Пдд езда с прицепом на легковом автомобиле
Езда с прицепом: нюансы и штрафы за нарушение правил
Все нюансы и правила при езде на машине с прицепом.
Для управления автомобилем с прицепом, полная масса которого превышает 750 кг, в правах водителя должна быть открыта категория “Е”. Но это не единственное требование, которое указано в правилах эксплуатации прицепом и тягачей.
Теория ПДД
Согласно ПДД, эксплуатировать автомобиль с прицепом можно только при соблюдении нескольких условий:
- По требованию инспектора ГИБДД водитель должен предъявить документы, удостоверяющие право управления прицепом. К ним относится водительское удостоверение с открытой категорией “Е” и регистрационные документы на прицеп. В полисе ОСАГО должно быть указано, что автомобиль с прицепом.
- Эксплуатировать прицеп можно при условии, что на нем установлены регистрационные знаки.
- Перед выездом водитель обязан проверить прицеп на исправность. Устанавливать его можно только при условии, что автомобиль не имеет технических поломок.
- Не рекомендуется (но не запрещается) пользоваться прицепом на дорогах с ограниченной видимостью.
- На прицепе должны быть установлены осветительные приборы. При этом требование распространяется только на темное время суток. Но инспекторы могут придраться при отсутствии фонарей и в дневное время.
- Прицеп, как и груз в нем, не должны загораживать регистрационные знаки и световые приборы.
- Перед выездом рекомендуется проверить качество соединений, шины и наличие смазочного материала на подвижных узлах.
Несоблюдение указанных правил относится к правонарушениям, за которые предусматриваются штрафы.
Что нужно знать водителю?
Помимо перечисленных правил, водитель должен учитывать и еще ряд сведений:
- Прицеп увеличивает тормозной путь и ухудшает разгон автомобиля.
- Нельзя превышать максимальную скорость, указанную в технических документах на прицеп и правилах дорожного движения. Согласно ПДД, автомобиль с прицепом не должен ехать на скорости более 90 км/ч по трассе и не более 70 км/ч по другим дорогам.
- Использовать прицеп можно только по назначению. Нельзя в нем перевозить людей, например.
- Водитель должен быть предельно внимательным при перестроении, поворотах и маневрах. Если неправильно выбрать скорость и расстояние до другого автомобиля, то столкновения избежать не получится.
- При прохождении крутых поворотов нужно учитывать, что радиус колес у прицепа намного меньше, чем у автомобиля, соответственно, устойчивость ниже.
- При движении на большой скорости прицеп может раскачиваться из стороны в сторону, особенно при сильной загруженности.
- Груз должен размещаться в прицепе равномерно, чтобы нагрузка на обе стороны соси была одинаковой.
- Соблюдение указанных правил необходимо для безопасности передвижения на автомобиле с прицепом.
Штрафы за нарушения
Нарушение указанных правил управления автомобилем с прицепом влечет административную ответственность и штрафы:
неправильная перевозка груза — 500 рублей по ст. 12.21 КоАП;
отсутствие сведений о прицепе в полисе ОСАГО — 500 рублей по части 2 статьи 12.37 КОАП РФ;
неисправности прицепа или автомобиля — 500 рублей по ст. 12.5 КоАП;
отсутствие транзитных номеров на прицепе — согласно части 2 статьи 12.2 назвачается штраф в размере 5000 рублей или лишение прав;
отсутствие открытой категории “Е” в правах — 5000 рублей по статье 12.7 КоАП.
При отсутствии открытой категории и страхования прицепа по ОСАГО в случае ДТП, где причиной столкновения стал занос прицепа, водитель придется из собственного кармана компенсировать убытки пострадавшей стороне.
Термины
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).
«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
Документы на прицеп
2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
- водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
- регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
- страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом. (о случаях, когда ОСАГО на прицеп требуется, читайте в нашей статье «Страховка на прицеп» — Купи прицеп)
Разрешенная скорость движения с прицепом
10.3. Вне населенных пунктов разрешается движение:
другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях — не более 90 км/ч, на остальных дорогах — не более 70 км/ч;
Фонари и катафоты автоприцепа
19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:
на всех механических транспортных средствах и мопедах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах — фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии);
на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах — габаритные огни.
Правила перевозки грузов на прицепе
23. Перевозка грузов
23.1. Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.
23.2. Перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.
23.3. Перевозка груза допускается при условии, что он:
- не ограничивает водителю обзор;
- не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства;
- не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;
- не создает шум, не пылит, не загрязняет дорогу и окружающую среду.
Если состояние и размещение груза не удовлетворяют указанным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушений перечисленных правил перевозки либо прекратить дальнейшее движение.
23.4. Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди — фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета.
23.5. Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м — для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Штраф: Статья КОАП 12.21. “Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки
1. Нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей«.
Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств
3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
5.1. Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей — 1 мм, автобусов — 2 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм. Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин транспортных средств — тягачей.
5.2. Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.
5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.
5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.
Информация об изменениях:
5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.
7.5. Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.
7.6. Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи). Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.
7.18. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.
Штраф: Статья КОАП 12.5. «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак „Инвалид“
1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
2. Управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) — влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».
Приказ МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 22.12.2014) «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»:
«145. В случае выявления транспортного средства, эксплуатирующегося при наличии неисправности или условия, включенных в Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств , либо неисправности, предусмотренной правилами технической эксплуатации (для троллейбусов и трамваев), за исключением указанных в частях 2 — 6 статьи 12.5 Кодекса, сотрудником при возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.5 Кодекса, предлагается водителю прекратить движение до устранения соответствующих неисправностей или условий, учитывая при этом, что назначение административного наказания не освобождает водителя от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. При этом стоянка транспортного средства не должна создавать угрозу безопасности дорожного движения»
«146. Основаниями для задержания транспортного средства являются:
. частью 2 статьи 12.5 (управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда)), частью 1 статьи 12.7 (управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды))»
ПДД и прицепы
Легковой прицеп – это отличное приобретение, которое существенно облегчает перевозку грузов его владельцу, но при этом требует от него повышенного внимания и ответственности. Если вы стали счастливым обладателем легкового прицепа, то рекомендуем вам освежить в голове «Правила дорожного движения».
В данной статье мы постарались собрать для вас все пункты ПДД, которые непосредственно касаются эксплуатации и движения автомобиля с прицепом. Соблюдение данных правил сделает вашу поездку безопасной и убережет вас от проблем на дороге, а также позволит избежать неприятного общения с инспекторами ДПС.
Раздел 1 «Общие положения» определяет основные понятия и термины, которые помогут нам понять, какие пункты правил касаются эксплуатации автомобиля с прицепом.
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
Автопоезд – механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).
Прицеп – транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
Механическое транспортное средство – транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Раздел 2 «Общие обязанности водителей» устанавливает и разъясняет обязанности водителей, в том числе для обеспечения безопасного движения автомобиля с прицепом.
2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки:
– водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
– регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа – и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
2.2. Водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, обязан:
– иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки регистрационные документы на данное транспортное средство (при наличии прицепа – и на прицеп) и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении, а также документы, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз данного транспортного средства (при наличии прицепа – и прицепа);
– иметь на данном транспортном средстве (при наличии прицепа – и на прицепе) регистрационные и отличительные знаки государства, в котором оно зарегистрировано.
2.3. Водитель транспортного средства обязан:
2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.
Раздел 10 «Скорость движения» регламентирует скоростной режим в различных ситуациях. Про него забывают многие водители и движутся по трассе на автомобиле с прицепом с привычной скоростью (как без прицепа). При движении с прицепом правила предписывают иной скоростной режим.
10.3. Вне населенных пунктов разрешается движение:
– другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях — не более 90 км/ч, на остальных дорогах — не более 70 км/ч;
Раздел 19 «Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами» предписывает водителю:
19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:
– на всех механических транспортных средствах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах — фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии);
– на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах — габаритные огни.
Раздел 22 «Перевозка людей» запрещает водителю перевозить людей в прицепе.
22.8. Запрещается перевозить людей:
– вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;
Раздел 23 «Перевозка грузов». Для водителей автомобилей с прицепом это один из самых главных разделов и к нему стоит отнестись очень внимательно и соблюдать его предписания.
23.1. Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.
23.2. Перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.
23.3. Перевозка груза допускается при условии, что он:
– не ограничивает водителю обзор;
– не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства;
– не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;
– не создает шум, не пылит и не загрязняет дорогу и окружающую среду.
Если состояние и размещение груза не удовлетворяют указанным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушений перечисленных правил перевозки либо прекратить дальнейшее движение.
23.4. Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками “Крупногабаритный груз”, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди — фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета.
23.5. Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляется в соответствии со специальными правилами.
Также хотим обратить ваше внимание на пункты в приложении к ПДД «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств».
Согласно приложению запрещено использовать транспортное средство если:
7.6. Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи). Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.
7.18. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.
Обращаем внимание, что пункт 7.18 попал сюда не по ошибке, ведь если отталкиваться от терминов и понятий, описанных в пункте 1.2, легковой прицеп является транспортным средством, поэтому все изменения в его конструкции должны быть согласованы с соответствующими органами.
Приведенные правила опубликованы без изменений и полностью соответствуют действующей редакции ПДД от 19.12.2014.
Как правильно ездить с прицепом на легковом автомобиле
Статья о правилах поездки на легковом автомобиле с прицепом. Буксировка прицепа, особенности движения. В конце статьи — видео о вождении с прицепным устройством.
Содержание статьи:
- Общие правила буксировки прицепного устройства
- Подготовка к поездке. Осмотр и загрузка
- Осмотр и подготовка прицепа к буксировке
- Особенности загрузки
- Особенности движения на легковом авто с прицепом
- Видео о вождении с прицепным устройством
Езда с прицепом требует не только выполнения предписаний ПДД и повышенного внимания на дороге, но и определенной сноровки. Автопоезд, даже легковой — это всегда определенные сложности вроде трудного маневрирования, повышенного расхода топлива, непредвиденных рывков и раскачивания прицепа. Не говоря уже об ограничениях, прописанных в ПДД. Поэтому водителю тягача придется соблюдать некоторые тонкости поведения на дороге и ознакомиться с ними лучше заранее.
Общие правила буксировки прицепного устройства
Подготовка к поездке. Осмотр и загрузка
Прежде чем акцентировать внимание на технологии управления автопоездом, следует убедиться, что прицеп отвечает технике безопасности, а груз уложен как полагается.
Осмотр и подготовка прицепа к буксировке
Проверьте элементы сцепки
Замок должен работать исправно, то есть надежно фиксировать элементы соединения.
Так же надежно должны фиксироваться на своих местах и страховочные тросы или цепи.
При наличии между шаром фаркопа и узлом сцепки люфта, его необходимо устранить.
Смажьте фаркоп
Нанесенная перед поездкой графитовая смазка (если ТСУ в ней нуждается) снизит интенсивность трения элементов сцепки, а также повысит надежность электроконтакта между автомобилем и прицепом.
Проверьте работу подшипников
Чтобы выявить имеющиеся неполадки (или их отсутствие), нужно приподнять прицеп и прокрутить колеса.
Осмотрите амортизаторы
В случае их неисправности прицеп будет «вилять» в процессе передвижения, а это создаст определенные сложности в управлении и может стать причиной заноса автомобильного поезда.
Проверьте сигнальные огни
Удостоверьтесь, что они работают исправно и без перебоев.
Проконтролируйте давление в шинах
Выровняйте, если это необходимо. Давление в колесах не должно отличаться.
Особенности загрузки прицепа
Особенности движения на легковом авто с прицепом
Даже пустой прицеп сказывается на поведении машины, не говоря уже о груженом. Это следует помнить на протяжение всего пути, не важно, едете ли вы с грузом или без него. Правила поведения от этого не меняются.
Что следует учитывать:
- Недопустимы резкий разгон и торможение, так как наличие прицепа ухудшает маневренность авто и его проходимость. Тормозной путь автопоезда также увеличивается.
- На протяжении всего процесса буксировки регулярно проверяйте состояние груза и его крепление. Если все же рискнули привязать его обычными веревками, то проверки следует участить, а осмотр проводить очень тщательно.
- Начало движения должно осуществляться плавно. Резкие рывки не ускорят процесс, а лишь приведут к пробуксовке и чрезмерному потреблению горючего. А это чревато последствиями — покрышки изнашиваются, сцепное устройство подвергается повышенным нагрузкам, может пострадать трансмиссия.
- Даже самый простой маневр с прицепом становится сложным. Парковка, обгон, попытка перестроиться в другой ряд, светофоры, движение по запруженным городским улицам — все это представляет определенные трудности. Если вам необходимо курсировать какое-то время по городу, то хотя бы постарайтесь выбрать время, когда улицы загружены минимально, например, поздний вечер или раннее утро.
- Выполняя обгон следует помнить, что для удачного маневра необходимо иметь достаточный запас расстояния. То же касается и торможения автопоезда.
- Старайтесь избегать обгонов, когда такое возможно. Особенно если вы новичок в вождении автомобиля с «хвостом». Это сложный маневр, а при недостатке опыта может быть опасным.
- Учитывайте свойство прицепа накатываться на автомобиль (так называемый эффект складывания). При повороте это может спровоцировать занос транспортного средства, поэтому тормозить нужно заранее и плавно. Если занос уже случился, то выровнять движение можно, увеличив скорость.
- Соблюдайте дистанцию как перед идущей впереди машиной, так и обгоняемой.
- Сильные порывы ветра также могут раскачать прицеп и спровоцировать ухудшение управляемости.
- Во время поворотов (особенно крутых) следует учитывать, что радиус движения колес прицепного устройства меньше, чем радиус движения колес автомобиля.
- Высокая скорость часто провоцирует раскачивание прицепа.
Заключение
Навыки приходят с практикой. Со временем водитель учится «чувствовать» не машину отдельно, а всю связку целиком. Если есть сомнения в своих силах, то некоторые маневры можно отработать на какой-нибудь пустынной дороге или подходящей площадке.
Наибольшие сложности обычно вызывает заезд задним ходом с прицепом в ворота, гараж и т.д. Этот навык желательно потренировать заранее, так как на первых порах очень трудно рассчитать траекторию движения.
Видео о вождении с прицепом:
Правила буксировки прицепа в 2019 году
Добрый день, уважаемый читатель.
В большинстве случаев легковые автомобили эксплуатируются без прицепов. Поэтому автовладельцы, которые лишь изредка возят грузы на прицепе, со временем забывают пункты правил дорожного движения, регламентирующие движение с прицепом.
В этой статье рассмотрены ПДД, связанные с буксировкой прицепов:
Что такое прицеп?
Понятие “прицеп” рассмотрено в пункте 1.2 правил дорожного движения:
“Прицеп” – транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
Обратите внимание, прицеп с точки зрения ПДД является транспортным средством.
Например, это говорит о том, что столкновение прицепа с каким-либо объектом является дорожно-транспортным происшествием.
Автомобиль вместе с прицепом называется автопоездом:
“Автопоезд” – механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).
Данное понятие может применяться как в отношении грузовиков, так и в отношении легковых автомобилей с прицепами.
Категории водительских прав для перевозки прицепа
Рассмотрим категории водительского удостоверения, которые позволяют буксировать прицеп:
Категория | Прицеп который можно буксировать |
В | 1) разрешенная максимальная масса (РММ) до 750 кг или 2) РММ больше 750 кг, но не превышает массу машины без нагрузки и масса состава не превышает 3500 кг. |
BE | любые прицепы |
С | РММ до 750 кг |
СE | любые прицепы |
D | РММ до 750 кг |
DE | любые прицепы |
Примечание. Таблица составлена на основе статьи 25 Федерального закона “О безопасности дорожного движения”.
Таким образом, абсолютно к любому автомобилю можно присоединить прицеп с разрешенной массой 750 кг или меньше и это не потребует дополнительной категории.
Что касается категории B, то она в некоторых случаях позволяет “таскать” и более тяжелые прицепы:
Например, разрешенная максимальная масса автомобиля 2 000 кг, масса автомобиля без нагрузки 1 500 кг. В этом случае к машине можно добавить прицеп с разрешенной массой до 1 500 кг и дополнительная категория не потребуется.
Если же Вы хотите перевозить более тяжелые прицепы, то следует пройти обучение и сдать экзамены на категорию Е:
Примечание. Теоретический экзамен сдается по тому же комплекту билетов, что и экзамен на основную категорию. Например, для категории СЕ используется комплект CD, для BE – ABM.
Документы при перевозке прицепа
Пункт 2.1 правил дорожного движения:
2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
- регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа – и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
То есть кроме документов на автомобиль водитель должен иметь при себе свидетельство о регистрации прицепа.
Естественно, на самом прицепе должны быть установлены номера (регистрационные знаки):
2. На механических транспортных средствах (кроме мопедов, трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца, а на автомобилях и автобусах, кроме того, размещается в правом нижнем углу ветрового стекла в установленных случаях лицензионная карточка.
Страховка ОСАГО на прицеп
Статья 4 Федерального закона “Об ОСАГО” говорит следующее:
3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:
д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;
То есть для личного прицепа к легковому автомобилю оформление ОСАГО не требуется.
Однако во всех остальных случаях страховка на прицеп должна быть оформлена. В 2019 году отдельный полис на прицеп не оформляется. Информация об использовании прицепа вносится в страховку автомобиля (ставится галочка). При этом стоимость страховки при наличии прицепа может увеличиться до 40 процентов, хотя для некоторых прицепов она остается неизменной.
Рассчитать стоимость полиса для использования прицепа можно с помощью следующего калькулятора:
Скорость автомобиля с прицепом
Правила дорожного движения устанавливают ограничения скорости только для легковых автомобилей с прицепом:
- 90 км/ч – на автомагистрали.
- 70 км/ч – вне населенного пункта.
- 60 км/ч – в населенном пункте.
- 20 км/ч – в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях.
Обратите внимание, речь идет именно о типе транспортного средства (легковой автомобиль), а не о категории транспортного средства (B).
Например, если небольшой грузовик (Газель) едет с прицепом, то на него данные ограничения не распространяются. То есть Газель с прицепом может ехать 110 км/ч на автомагистрали и 90 км/ч за городом.
То же самое касается и небольших пикапов, которые внешне зачастую напоминают легковые автомобили.
То есть ограничения существуют только для легковых машин. Транспортные средства других типов (грузовики, автобусы) могут ехать с прицепом с той же скоростью, что и без прицепа.
Знак движение с прицепом запрещено
В правилах дорожного движения предусмотрен знак, который запрещает движение с прицепом:
3.7 “Движение с прицепом запрещено”. Запрещается движение грузовых автомобилей и тракторов с прицепами любого типа, а также буксировка механических транспортных средств.
Обратите внимание, в данном случае речь также идет о типе транспортного средства (грузовик или трактор), а не о категории транспортного средства.
То есть данный знак запрещает движение:
Знак не запрещает движение легковых автомобилей или автобусов с прицепами.
Перевозка людей в прицепе
22.8. Запрещается перевозить людей:
- вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;
То есть перевозка людей в грузовом прицепе запрещена.
Световые приборы на прицепе
19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:
- на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах – габаритные огни.
Габаритные огни на прицепе должны быть включены в следующих случаях:
- в темное время суток;
- в условиях недостаточной видимости;
- в тоннелях.
Фонарь “Автопоезд” при буксировке прицепа
8. На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки:
“Автопоезд” – в виде трех фонарей оранжевого цвета, расположенных горизонтально на крыше кабины с промежутками между ними от 150 до 300 мм – на грузовых автомобилях и колесных тракторах (класса 1,4 т и выше) с прицепами, а также на сочлененных автобусах и троллейбусах;
Фонари автопоезд устанавливаются только на следующих типах транспортных средств:
- на грузовиках с прицепами (независимо от категории);
- на колесных тракторах тяжелее 1 400 кг с прицепами;
- на сочлененных автобусах;
- на сочлененных троллейбусах.
В данном случае речь вновь идет о типе транспортного средства:
Например, на пикапе или фургоне категории В, который везет прицеп, такие фонари должны быть установлены.
С другой стороны на автобусе, который тянет обычный грузовой прицеп, фонарь автопоезд не требуется.
Можно ли перевезти несколько прицепов одновременно?
Правила дорожного движения не накладывают ограничений на буксировку нескольких прицепов. Например, в пункте 1.2 ПДД прямо говорится о том, что буксировка нескольких прицепов возможна:
“Автопоезд” – механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).
Примечание. В отличие от прицепов буксировка нескольких механических транспортных средств запрещается.
В заключение хочу отметить, что правила езды с прицепом не так уж сильно и отличаются от правил без прицепа.
Например, если Вы хотите просто добавить к легковому автомобилю прицеп с массой до 750 кг, то все о чем Вам нужно помнить – это ограничение скорости вне населенных пунктов и необходимость включения габаритов в темное время суток.