Можно ли долить концентрат антифриза

tartor › Блог › Всё об охлаждающих жидкостях

Не секрет, что главное в автомобиле — двигатель. Его эффективная работа зависит не только от качественного топлива и соответствующей смазочной системы, но и от системы охлаждения. И на протяжении всей истории автомобиля конструкторы решали вопрос повышения эффективности системы охлаждения двигателя автомобиля с помощью.

История охлаждающих жидкостей (антифризов)

Первые двигатели XIX века имели воздушное охлаждение.

Примерно в 1900 году появились двигатели с водяным охлаждением.

С 30-х годов прошлого века впервые для увеличения эффективности охлаждения применяются помпы и термостаты.

Ранние охлаждающие жидкости или антифризы представляли собой:
1. Солевые растворы хлоридов натрия, кальция.
2. Растворы глицерины, сахара и меда.
3. Метиловые и этиловые спирты.

С 1930-го впервые применяется этиленгликоль.

С 1939-го применяются специальные антикоррозионные пакеты.

1. Тепловые характеристики, которые позволяют эффективно охлаждать двигатель без кипения.
2. Антикоррозионная защита всех металлов и сплавов в системе охлаждения современных автомобилей.
3. Защита от замораживания в зависимости от выбранной концентрации.
4. Совместимость с резиновыми и пластмассовыми изделиями в системе охлаждения.
5. Отличные антипенные характеристики.
6. Стабильность характеристик на протяжении срока эксплуатации.
7. Отсутствие нитритов, аминов, фосфатов.

Основные национальные стандарты антифризов (тосолов, охлаждающих жидкостей)

Почему необходима система охлаждения двигателя автомобиля?

Сгорание топливной смеси в двигателе происходит при температурах 2100—2300°С. При такой температуре, без принудительного охлаждения, детали двигателя нагревались бы до температуры, значительно превышающей температуру воспламенения масла. Помимо сгорания масла при перегреве двигателя увеличиваются силы трения и изнашивания деталей, уменьшаются тепловые зазоры, происходит коксование масла и отложение нагара, ухудшается наполнение цилиндров карбюраторных двигателей горючей смесью, а дизелей — очищенным воздухом.

В то же время чрезмерный отвод тепла влечет за собой переохлаждение двигателя, изменение вязкостных свойств масла, что приводит к увеличению изнашивания деталей, снижению мощности и экономичности двигателя. Идеальный тепловой режим двигателя — 85—95°С, независимо от его нагрузки и температуры окружающей среды.

Чтобы не замерзнуть

В зимних условиях в качестве охлаждающих жидкостей применяются антифризы — жидкости с низкой точкой замерзания. Это в основном составы на основе этиленгликоля. Температура замерзания смеси этиленгликоля с водой (1:1) примерно 36°С. Замечательным свойством такого соотношения и более высокой концентрации является то, что при более низких температурах смесь не превращается в лед, а образует густую массу, не вызывая повреждения блока цилиндров и радиатора.

Антифризы — чтобы не закипеть

Помимо температуры замерзания немаловажна температура кипения охлаждающей жидкости — чем она выше, тем меньше она испаряется и реже закипает, что обеспечивает более длительную работу двигателя без дозаправки и перегрева. Средняя температура кипения смеси этиленгликоля с водой (1:1) составляет +107°С.

• Используйте антифриз, который соответствует требованиям производителя вашего автомобиля.

• Если вы купили автомобиль и не знаете, что и когда залито в него, лучше произвести замену всех технических жидкостей (масло, антифриз, тормозную жидкость).

• Для добавления используйте антифриз той же торговой марки. Разные производители могут использовать несовместимые пакеты присадок.

• Какой бы не был совершенный антифриз, необходимо регулярно контролировать его уровень по отметкам в расширительном бочке и концентрацию с помощью гликометра, из-за образования конденсата, возможных утечек и испарения, а также производить замену в сроки, указанные в инструкции к автомобилю заводом-изготовителем.

Можно ли при выборе антифриза ориентироватьсяна цвет?

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, бирюзовый, малиновый и разные оттенки. По цвету невозможно определить ни качество, ни совместимость антифризов разных производителей. Цвет – это не качество, это краситель.

Внимание! Антифриз на протяжении срока эксплуатации, как правило, не должен кардинально менять цвет. Если антифриз приобрел коричневый оттенок – это сигнал появления ржавчины, вызванный отсутствием антикоррозионных свойств. Антифриз в этом случае подлежит немедленной замене.

Как разбавлять концентрат антифриза?

Вся информация на этикетке. Если информация отсутствует или не понятна, запомните следующее:

• Никогда не заливайте концентрат в чистом виде без разбавления. Вы получите антифриз с температурой замерзания –13°С и сильным коррозионным действием.

• Не рекомендуется применять антифриз с содержанием этиленгликоля больше 67% и меньше, чем 30%. Распространенное разбавление: 33% этиленгликоля и 67% воды (1:2) обеспечат вам –17°С.50% этиленгликоля и 50% воды (1:1) обеспечат вам –36°С.55% этиленгликоля и 45% воды (1,2:0,8) обеспечат –40°С.65% этиленгликоля и 35% воды (2:1) обеспечат –65°С.

Обязательно ли разбавление концентрата антифриза дистиллированной водой?

Несмотря на применение в современных антифризах смягчающих добавок, рекомендуем разбавление дистиллированной водой, так как водопроводная вода помимо проблемы жесткости может содержать нежелательные вещества и соединения, которые ухудшат качество антифриза.

В продаже появились банки с указанием веса (кг) вместо объема (л). Есть ли разница?

Важна не только цифра, но и единица измерения.

Нигде в инструкциях по эксплуатации автомобиля вы не найдете измерение технических жидкостей (масла, антифриза и др.) в единицах веса – килограммах, все измеряется в объемных единицах, в европейской системе – это литры. Средняя плотность концентрата — в 1 литре 1,13 кг. Итак, получаем: в 1 кг антифриза — 0,885 л, в 1,5 кг – 1,327 л, в 5 кг – 4,424 л.

Что лучше «Антифриз» или «Тосол»?

Изначально неправильная постановка вопроса. «Тосол» — это марка антифриза. Дело не в названии, а в ответственности производителя за свой продукт.

Этиленгликоль — сильный яд. Попадание внутрь организма вызывает сильную интоксикацию, повреждая центральную нервную систему и почки. Смертельная доза для взрослого человека — 100 мл. Проблема заключается в сладковатом привкусе, который может привлечь ваших детей и домашних животных. У нас нет статистики отравлений этиленгликолем по России, но в США, где эта проблема взята под отдельный контроль, ежегодно отмечается свыше тысячи случаев отравления со смертельным исходом. Избегайте попадания этиленгликоля на кожу. Настойчиво рекомендуем вам хранить антифризы, как и все технические жидкости, в недоступном месте. Пролившийся антифриз следует сразу удалить с помощью ветоши или песка с последующей утилизацией. Попадание этиленгликоля в почву или воду также несет угрозу для растений и рыб.

Для обеспечения экологической безопасности и исключения случаев отравления применяются антифризы на основе пропиленгликоля. Пропиленгликоль давно применяется в производстве продуктов, лекарств и парфюмерии. В системах отопления жилых помещений, производств пищевых продуктов по европейским нормативам допускается использование только пропиленгликоля. Большинство муниципального транспорта в Европе переведено на пропиленгликоль. Пропиленгликоль, в отличие от этиленгликоля, менее агрессивен к металлам и обладает большей теплопроводностью.

Правильное разведение концентрата антифриза

Невозможно представить работу автомобиля с двигателем внутреннего сгорания без антифриза. Охлаждающая жидкость является неотъемлемой пунктом в списке расходных материалов для автомобильного мотора.

Поэтому так важен для каждого автомобилиста правильный выбор антифриза, а также своевременная его замена в автомобиле. Разговор в статье пойдёт об этой важной части эксплуатационных действий в отношении двигателя внутреннего сгорания, о том, как правильно выбрать охлаждающую жидкость и разбавить концентрат до необходимой консистенции. Мы рассмотрим несколько негативных факторов при неправильной эксплуатации хладагента.

Правила разбавления антифриза

Водители знают, что антифризов существует большое количество, все они используются в различных системах, и обладают определёнными свойствами. Специфика свойств охлаждающей жидкости заключается в том, чтобы препятствовать быстрому её закипанию, а также замерзанию.

Обратите внимание, именно различные присадки, которые находятся в составе хладагента, или жидкостях для системы отопления, являются компонентами, продляющими или сокращающими срок службы антифриза. Следует уделять внимание и правильному использованию продукции, а именно, разведению концентрата антифриза.

К сожалению, не все автомобилисты считают процесс разведения концентрата антифриза важным мероприятием, и делают это на глазок. Между тем, существует определённая и проверенная годами методология, которая позволяет продлить срок жидкости и сохраняет в надёжности все узды и детали двигателя автомобиля. Антифриз следует разбавлять непосредственно перед использованием и обязательно соблюдать предложенную производителем пошаговую инструкцию.

Общие характеристики охлаждающей жидкости

Антифриз предназначен для использования в силовых агрегатах и различных системах двигателя внутреннего сгорания. Он защищает мотор от перегрева и замерзания. Сфера применения антифриза в основном – автомобильная промышленности, но продукт применяется и в других объектах, где существует охладительная или отопительная система.

Сегодня автомобильные магазины предлагают огромное количество уже готового антифриза и его концентрированного состава. Некоторые водители не понимают разницу между этими двумя различными продуктами и совершают ошибочное действие, когда начинают заливать концентрат антифриза в движок автомобиля.

Последствия после таких действий могут быть весьма печальными, особенно в зимнее время, когда температура значительно пониженна.

При правильном разведении антифриза понижается температура кристаллизации вещества, поэтому очень важно соблюдать правила. Вы не только повысите срок эксплуатации жидкости, но и за счёт присутствия присадок улучшите работу всех агрегатов, предотвратите их износ, защитите их от коррозии и повысите износостойкость всех поверхностей.

Почему необходимо разбавлять охлаждающую жидкость

Разбавлять концентрированный антифриз водой следует по нескольким причинам: прежде всего, для полноценного выявления его охлаждающего свойства.

  • При применении хладагента в жару, вода станет интенсивнее испаряться, а основные действующие вещества, такие как этиленгликоль, будут негативно отражаться на системных деталях.
  • Температура сгорания топлива равна 2100 градусам и выше. Если не охлаждать детали принудительно, тогда они нагреваются и масло, находящееся внутри двигателя, может легко воспламениться, так как превышаются все допустимые пороги. Износ деталей от соприкосновения поверхностей происходит быстрее.
  • Не допустимо также и слишком быстрое охлаждение деталей. Тепловой режим должен оставаться на уровне 85-95 градусов. Только в этом случае вы можете быть полностью уверены в полноценной работе всех узлов и систем двигателя.
  • Необходимо придерживаться определённых границ и в процессе парообразования. Здесь также имеется уровень, которые превышать нежелательно, он соответствует 95 градусам.

Охлаждающее свойство антифриза

Для водителя важно знать и учитывать такой показатель, как нижняя температура кристаллизации вещества. При правильном разведении концентрированного вещества данные показатели остаются в допустимой норме. Например, при пониженной температуре до – 25-30 градусов, можно развести продукт таким образом, что этиленгликоль при смешивании с водой даст отличный эффект, при котором мороз – 36 градусов будет не страшен.

Однако, необходимо помнить, что при чрезвычайно низких температурах антифриз станет вязким, а это может повредить систему двигателя и радиатора. По этой причине разбавление антифриза должно происходить строго по инструкции.

Закипание охлаждающей жидкости

Антифриз препятствует не только переохлаждению деталей мотора, но ограничивает слишком активное парообразование. Опытные водители знают, что при перегреве системы, дальнейшая её эксплуатация невозможна. Даже после того, как произойдёт полное остывание всех деталей, нет уверенности, что они не будут повреждены.

Дело в том, что у присадок и веществ, входящих в антифриз, порог закипания превышает границы порога кипения воды. Поэтому у вас будет гарантия того, что летом охлаждёнка не будет слишком интенсивно выкипать, а зимой системы не перегреются. Чтобы предотвратить негативные случаи, и обеспечить автомобилю бесперебойную и безопасную работу, антифриз необходимо разбавлять в правильных пропорциях.

Как выбрать воду для разбавления

Ни в коем случае нельзя использовать воду из реки, колодца или водопровода. Для разбавление антифриза подходит только дистиллированная вода. Если использовать случайную жидкость, может образоваться накипь. Бывают случаи, когда под рукой нет воды необходимого качества, тогда можно прибегнуть к следующему варианту: воду из водопровода ставят на огонь и кипятят в течение 30 минут, это действие позволяет убрать лишние взвеси и опасные компоненты.

Как выбрать концентрацию

Концентрат антифриза замерзает при температуре – 65 градусов, такая температура в привычных жизненных условиях исключена, поэтому водителю следует выполнить следующие действия:

  • Концентрированное вещество смещать с дистиллятом в пропорции 1Х1, так повысится температура кристаллизации примерно до -40 градусов. Такой расклад подходит для суровых зимних условий.
  • При взятии других пропорций: двух литров охлаждёнки и трёх литров воды, температура замерзания будет повышена до предела – 30 градусов.
  • Соотношение 1Х2 позволит получить границу кристаллизации уже – 20 градусов. Каждый водитель может определить для себя подходящий вариант, исходя из климатических условий, в которых он поживает.

Обратите внимание на то, что при сильном разбавлении концентрата происходит снижение присадочного влияния и ухудшается качественный состав продукта.

Пошаговые действия при разведении концентрированного концентрата водой

При замене, прежде всего, следует ознакомиться с данными вещества и теми инструкциями, которые предлагает производитель.

  • Старый антифриз необходимо обязательно слить. Это делается посредством откручивания крышки радиатора и нижнего сливного клапана.
  • Систему после этого промывают дистиллированной водой, причём, необходимо дать системе поработать несколько минут, а затем вновь слить отработанную смесь.
  • Далее в систему заливается свежий антифриз, разведённый по всем правилам, в зависимости от потребностей автомобиля и климатических условий. Летом следует увеличивать количество воды, а зимой необходимо соблюдать положенный уровень кристаллизации ( -20 градусов).

Если действовать в соответствии с предложенной инструкцией и применять «правильную» воду, можно обеспечить двигатель правильной и бесперебойной работой на длительный срок. Как видите, ничего сложного в разведении концентрата и заливке рабочей жидкости нет, с такой не сложной манипуляцией может справиться даже начинающий водитель. Но если по этому поводу есть личные сомнения, лучше всего, обратиться к профессионалам, которые в условиях автосервиса произведут необходимые действия.

Какие антифризы бывают, и кто их производит

Важно обращать своё внимание на определённый класс хладагента, особенно при разбавлении продуктов таких марок как «Кастрол», «Шелл», «Тосол-Синтез».

  • При покупке антифриза G11 который обычно бывает зелёным, синим или салатовым, необходимо учитывать его сроки годности. Эта продукция может раниться до трёх лет.
  • Красные, оранжевые, фиолетовые вещества маркировка которых G12, G12+, не содержащие силикатов, могут служить до семи лет.

Помните о том, что антифризы с маркировкой G11 и G12 смешивать запрещается, так как их состав слишком разнится. Однако вещество G12+ может добавляться к обоим видам концентрата.

По отзывам водителей, наиболее востребованными марками являются Mobil, ZIC, Shell, «Тосол-Синтез», «Кастрол». Концентраты именно этих производителей потребители используют чаще всего.

Можно ли смешивать концентрат антифриза в системе охлаждения?

Мастер на автосервисе при замене антифриза сначала залил концентрат антифриза, а только затем добавил дистиллированную воду. Заранее не произвел их смешивание. Как это может отразиться на работе двигателя и нужно ли это как-то исправлять?

  • Из-за чего перегревается двигатель в Шевроле Лачетти? – 4 ответа
  • Как слить антифриз из двигателя Шевроле Лачетти? – 3 ответа
  • Прокручивается крышка расширительного бачка Шевроле Лачетти – 2 ответа
  • Воздух в системе охлаждения Шевроле Лачетти – 2 ответа
  • Утечка антифриза в Шевроле Лачетти – 2 ответа

Антифриз при работе двигателя смешается с водой, он же будет циркулировать в системе.

Ничего не надо делать, антифриз в своем не разбавленном виде не агрессивен к деталям двигателя-это конечно если он настоящий антифриз, а не какая то кислота.

Вы написали два вопроса.
Один в заголовке, на него вам практически уже ответили — концентрат антифриза смешается с дистиллированной водой и в системе двигателя, когда вы запустите двигатель (причём смешается быстро, и в осадок не выпадет ни то ни другое). Также и не будет агрессии антифриза на металл двигателя и радиатора, если он конечно выбран правильно.

В систему охлаждения «Chevrolet Lacetti» с 2004-го года по 2010 год заливался антифриз G12+,
с 2011 года по 2013 год заливался G12++.
Можете уточниться по таблице Здесь .

Теперь по поводу второго вопроса который в описании проблемы: «Как это может отразиться на работе двигателя и нужно ли это как-то исправлять?»
Если плотность электролита недостаточная, то это может отразиться зимой в морозы.

А это обязательно надо поправлять, если после смешивания антифриз не соответствует температуре зимних морозов в вашем регионе.
Так вот, после того как антифриз перемешается, надо сделать замер плотности на какую температуру получилась смесь. В автомагазинах продаётся прибор, практически это ареометр, аналогичный тому, которым делают замер плотности электролита в аккумуляторе, только там на шкале нанесена градуировка в градусах.

Замер лучше производить при температуре антифриза примерно 20 градусов. Должно показывать температуру замерзания ориентировочно минус 35-45 градусов Цельсия.
Если концентрата было недостаточно, воды слишком большое количество, то получится антифриз под малую температуру холода, и в сильный мороз такой слабый антифриз попросту замёрзнет в моторе, а лёд может повредить блок цилиндров, его разрывает, это ремонт двигателя.

Возможно антифриз получился почти нужной температуры (ну допустим на -25 или -30 градусов), конечно такой антифриз будет работать, пока мороз не превысил эти отметки. А вот при более сильном морозе этот антифриз превратиться в кашеобразное состояние. Он конечно не испортится, и при оттаивании опять будет работать сохраняя свои свойства. Но та замёрзшая «каша» теряет свою текучесть, и соответственно не будет теплообмена в системе охлаждения, в момент запуска и прогрева двигателя, а это приведёт к перегреву мотора. Перегрев двигателя, это коробление ГБЦ или прокладку пробьёт — снова ремонт.

Так что при замере антифриза, если температуру замерзания покажет малую, то надо добавить концентрата, а если на сильный мороз получилось, который не бывает в вашей местности, тогда можно добавить малость дистиллированной воды.

Можно ли долить концентрат антифриза

типа сначала сделал а потом подумал)

кто бы мне раньше перевел с английского надписи на канистрах

ниче не будет — просто добавь воды 🙂

может прокладку сожрать под головой

Пока ничего не будет и прокладку не сожрёт. Только

зимой печка плохо греть будет, т.к. у концентрированного антифриза теплоотдача гораздо меньше, чем у разведёного.

Наскока я знаю (читал в ЗР)

Что если лить чистый концентрат то температура замерзания будет высокой. Наименьшая Т замерзания достигается на пике в районе 50-60 %. Т.е. если сделать пропорции больше или меньше то антифриз начнет кристаллизовываться уже осенью. Сначала прикинь сколько залил. Потом слей сколько надо и добавь дистиллированной воды чтоб была концентрация 50-60%. Покопайся в ЗР за прош год. Там точные цифры были.

спасибо мужики-наверное не буду бодяжить,дождусь зимы, если печка будет греть @#$%, то разведу наху

Табан дело говорит, разводи водой пока не позно

т.к. если не разведешь то концентрат замерзнет уже при -10 градусах, только смесь воды и концентрата дает эффект антифриза т.е. начало кристализации при -40 или -60. также этиленглюколь сам по себе агрессивен алюминию, меди и припою, в концентратах есть смягчающие присадки, их действие тоже может зависеть от (не)наличия воды.

@#$% америкозы на канистре написали температуру замерзания в фаренгейтах

правда? 🙂 прикинь эьти идиоты до сих пор еще и дюймами пользуются футами и ярдами

Я делаю следующим образом. Сливаю старый антифриз только из радиатора (в двигателе остается некоторо

е количество воды со старым антифризом)и доливаю свежий сколько войдет. Такми образом старый антифриз разбавляется свежим и получается вполне терпимо.

И где ж ты его найти то смог, чистый.

Его только в совдеповские времена по автобазам и завозили :)) Тот который продают сейчас, в канистрах, разбавлять не нужно. Особенно американский, марки 76. Так что ездий спокойно, следи только за уровнем ОЖ.

Спасибо зёма, успокоил. А купил я его «у виктора» в канистрах по галлону.

даже литраж не написан. по 750 рублей.

Да не за что. Просто его уже лет 10 как не поставляют концентрированый

сам торговал, знаю. Ну а сам то представь себе америкоса, который покупает в магазине канистру с тосолом, потом идет в аптеку, чтобы купить дисситилировку, потом покупает мерки чтобы в НУЖНОЙ пропорции все это развести :)) Я так думаю что количество самоубиств в США резко возросло бы после этого :)) А если серьезно, то в обществе где все во благо потребителя, разбавлениеями никто не занимается, фирма, продающая неразбавленный концентрат, обанкротилась бы просто. Концентрат было выгодно поставлять централизовано, дабы сэкономить при перевозке воды. Сейчас и серную кислоту в продаже редко встретишь, всем готовый электролит подавай. Удачи в нелегком деле по эксплуатации автомобиля!

Тема: Сегодня залил концентрат антифриза

Сегодня залил концентрат антифриза

Доброго всем времени суток,никогда не вникал в данную тему,но на днях на информационном табло высветилось,что нужно долить охлаждающую жидкость,купил антифриз и залил как оказалось в последствии концентрарат,получилось около 750 гр,нужно ли доливать в бачок воду или ничего страшного,подскажите кто знает,заранее спасибо!

Обрати внимание на кол-во долитого. Не много ли, может те4ь.

КУПЛЮ оригинальную хром. насадку от выхлопа Astra J. ЛС!

3d 1.6XER Изя Cosmo Silver Lighting +++ Sold! ’15
3d 2.0TDJ AT Sport Silver Lake 20″GSi Чип от Chip.Spb «+», EGR «-» ШВИ by myself drive2.ru

Есть спец прибор ареометр. Проверяет антифриз. Во многих мастерских есть. Заедь да проверь.

Не переживай и ездий. Под зиму самый раз. Ничего ему не будет. Писал тебе в другом топе. Будет не -40″С, а-45″С. Вреда нет. Пользы тоже. Ничего страшного.

только температура кипения у концентрата ниже, причем сильно ниже

Температура замерзания у концентрата выше. Минимальная температура замерзания охлаждающей жидкости в двигателе получается путем разведения концентрата водой в пропорции 2:1.

Семён Семеныч )))
Точна ведь, температура замерзания этиленгликоля сильно ниже, чем у воды. А вот кипения наоборот выше.

А самое интересное, что температура замерзания чистого этиленгликоля (концентрата) что-то около -17 градусов, а вот если его развести водой в пропорции 2:1, то температура замерзания полученной ОЖ будет ниже -40 градусов.

Но если человек долил 0,7 концентрата, на температуре застывания и кипения почти не отразится. А про Т»С замерзание концентрата спасибо. Не знал если честно.

вот вам примерный график зависимости температуры замерзания от концентрации.

Век живи- век учись! Спс

я никогда не бодяжил, лил концентрированный и всё норм.

В продаже есть антифриз готовый к приминению и концентрат. (Возможно-Ты заливал- АНТИФРИЗ.)

Поддерживаю.А то тачГо уже вскипятило бы свое двигло.

Чутка разбавить ни чего страшного.

Люди, покайтесь публично!(с).

Про 2 к 1 впервые слышу, на ликвимолевских концентратах написано 1-1, соответственно, так и делал.

я лил небодяженный, мужики проверенные говорили что можно смело лить и не париться с разбовлением с водой. У меня немножко радиатор пропускал зимой и за зиму налил литра 2 концентрата в итоге лтом получается на нём и всё орм, до сих пор машина на нём пуляет. Антифриз с финки брал

вот демагогию развели. читайте что написано на ВАШИХ концентратах. на моем на банке чистый — минус28, 1:1 — минус36. у разных производителей тоже самое. ну плюс/минус.
так что для выборга пойдет и чистый а себе я разбавляю.

+1
Концентрат антифриза. Не применять в чистом виде. При разбавлении водой 50:50 температура кристаллизации примерно – 35 С. При разбавлении 40% воды 60% концентрата температура кристаллизации примерно — 42С. Цвет красный.

Ну и выдержка из мануала
Для доливки следует использовать
смесь 1:1 концентрата охлаждаю‐
щей жидкости и чистой водопро‐
водной воды. Если концентрат ох‐
лаждающей жидкости в распоря‐
жении отсутствует, следует ис‐
пользовать чистую водопроводную
воду.

Ну воду конечно лучше дистиллированную.

Ссылка на основную публикацию