Обозначения на дисках
Расшифровка маркировки дисков легковых автомобилей
Любой колёсный диск — важная деталь автомобиля, связывающая его с дорожным полотном через шину. В случае износа последней возникает необходимость приобретения новой резины, а для этого следует знать основные параметры самого диска, ведь данная информация не ограничивается лишь количеством отверстий под болты и диаметром обода , на которые чаше всего обращают внимание автолюбители. При этом, большинство неучитываемых параметров весьма существенны для безопасности вождения, а также сохранности подвески. Поэтому далее попробуем подробнее разобраться с ключевыми характеристиками колёсных дисков.
Разбираем пример маркировки диска
В первую очередь, покупая диски нужно знать, какие модели разрешены к установке на конкретный автомобиль, после чего изучить информацию о параметрах понравившихся образцов. В этом как раз и поможет умение читать нанесённую маркировку, которая является стандартной для дисков (литых и штампованных), производимых в классе легкотоннажного автотранспорта. Маркировка наносится соответственно регламенту UN/ECE124 на территории всех стран ЕС, и выглядит примерно следующим образом:
7,5 J х 15 Н2 5х100 ЕТ40 d54.1
Этот пример и расшифруем далее.
Rim Width (посадочная ширина)
«7,5» — посадочная ширина или дистанция между краями диска, измеряемая в дюймах. В пересчёте в метрическую систему получается 7,5*25,4=190,5 миллиметра. Следует отметить, что каждая покрышка имеет определённый диапазон допустимой (рекомендуемой) ширины обода. Оптимальной же данная ширина будет в наибольшем приближении к середине указанного диапазона. В противном случае могут возникнуть проблемы с бортированием авторезины, а также ухудшатся её характеристики.
Flange (тип кромки)
Литера «J» (могут встретиться: P, D, B, K, JK, JJ, J) содержит данные о закраине обода, в которых указывается информация о высоте и наклоне полок, радиусе закругления, конструкции и форме профиля. Сегодня наиболее распространенными типами закраин являются «J» и «JJ». Первые предназначены для моноприводных авто, вторые — для полноприводных. От типа закраины зависит установка покрышки, противодействие смещению в нештатной ситуации, а также масса компенсирующих грузов. В любом случае, оптимально, чтобы этот параметр совпадал с рекомендованным автопроизводителем.
Разъёмность обода
Символ «х» свидетельствует о неразъёмном (монолитном) виде колесного обода. В противном случае диск маркируется знаком «-«, что указывает на наличие нескольких комплектующих, на которые он разбирается при необходимости. Отметим, что неразъёмные конструкции более жёсткие и легкие, в сравнении с разборными.
Маркировка «х» также свидетельствует, что данные диски ориентированы на оснащение эластичными покрышками, которые используются на легковых машинах и грузовиках малой тоннажности. Резина для больших грузовых автомобилей отличается жёсткостью и требует для установки диски составной конструкции, иначе становится невозможным монтаж на обод.
Rim Diameter (диаметр монтажный) Следующая цифра «15» является показателем параметров посадочного обода под авторезину, исчисляемого в дюймах. Данный размер зачастую называют также радиусом диска. В процессе выбора и покупки шины необходимо следить, чтобы этот параметр абсолютно совпадал с соответствующим размером покрышки. Отметим, что диапазон рассматриваемых диаметров для обычных (стандартных) легковых авто и паркетников колеблется в пределах 13-21 дюймов.
Hump (подкаты и выступы)
Так называемые «хампы» (H2), или иначе кольцевые выступы, находятся с обеих сторон диска, и предназначены для фиксации на нём автомобильной резины бескамерного типа. Подкаты противодействуют оттоку воздуха из-под бескамерной шины при внешнем воздействии на неё. Помимо приведённого в примере и рассмотренного случая с «Н2» с двухсторонним расположением, встречаются подкаты следующих типов:
- Н — с единственной стороны диска.
- FH (Flat Hump) — с плоской формой.
- AH (Asymmetric Hump) — с асимметричным выступом.
Pitch Circle Diameter, PCD (крепежные отверстия)
В рассматриваемом случае обозначение «5х100» сообщает о расположении отверстий диска, предназначенных для его крепежа к оси автомобиля. Значения «5» и «100» указывают на число этих отверстий и диаметр окружности их расположения, соответственно. Для легкового автотранспорта количество данных отверстий может колебаться от 4-х до 6-ти, в то время, как стандартные диаметры окружности их расположения находятся в диапазоне 98 — 139,7 миллиметров. Следует помнить, что определить «на глаз» соответствие параметров диска и ступицы удаётся далеко не всегда, а неверный подбор способен спровоцировать перекос колеса, который приведет к откручиванию болтов или же биению.
Einpress Tief, ET (вылет диска) Обозначение «ЕТ40» в данном случае определяет вылет диска, являющийся расстоянием между двумя плоскостями, проходящими через поверхность соприкосновения ступицы с диском и через центр сечения самого диска (поперечного), соответственно. Данное расстояние измеряется в миллиметрах. При этом, вылет может быть как положительным, так и отрицательным (ЕТ40, как в нашем случае, или к примеру ЕТ-25). Чтобы избежать возникновения внештатных экстренных ситуаций, вызванных внешними силами и способных разрушить диск и повредить подвеску, показатель вылета необходимо подбирать в полном соответствии с рекомендациями производителя конкретной марки автомобиля.
Hub Diameter, DIA (посадочный диаметр)
Маркер «d54.1» — это диаметр центрального отверстия колёсного диска, именуемый иначе посадочным или ступичным. Он указывается в миллиметрах, и для легкового автотранспорта колеблется в пределах 50-70 мм. Этот параметр очень важен, а потому должен полностью соответствовать пояску ступицы авто.
В заключение необходимо сказать, что каждый из рассмотренных параметров автомобильного диска важен, и даже при малейшем отклонении от требований может возникнуть угроза интенсивного износа покрышки, что влечёт за собой появление риска связанного с полным разрушением резины в экстремальной ситуации, будь то крутой поворот или высокая скорость. По этой причине колёса личного автомобиля необходимо держать в идеальном состоянии и проверять перед каждым выездом.
Расшифровка маркировки колесных дисков авто. Легковые, грузовые, литые, кованные
Хотя колесо является частью автомобиля, далеко не все из водителей ясно представляют, что за диски они используют. Основной принцип, по которому порой их различают – применение штампованных или литых дисков. А между тем существует достаточно понятная маркировка дисков, позволяющая объективно оценить, насколько это изделие подходит для вашего авто.
Почему важен правильный выбор дисков
Вполне понятно желание каждого водителя использовать для своего автомобиля всё самое лучшее. Если по применению различных чехлов и аудиосистемы вопросов обычно не возникает, их выбор вполне может определяться личными пристрастиями, то все, что влияет непосредственно на режимы движения, надежность и безопасность, должно рассматриваться только с точки зрения допустимости установки на авто. Именно так и надо оценивать влияние автомобильных дисков на поведение машины.
Чтобы лучше их выполнить и тем самым обеспечить долгую жизнь для своего автомобиля и безопасные условия движения, существует маркировка колесных дисков, а производителями указывается, какие из них можно ставить на авто.
Как расшифровывается маркировка дисков
Потребность в понимании того, что означает вся эта аббревиатура, возникает всякий раз, когда появляется необходимость в замене колес. Существующая маркировка автомобильных дисков едина во всем мире, и она одинакова для литых или кованых дисков, применяющихся для грузовых или легковых автомобилей, т.е. для всех колесных средств передвижения.
Расшифровка маркировки станет более понятной, если воспользоваться помощью приведенных ниже рисунков. Для примера рассмотрим такой ее вариант как 7,5Jx15H25x100ET40d54.1. Каким образом подобная маркировка соотносится с конструкцией диска, хорошо видно на правом рисунке.
- Обозначение посадочной ширины идет первым в маркировке дисков автомобиля. В нашем конкретном примере это цифра 7,5. Она обозначает в дюймах именно ширину обода, т.е. непосредственно того места, где будет располагаться шина. Должно быть понятно, что подобный параметр определяет ее тип, который потом будет использоваться. Если значения ширины дисков и шины не соответствуют друг другу, то это создает трудности с установкой покрышки и ухудшает условия эксплуатации колеса в целом.
- Обозначение типа закраины обода – J в нашем примере. Под этим скрывается ее конструкция, высота и форма. Типы закраины могут быть разными – JJ, JK, B, K и другие. Как правило, для обычного автомобиля применяется закраина типа J, тогда как JJ используется для полноприводных машин. Она влияет на установку грузиков при балансировке и имеет отношение к смещению шины в экстремальных условиях.
- Контуры и геометрия закраин разные для грузовых и легковых авто, и они обозначаются соответствующими буквами, поэтому лучше всего выбирать изделия, рекомендованные производителем.
- Символ «х» обозначает неразъемную конструкцию дисков, т.е. что они состоят из одного элемента. На них монтируют шины с эластичными бортами, их используют для легковых авто. Разъемный обод предназначен для грузовых машин и автобусов, маркировка такого диска содержит символ «-«. Шины для монтажа на них отличаются жесткостью и не допускают установку через край обода.
- Диаметр дисков обозначается в нашем примере как 15 и задается без учета закраин.
- Число отверстий и диаметр окружности расположения крепежа – такая расшифровка у обозначения 5х100 из рассматриваемого примера маркировки дисков.
- Н2 – индекс хампов, так называют кольцевые выступы, расположенные вдоль закраин диска. Их назначение – фиксация бортов бескамерных покрышек в поворотах, исключающая разгерметизацию колеса. Его хорошо заметно на первом из приведенных рисунков. Возможны и другие обозначения, а также полное отсутствие хампов в конструкции.
Вылет дисков измеряется в миллиметрах и обозначается ЕТ (в нашем примере ЕТ40). Под ним понимается расстояние между вертикальной осью симметрии диска и его плоскостью крепления к ступице. Как это выглядит на авто, поможет понять рисунок
Это крайне важный параметр и он требует пристального внимания за его соблюдением, именно под него рассчитывают производители подвеску и рулевой механизм. Вылет может быть как положительным, так и отрицательным. Уменьшение ЕТ приводит к тому, что диски начинают выступать из колёсных арок, колея из-за этого становится шире, увеличение вылета приводит к ее уменьшению.
В любом случае, отклонение от заданного производителем значения вылета приводит к изменению прикладываемых к подвеске усилий и отражается на ее надежности и безопасности движения. - Диаметр центрального отверстия – d54.1, подбирается под диаметр посадочного отверстия на ступице.
О чем еще может рассказать маркировка дисков авто
Кроме уже затронутой маркировки, на дисках дополнительно может быть указано:
- PCD – присоединительные размеры;
- MAX LOAD – максимальная нагрузка на диск;
- дата изготовления, чаще всего это будет год и неделя;
- маркировка соответствия требованиям международных правил;
- может быть указан способ изготовления, например FORGET (кованый).
Нельзя считать диск автомобиля чем-то незначительным и пустяшным и подходить к выбору, исходя из соответствия его цвета обивке салона. На безопасность движения влияют многие факторы, непосредственно связанные с дисками, необходимо при их подборе следовать рекомендациям изготовителя авто и использовать диски с соответствующей маркировкой.
” alt=””>
Маркировка дисков
При замене шин, обязательно нужно проверить сохранность колесных дисков. Если заметите какие-либо неровности или трещины, можно поступить двумя способами:
- отнести их в ремонт;
- приобрести новые.
Второй вариант более предпочтителен, при этом возникает вопрос — как правильно подобрать диски под тот или иной типоразмер резины. Для этого нужно уметь читать маркировку со всеми обозначениями. В идеале, конечно же, любой автовладелец знает, какой размер ему нужен. В крайнем случае, вам подскажет продавец-консультант.
Основные параметры
- посадочный диаметр D — диаметр той части, на которую надевается шина — должен соответствовать диаметру покрышки (13, 14, 15 и так далее дюймов);
- ширина В или W — тоже указывается в дюймах, данный параметр не учитывает размер бортовых закраин (хампов), которые применяются для более надежной фиксации шины;
- диаметр центрального отверстия DIA — должен соответствовать диаметру ступицы, хотя часто в комплекте идут специальные проставочные кольца, благодаря которым диски можно закрепить на ступице меньшего размера, чем DIA;
- крепежные отверстия PCD (разболтовка — мы уже ранее рассказывали об этом на Vodi.su) — здесь указывается количество отверстий для болтов и диаметр окружности, на которой они расположены — отмечается обычно 5х100 или 7х127 и так далее;
- вылет ЕТ — расстояния от точки фиксации диска на ступице до оси симметрии диска — измеряют его в миллиметрах, может быть положительным, отрицательным (диск как бы вогнут внутрь) или нулевым.
- 5,5×13 4×98 ET16 DIA 59,0 — это обычный колесный штампованный диск, который подходит, к примеру, на ВАЗ-2107 под стандартный типоразмер 175/70 R13.
К сожалению, практически ни на одном сайте интернет-магазина по продаже шин вы не найдете калькулятора, с помощью которого можно получить точную маркировку под конкретный типоразмер шин. На самом деле, сделать это можно и самостоятельно, достаточно выучить одну простую формулу.
Подбор диска по типоразмеру резины
Предположим, у вас стоит зимняя резина 185/60 R14. Как подобрать под нее диск?
Самая основная проблема возникает с определением ширины обода.
Определить ее очень легко:
- согласно общепринятому правилу она должна быть на 25 процентов меньше ширины профиля резины;
- ширина профиля покрышки определяется переведением, в данном случае, показателя 185 в дюймы — 185 делим на 25,5 (мм в одном дюйме);
- от полученного результата отнимаем 25 процентов и округляем;
- выходит 5 с половиной дюймов.
Отклонение ширины обода от идеальных значений может составлять:
- максимум 1 дюйм, если у вас резина не более R15;
- максимум полтора дюйма для колес свыше R15.
Таким образом, под покрышки 185/60 R14 подойдет диск 5,5 (6,0) на 14. Остальные параметры — разболтовка, вылет, диаметр посадочного отверстия — должны быть указаны в комплектации. Обратите внимание, что желательно покупать диски точно под шину. Если же они будут слишком узкими или широкими, то покрышка будет изнашиваться неравномерно.
Часто, например, когда покупатель ищет нужные ему диски по параметру PCD, продавец может предложить ему диски с разболтовкой, которая незначительно отличается: например вам нужно 4х100, а вам предлагают 4х98.
От такой покупки лучше отказаться и продолжить поиски по целому ряду причин:
- из четырех болтов лишь один будет закручен до упора, остальные же затянуть полностью не удастся;
- диск будет «бить» по ступице, что приведет к его преждевременной деформации;
- можно потерять в процессе езды болты и машина попросту станет неуправляемой на больших скоростях.
Хотя допускается покупка дисков с разболтовкой в большую сторону, например вам надо 5х127,5, а предлагают 5х129 и так далее.
Ну и конечно же, нужно обращать внимание на такой показатель, как кольцевые выступы или хампы (Humps). Они нужны для более надежной фиксации бескамерной шины.
Хампы могут быть:
- только с одной стороны — Н;
- с обеих сторон — Н2;
- плоские хампы — FH;
- асимметричные хампы — АН.
Имеются и другие более специфические обозначения, но они применяются в основном, когда речь заходит о подборе спортивных дисков или на эксклюзивные авто, поэтому их, как правило, заказывают напрямую с завода-изготовителя и ошибки здесь практически исключены.
Вылет (ЕТ) должен соответствовать требованиям производителя, поскольку если он будет смещен в сторону больше, чем нужно, изменится распределение нагрузки на колесо, отчего будут страдать не только шины и диски, но и вся подвеска, а также элементы кузова, к которым крепятся амортизаторы. Часто вылет изменяют, когда проводят тюнинг автомобиля. В таком случае обращайтесь к профессионалам, которые знают, что делают.
Часто также можно встретить в маркировке букву J, которой обозначают закраины диска. Для обычных автомобилей, обычно идет простое обозначение — J. Для внедорожников и кроссоверов — JJ. Встречаются и другие обозначения — Р, В, D, JK — они более точно определяют форму этих закраин, хотя большинству автомобилистов не нужны.
Обратите внимание, что правильный выбор дисков, как и покрышек, влияет на безопасность движения. Поэтому отходить от указанных в спецификации параметров крайне не рекомендуется. Тем более, что основные размеры указываются одинаково для любых типов дисков — штампованных, литых, кованых.
Параметры колесного диска: расшифровка маркировки дисков автомобиля
Начнем с того, что правильно подобранные автомобильные диски способны значительно улучшить внешний вид автомобиля. По этой причине данное решение пользуется большим спросом и популярностью. При этом важно понимать, что кроме материалов изготовления и размеров диски имеют целый ряд характеристик и параметров, которые нужно учитывать.
Такой подход позволяет не просто подобрать и поставить диски на машину, но и сделать езду безопасной, а также комфортной. Далее мы рассмотрим основные параметры диска автомобиля, обозначение дисков, а также как выполняется расшифровка диска по маркировке.
Читайте в этой статье
Характеристики дисков: виды, параметры, маркировка и обозначения
Начнем с того, что сегодня существует три основных типа колесных дисков: кованые, штампованные и литые. Так называемые «штампы» или «штамповка» являются обычным железным диском.
Вариант самый дешевый, достаточно практичный, всего лишь гнется при ударах и славится высокой ремонтопригодностью, но не отличается привлекательностью в плане дизайна. Также штампованные диски достаточно тяжелые по сравнению с аналогами.
Литые диски, напротив, представлены в огромном количестве вариантов, их отличает приемлемая прочность, они легче штампованных и вполне доступны по цене. Другими словами, именно легкосплавные диски наиболее широко представлены в свободной продаже. Такие диски имеют привлекательный дизайн, относительно легкие по весу, имеют неплохой запас прочности и т.д.
В результате снижается нагрузка на подвеску, так как неподрессоренные массы уменьшаются, улучшается управляемость автомобиля, снижается расход топлива. Так как момент инерции колеса с легким диском уменьшается, в сборе колесо лучше и быстрее реагирует на возвратное усилие амортизаторов, что позволяет быстрее восстановить контакт с дорожным покрытием.
Также использование легких сплавов с улучшенной теплопроводностью означает, что детали тормозной системы охлаждаются быстрее и эффективнее (тормозные диски, тормозные суппорты). Естественно, по указанным причинам большинство автовладельцев выбирают именно литье.
Кстати, еще есть диски из магниевых сплавов, которые изготавливают как методом литья, так и ковки. Такие диски заметно прочнее алюминиевых, но их недостатком является слабая стойкость к коррозии. На такие диски запрещено ставить грузики при балансировке, магниевые диски нужно постоянно покрывать защитными лаками, красить и т.д.
Расшифровка дисков: параметры и маркировка дисков
Идем далее. Независимо от того, какой тип диска планируется приобрести, как правило, при выборе автолюбители задаются вопросом, подойдут ли диски на автомобиль. И дело не только во внешнем виде. Другими словами, нужно знать, как правильно выбрать диски для авто.
Сразу отметим, при подборе недостаточно знать диаметр диска и размещение отверстий, так как это далеко не полный список важнейших параметров автомобильных дисков. Важно уметь расшифровать маркировку диска правильно, чтобы подобрать оптимальный вариант. Давайте разбираться.
К дискам ряд требований обычно выдвигает сам производитель автомобиля, при этом отклонения от допустимых параметров могу привести к следующему:
- диск не удается установить на ступицу;
- после установки диск задевает за отдельные элементы (как сразу, так и при повороте колеса);
- изменяется управляемость, меняется острота руля, теряется обратная связь;
- увеличиваются нагрузки на систему рулевого управления и подвеску автомобиля;
- отмечается ускоренный износ шин, изменяется устойчивость автомобиля на дороге и т.д.
Важно понимать, что расчетные параметры дисков являются фиксированными для конкретной модели авто и менять их нельзя. От точного соответствия будет зависеть маневренность на скорости, а также срок службы деталей подвески и ряд других характеристик и показателей.
Если говорить о самих параметрах:
- А – посадочный диаметр обода диска (диаметр диска), измеряется в дюймах. В данном случае речь идет о диаметре кольцевой части обода, на которую опирается шина после установки на диск. Если иначе, это и есть размер диска. При этом сами покрышки имеют определенные ограничения. Получается, хотя соответствующие по размеру шины можно ставить на диски с небольшими отклонениями, все параметры связки диаметр диска + радиус покрышки должны находиться в допустимых пределах.
- В – посадочная ширина обода диска. Измеряется в дюймах и указывает на допустимое расстояние между внутренними поверхностями бортовых закраин. Кстати, ширину диска меряют не по внешним сторонам, а по «полке», которая служит опорой боковины покрышки. Получается, шины по ширине должны в точности соответствовать ширине диска, что позволит избежать деформации и т.д. Кстати, с посадочной шириной обода диска и шины напрямую связан показатель ширины профиля шины.
- ЕТ (вылет диска) – расстояние от плоскости колеса, которая прилегает к ступице, до плоскости, которая проходит через середину посадочной ширины обода. Вылет измеряется в миллиметрах. Диски бывают с положительным, отрицательным и нулевым вылетом. Каждый автопроизводитель индивидуально рассчитывает вылет дисков для конкретной модели, изменять данный параметр настоятельно не рекомендуется. Если вылет будет больше, при езде колеса могут тереть по аркам, задевать детали подвески. Уменьшение вылета приведет к потере устойчивости автомобиля (особенно в поворотах), снижению эффективности торможения и т.д.
- DIA – величина диаметра центрального отверстия диска, измеряется в миллиметрах. Данный параметр должен в точности соответствовать диаметру центрирующего выступа на ступице. В норме, зазор между выступом и диском должен быть минимальным. Если отверстие в диске меньше, тогда такой диск не удастся поставить на ступицу. Если же размер посадочного отверстия диска больше, тогда зазор можно «выбрать» проставочными кольцами (переходные кольца дисков).
Маркировка дисков: расшифровка
Рассмотренные выше параметры обычно указаны на колесном диске. Соответствующая маркировка в виде ряда цифр и букв позволяет подобрать диск для той или иной модели автомобиля.
Кстати, каталоги и онлайн сервисы, позволяющие подобрать диски на авто по марке автомобиля, содержат информацию о штатных заводских расчетных параметрах по модели авто, после чего данная информация сопоставляется с имеющимися в продаже дисками.
Например, маркировка колесного диска: 7,5 J х 15 Н2 5х100 ЕТ40 d54.1. Расшифровка такой маркировки следующая:
- Ширина обода 7.5 дюймов, что означает расстояние между внутренними краями обода. Параметр важен при выборе при выборе покрышек, так как разные шины имеют ограничения по диапазону ширины обода. Оптимально, когда ширина обода находится в средине диапазона покрышки.
- Буква J указывает на тип кромки обода в маркировке диска, то есть обозначает форму закраины обода (место соединения диска с шиной). Такие буквы могут быть разными, указывая на радиус закругления, форма контура профиля, угол наклона полок, высоту полок и т. д.
- Значок «x» указывает на разъемность обода и указывает на то, что обод неразъемный , цельный. Если есть знак «-«, тогда это указывает на то, что обод составной, его можно разбирать и собирать.
- Диаметр диска в дюймах (число 15 в примере), он же радиус диска.
Что в итоге
Как видно, подбор дисков и покрышек является достаточно сложной задачей для неопытного потребителя. Однако, как оказывает практика, лучше изучить вопрос самостоятельно, чем полагаться на продавцов, которые часто бывают не совсем компетентны или пытаются продать только то, что есть в наличии, а не то, что оптимально подходит по параметрам. В случае с дисками автомобиля (с учетом того, что размеры дисков могут меняться), это утверждение особенно справедливо.
По этой причине, чтобы на высокой скорости не произошел разрыв шины или колесо не отвалилось от ступицы, лучшим решением будет использование дисков и шин, которые в точности соответствуют заводским параметрам (размер дисков, ширина обода и т.д.). При этом также важно следить за давлением в шинах, правильно выбирать шины по сезону, учитывать срок службы шин и т.д.
Давление в шинах автомобиля: что нужно знать. Как правильно качать шины, давление в шинах зимой и давление в летних шинах. Таблица давления шин.
Что означает маркировка шин, расшифровка шинной маркировки и обозначений на шине. Основные обозначения, дополнительные обозначения, американская маркировка.
Обозначение и расшифровка индекса скорости шин, индекса нагрузки шин. Таблица индекса и нагрузки, особенности американской маркировки шин.
Как определить дату выпуска шин автомобиля: год выпуска покрышки, обозначение и маркировка. На что обратить внимание, обозначение даты до 2000 года и после.
Направленная, ненаправленная и ассиметричная шина: в чем особенности. Надпись Rotation на шинах, что означает. Установка шин по типу протектора.
Как ошиповать зимнюю резину: ошиповка шин и дошиповка. Шиповка резины при помощи пневмопистолета или ошиповка шин своими руками без специнструмента.
Основные параметры маркировки дисков (ширина, вылет, диаметр ступичного отверстия, PCD).
Информация на этой странице поможет разобраться как маркируются автомобильные диски и узнать какие основные параметры существуют у литых и штампованных (стальных) дисков.
Для начала необходимо отметить, что все автомобильные диски имеют стандартную маркировку обозначений – основные технические параметры литых, кованых и штампованных дисков абсолютно одинаковые и носят идентичные значения.
Для примера будут использованы параметры литого диска MAK Bimmer 7Jx16 H2 PCD5x120 ET31 Dia72.6 (эти обозначения в обязательном порядке должны быть нанесены на внутреннюю часть диска и присутствовать на его упаковке).
Прежде чем приступить к выбору дисков для своего автомобиля необходимо выяснить какие из вышеуказанных параметров заявлены производителелем Вашего автомобиля как рекомендуемые или допустимые. Крайне необходимо учитывать, что даже небольшое (1-2мм) отклонение от рекомендаций производителя автомобиля в технических параметрах литых и штампованных дисков влияет не только на повышенный износ шин, но и на работу подвески и ходовой части автомобиля, и в экстремальной ситуации или при постоянных высоких нагрузках (перегруженность автомобиля, агрессивная манера езды с частыми перестроениями и т.п.) может привести к их разрушению.
Теперь перейдем непосредственно к маркировке диска, первым значением в параметрах идет цифра 7 с неё и начнем:
7 (на схеме вверху обозначена буквой B ) – ширина обода диска, измеряется в дюймах, т.е. в нашем примере 7*25,4=177,8 мм. Важно отметить, что это значение напрямую связано с шириной устанавливаемой шины. Ширина обода диска должна быть на 25-30% меньше ширины устанавливаемой шины. В нашем случае примерный расчет оптимального размера шин будет выглядеть так: 177,8 мм +25/30% = 222,25 / 231,14 мм наиболее близкими к этому результату будут шины с шириной профиля 225 или 235 мм. Как правило допустимое отклонение значения ширины обода для дисков диаметром до 14″ составляет 0,5 – 1,0 дюйма; и 1,0 – 1,5 дюйма – для дисков 15″ и более. Но всё же не стоит самостоятельно производить подобные вычисления, лучше обратитесь к специалистам шиномонтажа или в магазин шин и дисков и Вам обязательно помогут с подбором.
J – технический параметр в котором зашифрована информация о закраинах обода диска. Существует несколько типов закраин обода (JJ, JK, L, K, B и т.д.), точная информация о характеристиках соответствующих типам закраин предназначена в основном для специалистов, обычному автовладельцу вполне достаточно знать что дискам для легковых автомобилей с передним или задним приводом, как правило соответствует маркировка J, а диски для полноприводных автомобилей маркируют, как правило, JJ. Не смотря на внешнее сходство и возможность взаимной замены дисков с маркировками J и JJ всё же правильным будет выбор дисков рекомендованных производителем автомобиля.
16 (на схеме D ) – диаметр диска или более развернуто – посадочный диаметр обода диска, измеряется в дюймах. В настоящее время линейка диаметров дисков для легковых автомобилей, внедорожников и минивенов состоит из размеров от 12 до 32 дюймов. Наиболее распространенны размеры дисков 13 ” , 14″ , 15″ , 16″ (диски для легковых автомобилей) и 15″ , 16″ , 17″ , 18″ (диски для внедорожников и минивэнов). На всякий случай напоминаем, что посадочный диаметр диска должен соответствовать посадочному диаметру устанавливаемой шины, не стоит пытаться “натянуть” шину диаметром 15 дюймов на 16-ти дюймовый диск.
H2 (на схеме hump ) – параметр в котором зашифрована информация о полках обода диска и выступов на них (англ. “hump” – “выступ“). Цифра 2 говорит о том, что выступов (хампов) у данной модели диска два. Хампы предназначены для удержания бескамерной шины на диске, улучшают фиксацию борта шины на колесе, при поворотах предотвращют соскакивание покрышки с диска и разгерметизацию колес. Наиболее распространены диски с двумя хампами (H2), но так же встречаются: диски с одним хампом (маркируются буквой H), диски с плоским хампом (FH), асимметричным (AH), комбинированным (CH) или без хампов вобще. В некоторых случаях (например при установке шин RunFlat) этот параметр имеет важное значение и при выборе дисков необходимо уточнять этот момент у продавца.
PCD5x120 (на схеме PCD ) – самый задаваемый вопрос “что такое PCD?” (сокр. от англ. Pitch Circle Diameter). Эти параметры означают количество отверстий для крепления и диаметр окружности на которой расположены центры отверстий крепления диска, проще говоря – параметры крепления диска к ступице автомобиля.
5 – количество крепежных отверстий диска (для болтов или гаек). Существует несколько вариантов количества отверстий, наибольшее распространение имеют диски с 4-мя, 5-ю и 6-ю отверстиями, менее часто встречаются диски под 3, 8 или 10 крепежных отверстий.
120 – значение диаметра на котором расположены центры крепежных отвестий, измеряется в миллиметрах. Как и с количеством отверстий есть наиболее распространенные значения: 98, 100, 112, 114,3, 120, 139,7 миллиметров, так и более редкие 108, 115, 125, 127, 150, 170 и т.д. Так же встречаются диски с двумя вариантами параметров (диски с двойной сверловкой / двойной “разболтовкой”) например 4х100 / 4/112, 5х114,3 / 5х100, 5х114,3 / 5х120 и т.п.
В случае крайней необходимости PCD возможно измерить самостоятельно при помощи линейки или штангенциркуля:
– у дисков с 5-ю крепёжными отверстиями, значения PCD равно расстоянию между центрами дальних отверстий умноженное на коэффициент 1.051 (PCD=А*1.051)/
– у дисков с 4-мя крепёжными отверстиями PCD равно расстоянию между центрами противоположных отверстий (PCD=A).
Но делать этого не рекомендуется. Полученные значения могут быть неверными из-за неточности измерения и значения могут отличатся от действительных. Отверстия крепления в дисках делают с большим допуском по диаметру установочных шпилек или болтов в случае неточного измерения отклонение в 1-2 миллиметра приведут к тому что при установке колеса на ступицу визуально колесо “подойдет” и “сядет” на ступицу, а фактически только один болт/гайка будут затянут полностью, остальной крепеж будет недотянут или затянут с перекосом и колесо будет посажено на ступицу не полностью. Это приведет к “биению” колеса которое даст ощутимую вибрацию руля, а в худшем случае крепеж колес со временем ослабнет и колесо по-просту соскочит со ступицы. Очевидно, что произойти такое может только при движении автомобиля, поэтому последствия весьма печальны.
По этой же причине крайне нежелательна замена дисков с похожими параметрами, например некоторые автовладельцы вместо 4х98 ставят 4х100 и наоборот.
ET31 (на схеме ЕТ ) – вылет диска, измеряется в мм., в примере равен 31мм. Вылет (вынос) – расстояние между привалочной плоскостью диска (плоскость которой диск “прижимается” к ступице) и продольной (центральной) осью диска. Важно понимать, что вылет диска расчитывается производителем автомобиля “индивидуально” для каждой модели и направлен на обеспечение устойчивости, управляемости и наименьшей нагрузки на подвеску и подшипники ступицы. Обозначение вылета зависит от страны производителя автомобиля или диска немецкие маркируются буквами ET, французкие DEPORT, большинство остальных стран использует маркировку OFFSET.
Параметр вылета имеет очень важное значение для любого автомобиля более подробно “о вылете, на что он влияет, в чем разница между положительным и отрицательным вылетом” можно прочитать здесь.
Dia72.6 (на схеме DIA ) – диаметр центровочного (посадочного) отверстия на диске (ДЦО), измеряется в мм., в примере равен 72.6мм. (измеряется со стороны привалочной плоскости). Этот размер должен строго соответствовать диаметру посадочного цилиндра на ступице автомобиля. Если диаметр центровочного отверстия диска меньше диаметра цилиндра ступицы – диск невозможно будет закрепить, он не “налезет” на ступицу. Если ДЦО больше размера цилиндра ступицы – диск будет держатся только на болтах/шпильках, что приведет к увеличению нагрузки на крепеж (болты/шпильки могут не выдержать) возрастет также нагрузка на ступицу.
Установка дисков диаметр центровочного отверстия которых отличается от диаметра посадочного цилиндра ступицы возможна только с применением центрирующих или проставочных колец.
Так же на диски может быть нанесена дополнительная маркировка:
Дата изготовления. Обычно неделя и год. Например: 2813 значит диск выпущен в 28ю неделю 2013 года.
SAE, ISO, TUV – клеймо контролирующего органа. Маркировка свидетельствует о соответствии колес международным правилам или стандартам.
MAX LOAD 1800LB/816KG – обозначение максимальной нагрузки на колесо (обозначают в килограммах или английских фунтах (1 фунт=2.205 кг)).
PCD 112/5 – присоединительные размеры (двойная сверловка);
MAX PSI 45 GOLD – означает, что максимальное давление в шине не более 45 фунтов на квадратный дюйм, словo COLD (холодный) напоминает, что измерять давление следует в холодной шине.
Важно! Количество отверстий крепления, диаметр их расположения и диаметр центровочного (установочного) отверстия диска зависит от марки автомобиля, его модели, года выпуска и в некоторых случаях объема двигателя. Случается, что при покупке нового автомобиля той же модели на которой отъездили несколько лет, но например в новом кузове или с большим объемом двигателя, автовладельцы уверено идут покупать диски с параметрами старой модели и попадают в ситуацию – монтируют шины без предварительной примерки дисков к ступице автомобиля и уже при установке собранных колес выясняется, что диски не подходят по количеству креплений, диаметру их расположения или диаметру ступичного (центровочного) отверстия. Самое неприятное, что вернуть в магазин диски на которые была смонтирована шина, но которые не подошли к автомобилю Вы не сможете. Обязательно уточняйте у продавцов подойдут ли выбранные диски к Вашему автомобилю, а после покупки не спешите с их установкой, а попросите работников шиномонтажа сначала примерить диски к ступице и лишь после этого монтируйте шину на диск. Это займет гороздо меньше времени чем кажется и уж точно сэкономит Ваше время и нервы если диски не подойдут.