Нормальная плотность аккумулятора

Какая должна быть плотность электролита в аккумуляторе?

Стабильная работа энергопотребителей и двигателя в автомобиле зависит от работоспособности аккумуляторной батареи – если АКБ разряжена, у автовладельцев возникают различные проблемы.

Автомобильная аккумуляторная батарея

Аккумулятор в автомобиле необходим для накопления электроэнергии, которую он отдает при запуске двигателя. Зарядка АКБ происходит во время работы мотора от генератора, и если она недозаряжается, ДВС запустить невозможно, и у водителя в процессе эксплуатации авто возникают трудности.

Любой аккумулятор современной легковой автомашины рассчитан на напряжение 12 Вольт и состоит из шести банок по 2 V каждая. Батареи бывают свинцово-кислотные и гелиевые, обслуживаемого и необслуживаемого типа, причем, последних становится все больше на рынке. Наибольшее распространение в России получили свинцовые АКБ, поэтому в этой статье мы будем говорить о них.

Какой должна быть плотность аккумулятора

Со временем пластины в банках начинают осыпаться, и зарядить аккумулятор уже не удается, его приходится менять. Еще свинцово-кислотная батарея выходит из строя раньше времени:

  • от постоянной перегрузки различными потребителями;
  • из-за большого напряжения заряда (например, из-за неисправного реле зарядки генератора – электролит в банках в этом случае АКБ закипает);
  • в результате постоянной перегрузки (при трудном запуске двигателя зимой в морозы).

Важно аккумулятор держать заряженным, а чтобы он быстро не разряжался, необходимо поддерживать плотность электролита в банках.

Достаточно часто возникает стандартная ситуация – после нескольких дней стоянки автомобиля без движения запустить двигатель невозможно, аккумулятор садится. В этом случае в первую очередь необходимо проверить плотность электролита в банках, но для этого нужно знать ее стандартное значение. Чтобы восстановить работоспособность обслуживаемой аккумуляторной батареи, добавляют дистиллированную воду, затем зарядным устройством заряжают АКБ до нормального состояния.

Плотность электролита в аккумуляторе летом отличается от зимней, и она зависит от температуры окружающей среды – нормальным при t +25ºC считается значение 1,27. Зимой и для условий Крайнего Севера нормальной является плотность 1,29 г/см², и если она слишком низкая, то в мороз банки аккумулятора могут замерзнуть, при значении больше нормы происходит интенсивное разрушение свинцовых пластин.

Емкость батареи напрямую зависит от плотности, и поэтому при отклонении значений от нормы в меньшую сторону мощности аккумулятора не хватает для прокрутки двигателя, и при небрежном отношении можно легко загубить даже почти новую АКБ. Существует таблица плотности, по которой можно понять, какого следует придерживаться значения при разной температуре окружающего воздуха. Проверить плотность можно специальным прибором – ариометром, но измерения проводятся в основном на обслуживаемых аккумуляторах, в необслуживаемых схемах банки часто тщательно запаивают, и добраться до электролита невозможно.

Как поднять плотность электролита в обслуживаемом аккумуляторе

Для восстановления нормального состояния аккумуляторной батареи необходимо ее зарядить, но перед этим следует сначала проверить уровень электролита в банках, измерить плотность. Чтобы обслужить АКБ, понадобится инструмент:

  • ариометр;
  • клизма в виде груши для закачки жидкости;
  • дистиллированная вода.

Обслуживаем аккумулятор так:

  • отсоединяем клеммы с АКБ, снимаем ее крепление;
  • демонтируем батарею с автомобиля, отворачиваем пробки банок;
  • замеряем плотность ариометром, она должна быть в пределах 1,25-1,29 в зависимости от климатических условий, и зимой плотность всегда выше. Значения при измерении не должны иметь разброс более 0,03 г/см²;
  • если показания прибора слишком низкие (менее 1,20 г/см²) или заметно различаются в банках, повысить плотность необходимо так – добавляем дистиллированную воду (свинцовые пластины сверху должны быть покрыты раствором слоем 5-7 мм), затем заряжаем аккумулятор с помощью зарядного устройства малым током, снова проверяем плотность.

Некоторые автолюбители советуют заливать в аккумуляторные банки электролит или даже кислоту, но делать это для повышения плотности нельзя – в процессе эксплуатация аккумулятора испаряется только вода, и добавление готового электролита приведет к разрушению пластин и выходу АКБ из строя! Если в какой-то из банок после зарядки плотность все равно не поднимается, вероятно, пластина осыпались, и здесь необходима замена аккумулятора.

Так же нельзя менять полностью электролит в АКБ, он заливается на заводе только в сухой аккумулятор. Все дело в том, что пластины впитывают в себя кислоту, и она не испаряется. Сразу после доливки дистиллированной воды плотность ниже, но она восстанавливается после зарядки батареи. Доливку электролита можно производить только в том случае, если из батареи вылилась именно кислота, и обслуживать АКБ должен специалист, хорошо понимающий в этом деле. Экспериментировать можно только с тем аккумулятором, который не жалко выбросить.

Особенности необслуживаемой аккумуляторной батареи

Необслуживаемая АКБ – современный вид батарей, во многих из них запаиваются банки, а сверху герметично крепится пластиковая крышка. Электролит в такой аккумулятор заливается на весь срок его службы, ухаживать за батареей просто, для этого нужно:

  • проверять надежность крепления клемм и самого аккумулятора;
  • чистить корпус при его загрязнении;
  • периодически подзаряжать АКБ.

Необходимость в подзарядке определяется по индикатору, чаще всего зеленого цвета, если батарея в нормальном состоянии. Красная или темная индикация говорит о севшем аккумуляторе и необходимости его подзарядки. Цвета могут быть разными, они зависят от конкретной модели устройства.

У необслуживаемых АКБ есть свои преимущества:

  • дистиллированная вода в них не испаряется, ее доливку производить нет надобности;
  • при правильном обслуживании батарея служит долго;
  • не требуется проверка уровня электролита.

Но у такой конструкции есть и недостатки:

  • при неполадках в электрической части автомобиля батарея быстрее выходит из строя;
  • перезаряд негативно влияет на состояние аккумулятора, происходит выкипание раствора, но долить дистиллированную воду невозможно;
  • нельзя проверить плотность электролита;
  • необслуживаемые АКБ более требовательны к заряду и разряду, поэтому все правила своевременной подзарядки необходимо соблюдать, иначе аккумулятор преждевременно выйдет из строя.

Подготовка аккумуляторной батареи к зиме

В холодное время года запуск двигателя осуществить сложнее – масло застывает, требуется больше усилий для прокрутки маховика ДВС. Поэтому даже нормально работающей аккумулятор необходимо подготовить для зимы, чтобы при запуске мотора не возникало проблем.

Перед зимним периодом нужно:

  • очистить корпус АКБ от загрязнений;
  • тщательно зачистить наждачной бумагой клеммы;
  • проверить и при необходимости долить дистиллированную воду (если батарея обслуживаемая);
  • подзарядить аккумулятор зарядным устройством;
  • проверить напряжение на клеммах после зарядки, оно должно быть 12,6 Вольт.

В период зимней эксплуатации авто нельзя допускать сильной разрядки АКБ, если аккумулятор с трудом крутит двигатель, не нужно сажать батарею до конца.

Нормативный уровень плотности аккумулятора по сезону

Каждый автовладелец знает, что за электролитом в аккумуляторе необходимо следить, но не каждый знает, какая плотность у этого раствора должна быть, и какие нормы для летних и зимних условий существуют. Необходимо сразу отметить, что при низкой плотности в зимнее время жидкость может замёрзнуть, и автомобиль не заведётся, а если будет слишком высокой, то это приведёт к уменьшению срока службы аккумулятора. Поэтому необходимо соблюдать плотность электролита в аккумуляторе зимой и летом. Но сколько г/см 3 составляет нормальная плотность?

Электролит

Жидкость, находящаяся внутри аккумулятора называется электролит. Представляет собой смесь кислоты и воды, вследствие чего вырабатывается химическая реакция, которая преобразовывается в электричество.

Чтобы химическая реакция не нарушалась из-за сильных морозов в зимний период и жары летом нужно поддерживать плотность раствора на нормальном уровне. Но сколько должна быть плотность электролита?

Плотность

Нормальным показателем плотности считается 1.27 г/см 3 . Но в зависимости от региона эксплуатации она может меняться в большую или меньшую сторону. Объясняется это тем, что при сильных морозах зимой, электролит может замёрзнуть при низкой плотности, а в условиях жары в тёплых регионах необходимо иногда понижать уровень плотность, чтобы жидкость не закипала. Какая плотность должна быть в аккумуляторе при эксплуатации в различных условиях?

Узнай время зарядки своего аккумулятора

Времена года

Чтобы аккумулятор не подвёл в самый неподходящий момент необходимо следить за его зарядом в первую очередь. Потому, что если плотность ниже нужного значения, это может значить и то, что батарея разрядилась.

В большинстве климатических зон корректировка плотности электролита не требуется, и достаточно следить за его состоянием (уровнем и плотностью), но в регионах, где слишком жаркая или холодная погода допустимы корректировки плотности. Это значит, что даже, в только что купленный АКБ, некоторые автовладельцы, живущие в условиях сильных морозов, сразу вносят коррективы по плотности.

Какая плотность электролита в аккумуляторе должна быть можно увидеть в таблице:

Сезон

г/см 3

Плотность при разряде батареи на:

Круглый год

1.20

1.05

В таблице можно увидеть, что в климатической зоне, где морозы ниже -30 о С корректировать плотность электролита – прямая необходимость. Минимальная плотность составляет 1.28 г/см 3 – при меньшем значении будет риск замерзания жидкости, с последующими проблемами при запуске двигателя.

Для жаркого климата корректировка допустима, но не обязательна, т.к. плотность в 1.27 не наносит вреда для АКБ, и снижать её рекомендуется только в целях увеличения долговечности батареи.

При эксплуатации автомобиля летом следует помнить о нескольких нюансах, связанных с жаркой погодой:

  • Из-за погодных условий температура под капотом повышена, что способствует большему испарению воды из аккумулятора. Поэтому плотность может возрастать, что приводит к увеличению плотности (повышению агрессивной среды в АКБ);
  • При испарении воды может понижаться уровень электролита, что приведёт к оголению пластин и осыпанию «активной массы» батареи.

Поэтому следует следить за уровнем и плотностью жидкости, чтобы вовремя принимать меры для устранения возможных неполадок.

При использовании аккумулятора зимой необходимо помнить несколько моментов:

  • При наступлении сильных холодов (ниже -20) рекомендуется доставать аккумулятор из автомобиля, и хранить в тёплом месте;
  • Короткие поездки (когда автомобиль часто заводится) могут привести к разряду АКБ;
  • Необходимо следить за зарядом батареи – использование разряженного устройства приведёт к замерзанию электролита, и невозможности завести двигатель.

Как измерить уровень и плотность

Уровень

Проверка уровня электролита аккумулятора

Чтобы снять показатели и посмотреть уровень электролита в аккумуляторе необходимо произвести следующие действия:

  1. Для проверки открутить крышки с каждой банки, и взять пластиковую или стеклянную трубку (подойдёт шариковая ручка без стержня с прозрачным корпусом).
  2. Трубка опускается до момента соприкосновения с пластинами (в каждой банке по очереди), и зажимается пальцем верх трубки.
  3. Трубка достаётся, и производится замер – в замерной ёмкости должно остаться около 12мм электролита (нормальный уровень)

Внимание: все действия нужно производить, соблюдая технику безопасности!

Если уровень ниже, то следует долить разницу, а если выше – изъять лишнее шприцем. Необходимо помнить, что неправильный уровень жидкости может привести к выходу из строя всего АКБ.

В аккумуляторах с прозрачным корпусом можно воспользоваться отметками «max» и «min». Уровень будет виден без дополнительного оборудования, и о состоянии уровня можно судить по этим меткам.

В необслуживаемых батареях нет доступа к банкам, поэтому нужно пользоваться индикатором заряда (гидрометр, глазок) и метками на корпусе. В устройствах такого типа только этими приборами можно измерить уровень.

Плотность

Для измерения этого параметра используется ареометр или денсиметр. Принцип работы у них один – откачивание из каждой банки электролита с последующим замером.

Залив электролита в АКБ

Чтобы произвести замер необходимо:

  1. Открыть доступ к банкам АКБ.
  2. Откачать специальной «грушей» электролит, и перелить его в специальную колбу, для проведения замера.
  3. Проведение замера и получение значения плотности.
  4. Если показатели соответствуют норме – откачанная жидкость возвращается в АКБ, и замер проводится со следующей банкой.
  5. Проверяются все банки, после чего можно судить о состоянии батареи.

Если плотность не соответствует норме, то необходимо добиться нужных показателей:

  1. При повышенном уровне необходимо долить дистиллированной воды (не нарушая параметр уровня в банке).
  2. При пониженной плотности – добавить новый электролит или поставить на зарядку, и после полной зарядки провести замеры ещё раз.

Итог стоит подвести следующий: используя любой автомобильный аккумулятор (60, 75 и др. ёмкости) необходимо периодически следить за состоянием заряда, плотности, ёмкости и других показателей. Нужно помнить, что от этого напрямую зависит, заведётся автомобиль в мороз или жару или нет.

Плотность аккумулятора

Плотность электролита в аккумуляторе очень важный параметр у всех кислотных АКБ, и каждый автовладелец должен знать: какая плотность должна быть, как её проверить, а самое главное, как правильно поднять плотность аккумулятора (удельный вес кислоты) в каждой из банок со свинцовыми пластинами заполненных раствором H2SO4.

Проверка плотности – это один из пунктов процесса обслуживания аккумуляторной батареи, включающий так же проверку уровня электролита и замер напряжения АКБ. В свинцовых аккумуляторах плотность измеряется в г/см3. Она пропорциональна концентрации раствора, а обратно зависима, относительно температуры жидкости (чем выше температура, тем ниже плотность).

По плотности электролита можно определить состояние батареи. Так что если батарея не держит заряд, то следует проверить состояние её жидкости в каждой его банке.

Плотность электролита влияет на емкость аккумулятора, и срок его службы.

Проверяется денсиметром (ареометр) при температуре +25°С. В случае, если температура отличается от требуемой, в показания вносятся поправки, как показано в таблице.

Итак, немного разобрались, что это такое, и что нужно регулярно делать проверку. А на какие цифры ориентироваться, сколько хорошо, а сколько плохо, какой должна быть плотность электролита аккумулятора?

Какая плотность должна быть в аккумуляторе

Выдерживать оптимальный показатель плотности электролита очень важно для аккумулятора и стоит знать, что необходимые значения зависят от климатической зоны. Поэтому плотность аккумулятора должна быть установлена исходя из совокупности требований и условий эксплуатации. К примеру, при умеренном климате плотность электролита должна находиться на уровне 1,25-1,27 г/см3 ±0,01 г/см3. В холодной зоне, с зимами до -30 градусов на 0,01 г/см3 больше, а в жаркой субтропической — на 0,01 г/см3 меньше. В тех регионах, где зима особо сурова (до -50 °С), дабы аккумулятор не замерз, приходится повышать плотность от 1,27 до 1,29 г/см3.

Много автовладельцев задаются вопросом: «Какой должна быть плотность электролита в аккумуляторе зимой, а какой летом, или же нет разницы, и круглый год показатели нужно держать на одном уровне?» Поэтому, разберемся с вопросом более подробно, а поможет это сделать, таблица плотности электролита в аккумуляторе с разделением на климатические зоны.

Также нужно помнить, что, как правило, аккумуляторная батарея, находясь на автомобиле, заряжена не более чем на 80-90 % её номинальной ёмкости, поэтому плотность электролита будет немного ниже, чем при полном заряде. Так что, требуемое значение, выбирается чуть-чуть повыше, от того, которое указано в таблице плотности, дабы при снижении температуры воздуха до максимального уровня, АКБ гарантированно оставался работоспособным и не замерз в зимний период. Но, касаясь летнего сезона, повышенная плотность может и грозить закипанием.

Таблица плотности электролита в аккумуляторе

Таблица плотности составляется относительно среднемесячной температуры в январе-месяце, так что климатические зоны с холодным воздухом до -30 °C и умеренные с температурой не ниже -15 не требуют понижения или повышения концентрации кислоты. Круглый год (зимой и летом) плотность электролита в аккумуляторе не стоит изменять, а лишь проверять и следить, чтобы она не отклонялась от номинального значения, а вот в очень холодных зонах, где столбик термометра часто на отметке ниже -30 градусов (в плоть до -50), корректировка допускается.

Плотность электролита в аккумуляторе зимой

Плотность электролита в аккумуляторе зимой должна составлять 1,27 (для регионов с зимней температурой ниже -35 не менее 1.28 г/см3). Если будет значение ниже, то это приводит к снижению электродвижущей силы и трудного запуска двигателя в морозы, вплоть до замерзания электролита.

Когда в зимнее время плотность в аккумуляторной батареи понижена, то не стоит сразу бежать за корректирующим раствором дабы её поднять, гораздо лучше позаботится о другом – качественном заряде АКБ при помощи зарядного устройства.

Получасовые поездки от дому к работе и обратно не позволяют электролиту прогрется, и, следовательно, хорошо зарядится, ведь аккумулятор принимает заряд лишь после прогрева. Так что разряженность изо дня в день увеличивается, и в результате падает и плотность.

Для новой и исправной АКБ нормальный интервал изменения плотности электролита (полный разряд – полный заряд) составляет 0,15-0,16 г/см3.

Помните, что эксплуатация разряженного аккумулятора при минусовой температуре приводит к замерзанию электролита и разрушению свинцовых пластин!

По таблице зависимости температуры замерзания электролита от его плотности, можно узнать минусовой порог столбика термометра, при котором образовывается лед в вашем аккумуляторе.

Как видите, при заряженности на 100% аккумуляторная батарея замерзнет при -70 °С. При 40% заряде замерзает уже при -25 °С. 10% не только не дадут возможности запустить двигатель в морозный день, но и напрочь замерзнет в 10 градусный мороз.

Когда плотность электролита не известна, то степень разряженности батареи проверяют нагрузочной вилкой. Разность напряжения в элементах одной батареи не должна превышать 0,2В.

Показания вольтметра нагрузочной вилки, B

Степень разряженности батареи, %

Если АКБ разрядилась более чем на 50% зимой и более чем на 25% летом, её необходимо подзарядить.

Плотность электролита в аккумуляторе летом

Летом аккумулятор страдает от обезвоживания, поэтому учитывая то, что повышенная плотность плохо влияет на свинцовые пластины, лучше если она будет на 0,02 г/см3 ниже требуемого значения (особенно касается южных регионов).

В летнее время температура под капотом, где зачастую находится аккумулятор, значительно повышена. Такие условия способствуют испарению воды из кислоты и активности протекания электрохимических процессов в АКБ, обеспечивая высокую токоотдачу даже при минимально допустимом значении плотности электролита (1,22 г/см3 для теплой влажной климатической зоны). Так что, когда уровень электролита постепенно падает, то повышается его плотность, что ускоряет процессы коррозионного разрушения электродов. Именно поэтому так важно контролировать уровень жидкости в аккумуляторной батарее и при его понижении добавить дистиллированной воды, а если этого не сделать, то грозит перезаряд и сульфация.

Если аккумулятор разрядился по невнимательности водителя или другим причинам, следует попробовать вернуть ему его рабочее состояние при помощи зарядного устройства. Но перед тем как заряжать АКБ, смотрят на уровень и по надобности доливают дистиллированную воду, которая могла испариться в процессе работы.

Через некоторое время плотность электролита в аккумуляторе, из-за постоянного разбавления его дистиллятом, снижается, и опускается ниже требуемого значения. Тогда эксплуатация батареи становится невозможной, так что возникает необходимость повысить плотность электролита в аккумуляторе. Но для того, чтобы узнать насколько повышать, нужно знать как проверять эту самую плотность.

Как проверить плотность аккумулятора

Дабы обеспечить правильную работу аккумуляторной батареи, плотность электролита следует проверять каждые 15-20 тыс. км пробега. Измерение плотности в аккумуляторе осуществляется при помощи такого прибора как денсиметр. Устройство этого прибора состоит из стеклянной трубки, внутри которой ареометр, а на концах — резиновый наконечник с одной стороны и груша с другой. Чтобы произвести проверку, нужно будет: открыть пробку банки аккумулятора, погрузить его в раствор, и грушей втянуть небольшое количество электролита. Плавающий ареометр со шкалой покажет всю необходимую информацию. Более детально как правильно проверить плотность аккумулятора рассмотрим чуть ниже, поскольку есть еще такой вид АКБ, как необслуживаемые, и в них процедура несколько отличается — вам не понадобится абсолютно никаких приборов.

Индикатор плотности на необслуживаемой АКБ

Плотность необслуживаемого аккумулятора отображается цветовым индикатором в специальном окошке. Зеленый индикатор свидетельствует, что все в норме (степень заряженности в пределах 65 — 100%), если плотность упала и требуется подзарядка, то индикатор будет черный. Когда в окошке отображается белая или красная лампочка, то нужен срочный долив дистиллированной воды. Но, впрочем, точная информация о значении того или иного цвета в окошке, находится на наклейке аккумуляторной батареи.

Теперь продолжаем далее разбираться, как проверять плотность электролита обычного кислотного аккумулятора в домашних условия.

Проверка плотности электролита в аккумуляторе

Итак, чтобы можно было правильно проверить плотность электролита в аккумуляторной батарее, первым делом проверяем уровень и при необходимости его корректируем. Затем заряжаем аккум и только тогда приступаем к проверке, но не сразу, а после пары часов покоя, поскольку сразу после зарядки или долива воды будут недостоверные данные.

Следует помнить, что плотность напрямую зависит от температуры воздуха, поэтому сверяйтесь с таблицей поправок, рассматриваемой выше. Сделав забор жидкости из банки аккумулятора, держите прибор на уровне глаз – ареометр должен находиться в состоянии покоя, плавать в жидкости, не касаясь стенок. Замер производится в каждом отсеке, а все показатели записываются.

Таблица определения заряженности аккумулятора по плотности электролита.

Opel Vectra B АКПП › Бортжурнал › Корректировка плотности электролита Аккумулятора перед зимой!

Подготовка к корректировке.

Измерение уровня электролита.

 Трубка для измерения уровня электролита.
Перед проверкой плотности электролита и в процессе её корректировки необходимо контролировать уровень электролита в банках аккумулятора. У автомобильных аккумуляторов принято считать нормальным уровень электролита на 10÷15 мм выше верхней кромки пластин (сепараторов).

В батареях с индикатором (тубусом) электролит должен быть на одном уровне с ним или выше его на 5 мм.


Корректирующий электролит — электролит повышенной плотности (обычно 1,40 г/см3) для повышения плотности электролита АКБ или приготовления электролита нормальной плотности для заливки батарей.

Дистиллированная вода.
Добавляется в электролит для уменьшения его плотности.

1. В связи с тем что, кислота и вода имеют разную плотность, при разведении электролита или кислоты водой, следует добавлять кислоту в воду, но не наоборот.

2. Обращаться с аккумулятором нужно очень аккуратно. Его ни в коем случае нельзя переворачивать кверху дном. Это может привести к осыпанию пластин и последующему выходу аккумулятора из строя.

Определение необходимого значения плотности электролита полностью заряженного аккумулятора.
Весь период службы аккумулятора плотность электролита непрерывно меняется. Существуют обратимые изменения плотности — это нормальные заряд и разряд аккумулятора. Интервал изменения плотности электролита при изменении состояния аккумулятора от полностью разряженного до полностью заряженного и наоборот обычно составляет 0,15÷0,16 г/см3 для новой АКБ.
Но также существуют и необратимые изменения, например электролиз воды (разложение на водород и кислород) при «кипении» электролита. При этом плотность электролита повышается.

При сульфатации пластин, когда их активная поверхность покрывается слоем нерастворимого сульфата свинца или происходит осыпание активной массы пластин, что уменьшает площадь поверхности пластин, участвующую в электрохимической реакции — восстановление первоначальной плотности электролита в процессе заряда невозможно. Это приводит к необратимому снижению плотности электролита и, соответственно, сужает интервал изменения плотности в диапазоне полный разряд — полный заряд (0,15÷0,16 г/см3 — для нового, исправного аккумулятора).
Стабильно завышенная плотность электролита приводит к снижению срока службы АКБ.
Стабильно заниженная плотность приводит к снижению ЭДС и затруднению пуска двигателя, а также к повышению опасности замерзания электролита в зимний период эксплуатации.

Сначала нужно определиться, какую плотность электролита мы хотим иметь в нашей батарее применительно к климатической зоне её эксплуатации.

На этой таблице представлена температура замерзания электролита.
Например, для центральных районов России (Москва, Казань…) можно выбрать плотность электролита 1,25÷1,27 г/см3. Необходимо помнить, что на автомобиле аккумуляторная батарея, в лучшем случае, может быть заряжена на 80÷90 % её максимальной ёмкости (то есть плотность электролита будет чуть ниже, чем при полном заряде). Именно поэтому плотность электролита, исходя из температуры его замерзания (Таблица), выбирается чуть-чуть повыше, чем необходимо для обеспечения гарантированной незамерзаемости при минимальной температуре воздуха в зимний период.

Полная зарядка батареи.

Необходимо четко усвоить и неукоснительно соблюдать правило:
Проверка плотности электролита, с целью выяснения необходимости её корректировки, производится только у ПОЛНОСТЬЮ ЗАРЯЖЕННОЙ БАТАРЕИ.
Известно, что при исправном генераторном оборудовании автомобиля и его нормальном напряжении 14,0÷14,6 В, можно зарядить АКБ лишь на 80÷90 % её максимальной ёмкости из-за неэффективности процесса заряда батареи на автомобиле.

При выборе зарядного устройства следует избегать применения «автоматических зарядных устройств» без предварительного подробного ознакомления с логикой работы его автоматики. Во многих из них автоматическое выключение режима заряда производится просто при достижении напряжения на выводах батареи величины 14,5÷14,6 В, а это не всегда обеспечивает полный заряд АКБ.

Признаком ПОЛНОГО заряда аккумулятора является постоянство величины плотности электролита и напряжения на его выводах при продолжающемся заряде в течение 2 часов.

При достижении условий полного заряда батареи, то есть постоянства напряжения на выводах и плотности электролита в течение двух часов при продолжающемся заряде, его прекращают и выдерживают батарею от 30 минут до двух часов в отключенном состоянии.
Выдержку в отключенном состоянии в течение от получаса до двух часов рекомендуется выполнять после заряда (разряда), заливки (корректировки плотности) электролита, корректировки уровня электролита. Это делается для выравнивания плотности электролита в объёме банок, снижения температуры электролита, выхода пузырьков газов, образовавшихся при «кипении». В противном случае возможно возникновение недопустимых погрешностей в измерении плотности и уровня электролита, а также напряжения на выводах АКБ.

Затем измеряется уровень электролита и его плотность в каждой банке. Если замечена значительная разница в плотности электролита между банками (более 0,01 г/см3), следует попытаться провести дополнительную, так называемую выравнивающую зарядку АКБ для выравнивания плотности между банками, при этом ток заряда можно уменьшить в 2÷3 раза по сравнению с номинальным, для уменьшения газообразования («кипения»).
Если дополнительный заряд в течение нескольких часов не приводит к выравниванию плотности электролита в банках, очевидно, требуется выровнять её путем последующей корректировки.
В заключение этого этапа работы составляется табличка с указанием плотности и уровня электролита в каждой банке. Принимается решение, какие действия производить над каждой конкретной банкой. Основанием является соотношение величины плотности электролита, принятой нами за оптимальный вариант для нашей климатической зоны, и реальной, измеренной после полного зарядааккумулятора.

Корректировка плотности электролита.
Суть корректировки плотности электролита в банке аккумулятора заключается в следующем:
а) из банки забирается некоторый объём электролита;
б) вместо него в банку добавляется тот-же объём либо дистиллированной воды (плотность 1,00 г/см3) — для понижения плотности электролита в банке, либо корректирующего электролита (обычно плотностью 1,40 г/см3) — для повышения плотности;

в) батарея включается на 30 минут на заряд номинальным током для лучшего перемешивания электролита в результате газовыделения;
г) батарея отключается от зарядного устройства и выдерживается 0,5÷2 часа для выравнивания плотности электролита в объёме банок;
д) измеряется плотность электролита в каждой банке и его уровень, оба параметра приводятся в норму. То есть, при необходимости, все операции а)÷д) повторяются.

Приведу таблица, в которой указано, «…сколько вешать в граммах», то есть указано конкретное количество в см3 удаляемого электролита и соответствующее количество доливаемой жидкости (дистиллированная вода или корректирующий электролит — в зависимости от направления изменения плотности).

Объёмы жидкостей указаны для корректировки 1 литра электролита (1000 см3). Таким образом, чтобы провести коррекцию конкретной батареи нам необходимо знать объём электролита в одной банке этой батареи в литрах. Полученные из таблицы значения необходимо умножить на объем электролита в литрах в одной банке корректируемой батареи.
Объём электролита в одной банке:
6СТ-45 — 500 см3;
6СТ-55 — 633 см3.

Примерные нормы в см3 корректировки плотности электролита в объеме 1 литра.
Таблица предусматривает использование корректирующего электролита плотностью только 1,40 г/см3. Ниже приведена формула, при использовании которой можно применять корректирующий электролит с плотностью, отличной от 1,40 г/см3.

где
Vэ — объём удаляемого из банки электролита, см3,
Vб — объём электролита в одной банке, см3,
для некоторых типов аккумуляторов объём электролита в одной банке указан чуть выше по тексту,
ρн — начальная плотность электролита до корректировки, г/см3,
ρк — конечная плотность, которую надо получить, г/см3,
ρд — плотность доливаемой жидкости, (вода — 1,00 г/см3 или корректирующий электролит — * г/см3)

Следует учесть, что при использовании данной формулы объёмы удаляемого и добавляемого электролитов равны.

Если с таблицей разобраться сложно! То можно сделать прощё :

Откачайте большую часть жидкости из одной из банок. Эту операцию удобно выполнять с помощью “груши”. Замерьте выкачанный объем и долейте примерно половину от этого объема электролитом. Аккуратно покачайте аккумулятор в разные стороны, затем замерьте плотность снова. Если плотность не достигла требуемого значения, долейте еще ¼ от выкачанного ранее объема электролитом. Таким образом, следует доливать электролит, каждый раз уменьшая его количество в два раза.

Какая должна быть плотность в аккумуляторе? Как проверить плотность аккумулятора? Как повысить плотность аккумулятора?

Многим автовладельцам наверняка приходилось сталкиваться с проблемой некорректной работы аккумулятора. Бывает так, что машина простояла всего сутки, а завести ее после этого становится невозможно. При этом даже длительная зарядка батареи не помогает. Подобные симптомы свидетельствуют о снижении плотности электролита. О том, какая должна быть плотность в аккумуляторе, почему она падает, и как ее поднять до нужного уровня, мы и поговорим в этой статье.

Электролит и его плотность

Замер плотности АКБ

Перед тем как проверить плотность аккумулятора, следует обзавестись специальным прибором под названием ареометр. Он представляет собой устройство, состоящее из нескольких резиновых и стеклянных элементов.

Т.к. электролит является опасным химическим соединением, перед замером его плотности необходимо позаботиться о мерах предосторожности, а именно работы проводить в резиновых перчатках, избегая попадания жидкости на кожу и одежду. Категорически запрещается курить!

Откройте горловину банки, вставьте в нее наконечник устройства и с помощью груши наберите немного электролита так, чтобы поплавок ареометра свободно плавал в корпусе, не задевая дно, боковые стенки и верх. Подождите, пока жидкость в приборе успокоится, и, держа его на уровне глаз, визуально считайте показания. Данную процедуру проведите со всеми банками. Если разница плотности будет превышать 0,01 г на куб. см, то обязательно долейте дистиллированную воду либо поставьте АКБ на выравнивающую зарядку. При снижении плотности до показателя 1,24 г на куб. см или ниже аккумулятор следует подзарядить.

Дополнительные рекомендации

Важно знать не только, как проверить плотность аккумулятора с помощью ареометра,
но и правила внесения поправок к показанию прибора в конкретных температурных условиях. Оптимальная температура электролита для измерения его плотности составляет +15 – +25˚С, но если приходится выполнять эту процедуру при более высокой или низкой температуре, то показания необходимо корректировать.

Температура электролита (˚С)

Поправка к показаниям ареометра

Не следует выяснять, какая плотность в аккумуляторе, после того как туда недавно
была долита вода, или после неоднократных попыток запуска стартера. После выполнения всех процедур тщательно промойте ареометр водой.

Как поднять плотность в аккумуляторе?

Самым простым способом поддержания необходимого уровня электролита в АКБ является долив дистиллированной воды. Однако большинство автовладельцев забывают или не знают о том, что периодически необходимо замерять плотность аккумулятора, т.к. вода со временем выкипает, а вместе с ней и электролит, что влечет снижение плотности, иногда до критической отметки. Когда аккумулятор совсем
отказывается работать, то тут же возникает животрепещущий вопрос: “Как поднять плотность в аккумуляторе?”

Используя нижеизложенную инструкцию, вы сможете самостоятельно продлить жизнь АКБ. Однако помните, что эта процедура требует особого внимания и аккуратности.

Меры предосторожности

• Соблюдайте максимальную осторожность при работе с электролитом: все действия выполняйте в защитных очках и резиновых перчатках.
• При самостоятельном разведении электролита обязательно следует добавлять кислоту в воду, но не наоборот! Эти жидкости имеют разную плотность, и результатом ошибки могут стать серьезные ожоги.
• Запрещено переворачивать АКБ вверх дном, т.к. вследствие этого активная поверхность пластин может осыпаться и вызвать короткое замыкание.
• Заранее подготовьте емкости для слива старого электролита и приготовления новой смеси.
• Предварительно проверьте пластмассу, которую будете использовать для запайки отверстий, на стойкость к электролиту.
• Помните, что заряженный аккумулятор будет иметь большую плотность.

Подготовительный этап

Для того чтобы поднять плотность электролита аккумуляторе, потребуются:
• ареометр;
• мерная емкость;
• клизма-груша;
• паяльник;
• дрель;
• электролит;
• аккумуляторная кислота;
• дистиллированная вода.

Как поднять плотность электролита в аккумуляторе: подробная инструкция

• Из одной банки откачайте с помощью клизмы-груши максимальное количество старого электролита и замеряйте его объем.
• Долейте свежий раствор в количестве, составляющем половину от откачанного.
• Активно, но аккуратно покачайте аккумулятор, чтобы перемешались жидкости.
• Замеряйте плотность. Если значение не такое, какая должна быть плотность в аккумуляторе, долейте еще ½ электролита от оставшегося количества. Операцию следует повторять, пока не получите требуемые показатели.
• Остаток долейте дистиллированной водой.

Что делать при критическом уровне плотности

Далее необходимо тщательно промыть аккумуляторную батарею дистиллированной водой. После этого запаяйте высверленные отверстия кислотостойкой пластмассой (к примеру, для этого можно использовать пробки с ненужного аккумулятора).
Проделав все подготовительные процедуры, можете приступать к заливке свежего электролита. В этом случае рекомендуется использовать раствор, приготовленный самостоятельно, плотность которого будет несколько выше, чем предусмотрена для вашего климатического пояса. При этом следует учесть, что даже полная замена электролита в старом аккумуляторе не сможет обеспечить ему такой же срок службы, как у новой АКБ.

Совет: если вы хотите, чтобы аккумулятор служил вам как можно дольше, не забывайте его вовремя заряжать и проверяйте периодически его плотность.

Ссылка на основную публикацию
Климат

(взято на основе средних температур за январь о С)

25%

г/см 3

50%

г/см 3

Холодный

(-30 и ниже)

Зима 1.30 1.26 1.22
Лето 1.28 1.24 1.20
Умеренно холодный

(от -30 до -15)

Умеренный

(от -15 до 0)

Умеренно тёплый

(от 0 до +4)

Жаркий

(+4 и выше)