Можно ли ездить на автомате по бездорожью

Как буксовать в снегу, грязи без вреда для АКПП

Пробуксовка ведущих колес в снегу, грязи может губительно повлиять на ресурс автоматической коробки передач. Давайте разберемся, можно ли буксовать на автомате без вреда для трансмиссии. Обязательно рассмотрим особенности езды по бездорожью на авто с АКПП гидротрансформаторного типа, вариатором и роботизированной КПП (DSG, Power Shift).

АКПП и бездорожье

Для лучшего понимания негативных факторов, воздействующих на АКПП в снегу и грязи, рекомендуем ознакомиться со статьей «Коробка автомат: устройство и принцип работы».

Ввиду наибольшего распространения, вопрос: можно ли буксовать на автомате, чаще всего возникает у владельцев авто с АКПП гидротрансформаторного типа. Каких последствий можно ожидать, если буксовать в снегу, грязи и ездить по бездорожью без соблюдения рекомендаций?

  • Износ пакетов фрикционов. При интенсивном проскальзывании фрикционных дисков происходит истирание фрикционного слоя. Из-за этого снижается коэффициент сцепления между фрикционными и стальными дисками, поэтому проскальзывания со временем только усиливаются. При включении передачи с поврежденным пакетом фрикционом возрастание оборотов не соответствует разгонной динамике. В таких случаях говорят, что автомат буксует, так как обороты растут, а автомобиль должным образом не разгоняется.
  • Ускоренный износ претенциозных пар в гидроблоке, возникающий вследствие большого количества продуктов износа в жидкости ATF. Фильтр АКПП не может справиться с большим количеством продуктов износа, вследствие чего фрикционная взвесь попадает в гидроблок, где засоряет каналы и выступает в качестве абразивного материала.
  • Закупоривание, засорение каналов циркуляции масла в гидроблоке. Возникает из-за упомянутой выше фрикционной пыли, клеевого слоя разрушившихся фрикционов и отложений перегретой жидкости ATF. Когда автомобиль буксует с поврежденной АКПП, длительное проскальзывание изношенных пакетов фрикционов значительно повышает температуру масла.
  • Износ тормозной ленты, с помощью которой на многих моделях коробки автомат происходит переключение с первой на вторую скорость.

Работа автоматической КПП в момент пробуксовки

В ситуациях, когда ведущие колеса буксуют в грязи или снегу, наибольшую опасность для коробки автомат представляют переключения. Электронный блок управления коробкой передач меняет передаточные числа исходя из скорости и нагрузки на двигатель. ЭБУ ориентируется исключительно на датчиковую аппаратуру (ДПДЗ, ДМРВ, датчик положения педали газа, датчик скорости). Поэтому, когда колеса пробуксовывают, ЭБУ «думает», что автомобиль разгоняется в штатном режиме и включает повышенную передачу.

Именно смена передач при пробуксовке ведет к повышенным нагрузкам на гидротрансформатор и пакеты фрикционов. Схожий вред АКПП наносит резкая смена коэффициента сцепления с дорогой в момент проскальзывания ведущей оси. К примеру, когда автомобиль буксует в снегу, а затем колеса резко попадают на асфальтированный участок с хорошим зацепом.

Не менее опасным для коробки автомат является перегрев. К интенсивному нагреву рабочей жидкости ведет разница угловых скоростей турбинного и насосного колес гидротрансформатора. Если автомобиль до момента принудительной блокировки ГД буксует в грязи, снегу, увеличивается объем циркулирующего через гидротрансформатор масла, что и приводит к повышению температуры. При чрезмерном нагреве масло коксуется в каналах гидроблока и теряет свои рабочие характеристики. Поэтому частая эксплуатация авто на бездорожье требует сокращения интервалов замены жидкости ATF.

О других особенностях работы коробки автомат вы можете узнать из статьи «Как не повредить АКПП при буксировке».

Как правильно ездить?

  1. Включайте режим фиксированной передачи. Если автомобиль буксует с селектором в положении 1L, L, или в ручном режиме, ЭБУ не будет переключать передачи. В определенных случаях допускается включение 2L. В таком режиме автомобиль будет двигаться только на первой и второй передачах.
  2. Если вам приходится подолгу буксовать на автомате в грязи, песку или снегу, делайте периодически остановки. При движении по бездорожью на небольшой скорости нет набегающего потока воздуха, который охлаждает радиатор и корпус АКПП. Поэтому многократно возрастает риск перегрева.
  3. Включайте понижающую передачу. При движении по пересеченной местности понижайка позволяет увеличить крутящий момент и снизить нагрузку на гидротрансформатор, пакеты фрикционов. К сожалению, современные кроссоверы и многие авто класса SUV уже не имеют такой функции.
  4. Следите за состоянием системы охлаждения АКПП. Многие авто оборудуются штатным радиатором охлаждения автомата, который необходимо периодически снимать и тщательно промывать. Если автомобиль часто эксплуатируется в условиях бездорожья, нелишним будет иногда мыть и сам корпус АКПП, так как плотный слой грязи ухудшает теплоотвод.
  5. Переключайте селектор только после полной остановки автомобиля. Раннее включение режима R либо D в надежде выехать из снега, грязи методом раскачки снизит ресурс коробки автомат.
  6. Правильный прогрев машины с АКПП значительно снижает риск поломки.

Автомобили с ДСГ и вариаторами

Как вы поняли, буксовать на автомате без вреда для трансмиссии можно. Возможно это благодаря принципу работы гидтротрансформатора. Пробуксовывая, ГД сглаживает ударные нагрузки. Если устройство вариатора предполагает наличие гидтротрансформатора, то автомобиль гораздо спокойней перенесет поездки по легкому бездорожью. Но при этом буксовать можно только до момента блокировки ГД. В целом работать с педалью газа нужно аккуратно, чтобы минимизировать повышенные нагрузки на ремень и конусы вариатора.

Недостаток устройства DSG как раз в отсутствии гидротрансформатора. Поэтому пакеты фрикционов, использующиеся в «мокрых» ДСГ, а также диски сцепления «сухих» роботизированных КПП на бездорожье переживают повышенные нагрузки.

На автомате по бездорожью

Одни утверждают, что внедорожникам с АКПП дорога на «офф-роуд» заказана, другие, напротив, считают, что на автомате можно проехать куда угодно. Те и другие правы в какой-то степени. Инструкторы по вождению говорят, что на классической АКПП можно ездить по бездорожью, но с соблюдением ряда важных правил.

В чем слабость АКПП?

Что самое главное на бездорожье? Автоинструкторы уверены, что самое главное — не застрять. Хотя, если знать некоторые нюансы вождения, вы сможете выехать победителем из любого бездорожья.

Среди водителей ходит устоявшийся стереотип, что автомат слабее механики. Согласны, что в середине ХХ века первые автоматические коробки не блистали высокой надежностью. Но сегодня некоторые автоматы даже превосходят механику по многим параметрам. Вспомним хотя бы нашумевшую историю с ТаГАЗ Тайгер, в которых заводской брак в механической коробке приводил к поломке всего узла. А вот варианты с автоматической трансмиссией отлично служили своим счастливым владельцам.

Не секрет, что АКПП требуют к себе более бережного отношения, и ездить на такой машине нужно более аккуратно. Не зная, как управлять автомобилем с АКППП, можно легко сломать этот агрегат.

А вот если говорить о надежности классических коробок с гидротрансформатором, то сбоев здесь намного меньше, чем, например, в роботизированных коробках. То же самое касается и вариаторных моделей, где ремень вариатора является «слабым звеном». Производители всеми силами пытаются минимизировать эти конструктивные недостатки. В частности, начали появляться вариаторы, где вместо клиновидного ремня стоит пластинчатая цепь.

Если вы застряли…

Если вы застряли в грязи или в снегу на машине с автоматической коробкой, не стоит раскачивать забуксовавший автомобиль. Для начала разберемся, что такое «раскачка». Если вы хоть раз застревали на машине, то знаете, что отлично помогает вытащить колеса из плена эта самая «раскачка». Вы просто синхронно толкаете машину в накатанном углублении. Амплитуда движений при этом возрастает, и колеса через несколько раскачек легко преодолевают препятствие.

Отличного результата можно достичь при раскачивании машины с одновременным переключением первой и задней передачи. Так как время собственных колебаний авто, как правило, не превышает одной секунды, то рычагом коробки передач приходится работать с максимальной интенсивностью. С механической коробкой всё просто, а вот на автомате такая «раскачка» не всегда может помочь.

Задумчивый автомат

АКПП еще называют задумчивой коробкой передач, так как после перевода селектора ей требуется еще какое-то время. Некоторые конструкции позволяют сократить данный промежуток времени, они увеличивают обороты мотора, пока не произойдет полное соединение передачи.

В этом случае происходит более жесткое включение передач, а на фрикционы коробки нагрузка возрастает в разы. Поэтому следует быть очень аккуратным, знать свою машину и ее возможности.

Режимы коробки

На автоматической коробке передач есть специальные режимы, про которые не стоит забывать:

  • L и Snow — это пониженная передача, которую рекомендуется включать для движения на скорости до 20 км/ч по бездорожью, а также на резких подъемах и спусках.
  • Режим Snow — отлично справляется с зимней дорогой и гололедом. Разгон в этом случае начинается со второй передачи, а это предотвращает проскальзывание ведущих колес. Летом этот режим часто используют для экономии топлива.

Видео о правилах езды по бездорожью с АКПП:

Удачной и легкой дороги!

В статье использовано изображение с сайта drive2.ru

Почему «автомат» на бездорожье лучше «механики» и что нужно возить с собой на всякий бездорожный случай

Лето – это пора походов за ягодами, отдыха с друзьями на природе, поездок на озеро по хорошим и не очень дорогам. Стоит ли отправляться в путешествие, предусматривающее бездорожье, на легковом автомобиле, тем более оснащенным АКПП?

Конечно, да, уверен специалист по бушкрафту Игорь: автомобиль, особенно современный, оснащенный автоматической трансмиссией, на бездорожье чувствует себя гораздо лучше, чем собрат с «механикой».

Автоматическая коробка передач в сочетании с современными электронными системами — такими как антиблокировочная (ABS), помощи при спуске с горы (HDC, DAC, DDC), предотвращения опрокидывания (RSC) и др., — позволяет полностью раскрыть потенциал машины на бездорожье. Все эти системы помогают эффективно управлять автомобилем, исключая человеческий фактор.

Также, по словам эксперта, бояться раскачивать автомобиль с АКПП не стоит, если делать это правильно.

При раскачке нагрузка на коробку, конечно, есть, но она не такая большая, как кажется. По сути – это движение взад-вперед. Другое дело, что во время буксования увеличивается скорость вращения колес, и «автомат» пытается переключить передачу. Именно частые переключения и губят коробку, которая не охлаждается должным образом. Если же зафиксировать передачу ( на большей части автоматических трансмиссий присутствуют фиксированные передачи или есть ручной режим), то ничего страшного не случится.

У механической коробки, по мнению Игоря, только два преимущества: она позволяет жестко фиксировать передачи и более эффективно тормозить двигателем.

Машина с АКПП проигрывает модели с МКПП при спуске с горы, если не оснащена системой HDC. «Автомат» не сможет также эффективно тормозить двигателем, как механика. В то же время потенциальная выносливость МКПП гораздо ниже из-за наличия слабого звена – сцепления. Это касается не только легковых автомобилей, но и всех больших внедорожников.

По словам инструктора школы внедорожного вождения Land Rover, преимуществ у АКПП все-таки больше.

Самое главное, что мы контролируем руль двумя руками и задействуем для управления машиной обе ноги, не отвлекаясь на переключения. «Автомат» позволяет точно дозировать момент передачи на колеса, слегка притормаживая и играя газом и тормозом. Также есть возможность выбраться из грязи с помощью метода контроля тяги: зажав педаль тормоза, выводим автомобиль на максимальный крутящий момент, затем резко отпускаем педаль. Таким образом, автомобиль получает достаточный импульс для трогания. В случае с МКПП такой вариант исключен. К тому же отсутствие разрыва момента у АКПП позволяет не делать рывков при движении и очень плавно стартовать на скользком покрытии.

Ну, и если вы собрались в путешествие, предусматривающее наличие бездорожья, предлагаем пять советов от инструктора школы внедорожного вождения Land Rover.

Что захватить с собой?

1. Цепи. Стоят эти внедорожные атрибуты недорого — $100-150, но могут превратить легковую машину в весьма проходимый агрегат на уровне кроссовера среднего звена.

2. Доски и домкрат. Шанс сесть в глубокой колее на днище при движении по проселочным или лесным дорогом велик. В этом случае нужно поднять автомобиль домкратом и подложить под колеса доски.

3. Брать с собой топлива вдвое больше, чем понадобится для прохождения маршрута, если у вас дизельный автомобиль, и втрое, если бензиновый.

4. Всегда иметь в машине буксировочный трос и перчатки. Копая голыми руками, можно серьезно поранить пальцы или загнать инородное тело под ногти, что чревато гангреной. Медицинской помощи в лесу ждать неоткуда, тем более, если вы застряли.

5. На песчаных участках, если машина буксует, бывает полезно понизить вдвое давление в колесах, увеличив тем самым площадь контакта. Но потом не забудьте подкачать колеса до предусмотренного инструкцией давления.

И никогда не забывайте про такую мелочь, как обычный насос. Как показывает практика, редкий автолюбитель возит этот полезный предмет в багажнике.

Как ездить с автоматом по бездорожью?

Одни считают, что внедорожникам с автоматом путь на «офф-роуд» заказан, другие утверждают, что на такой коробке можно сколь угодно «дубасить» от души. Мы же говорим, что ездить на машинах с классической АКПП в условиях бездорожья можно, но осторожно — нужно соблюдать ряд важных правил, которые позволят сохранить данный агрегат в целости и сохранности.

С каждым годом автомобили с автоматической трансмиссией набирают все большую популярность. Связано это, безусловно, с простотой управления, а также неоспоримым удобством в толчее больших городов и пробках, когда постоянное переключение ступеней в механической трансмиссии и выжим сцепления может вывести из состояния равновесия даже самого стрессоустойчивого водителя.

Однако езда на АКПП не так проста, как кажется на первый взгляд, а уж тем более на бездорожье. Так как же правильно управляться с автоматом в грязи, снегу или песке?

Первым делом стоит отметить, что наиболее устоявшимся стереотипом является слабая надежность АКПП относительно механической трансмиссии. Безусловно, первые «автоматы» в середине ХХ века не блистали высокой надежностью. Однако, на сегодняшний день подобные КПП нередко превосходят в надежности своих «механических» собратьев. Достаточно вспомнить нашумевшую историю с автомобилями ТаГАЗ Тайгер, где заводской брак в МКПП приводил к скорейшей поломке узла. При этом версии с «автоматом» исправно служили своим владельцам. При этом автоматические трансмиссии требуют к себе гораздо более бережного отношения и все, по большей части, зависит от того, как ездить на коробке автомат. В случае незнания основ управления данным агрегатом вполне возможны сбои и поломки, которые инициируются самим же владельцем. Впрочем, если касательно надежности классических «автоматов» с гидротрансформатором не так уж и много, то с роботизированными коробками вопросов возникает гораздо больше. То же самое относится и к вариаторным трансмиссиям, где «слабым звеном» является ремень вариатора. Впрочем, производители стараются решать конструктивные недостатки и уже появляются вариаторы с пластинчатой цепью вместо клиновидного ремня.

Если на машине с АКПП, вы застряли в снегу или в грязи, то не нужно раскачивать забуксовавшую машину. Разберемся, что нужно понимать под словом «раскачка». Кто когда-нибудь вытаскивал застрявший автомобиль, знает, что если с первого раза не удалось это сделать, ее нужно синхронно толкать, в накатанном углублении с собственной частотой колебаний. При этом возрастает амплитуда движений. И через какое-то время колеса уже перекатываются через препятствие.

Такого результата можно достичь, если, раскачивая автомобиль одновременно переключать первую и заднюю скорости. А так, как период собственных колебаний у машины, которая застряла, редко превышает одну секунду, то приходится с максимальной интенсивностью работать рычагом коробки передач. Практически мгновенно включается механическая коробка, тем она и хороша. Вот «Автомат» тот более «задумчивый», ему нужно несколько еще десятых долей секунды, после перевода рукоятки селектора. Некоторые конструкции этот промежуток позволяют сократить, они увеличивают обороты двигателя, до полного соединения передачи.

В этом случае включение передач более жестко происходит и на фрикционы коробки передач многократно возрастает нагрузка. Нужно быть весьма аккуратным и знать возможности своей машины.

Ну и конечно же, не забываем про специальные режимы на коробке передач: L и Snow — пониженная передача, как правило используется для движения по бездорожью на скорости до 20 км/ч, на резких спусках и подъемах. А режим Snow — помогает двигаться в зимнее время года, при гололеде и т.п. Разгон в этом режиме начинается со второй передачи, что предотвращает скольжение ведущих колес, поэтому эта позиция рассчитана на езду в зимний период. Летом его тоже можно использовать для экономии топлива.

Также, предлагаем посмотреть интересное видео от Auto.Mail.ru

Можно ли ездить на автомате по бездорожью

quote: Originally posted by :
а по бездорожью.
[/B]

По бездорожью — низкооборотистый движок, трансмиссия: мех. КПП, доп. раздаточная коробка, жёсткая блокировка межколёсного/межосевого дифференциалов.

quote: Originally posted by :
по городу с его пробками,
[B][/b]

Движок любой мощности и тяги на низах, гидромеханическая трансмиссия, можно с вариатором, система притормаживания пробуксовывающих колёс.

quote: Originally posted by IvanSpb:
Озадачился приобретением машины — полноприводник, с хорошим клиренсом. 90 процентов езды естественно в городе, но 10 — по средней степени бездорожью — лес, разбитая колея, крутой подьём и т. д. Вот и думаю — по городу с его пробками, автомат, конечно удобнее, а по бездорожью.

Уже остановился на чем-то конкретном? А то я тоже мучаюсь выбором вседорожника, только разница в том, что не знаю что брать — паркетник или рамную машинку. Насчет автомата сомнений нет — буду брать с механической кпп по следующим соображениям: 1.экономнее 2. динамичнее 3.надежней 4. и, как совершенно справедливо указал Добрый человек, на буксире с акпп противопоказано. Представь: решил ты проехать по средней степени бездорожью — разбитой колее. Проехал км. 10 по ней, а машина возьми да застрянь так, что только трактором ее можно. А тут уже ночь спускается, дождь пошел, разбитая колея превращается на твоих глазах в размытое месиво. И что делать с акпп?

——————
Вот такие пирожки с котятами

Alex_F

quote: Originally posted by Alex_F:
Грунтовая дорогу уже причисляется к бездорожью куда катится мир?

Мир катится ко всеобщей асфальтизации. Пару лет назад отдыхал на, типа, хуторе из 5 домов в австрийских Альпах на высоте 1800 м. К хутору между скал вела асфальтовая дорога.

LANBER

Ламбер, меня тяга с автоматом как раз не смущает — буксировка машины с автоматом вполне допустима, передача на N ставится. Больше смущает потеря в динамике — у большинства машин разница — секунда во времени разгона, на одном двигателе с автоматом и ручной коробкой. Хотя к бездорожью это уже не относится — это так, себя любимого динамикой порадовать.
Сам смотрю в сторону Subaru Forester

IvanSpb

quote: Originally posted by IvanSpb:
Добрый человек — вот такая закавыка — в сложных условиях — снег глубокий, грязюка, не раз выручала раскачка — первую включаешь — затем заднюю. С механикой такой номер проходит, а с автоматом — возможно?

quote: Originally posted by IvanSpb:
снег глубокий, грязюка, не раз выручала раскачка — первую включаешь — затем заднюю. С механикой такой номер проходит, а с автоматом — возможно?

«Раскачиваясь» таким образом на автомате, Вы рискуете навестить сервис (на предмет перебора всей АКП). Автоматы не рассчитанны на такую бодягу, как-то: непроходимое болото, глубокий снег и т.п.

Добрый человек

Дык есть же машинки с автоматом а надоело переключи на ручник. Только такая тыщ на 5 дороже если не больше.

Manitu

sibir
Вопрос в большей мере денег.В этом году наша боевая буханка поймала клина на весеннюю охоту(движок).Поехали на Терано кирпиче с автоматом.Показал он себя неплохо , только при преодолении очередного препятствия владелец бил кресты чтобы не поцарапать,не помять. Закончилось все очень печально.Ремонт 1.5 к$ .Утопили в луже , где проехали уже 3 раза.Салон утонул,вместе с ним мозги , которые расположены под переднем сиденьем.При транспортировке 270км на веревке
умерла коробка.
Для реального бездорожья по проходимости лучше уаза нет ничего.Мое твердое убеждение.
Я беру только серийные машины в расчет.Разумеется машины равных классов.
Допускаю , что сейчас появятся гневные выпады владельцев буржуйских внедорожников против такого заявления.Только многие ли из них ездят реально по бездорожью.
Вот поломки Уаза с зимней охоты за лосями.
Езды много , именно по лесу, т.е. по бездорожью.Поломки одного выезда.Отрублен глушитель,льдом в луже пробит маслянный фильтр(представляете как он высоко расположен в буханке),закончилось сцепление,
помяли заднее крыло,подушка крепления двигателя оторвана.На сколько попадает иномарка в этой ситкуации?
Т.е. выбор джипа если он предназначен для
серьезного бездорожья можно разложить на УАЗ и легковой авто.А ели речь идет о сЪезде на грунтовку, то тут подойдет почти все 4*4 и лучше с высоким клиренсом.Есть еще вариант-
денег немеренно.Тогда можно поготовить какой нибудь КУКУРУЗЕР и колотить как Уазик.
Недостатки УАЗА знают все.Но это дешево и сердито.Сердито настолько, что ставлю эту машину на первое место для выполнения задач по преодолению бездорожья.

Простой

quote: Originally posted by sibir:
Вопрос в большей мере денег. Недостатки УАЗА знают все.Но это дешево и сердито.Сердито настолько, что ставлю эту машину на первое место для выполнения задач по преодолению бездорожья.

Большинство продающихся «внедорожников» — туфта. Внедорожного в них — кенгурятник и высокие пороги. Именно пороги, мосты намного ниже бампера или защиты картера. Есть реальные джипы с реальной проходимостью. Опознать их несложно: в них меньше комфорта, т.е. это же джип, а не лимузин!
Не буду говорить «за всех», скажу лишь про машины, опробованные мной.
Jeep Wrangler Storm, Hammer, Ford F-350 , Willis, фургоны и пикапы армии США.
По деньгам — судите сами, я не знаю, что Вам дешевле. По практичности — ну, Хаммер понятно, но и Wrangler неплох, а Ford F-350 можно назвать комфортным, правда, это собссно, не джип, а пикап на пять-шесть человек+открытыйзакрытый кузов сзади.

IvanSpb

quote: Originally posted by IvanSpb:

По теме — как раз есть желание сохранить за собой возможность раскачать машину мгновенными переключениями.

quote: Originally posted by Простой:
Ну тогда уж точно механика — ведь в автомате хоть как между D и R нужно вдумчиво(нажав при этом на тормоз) задержаться на N.

Если говорить о коробке передач ,
то замечу :
в ручной кор.передач также как и автомат.кор.пер. рекомендуется делать паузу между переключениями с передней на заднюю передачу .

Во всяком случае у меня в инструкции к машине так написано.

Добрый человек

quote: Originally posted by Добрый человек:

Простой

quote: Originally posted by Простой:
На ниве я мгновенно переключал передачи — мгновенно, по сравнению с паджерой, которая уже успевала бухнуться в противоположную сторону, и в фазу раскачки попадать не всегда удавалось.

Это понятно.
Но для коробки то это не полезно ,наверное ?
Даже на Ниве.

Ссылка на основную публикацию
Добрый человек