Пдд реверсивное движение

Что такое реверсивное движение и как оно работает

Вопрос загруженности дорог очень остро поставлен в городах-миллионниках, где есть большое количество транспортных средств. Одновременный выезд автомобилей на отдельный участок приводит к образованию заторов. Все это влечет за собой необходимость поиска выходов из сложившейся ситуации. Одним из вариантов разрешения этой проблемы является организация реверсивного движения.

Согласно ПДД, реверсивное движение предоставляет возможность по одной полосе двигаться в разные стороны. Такая необходимость вводится в час пик. Порядок направления регламентируется по времени.

Что такое реверсивное движение?

Чтобы разобраться с тем, что означает реверсивное движение, следует понимать — это вынужденная мера, направленная на то, чтобы разгрузить остальные полосы во время час пика. Движение по реверсивной полосе может изменяться на противоположное. Существует несколько способов регулировки такого движения. Необходимость введения реверсивного движения может возникать при проведении ремонта дорожного полотна. В таком случае обязанности по регулировке движения возлагаются на рабочих или сотрудников ГИБДД.

Преимуществом реверсивного движения является увеличение пропускной способности дорожного отрезка. В результате этого сокращается время преодоления отдельного участка дороги.

Особенности реверсивного движения

Дорога с реверсивным движением — это участок повышенного риска, на котором возрастает вероятность ДТП. Вследствие этого от водителя требуется максимальная концентрация внимания. Движение по реверсивной полосе может продолжаться до установленного знака, который будет свидетельствовать об окончании данного дорожного отрезка.

Очень осторожным следует быть при повороте направо и перестроении в крайний правый ряд на перекрестке с началом движение такого типа. Даже при условии необходимости поворота налево, где реверсивная полоса заканчивается с правой стороны, по завершении маневра следует расположиться в правом ряду. Несоблюдение этого момента чаще всего фиксируется дорожными инспекторами при выезде на дорогу с двойным движением.

Важно! Перестроение на полосу с реверсивным движением разрешено только в зоне видимости светофора. Маневр выполняется при работающем разрешающем сигнале.

При условии смены сигнала на светофоре во время непосредственного движения транспортного средства необходимо максимально быстро произвести перестроение на свою полосу. Если на светофоре включен запрещающий сигнал реверсивную полосу следует покинуть в любой удобный момент.

Что касается разворота с полосы реверсивного движения, то прямого запрета на выполнение таких действий в ПДД не указано. Однако там же отмечено, что при условии расположения линии 1.9 с правой стороны от водителя при включенных реверсивных светофорах её разрешено пересекать только тогда, когда линия разделяет полосы с разрешенным движением в одном направлении. Из этого следует вывод, что крайнюю левую разметку 1.9, отвечающую за разделение встречных потоков, нельзя пересекать ни при каких обстоятельствах.

Способы организации реверсивного движения

Правилами предусмотрена организация реверсивного движения различными способами. Наиболее значимым из них является установка соответствующего дорожного знака. Также для разрешения этого вопроса может использоваться дорожная разметка или светофоры.

Дорожная разметка

Полосы при реверсивном движении используются не слишком часто. Дороги с таким направлением выделяются двойной прерывистой линией, разрыв которой в три раза короче, чем её основная часть. Такой тип разметки называется 1.9.

Отдельных дорожных знаков, предусматривающих обозначение реверсивных полос, не предусмотрено. Данный момент существенно осложняет передвижение по такому участку дороги при заснеженной трассе или в том случае, если они с течением времени стерлись. А отсутствие разметки может свидетельствовать об отсутствии реверсивных полос.

При отсутствии светофоров и наличии реверсивных полос выезжать на них нельзя. Это обусловлено тем, что она расположена в центре дороги.

Светофоры

Реверсивная полоса движения также предполагает установку специальных светофоров. В ПДД отмечено, что для координирования направления полос движения, езда по которым может осуществляться в разные стороны, используются светофоры с зеленым сигналом в виде стрелы. Последняя направлена вниз. Также для этих целей используется светофор с красным X-образным сигналом.

Сигналы такого светофора актуальны не для всего перекрестка, а только для той полосы движения над которой он установлен. Помимо красного и зеленого может также использовать желтый сигнал, представленный в виде стрелки. Последняя направлена вниз по диагонали в левую или правую сторону. Значение такого сигнала отличается от традиционного круглого светофора. Если там он запрещает движение, то желтый сигнал реверсивного светофора свидетельствует о необходимости перестроиться на соседнюю полосу движения. Такой сигнал не запрещает движение. Поэтому перестраиваться на другую полосу можно до включения красного света светофора.

Если светофор над реверсивной полосой не работает или на нем горит красный свет, то въезд на неё запрещен. Если же запрещенный сигнал появился уже после въезда на полосу, то при первой же возможности её необходимо покинуть.

Специальные знаки

Белая вертикальная стрелка с двумя наконечниками на синем фоне, направленными вверх и вниз — это знак реверсивного движения. Знак 5.8 свидетельствует, что впереди начинается реверсивная полоса. Аналогичная стрелка, перечеркнутая красной полосой, говорит об окончании такой полосы. Такой знак называется 5.9.

Существует ещё знак 5.10. На нем изображена все та же белая стрелка. Вот только наконечники направлены влево и вправо. Определение такого знака заключается в том, что впереди находится дорога с реверсивным движением. Разница заключается лишь в том, что установка данного обозначения производится на перекрестках.

При повороте на дорогу с реверсивным движением важно соблюдать п. 9.8 ПДД. Суть этого правила заключается в том, что при выезде водитель должен занимать исключительно крайнюю правую полосу. Совершение данного маневра необходимо при повороте и направо, и налево.

Штраф за нарушение ПДД при реверсивном движении

Несоблюдение правил пересечения участка дороги с реверсивным движением чревато наложением штрафа. Величина денежного взыскания определяется типом нарушения. Если водитель не перестроился в правый ряд при выезде с такого отрезка дороги, то он будет оштрафован на 500 рублей. Такая мера наказания предусмотрена ст. 12.15 КоАП.

При условии выезда на реверсивную полосу движения при неработающем светофоре водитель может быть оштрафован на 5000 рублей. При повторном нарушении последует безотлагательная конфискация водительского удостоверения сроком на 1 год. Опасность выезда на реверсивную полосу при выключенном светофоре заключается в том, что другой стороны он может быть включен. Именно поэтому такое правонарушение приравнивается к выезду на встречную полосу.

Несоблюдение правил выезда на реверсивную полосу в соответствии с сигналами светофора грозит правонарушителю 1000 рублей штрафа. Такая мера наказания в 2019 году определяется ст. 12.12 ч.1 КоАП.

Как быть?

Введение реверсивного движения целесообразно только на тех участках дороги, где интенсивность транспортных потоков в разных направлениях является неравномерной. Это может происходить в час пик, при выполнении дорожно-ремонтных работ или в случае дорожно-транспортного происшествия на отдельном участке дороги. Чаще всего реверсивные полосы можно встретить на выездах из больших населенных пунктов, где перед выходными основной поток автомобилей направлен за город.

Практика реверсивного регулирования достаточно давно применяется в Европе, странах Северной Америки, Австралии. Реверсивное движение в России ещё имеет множество недоработок. Очень много организационных вопросов, которые мешают достижению положительного итогового результата.

Учитывая специфику системы отечественных ПДД и менталитет водителей, можно говорить о высоком уровне аварийности на таких дорожных отрезках. Постепенное введение реверсивных полос вызывает множество дискуссий среди водителей.

Несмотря на организационные сложности, практика показывает, что реверсивное регулирование позволяет увеличить скорость передвижения автомобилей в общем транспортном потоке до 10 км/ч. При этом количество транспортных средств в разные стороны не увеличивается.

С целью увеличения количества реверсивных полос в России необходима разработка ряда мероприятий, которые могли бы дисциплинировать водителей. Также следует отметить необходимость оценки финансовой целесообразности таких полос. И главным требованием при этом является снижение уровня аварийности на таких дорожных отрезках.

Реализация реверсивных полос требует от водителей максимальной концентрации внимания. Владелец транспортного средства должен четко понимать при этом меру возможной ответственности и строго соблюдать установленные правила. Все это позволит минимизировать количество аварийных ситуаций на отдельном участке.

Как по ПДД ехать по дороге с полосой реверсивного движения

Количество автомобилей на отечественных дорогах ежегодно возрастает. Их стало больше на 25% за последние 4 года. На данный момент в Российской Федерации числится почти 300 автомобилей на 1000 жителей. Автомобильные перевозки также стали более популярными. Это приводит к большей загруженности автомобильных дорог и провоцирует увеличение количества ДТП. Чтобы уменьшить количество аварий, необходимо более тщательно развивать сети магистралей и автобанов. И тогда даже новичок–автолюбитель не станет спрашивать, реверсивное движение что это?

Даём определение понятию

Повышенная транспортная нагрузка в больших городах отрицательно сказывается на возможности объезда в час пик. Это приводит к большому количеству дорожно-транспортных происшествий. Чтобы уменьшить количество ДТП, необходимо усовершенствовать систему действующих правил.

Реверсивное движение по дороге – это прохождение пути машинами по определённым полосам дорожного полотна.

Реверсивное движение что это значит? Данный вид движения внедряется с целью освободить и разгрузить дорогу в час пик. Это касается преимущественно больших городов, когда общая скорость потока снижается примерно на 10 км/час. Автомобильная нагрузка может часто меняться в разные стороны, по разным причинам. Чаще всего используется в ходе ремонта, когда одна часть магистрали заблокирована. Сотрудники ГИБДД должны регулировать передвижение по реверсной полосе.

Её вводят для того, чтобы ускорить прохождение того или иного участка трассы. Увеличение пропускной способности происходит благодаря тому, что открывается дополнительная полоса, которую могут занять «лишние» машины. Более подробно об этом указано в Правилах дорожного движения (ПДД).

Дорога, по которой проходит реверс, считается зоной повышенной опасности. Водитель должен быть максимально сконцентрирован в таких местах. Знак реверса обозначен специальной меткой. Он отображён в виде стрелочки и крестика. Направление стрелки и цвет фона могут быть разными, в зависимости от типа проводимых работ и загруженности трассы.

Очень внимательным стоит быть при повороте направо, поскольку реверсная полоса чаще всего заканчивается с правой стороны. Например, если необходимо свернуть налево, нужно доехать до конца и потом сделать разворот. После завершения манёвра, машина должна расположиться в правом ряду.

Если во время движения поменялся цвет светофора, водитель обязан перестроиться на свою полосу максимально быстро. Запрещающий сигнал игнорировать нельзя, неповиновение может закончиться аварией.

Как соблюдать правильную организацию

Существует много способов разгрузки напряжённости на дороге. Регуляторами выступают дорожная разметка, светофор или знак. Направление движения на реверсной полосе в течение суток меняется. Всё зависит от уровня загруженности дороги и времени дня. Такой способ разгрузки транспортных заторов актуален для больших городов, когда в выходные все пригородные трассы забиты транспортными колоннами. Именно поэтому так важно активировать такой участок пути именно в час пик. В итоге пропускная способность магистралей вырастает в разы.

Нестандартная разметка служит признаком наличия в данном месте реверсивного движения. Наличие поблизости такой разметки обозначается знаком 5.8.

Нужно быть особенно внимательным при использовании этой полосы:

  1. Знаки и сигналы светофора указывают направление движения в ту или иную сторону.
  2. Если не работает светофор, во избежание аварии запрещено делать выезд на полосу.
  3. При выключенных светофорах специальная линия под номером 1.9 пересекается только с правой стороны.

По стёртой разметке или в снежную погоду очень сложно передвигаться по реверсным полосам. Поэтому реверсивное движение отсутствует, если нет или не видно соответствующих полос.

Поскольку рассматриваемая разметка проходит по центру проезжей части, то это значит, что выезд запрещён, если это движение не регулируется светофорами.

Знаки и светофоры

Эти специальные знаки выполнены в белом цвете на синем фоне и оповещают о том, что на этом участке проходит реверсное движение.

Как правило, в таких местах их ставят сразу два, чтобы обозначить:

  • начало полосы — номер 5.8;
  • конец реверсного движения — номер 5.9.

На перекрёстках дополнительно устанавливается знак 5.10. Кроме него есть ещё и другие знаки, регулирующие реверсное движение:

  • 11.1 – маршрутные транспортные средства могут двигаться во встречном направлении от главного потока автомобилей;
  • 15.8 – количество дорожных полос, где можно менять направление движения.

В восьмом разделе ПДД есть дополнительные таблички, где можно узнать всю необходимую информацию.

Над полосами, где часто меняется направление движения, установлен реверсивный светофор. Он бывает трёх видов. Состоит из одной, двух или трёх камер, соответственно. Внимательный водитель, увидев нужный сигнал, может перестроиться в соседний ряд, не нарушая правил. Выучить сигналы несложно.

Они по внешнему виду и смысловому содержанию не отличаются от привычных:

  1. Красный крест — запрет движения.
  2. Зелёный — движение разрешено.
  3. Жёлтый — можно перестраиваться согласно указаниям стрелки. На обычном светофоре жёлтый означает, что происходит смена сигнала. Когда загорелась такая стрелка, необходимо успеть перестроится на соседнюю полосу, пока на светофоре не загорится красным.

Реверсивный светофор действует только на той полосе, где установлен. На других полосах автомобили движутся в обычном режиме.

Штрафы

Если правила реверсивного движения не соблюдаются, на виновных лиц накладывается штраф.

Насколько обеднеет кошелёк водителя зависит от конкретных обстоятельств его правонарушения:

  • 500 рублей — нарушение правил перестроения при выезде с реверсивной полосы;
  • 1000 рублей — несоблюдение указаний светофора;
  • 5000 рублей — выезд на полосу при неработающем светофоре.

Не стоит уповать на то, что дело может ограничиться штрафом. В арсенале у суда есть полномочия и лишить дорожного хулигана водительских прав, если он ставит жизни других участников дорожного движения под угрозу.

При всём удобстве реверсивного движения, нужно понимать, что если с вашей стороны светофор выключен или не в строю, то с другого конца его аналог может работать, и разрешать движение вам навстречу.

Чтобы не было проблем с законом во время реверсного движения, необходимо тщательно изучить правила восьмого раздела ППД и быть максимально сконцентрированным на дороге. Если во время реверсного движения соблюдать все правила, то это не только не ухудшит ваше финансовое состояние, но и предотвратит аварийные ситуации. Только бдительность на дороге сможет уберечь водителя от нежелательных последствий.

Организация реверсного движения при помощи парапетов

Исследователями было замечено, что большинство аварий случается в период с 18 до 21 часа. Это связанно с максимальной загруженностью дороги в этот период. Офисы и учреждения закрываются, усталые работники спешат домой. Также аварии часто происходят в утреннее время суток по той же причине — усталость. Но проблема высокой аварийности не только в этом.

Сейчас разметки и светофоров недостаточно для обеспечения нормального реверсивного движения, потому стоит взять пример с Европы, и в массовом порядке внедрить систему предотвращения столкновения автомобилей разнонаправленных полос. Это блоки парапетного типа, которые состоят из бетонных конструкций.

Они помогают оградить свободные полосы на встречной стороне дороге, что позволяет увеличить скорость автомобилей примерно на 25 км/час во время пиковых нагрузок. Ограждения устанавливаются на дорожном покрытии и закрепляются резиновыми подкладками.

Есть ограждения постоянной и переменной длины. Блоки переменной длины устанавливают на кривых участках дороги. Они изготовляются из стали и полностью являют собой сварочную конструкцию.

При помощи вилочного погрузчика осуществляется первичная сборка и монтаж. Специальными крепежами и штырями элементы конструкции соединяют и доводят до нужных размеров.

Дорожные ограждения перемещают на место установки при помощи специальной машины. Благодаря этим передвижным блокам отпадает необходимость разделять дорожную разметку на секции для реверсного движения.

Как ездить по дорогам с реверсивным движением?

Вы житель города-миллионера? Тогда наверняка ежедневные поездки на работу в личном автотранспорте вызывают у вас бурю эмоций, потому что – пробки на дорогах. Пытаясь выбраться из них, вы нарушаете правила и создаёте аварийные ситуации. Для комфортного пути, снижения негатива и агрессии у водителей на помощь приходит реверсивное движение, которое, конечно, не устраняет полностью затор на дороге, но ускоряет движение автотранспорта на ней.

Введение «сквозного проезда» на дороге, подразумевает под собой введение новых правил на этом участке, отличных от типовых. Несмотря на возможное возникновение путаницы на дорогах и аварийных ситуаций это на сегодня одна из наиболее эффективных мер по нормализации движения автотранспорта.

Понятие реверсивного движения

Реверсивное движение – движение по определённым полосам, меняющееся с одного направления на противоположное в зависимости от разного времени суток.

Данная мера является вынужденной и служит для нормализации обстановки на автодорогах в части заторов, когда автотранспорта слишком много. Такое регулирование движения увеличивает скорость передвижения машин в целом на 10 км/час., при этом число транспорта в обе стороны не увеличивается, поездка становится комфортной, без негатива и нервов.

Способы организации реверсивного движения

Дорожная разметка

Линии имеют отличие от обычных – они двойные прерывистые, расстояние между ними короче прокрашенной части в три раза. Въезжать на полосу с разметками можно, но если есть другие опознавательные знаки или светофор реверсивного движения. Съезжать можно в любой момент, уходя к правому краю, и обязательно нужно, если увидели красный свет светофора.

Важно! При отсутствии сигнализатора и знаков запрещено заезжать на полосу «сквозного проезда».

Сигналы светофора

По условиям реверсивного светофора существуют двухцветные сигналы: красный, зелёный и трёхцветные: красный, зелёный, жёлтый. Они регулируют поток не всех машин, а только участок дороги, на который их устанавливают.

  • зелёный цвет подразумевает, что заезд и пользование реверсивной дорогой разрешены.
  • красный – использование реверсивной полосы не допускается, возможно, столкновение со встречным транспортом, который двигается по встречной полосе.
  • жёлтый – приготовьтесь, скоро начнётся движение в обратном направлении, срочно покиньте полосу. Уже стало обязательным условием применение таких светофоров в тоннелях и при ремонте автодорог.

Знаки сигнализатора имеют обозначения: зелёный представлен в виде попутной стрелки; красный – в форме красного крестика; жёлтый – стрела, указывающая, на какую полосу необходимо срочно переместиться.

Специальные знаки

5.8 Обозначает начало «сквозного проезда».

5.9 Противоположен предыдущему, ставится в конце пути и говорит о перестроении на другие полосы попутного направления.

5.10 Устанавливается перед перекрёстком, который пересекает реверсивная полоса.

Трёх видов организации реверсивного движения на данный момент в России недостаточно, поэтому в будущем планируется перенять опыт у Европы и массово внедрять блоки парапетного типа (бетонные конструкции) для предотвращения столкновений автомобилей на реверсивных полосах.

Правила езды с реверсивным движением

  1. Заехать в реверсивную полосу можно с любого перекрёстка, а покинуть, только с правого ряда.
  2. Попав на «сквозной проезд» – перестройтесь в полосу справа.
  3. Опережение возможно только при условии, если манёвр не будет мешать другим.
  4. Выезжать за линии разметки слева запрещается.
  5. Останавливаться на таких участках воспрещено, если необходимо – уходите вправо.
  6. Если загорелся жёлтый сигнал или на подходе красный, срочно перестраивайтесь в другой ряд попутного направления.

Важно! Необходимо помнить, что на таких дорогах всегда размещены фото- и видео фиксаторы , и не за соблюдение данных правил, водитель может быть оштрафован и без участия инспектора ГИБДД.

Штрафы за нарушение ПДД при реверсивном движении

В КоАП (Кодексе административных правонарушений) пунктов не предусмотрено, следовательно за нарушения будут штрафовать по обстановке:

  • 5 тыс. руб. за движение по полосе при неработающем светофоре, так как это приравнивается к выезду на встречную полосу;
  • 1 тыс. руб. за несоблюдение сигналов светофора;
  • 500 рублей, если при повороте водитель занял не крайний правый ряд.

Плюсы и минусы реверсивного движения

Давайте посмотрим на плюсы и минусы реверсивного движения для нас:

Плюсы Минусы
Улучшение координации транспорта на дорогах с недостаточным числом полос Не помогает разгрузить дороги, которые во время наивысшей нагрузки загружены в обе стороны
Рациональная загрузка потока, возможно переменное использование дороги в прямом и обратном направлениях
Использование знаков, разметки и светофоров (ранее при устранении заторов требовалось вмешательство инспекторов ГИБДД, что влекло дополнительные затраты)
Отсутствие негатива маятниковой миграции (ежедневные поездки населения из одного населённого пункта в другой, на работу, учёбу и обратно)
Экономия времени, потраченного на дорогу водителем составляет 20–40%

На практике невзирая на то что «сквозной проезд» решает вопрос заторов автодорог, он универсальным не является. Развитие этого направления требует определённых затрат, заключается в оборудовании участков дорог светофорами, знаками и разметкой.

Много водителей в целом не знают правил в части реверсивного движения и создают аварийную обстановку на автодорогах. Поэтому в нашей стране это регулирование движения используется редко, и только в городах с населением от 1 млн чел.

В большинстве случаев, дороги с реверсивным движением можно видеть в Европе, они есть во Франции, Германии, США, Австралии, Канаде. С менталитетом российских водителей, которые пытаются выезжать на красный свет светофора, открывая реверсивные полосы, повышается аварийность на дорогах.

Что такое реверсивное движение и ПДД регулирование

Дороги современных мегаполисов чрезвычайно загружены, эта проблема актуальна для многих городов России. Одновременный выезд автолюбителей на дороги населенных пунктов, безусловно, становится причиной появления заторов на трассах, создания большого числа аварийных ситуаций. Реверсивное движение стало одним из инструментов, способных успешно решить сложившуюся ситуацию.

Такое движение имеет свои правила. Если посмотреть ПДД, оно дает водителям возможность ехать в разные стороны по одной полосе. Движение по реверсивной полосе вводится в час пик, когда заторы на дорогах особо велики. Порядок направления движения по трассе обязательно регламентируется.

Что такое реверсивное движение, ПДД

Если перевести с латыни слово «reversus», то оно обозначает письменное обязательство. Кроме того, это слово можно перевести как «обратная сторона». Сегодня слово реверс широко используется в разных сферах. В налогообложении под ним понимают одну из разновидностей возврата долговых обязательств.

Понятие реверс используется и в транспорте. По ПДД, реверсивное движение — это передвижение автомобилей в разном направлении по одной полосе дороге. Нужно отметить, что чаще всего об особенностях организации такого движения автовладельцы узнают в ПДД, поскольку на практике оно встречается достаточно редко.

В России большинство участков дорог с таким движением только собираются запустить. Лишь трассы, которые можно отнести к центральным, имеют все необходимые дорожные знаки. Для организации движения делается специальная разметка, на дорогах устанавливаются светофоры.

Правила реверсивного движения

Езда допускается только на тех участках, где поставлен знак реверсивного движения 5.8.

Смотрите на светофор. Водители не должны выезжать на эту полосу, если движение по ней строго запрещено. Учитывайте этот момент при поездке в другие области.

Особенно внимательным водитель должен быть при проезде по такому участку дороги в зимний период. Изучайте расписание движения.

Разметка реверсивного движения

Допустим, при езде по полосе вы решили сменить направление движения. На дороге нанесена специальная реверсивные полосы 1.9, пересекать участок вы можете только с правой стороны.

Категорически запрещено останавливаться, даже если ваш автомобиль сломался. Чтобы избежать аварийной ситуации, нужно съехать с дороги.

При поездке от владельца транспортного средства требуется максимальная концентрация. Никогда не ослабляйте внимание, если двигаетесь по такой полосе. Она заканчивается в том месте, где установлен знак. Именно он свидетельствует об окончании отрезка.

Реверсивный светофор

Аккуратно перестраивайтесь в крайний правый ряд, особенно внимательным нужно быть при проезде перекрестка. Помните о том, что на участке все маневры автовладельцев фиксируются системами видеонаблюдения.

Перестраиваться на полосу можно только в том случае, если работает разрешенный сигнал. Это нужно сделать в зоне видимости светофора реверсивного движения.

Если во время движения автомобиля сигнал на светофоре меняется, то нужно как можно быстрее вернуться на свою полосу. При включении запрещающего сигнала водитель должен покинуть полосу в любой подходящий для этого момент.

Стоит подробнее поговорить о развороте с полосы. В ПДД вы не найдете прямого указания на запрет этих действий. Но следует учесть, что в тех же правила отмечено, что нужно обращать внимание на расположение линии 1.9. Если она находится справа от водителя, а светофоры включены, то пересекать линию можно только в том случае, если она разделяет полосы, на которых разрешено движение в одном направлении. Можно сказать, что строго запрещено пересекать крайнюю левую линию 1.9, которая отвечает за разделение встречных потоков.

Преимущества движения

Говоря о движении в обе стороны, можно выделить ряд следующих положительных моментов:

  1. Если участок дороги имеет недостаточное количество полос, реверсивное движение является отличным способом координации движения.
  2. В условиях глобализации организация таких полос позволяет добиться нормального функционирования транспорта.
  3. Маятниковая миграция отличается многими негативными моментами. Реверсивное движение позволяет снизить их отрицательное воздействие.
  4. Такое движение позволяет рационально использовать дорожное полотно путем попеременного использования полос.

Разметка, указатели и светофоры гарантируют безопасность движения.

Штраф за выезд на полосу реверсивного движения по ПДД

Водители, которые не соблюдают правила, рискуют получить штраф. На величину взыскания оказывает влияние тип нарушения.

Штраф в размере 500 рублей получит тот автовладелец, который, выезжая с полосы, не перестроился в правый ряд (ст. 12.15).

Выезд на полосу реверсивного движения, при не работающем светофоре — штраф 5 000 рублей. Если будет зафиксировано повторное нарушение, то водительское удостоверение заберут на 1 год. Дело в том, что такое нарушение становится причиной ДТП. Если светофор выключен с одной стороны, то он включен с другой. Именно по этой причине выезд на полосу приравнивают к выезду на встречную.

В иных случаях, когда водитель не соблюдает правила, ему выписывают штраф в размере 1000 рублей (ст. 12.12 ч.1).

Особенности движения и реверсивного регулирования

Вводить реверсивное движение стоит только на тех участках, где потоки автомобилей в разное время суток неравномерны. Кроме того, введение таких полос позволяет разгрузить трассу при проведении ремонта дорожного полотна. Такое движение организуют, если на участке дороги произошла крупная авария, которая привела к созданию затора на трассе.

Очень часто полосы можно видеть около больших городов, по ним выпускают автомобили перед выходными. Например, существует расписание для движения на Борском мосту. Автовладельцам стоит заранее ознакомиться с информацией.

Чаще всего полосы с реверсивным движением можно встретить в странах Европы, их много в США, Канаде, Австралии. В России, учитывая менталитет водителей, которые норовят проехать под запрещающий сигнал светофора, введение такого движения может стать причиной повышения аварийности. Для достижения положительного результата нужно уделять пристальное внимание организационным вопросам, тогда безопасность на реверсивных участках дорог станет выше.

Несмотря на некоторые отрицательные моменты, специалисты говорят о повышении скорости движение автомобилей по реверсивным полосам на 10 км/ч.

Видео: правила езды по дороге с полосой реверсивного движения.

Заключение

Реверсивное движение – эффективный инструмент, призванный разгрузить трассы, сделать движение в час пик более цивилизованным. Большая часть участков дорог с таким движение организуется у крупных мегаполисов. Введение реверсивных полос позволило увеличить скорость движения машин в потоке.

Реверсивное движение ПДД

Жители больших городов знают, что вопрос загруженности дорог стоит здесь очень остро. В утреннее время весь поток транспорта направляется в центральные или промышленные районы, где находятся офисные здания и предприятия, а вечером ситуация прямо противоположная — все направляются по домам в спальные районы или за город.

Не сложно догадаться, что при таком распорядке дороги загружены неравномерно, в одном направлении формируются постоянные пробки и заторы, хотя по полосам встречного движения можно свободно передвигаться.

Разгрузить городские магистрали можно добиться с помощью реверсивного движения.

Реверсивное движение — что это?

Аверс и реверс (орел, решка) — понятия знакомые всем. Реверс — это движение в обратном направлении. Соответственно, реверсивное движение — специально выделенные потоки, направление движения на которых не является постоянным, а изменяется в течение дня.

Говоря простым языком, по такой полосе утром транспортный поток движется в направлении центра, а в вечерние — от центра.

Таким образом, можно выделить целый ряд преимуществ такого способа организации дорожного движения:

  • значительная разгрузка основных городских магистралей;
  • обеспечение бесперебойного передвижения по дорогам;
  • отпадает острая необходимость в строительстве новых дорог в пределах города;
  • нагрузка равномерно распределяется на дорожное полотно.

В России полос с таким движением пока еще не очень много, но в больших городах такую практику повсеместно внедряют. Так, эксперименты проведены удачно в Москве и Санкт-Петербурге, есть реверсивные полосы и в других городах миллионерах: Самара, Екатеринбург, Новосибирск. Жителям же небольших городов нужно просто выучить основные правила передвижения по таким дорогам, так как они включены во все программы обучения в автошколах, а вопросы попадаются на экзаменах в ГИБДД.

Как организовывается реверсивное движение?

Понятно, что сам принцип реверсивного движения был перенят у Запада — в США, Лондоне, Париже, Токио, Риме с проблемами заторов борются давно и не всегда успешно.

Для организации бесперебойной и безаварийной езды по реверсивным полосам были придуманы новые средства регулировки:

  • особые светофоры;
  • знаки и таблички;
  • дорожная разметка.

Есть также особые правила, которых следует придерживаться во время передвижения по таким дорогам, при выезде и заезде на них, а также при совершении обгонов.

Рассмотрим обязательные для этого обозначения.

Дорожная разметка

Определить, что вы едете по реверсивной полосе можно благодаря двойной прерывистой линии. Ее номер — 1,9.

Ее наносят следующим образом:

  • либо с обеих сторон выделенного потока;
  • либо слева (если над ней висит светофор).

То есть, если слева от себя вы видите такую прерывистую разметку, значит направление движения на данном участке дороге может изменяться на противоположное в зависимости от сигналов светофора, а иногда и жестом регулировщика. Хотя возможны и такие варианты, когда полоса, в левой своей части отмеченная разметкой 1,9, может использоваться как в качестве реверсивной, так и «классической», то есть односторонней, соответственно, разметка будет разделять потоки с разным направлением движения.

Чтобы не запутаться, нужно обращать внимание на светофоры и дорожные знаки, которые устанавливаются перед началом реверсивных полос, причем светофор применяется не вертикального типа, а горизонтального и висит над каждым потоком.

Могут возникать определенные проблемы и сложности в зимнее время, когда разметки не видно. В таких случаях допускается установка дополнительных знаков. Также в некоторых случаях на дорогу могут выходить регулировщики.

Следует обратить также внимание на тот факт, что разметку 1,9 можно пересекать лишь в том случае, если светофоры не работают, а сама разметка находится от водителя справа.

Светофор

Светофоры здесь применяются не привычные, а особые — реверсивные.

Они могут иметь два или три основных поля:

  • зеленая стрелка вниз — ехать можно по полосе;
  • желтая стрелка вправо вниз — нужно перестроиться на соседнюю полосу, так как вскоре направление будет переключено;
  • красный крестик — движение запрещено.

Обычно вешают светофор с двумя дисплеями — зеленое и красное поле, которые загораются, согласно дорожной обстановке и графику передвижения.

Ориентироваться по данному светофору достаточно просто: если полоса с двух сторон выделена разметкой 1,9, то двигаться по ней можно лишь при горящей зеленой стрелке. Желтая стрелка выполняет ту же функцию, что и желтый свет обыкновенного вертикального светофора — предупреждает о скорой перемене направления движения.

Красный крестик или полностью выключенный светофор говорят о запрете движения. В том случае, если разметка 1,9 нанесена только слева, то выключенный светофор свидетельствует о том, что в данный момент полоса не является реверсивной, и по ней можно ехать (ПДД РФ 6.7).

Для контроля за соблюдением водителями Правил Дорожного Движения обычно на въездах на такие отрезки магистралей располагают камеры видео и фотофиксации, поэтому нужно неотступно придерживаться требований ПДД.

Дорожные знаки

Дорожные знаки выставляются только перед началом реверсивной дороги, на каждом перекрестке и на въездах с прилегающих улиц:

  • 5.8 — в начале и после каждого перекрестка, если дорога продолжается и дальше;
  • 5.9 — в конце;
  • 5.10 — с прилегающих улиц.

Поскольку реверс может включаться только в определенные дни (например, в будни с восьми утра до восьми вечера), то параллельно с этими знаками могут быть вывешены соответствующие таблички (8.5.1-8.5.7). Также в дополнение к ним иногда устанавливают знаки направления движения по полосам (5.15.1 или 5.15.7).

В частности знак 5.15.1 нужен для того, чтобы показывать водителям, с каких полос можно совершать левый или правый поворот. Так, повернуть направо можно только с крайней правой полосы, налево — с крайней левой, причем только на перекрестках.

Также в начале участка с реверсивным движением и на всей его протяженности может быть вывешена табличка «Внимание! Участок с реверсивным движением!»

Основные правила передвижения в реверсивном потоке

Обычно реверсивное движение устанавливается на прямых участках дороги и на магистралях с минимальным количеством перекрестков. Тем не менее, в больших городах часто возникают проблемы, особенно если вы приближаетесь с прилегающей улицы или территории.

В данном случае нужно придерживаться следующих правил:

  • Нельзя пересекать всю проезжую часть, если вам нужно ехать, например, налево.
  • Необходимо влиться в общий поток и ехать до ближайшего перекрестка, параллельно перестраиваясь в крайний левый ряд, чтобы на перекрестке совершить разворот, если он не запрещен по правилам.

Правила передвижения:

  • Согласно ПДД заезжать на реверсивную дорогу можно с любого направления, а съезжать — на крайнюю правую полосу.
  • Опережение разрешается только в тех случаях, если дорожная обстановка позволяет.
  • Пересекать разметку 1.9, разделяющую транспортные потоки разных направлений, с левой стороны запрещено, это будет классифицироваться, как выезд на встречку.

Возможные штрафы за нарушения движения

В КоАП нет особых статей посвященных участкам с реверсивным движением, поэтому за нарушения будут штрафовать, исходя из ситуации.

Самая распространенная ситуация — пренебрежение сигналами светофора. Так, если горит красный крестик, то выезд на полосу равнозначен выезду на встречку. За это по статье 12.15 ч.4 полагается штраф 5 тысяч рублей. Если повторно совершите данное нарушение и данный факт зафиксирует инспектор ГИБДД, то можно лишиться прав на год.

Если перед вами на дороге возникло препятствие и вы его объезжаете слева, с выездом на встречную полосу, то есть пересекаете разметку 1.9, то такое нарушение рассматривается по статье КоАП 12.15 ч.3 — штраф 1-1,5 тыс. руб.

Также нарушителя могут наказать за неправильное размещение транспортного средства при пересечении перекрестков в разных направлениях. Здесь есть определенные особенности. Так, даже в том случае, если вам нужно с реверсивной полосы повернуть налево на дорогу с обычным движением, то согласно ПДД, совершать это можно таким образом, чтобы ваш автомобиль на обыкновенной дороге с двухсторонним движением занял крайнее правое положение.

Данный момент очень часто фиксируется, потому что на таких перекрестках вывешивают камеры видеофиксации. Штраф в случае нарушения взимают по статье 12.15 ч.1 — 1500 рублей.

Чтобы избежать всех этих штрафов, необходимо следить за сигналами светофора, разметкой и дорожными знаками. Правда, может радовать тот факт, когда в случае фиксации нарушения камерой, изъятия прав не происходит, а выписывают штраф.

Стоит ли использовать такое движение?

Несмотря на то, что в Европе и Америке такой способ регулирования движения зарекомендовал себя с наилучшей стороны и активно начал использоваться еще с конце девяностых, в России же отнеслись к этому неоднозначно. При первом применении реверсивного движения в нашей стране, появились его противники. Действительно, как показала практика, на уменьшение количества ДТП это никак не повлияло, а даже наоборот, при ее организации некоторые водители начали путаться и совершать ошибки.

Так, учеными из европейских стран были проведены эксперименты, которые в результате показали, что на сокращение аварий регулировка реверсивности никак не влияет. Безусловно к положительным моментам можно отнести то, что это позволяет добиться увеличение средней скорости движения порядка 10 км/ч, а в некоторых случаях и больше. Такой способ позволяет увеличить пропускную способность, как на временных участках автодорог при проведении их ремонта, так и в часы пик.

Данное движение в России используется редко и только в крупных городах. Примерами могут служить небольшое количество улиц в Москве, Самаре, в городе Екатеринбурге, где улица Шейнкмана в утренние часы пик становится на время односторонней.

Рекомендуем посмотреть это видео:

Ссылка на основную публикацию