих принципах управления ими, а также об их работе в отдельных моделях принтеров, мы уже рассказывали на страницах нашего журнала. Но пока еще нигде не рассказывалось о том, как работают шпиндельные двигатели в принтерах Hewlett Packard, точнее сказать в принтерах HP, начиная с модели LaserJet1100 . Во всех последующих моделях принтеров этой фирмы, для управления двигателями использовались схемы с точно таким же принципом действия. Кроме того, аналогично стали управляться и главные двигатели, обеспечивающие подачу и протяжку бумаги. Одним словом, разговор об управлении шпиндельными двигателями в принтерах Hewlett Packard назрел.

Классический вариант управления шпиндельным двигателем (рис.1) подразумевает достаточно типичный набор сигналов, а именно:

— сигнал START/STOP – для запуска и остановки двигателя;

— сигнал FREF – сигнал опорной частоты, задающий скорость вращения двигателя;

— сигнал FGOUT или READY – с помощью этих сигналов контролируется исправность двигателя и правильность его работы.

Однако в принтерах HP, начиная с модели LaserJet 1100, для управления шпиндельным двигателем стали использоваться всего два сигнала, обозначаемые на схемах, как ACC и DEC . Именно этот вариант управления двигателями нас и будет интересовать. Пример такой схемы показан на рис.2 на котором приводится электрическая принципиальная схема драйвера сканирующего двигателя (схема управления двигателем вращающейся призмы блока лазера).

Как это уже давно принято, управление двигателем осуществляется с помощью специализированной микросхемы- драйвера двигателя. В представленной схеме эту роль играет микросхема IC1 (M56750FP). К функциям драйвера двигателя относятся:

— коммутация фаз двигателя в заданной последовательности;

— контроль положения ротора двигателя с помощью внешних датчиков магнитного поля (датчиков Холла);

— контроль и ограничение тока фаз двигателя на заданном уровне;

— контроль и стабилизация скорости вращения ротора.

Однако в принтерах Hewlett Packard драйвером двигателя часть функций не выполняется. В первую очередь это относится к функции контроля скорости вращения ротора, т.е. входные контакты FG и выход FGOUT вообще не задействуются. Конструкторами HP (или Canon?) в блоках лазера применяется такое техническое решение, как контроль скорости вращения двигателя через датчик луча лазера ( Beam Detector ). Датчик луча является оптическим датчиком, на который попадает луч лазера, отраженный от поверхности вращающейся призмы (рис.3). В результате на выходе датчика BEAM формируются импульсы, частота которых прямопропорциональна скорости вращения призмы, хотя и выше реальной скорости двигателя в 4 или в 6 раз (в зависимости от количества граней на призме). Эти импульсы считываются процессором принтера и на их основе «принимается решение» о необходимости разогнать или притормозить ротор двигателя, т.е. функцию контроля и стабилизации скорости двигателя в принтерах HP сейчас выполняет процессор механизмов принтера (см. рис.3). Сигналами, позволяющими разогнать или притормозить двигатель, являются ACC и DEC.

В лазерных принтерах традиционно используются 3-х фазные двигатели, фазы которых на схемах принято обозначать U, V, W. Коммутацией тока этих фаз в определенной последовательности, создается вращающееся магнитное поле, воздействующее на постоянные магниты ротора. В результате, ротор начинает перемещаться вслед за магнитным полем статора, а, это значит, что ротор начинает вращаться. Для того чтобы магнитное поле (и ротор вслед за ним) вращалось равномерно и в заданном направлении, необходимо контролировать текущее положение ротора. Такой контроль осуществляется тремя датчиками Холла, обозначенными на схеме H1, H2 и H3. На выходе каждого из этих датчиков формируются дифференциальные сигналы, например HU+ и HU-, которые показывают силу и направление магнитного потока в том месте, где установлен датчик. Когда ротор вращается, сигналы от датчиков Холла представляют собой синусоидальные напряжения. На основе анализа сигналов от датчиков Холла, драйвер двигателя подключает ту или иную фазу статора.

Чтобы досконально разобраться в работе драйвера двигателя и понять, каким образом можно проводить его диагностику, необходимо рассмотреть главный элемент схемы – микросхему M56750FP.

Микросхема M56750FP разработки фирмы Renesas Technologies Corp. предназначена для управления 3-фазным бесколлекторным двигателем, и оптимизирована для применения в лазерных принтерах, о чем прямо и заявлено в описании этой микросхемы. К особенностям M56750FP можно отнести следующее:

— широкий диапазон рабочих напряжений: от 12 до 24 В;

— возможность работы с токами, величиной до 1А;

— наличие встроенной защиты от превышения тока;

— наличие встроенной схемы подкачки заряда;

— наличие встроенной схемы контроля датчиков Холла;

— наличие встроенной схемы сохранения энергии;

— наличие встроенного усилителя сигнала от датчика скорости вращения;

— наличие встроенной защиты от перегрева кристалла.

Внутренняя структурная схема драйвера M56750FP представлена на рис.4, а распределение сигналов по контактам микросхемы дается на рис.5. Назначение контактов микросхемы описано в таблице 1.

Таблица 1. Описание контактов микросхемы M56750FP

Схемы управления шаговыми двигателями

Современные шаговые двигатели, гибридые либо ШД на постоянных магнитах, как правило, производятся с двумя обмотками (4 вывода), с двумя обмоткми и центральными отводами (6 либо 5 выводов) и с четырьмя обмотками (8-ми выводные ШД). Биполярные двигатели имеют две обмотки и, соответственно, четыре вывода. Униполярные двигатели также имеют две по обмотки, но у каждой из них есть центральный отвод, что позволяет использовать для управления двигателем простой униполярный драйвер (т. е. переключать направление магнитного поля, создаваемого обмотками двигателя переполюсовкой половин обмоток двигателя). Иногда средние отводы могут быть объединены внутри двигателя, такой двигатель может иметь 6 или 5 выводов. В силу простоты униполярной схемы управления эти двигатели находят широкое применение в самых различнх областях промышленности.

Однако большинство драйверов предназначено для управления биполярными двигателями. При тех же габаритах биполярный шаговый двигатель обеспечивает больший момент по сравнению с униполярным. Поэтому наибольший практический интерес у новичков вызывает именно схема управления биполярным шаговым двигателем.

Постараемся разабраться, каким образом можно подключить 6-ти или 8-ми выводной мотор к биполярной схеме управления и как при этом изменяются электрические характеристики двигателя?

6-ти выводные шаговые двигатели

Для подключения 6-ти выводного шагового двигателя к классическому биполярному драйверу может быть выбран один из двух способов — униполярное либо биполярное подключение обмоток двигателя.

Униполярное подключение

Если требуется вращать двигатель на средних и высоких скоростях (из диапазона рабочих скоростей), лучший тип подключения — использовать центральный отвод.

Электрические характеристики двигателя — ток обмотки, сопротивление обмотки, статический крутящий момент, индуктивность обмоток и др. — в этом случае равны данным, приведенным в каталоге.

Биполярное подключение

Если требуется вращать двигатель на низких скоростях (из диапазона рабочих скоростей), лучший тип подключения — биполярное.

При таком типе подключения нужно уменьшить ток, подаваемый на обмотки двигателя в √2 раз. Например, если номинальный рабочий ток двигателя составляет 2 А, то при последовательном включении обмоток требуемый ток — 1.4 А, то есть в 1.4 раза меньше.

Это можно легко понять из следующих рассуждений.

Номинальный рабочий ток, указанный в каталоге, рассчитан на сопротивление одной обмотки (R — именно оно приведено в каталоге). При последовательном включении обмоток сопротивление объединенной обмотки возрастает в два раза (2R).

Потребляемая мощность при униполярном включении — Iуниполяр. 2 * R

При последовательном включении обмоток потребляемая мощность становится Iбиполяр. 2 * 2 * R

Потребляемая мощность не зависит от типа подключения, поэтому Iуниполяр. 2 * R = Iбиполяр. 2 * 2* R, откуда

Так как крутящий момент двигателя прямо пропорционален величине магнитного поля, создаваемого обмотками статора, то он возрастает с увеличением числа витков обмотки и убывает с уменьшением ток, пропускаемого через обмотки. Но так как ток уменьшился в √2 раз, а число витков обмотки увеличилось в 2 раза, то крутящий момент возрастет в √2 раз.

Итак, характеристики ШД будут такими:

Параметр Значение
Iбиполяр.= 0.707 * Iуниполяр.
Сопротивление обмотки, Ом Rбиполяр. = 2 * Rуниполяр.
Индуктивность обмотки, мГн Lбиполяр. = Lуниполяр.
Крутящий момент, кг×см Tбиполяр. = 1.4 * Tуниполяр.

8-ми выводные шаговые двигатели

Для подключения 8-ми выводного шагового двигателя (то есть двигателя с четырьмя обмотками) к классическому биполярному драйверу может быть выбран один из трех способов — униполярное, последовательное либо параллельное подключение обмоток двигателя.

Униполярное подключение шагового двигателя (схема электрическая)

Если требуется вращать двигатель на средних скоростях (из диапазона рабочих скоростей), лучший тип подключения — использовать лишь две из четырех обмоток.

Электрические характеристики двигателя — ток обмотки, сопротивление обмотки, статический крутящий момент, индуктивность обмоток и др. — в этом случае равны данным, приведенным в каталоге.

Биполярное последовательное подключение шагового двигателя (схема электрическая)

Наиболее эффективно для низкоскоростного диапазона рабочих скоростей двигателя.

При таком типе подключения нужно уменьшить ток, подаваемый на обмотки двигателя в √2 раз. Например, если номинальный рабочий ток двигателя составляет 2 А, то при последовательном включении обмоток требуемый ток — 1.4 А, то есть в 1.4 раза меньше.

Это можно легко понять из следующих рассуждений.

Номинальный рабочий ток, указанный в каталоге, рассчитан на сопротивление одной обмотки (R — именно оно приведено в каталоге). При последовательном включении обмоток сопротивление объединенной обмотки возрастает в два раза (2R).

Потребляемая мощность при униполярном включении — Iуниполяр. 2 * R

При последовательном включении обмоток потребляемая мощность становится Iпослед. 2 * 2 * R

Потребляемая мощность не зависит от типа подключения, поэтому Iуниполяр. 2 * R = Iпослед. 2 * 2* R, откуда

Так как крутящий момент двигателя прямо пропорционален величине магнитного поля, создаваемого обмотками статора, то он возрастает с увеличением числа витков обмотки и убывает с уменьшением ток, пропускаемого через обмотки. Но так как ток уменьшился в √2 раз, а число витков обмотки увеличилось в 2 раза, то крутящий момент возрастет в √2 раз.

Итак, характеристики ШД будут такими:

Параметр Значение
Iбиполяр.= 0.707 * Iуниполяр.
Сопротивление обмотки, Ом Rбиполяр. = 2 * Rуниполяр.
Индуктивность обмотки, мГн Lбиполяр. = Lуниполяр.
Крутящий момент, кг×см Tбиполяр. = 1.4 * Tуниполяр.

Биполярное параллельное подключение шагового двигателя (схема электрическая)

Наиболее эффективно использование параллельного включения обмоток для высоких скоростей.

При таком типе подключения нужно увеличить ток, подаваемый на обмотки двигателя в √2 раз. Например, если номинальный рабочий ток двигателя составляет 2 А, то при параллельном включении обмоток требуемый ток — 2.8 А, то есть в 1.4 раза больше.

Это можно легко понять из следующих рассуждений.

Номинальный рабочий ток, указанный в каталоге, рассчитан на сопротивление одной обмотки (R — именно оно приведено в каталоге). При параллельном включении обмоток сопротивление объединенной обмотки уменьшаетсяв два раза (0.5 R).

Потребляемая мощность при униполярном включении — Iуниполяр. 2 * R

При параллельнном включении обмоток потребляемая мощность становится 0.5 * Iбиполяр. 2 * R

Потребляемая мощность не зависит от типа подключения, поэтому Iуниполяр. 2 * R = 0.5 * Iбиполяр. 2 * R, откуда Iбиполяр..= Iуниполяр. /√2, т.е.

Так как крутящий момент двигателя прямо пропорционален величине магнитного поля, создаваемого обмотками статора, то он возрастает с увеличением числа витков обмотки и убывает с уменьшением величины тока, пропускаемого через обмотки. Но так как ток увеличился в √2 раз, а число витков обмотки увеличилось в 2 раза, то крутящий момент возрастет в √2 раз.

Схема чайника — термоса

Принципиальная схема термопота

В продолжение статьи о ремонте термопота рассмотрим ещё одну схему чайника-термоса марки ELEKTA Claresta EKT-2743 .

Принципиальная схема этого чайника-термоса по составу и назначению электронных узлов ни чем не отличается от той модели термопота, которая была рассмотрена ранее.

Неисправности этой модели термопота и причины их возникновения также аналогичны.

Принципиальная схема термопота сведена вручную с печатной платы прибора, и, несмотря на повторную проверку, могут быть мелкие недочёты и ошибки.

Позиционные обозначения радиодеталей соответствуют нумерации на печатной плате термопота.


Схема термопота ELEKTA EKT-2743

В таблицу сведены параметры, маркировка и номиналы элементов изображённых на схеме.

Элемент

Позиционное обозначение Маркировка/номинал/параметры
Диод D2 — D9,D11 1N4007
Стабилитрон DW1
Стабилитрон DW2 1N4742A
Конденсатор электролитический C2 470 мкф. 35 вольт.
Конденсатор электролитический C3 220 мкф. 25 вольт.
Конденсатор электролитический С5 470 мкф. 25 вольт.
Конденсатор электролитический C6 4,7 мкф. 50 вольт.
Конденсатор C1,C4 0,1 мкф
Транзистор Q1 2SC9014
Кнопка SW1,SW2,SW3 250 вольт, 1 ампер
Светодиод LED1,LED2 на рабочее напряжение 3 вольта
Реле K1
Резистор R2 82 кОм.

0,5 Ватт

Резистор R3 68 кОм.

0,5 Ватт

Резистор R4 180 Ом.

2 Ватт

Резистор R5 150 Ом.

2 Ватт

Резистор R7 100 Ом.

1 Ватт

Резистор R8 5,1 кОм.

0,25 Ватт

Резистор R9
Резистор R10 10 кОм.

0,125 Ватт

Резистор R11 100 кОм.

0,125 Ватт

Резистор R12 10 Ом.

0,125 Ватт

Электромотор М1 DB — 2 (8 — 12 V)
Термовыключатель S1 KSD302 или KSD201 (

105 0 C — 125 0 C; 10A 250V)

Термовыключатель S2
Термопредохраниитель F1 Tf 157 0 C 10A 250V (SHENG PING)

Рассмотрим назначение элементов принципиальной схемы термопота.

В термопоте применены два термовыключателя S1 и S2 (см. схему). Первый S1 необходим для отключения прибора от электросети в случае чрезмерного перегрева, который может возникнуть по причине неисправности электронных узлов прибора или отсутствия воды в баке.

Второй термовыключатель S2 является основным и служит для включения и отключения нагревательной спирали TH1. Сама спираль необходима для кипячения воды. Как только температура воды в баке достигает

100 0 C, то термовыключатель S2 размыкает свои контакты. Контакты термовыключателя замкнуться только тогда, когда температура воды в баке упадёт ниже

60 – 70 0 C. Такая ситуация может произойти только при доливе холодной воды в бак, так как пока термопот включен в электросеть воде не даёт остыть постоянный подогрев с помощью нагревательной спирали TH2. Благодаря дежурному подогреву спиралью TH2 в термопоте всегда есть подогретая вода.

Спираль дежурного подогрева включена постоянно и задействована даже в режиме кипячения.

Также стоит отметить важную роль спирали TH2. С неё подаётся напряжение питания для электронной схемы реле принудительного кипячения и двигателя водяной помпы. Поэтому, если эта спираль перегорает, то перестают работать режим принудительного (повторного) кипячения и подача воды.


Электронная плата реле

Микропереключатели SW1, SW2 служат для включения двигателя подачи воды. Один из этих переключателей установлен на панели управления термопотом, а второй рядом с носиком, из которого поступает вода.

Переключатель SW3 включает электронную схему реле. Через этот переключатель напряжение питания поступает на базовую цепь транзистора. Кратковременного нажатия SW3 хватает, для того, чтобы зарядить конденсаторы в базовой цепи транзистора Q1 и открыть его на время повторного кипячения. При открытии транзистора Q1 включается реле K1. Стабилитроны DW1, DW2 необходимы для стабилизации напряжения питания. Напряжение стабилизации стабилитрона DW1 типа 1N4742A составляет 12 вольт. На это же напряжение рассчитано и реле K1, которое и включает спираль кипячения.


Плата индикации и управления

При поиске неисправности термопота следует проверить сопротивление нагревательных спиралей. Сопротивление основной, служащей для кипячения спирали составляет

70 – 80 Ом. Сопротивление спирали дежурного подогрева колеблется в районе 600 – 800 Ом.

На принципиальной схеме положение переключателей SW1, SW2, SW3 и контактов реле K1 показаны в выключенном режиме.

Термопредохранитель F1 с температурой срабатывания 157 0 C необходим для отключения прибора, если не сработал термовыключатель S1 и температура нагрева термопота стала критической. При ремонте стоит проверять исправность данной детали.

Устанавливается термопредохранитель обычно либо на дне бака, либо в боковой части приблизительно посередине и рядом с термовыключателем S1. Если требуется замена термопредохранителя F1, то следует учесть, что температура его срабатывания должна быть выше температуры отключения термовыключателя S1.

Светодиод LED1 зелёного цвета свечения светиться в режиме дежурного подогрева и выключается, когда термопот работает в режиме кипячения. О режиме кипячения информирует светодиод LED2 красного цвета свечения.

Стоит отметить тот факт, что в случае перегорания спирали дежурного подогрева TH2 светодиод LED1 будет показывать, что режим дежурного подогрева включен, хотя реального подогрева воды нет. Дело в том, что цепь питания данного светодиода проходит через основную спираль TH1, которая исправна. Поэтому корректного отображения работы прибора не будет.

Более подробно об устройстве и типичных неисправностях термопотов можно прочесть в статье о ремонте термопота Elenberg TH-6012.

Ссылка на основную публикацию