Подключение автомобильной антенны
Ошибки при установке автомобильной антенны для рации.
При установке автомобильной антенны следует помнить – даже если вы купите самую лучшую антенну и поставите её в неудачное место, её эффективность упадёт в несколько раз. Если нет возможности установить антенну идеально из-за её длинны, лучше купите антенну короче, но установите её правильнее.
В приведённых ниже примерах, будут рассмотрены ннеправильные способы крепления антенн, которые значительно ухудшают качество связи в несколько раз.
Важно помнить, что купленная антенна, это только половина, вторая половина – ваш автомобиль. Антенна для рации должна настраиваться непосредственно на том автомобиле, на котором будет эксплуатироваться. Если вы попросите настроить антенну при продаже, то после установки на автомобиль, вам придётся вновь её перенастраивать. Если антенна настроена, и её переносят на другой автомобиль – она перестаёт быть настроенной, также, если вы измените угол наклона антенны – она также становится ненастроенной. Ошибкой также будет установка антенны для Си-Би радиостанции по аналогии с антенной для магнитолы – под наклоном. Все антенны Си-Би диапазона разрабатываются для вертикальной установки, и именно в этом положении они обладают максимальной эффективностью.
При установке антенны на автомобиль, часто допускается одна из основных ошибок – установка антенны производится без массы. Люди стараются поставить антенну как можно выше, и как можно прочнее её закрепить, но не задумываются о массе. В итоге часто получаются следующие ситуации: антенну врезают в пластик, антенну устанавливают на конструкции, не имеющие контакта с корпусом автомобиля, специально изолируют антенну от кузова.
Если автомобильная антенна установлена без массы, максимальное направление излучения и приёма получает большой угол к горизонту. Это приводит к большому количеству сетевых помех от автомобиля, и значительно снижает дальность связи. Некоторые же люди, почерпнув информацию, что масса нужна, начинают прикручивать разнообразные жилы, пытаясь создать массу, не задумываясь о том, что такие провода очень сильно изменяют круговой характер диаграммы направленности, также сильно меняется и согласование антенны. Всё это приводит нас к одному выводу – если вы не знаете как правильно, или не уверены, обратитесь к профессионалам, которые установят и настроят вашу антенну согласно оптимальным параметрам.
Тут мы видим крепление антенну на дужке зеркала. К самому креплению нет претензий, но на данном автомобиле MAN нет массы на зеркале. В этом случает допустимо установить короткую и толстую массовую жилу, до болта крепления зеркала.
В данном случае, антенна была установлена на пластиковое крепление зеркала, и брошена жила на болт. Более правильным было бы установить антенну в предусмотренное место – под козырьком. Жила, которая используется, слишком тонкая, и у неё слишком большая длинна.
Установка внешней антенны для радио на машину: как не ошибиться
Для автолюбителей, проводящих большую часть времени в дороге, важен устойчивый и качественный приём сигнала в любых условиях. В настоящее время технические подходы к воспроизведению и обработке сигнала изменились. Технологии позволили создать антенну, которая может усиливать радиосигнал, ТВ-сигнал, а также GPS-сигнал.
Приём радиосигнала остаётся одной из ключевых функций автомобильных мультимедийных систем. Улучшить их работу может внешняя антенна.
Антенна – это устройство для приёма и усиления сигнала радиоволн. Внешние антенны по значению делятся на передающие, приёмные и приёмопередающие. Поэтому перед приобретением нужно определиться о её предназначении, необходимом способе монтажа и найти место для установки.
Виды антенн
По способу монтажа внешние антенны для автомобиля подразделяются на следующие виды:
- Врезная. Из названия понятно, что подобную антенну нужно врезать в кузов автомобиля. Место установки необходимо обработать от ржавчины и краски, чтобы установить хороший контакт.
- Со струбцинами. С помощью их крепятся к ребру водосточного желоба кузова машины.
Признать какую-то конструкцию наилучшей нельзя — у каждой есть свои плюсы и минусы.
Особенности процедуры установки внешних антенн
Самый простой монтаж у антенны с магнитным креплением. Фото: sotmarket.ru
- Произвести мойку наружной части автомобиля.
- Далее необходимо установить антенну на середину крыши транспорта.
- Кабель от неё необходимо завести в салон через проём левой двери ближе к дверной стойке. Необходимо именно так сделать, потому что задней дверью реже пользуются и кабель в верхнем углу будет меньше создавать неудобств для пассажиров.
- Демонтируйте дверной уплотнитель со стойки и проложите провод под пластмассовую накладку на стойке.
- Демонтируйте накладку порога в салоне транспортного средства.
- Заправьте провод в специальный канал под накладкой либо прикрепите к жгуту проводки с помощью изоленты или хомутов. Далее необходимо протянуть провод под парпризом автомобиля, и вставить в специальный паз расположенной на мультимедийной системе так, чтобы он не провисал и не мешал пассажирам.
- Для того чтобы кабель антенны не стучал по кузову автомобиля во время езды необходимо закрепить его липкой лентой.
Известную информацию о новом УАЗ Патриот 2019 года вы найдете здесь.
Установка антенны с креплением струбцинами идентична, но есть небольшие нюансы. Монтаж желательно производить слева, над дверной стойкой со стороны водителя. Также необходимо проложить провод под обшивкой салона, под панелью автомобиля и подключить к радиоприёмнику. Затягивая крепёж на ребре кузова, нужно добиться отличного контакта между металлическим кузовом транспортного средства и кронштейном антенны.
Монтаж врезной антенны:
- Демонтируйте салонное зеркало, плафон и козырьки от солнечного света.
- Снимите обшивку крыши. В универсале и хэтчбеке можно вытащить обшивку через багажник. В седане необходимо опустить максимально передние сидения и спустить обшивку потолка как можно ниже.
- Если через геометрический центр на кузове проходит усилитель жесткости, то смело отмечайте точку и делайте отверстие для фиксирования антенны в ней.
- Если в центре нет усилителя жесткости, то необходимо выбрать усиленную точку недалеко от края крыши.
- Далее нужно также проложить кабель антенны под обшивкой салона автомобиля.
Основные ошибки при монтаже внешней автомобильной антенны
Антенна, настроенная на одном транспортном средстве, может не работать на другом. Это в большей степени относится к мобильным радиостанциям и телевизорам, которые нуждаются в дополнительной регулировке. Мы рассмотрели заблуждения автомобилистов, теперь рассмотрим, как не нужно производить монтаж антенны.
- На месте креплении нет массы. Не редкие случаи установки антенны с плохим контактом. Встречаются два варианта подобной ошибки: монтаж на изолированные либо пластмассовые детали кузова. Она исключает поверхность кузова из работы, в итоге диаграмма направленности поднимается над горизонтом. В результате получается маленькая зона приёма сигнала.
- Монтаж антенны с коротким замыканием на «массу» автомобиля. Когда винт, который предназначен для фиксирования центральной жилы фидера применяют для крепления антенны либо в случае электрического контакта штыря антенны с металлом кузова. После этого можно наблюдать снижение передачи и дальности приёма.
- Соприкосновение антенн друг с другом. Бывают случаи, когда одной антенной подпирают другую для большей устойчивости. Это нарушение работы устройства. Он не должны соприкасаться и вообще находиться рядом.
- Прикосновение штыря антенны к любым металлическим деталям. Если имеется контакт между деталью и штырём — это КЗ. Если нет, то изменение КСВ и диаграммы направленности.
- Монтаж антенны под маленьким углом к плоскости кузова.
Практический пример установки внешней антенны вы найдете в этом видео:
Чтобы увеличить приём сигнала в вашем автомобиле, необходимо определиться со способом установки внешней антенны. Далее нужно внимательно прочитать инструкцию и аккуратно установить устройство. После качественного монтажа автолюбитель получит уверенный сигнал и будет наслаждаться мультимедийной системой, несмотря на дальность поездки.
Я — на связи: установка радиостанции
Чтобы СВ-станция надежно работала, очень важно правильно ее установить, подключить к антенне и питанию.
svyaz
Обычно на автомобиле место для СВ-радиостанции не предусмотрено. Кронштейн закрепляем на прочной и жесткой поверхности: во-первых, вибрации для станции вредны, во-вторых, при аварии она не сорвется. Задняя панель должна вентилироваться — за ней радиатор передатчика. А к панели с динамиком свои требования: ее нельзя прижимать, так как это заглушает звук.
svyaz
В легковом автомобиле станции обычно ставят в гнездо приемника, сбоку водительского сиденья, на полке у ног переднего пассажира, иногда водружают и на панель приборов. В грузовике чаще крепят над стеклом. Обычное место тангенты — рядом со станцией, на специальном язычке. Не менее популярно крепление резинкой к кронштейну салонного зеркала.
svyaz
Антенна станции задает ей нагрузку — без нее аппарат может сгореть! Основной элемент антенны — упругий металлический штырь. Его минимальная резонансная длина теоретически должна равняться четверти длины рабочей волны. Для «си-би» это примерно 2,7 м. Но такой хлыст может погнуть крышу, поэтому производители антенн штырь укорачивают. Потери «электрической» длины частично компенсируют согласующая и удлиняющая катушки, расположенные в основании антенны или на середине хлыста.
Длина кабеля-волновода от антенны к рации не произвольная — она кратна длине волны, деленной на удвоенную диэлектрическую проницаемость изоляции. Обычная длина — от 3,6 до 4 м. Удлинять, укорачивать, пережимать или оборачивать кабель вокруг антенны нельзя, с такой «бородой» она работать не будет.
Антенну можно крепить к водосливному желобку, но тогда «стрелять» она будет в основном в сторону крыши автомобиля. Самая лучшая антенна — врезанная в середину крыши: кабель и соединения будут всегда сухими, а диаграмма работы — почти круговой. Но дырявить крышу решится не всякий, поэтому так популярны антенны на магнитном основании. Увы, у них нет хорошего контакта с «землей» — и КПД ниже. Кстати, толщина резиновой прокладки под основанием антенны влияет на работу системы. И еще: повторно ставить антенну надо точно на то место, на каком ее настраивали, иначе изменится коэффициент стоячей волны (КСВ).
svyaz
Питание обычно подключают через прикуриватель, но правильнее брать «плюс» от резервного предохранителя или отдельной розетки. В автомобиле немало электротехнических устройств, создающих помехи: высоковольтная часть зажигания, ксеноновые фары, генератор, различные реле и т. д. Поэтому на питающий провод желательно поставить фильтр, например ферритовые «защелки». Их надевают ближе к радиостанции. Есть и специальные адаптеры — такой, например, выпускает КБ «Беркут».
Антенна — это резонансный излучатель. Пока правильно не настроишь, толком работать не будет. Выбирая ее, исходим из рабочей частоты, указанной в паспорте, — для «си-би» это 27 МГц. Для согласования антенны с рацией пользуемся КСВ-метром. Подключаем его между радиостанцией и кабелем антенны. Радиостанцию включаем на рабочий канал в частотной модуляции (ЧМ) на режим передачи — и смотрим, каков КСВ. Если он больше 3,0, станция может сгореть.
svyaz
Для настройки антенны изменяем длину штыря, добиваясь КСВ, близкого к единице. Штырь приходится либо укорачивать, либо наращивать. Иногда имеет смысл дополнительно откорректировать место для антенны на крыше. После настройки на основной канал проверяем КСВ на соседних каналах — выше и ниже. Если параметр меняется, значит, антенна работает. Если у станции (например, ALAN 9001 или VEKTOR Navigator) есть встроенный КСВ-метр, с его помощью можно контролировать согласование непосредственно во время работы в разных сетках.
Дальность местной связи с настроенной антенной зависит от ее высоты над землей. Это расстояние можно примерно посчитать по эмпирической формуле: Дmах = 4,1(√ h1 + √h2), где Дmах — максимально возможное расстояние связи в километрах при условии прямой видимости; h1 и h2 — высоты антенн от земли в метрах. Естественные и искусственные препятствия на пути сигнала сокращают это расстояние. Просеки, открытая вода, работа с возвышенностей могут увеличить дальность. Солнечная активность наполняет диапазон дополнительным жужжанием и разговорами со всего света. (Особых неприятностей специалисты ждут при максимуме активности солнца в 2012 году!) Напомним: сигнал с ЧМ слышен дальше, чем с АМ, а SSB — однополосная модуляция — самая дальнобойная.
Улучшить связь усилителями невозможно. Сверхмощная станция только «пылит», мешая работать на соседних каналах. Мощности от 4 до 10 Вт достаточно для работы на расстоянии между машинами 10–15 км, — но это, как правило, предел возможного. Для сравнения: мой рекорд местной связи при мощности 4 Вт — около 46 км.
Приём, приём, как слышно: самостоятельно подключаем и настраиваем Си-Би-радиостанцию в автомобиле
Несмотря на погодные катаклизмы, лето в этом году все же вступило в свои права, и множество легких на подъем автотуристов устремилось в дальние маршруты – кто на юга, а кто и в более любопытные и отдаленные уголки необъятной России. В разгар периода путешествий у автовладельцев традиционно возрастает интерес к Си-Би-радиостанциям, работающим на «канале дальнобойщиков», способных принести пользу в дальнем путешествии. Для желающих приобрести и установить рацию самостоятельно – наш инструктаж!
Подключение радиостанции к питанию
Н ижеследующий гайд по инсталляции Си-Би-рации в автомобиль касается не тех, кто юзает радиосвязь ежедневно и профессионально, а тех, кому она нужна для эпизодического использования, в основном в дальних поездках. В этом случае большинство водителей предпочтет не крепить рацию в салоне стационарно, портя интерьер и провоцируя парковочных воров, а захочет пристроить её временно в подходящем месте: между сиденьями, между сиденьем и боковой стойкой или в лотке для мелких вещей под торпедо, как это сделано, к примеру, на фото Chevrolet Lachetti:
Пристроили рацию – подключаем к ней питание! Бытует мнение, что радиостанцию в автомобиле непременно нужно подключать отдельной проводкой от АКБ, однако это решение больше подходит для ежедневного использования. В нашем же случае эпизодического использования это совершенно не нужно – гораздо удобнее взять питание с разъема прикуривателя. Это самое простое, быстрое, и при этом, особо подчеркнем, вполне корректное подключение. Не халтурно-компромиссное, как некоторые думают, а отвечающее всем требованиям – как в плане силовой части, так и в плане непосредственной работы радиостанции в эфире.
Такой коннект абсолютно безопасен для электропроводки и осуществляется за полчаса. А главное, он оптимален в случае нового автомобиля и вредных гарантийщиков, только и ищущих повод, чтобы отказать в гарантии по надуманным причинам.
У радиостанции с выходной мощностью 4-5 ватт максимальный потребляемый ток не превышает 2-3 ампера, а у радиостанции мощностью 8-10 ватт – менее 5 ампер, что как минимум вдвое-втрое меньше тока предохранителя, защищающего разъем прикуривателя.
Чтобы подключить рацию к прикуривателю, два провода питания выходящие из радиостанции – черный и красный — мы удлиняем пайкой или скруткой до длины 1-2 метра (в зависимости от предполагаемого места установки аппарата). На конец надставленного провода припаиваем (центр – плюс, боковые контакты – минус) стандартный разъем-«папа» в прикуриватель, который продается в каждом автомагазине.
штекер провода питания рации должен быть вставлен именно в прикуриватель в торпедо, использовать разветвители, качество которых часто отвратительное, нежелательно!
Если же гнездо прикуривателя одно, а питать в дороге нужно и телефон, и регистратор, и другие гаджеты, а гарантийный период уже завершился, и ваши умелые руки не пугаются необходимости протащить провод из подкапотного пространства в салон, то можно подключить радиостанцию напрямую к АКБ. Хотя ещё раз замечу в скобках: такое подключение не имеет каких-либо преимуществ перед питанием через прикуриватель – ни с точки зрения электробезопасности, ни с точки зрения качества связи.
В этом случае придётся купить трёхметровый (примерно) отрезок обычного электросетевого провода сечением 2х1,5 мм, упаковать его по всей длине в пластиковую гофру и протащить от аккумулятора в салон через какой-либо резиновый уплотнитель моторного щита. На концы проводов возле АКБ обжимаются или паяются клеммы под болтики М6 и предохранитель на 10 ампер (предохранитель ставится в плюсовой провод рядом с аккумулятором), а к двум противоположным концам проводов подключается «хвост» питания радиостанции с соблюдением полярности. Место соединения проводов тщательно изолируется липкой лентой или термоусадкой.
Установка антенны
Станция установлена и подключена, теперь монтируем антенну. Будем считать, что она у нас быстросъемная на магнитной подошве, что не потребует портить кузов для установки. Поэтому дадим лишь несколько общих тезисов – без углубления в лишнюю теорию.
- Антенны с длиной около метра или даже меньше – работоспособны, но чрезвычайно малоэффективны. Зависимость эффективности от длины – прямая, при покупке стоит предпочесть антенну с длиной, близкой к двум метрам. Впрочем, с ростом длины растет и цена…
- Оптимальная установка антенны – на крыше (в центре или на краю – разницы фактически нет). Несколько хуже – на багажнике, но тоже вполне допустимо. Чтобы не портить краску на крыше, кладем под магнит полиэтилен.
- Провод от антенны к станции пропускается между уплотнителем двери и дверным проемом или между крышкой багажника и уплотнителем проема багажника, и заводится в салон. Необходимо убедиться, что уплотнители не оставляют на кабеле заметных вмятин!
- Кабель антенны на магнитной подошве нельзя произвольно укорачивать или удлинять – его длина должна оставаться неизменной, около 3,6 м. Лишнее прячем под сиденьями или ковриками, не скручивая в кольца или бухты.
- А теперь самое главное: антенны в магазине продаются ненастроенными, поскольку настройка зависит от места установки на конкретном автомобиле. Чаще всего регулировка осуществляется изменением длины штыря антенны (выдвиганием и задвиганием), для чего в комплекте идет небольшой ключик-шестигранник. Место регулировки обязательно будет указано в инструкции к антенне.
Настройка антенны
Собственно, настройка антенны — самый важный момент всей нашей истории. Возможно, настройку стоит заказать профессионалам: эти услуги недороги, работа занимает менее получаса и предлагается на парковках грузовиков и возле крупных автомагазинов на трассах. Но многие предпочитают самостоятельно разобраться в вопросе, исповедуют принцип «хочешь сделать хорошо – сделай сам!» и хотят иметь собственный комплект инструментов для контроля состояния антенны в дальнейшем. Для них — нижеследующий мастер-класс. Опять же: только алгоритм, без углубления в лишнюю теорию и физику происходящих процессов, в которую каждый при желании сможет погрузиться самостоятельно.
Для настройки антенны нам понадобится прибор под названием КСВ-метр (измеритель коэффициента стоячей волны), который несложно приобрести – Google в помощь. Стоимость простейшей модели – от 500 до 1000 рублей. Наиболее распространен прибор, уже много лет встречающийся в продаже под разными названиями (SWR-420, 430, KW-520, и т.п.), на самом деле – один и тот же китайский КСВ-метр с одним и тем же принципом работы и одинаковым обозначением переключателей и разъёмов. Прибор, безусловно, более чем средненький, но для нечастого использования вполне сойдет.
Также нам потребуется высокочастотный соединитель того же стандарта, что и гнездо на рации и штекер на кабеле. Он нужен, чтобы включить КСВ-метр между радиостанцией и антенной, не удлиняя существенно антенный кабель. Подойдет переходник-«бочонок» формата «папа-папа» (для жесткого подключения), или коротенький (10-20 см) антенный кабель, также с разъемами «папа» на обоих концах. Стандарт разъемов наиболее известен под именем «PL», именно так его нужно спрашивать в магазине.
Установка автомобильной антенны и усилителя своими руками
Итак, вы окончательно пришли к мысли о том, что необходимо поменять старую, либо установить новую автомобильную антенну. Причины для этого известны только вам, осталось дело за малым – выбрать автомобильную антенну по параметрам, по дизайну и по способу установки, который удовлетворит ваши ожидания.
Установка автомобильной антенны
Да, есть и еще один немаловажный фактор. Задача, которая стоит перед вашей антенной. Если вы собираетесь использовать в авто только автомагнитолу, то покупная или самодельная автомобильная антенна – это простой выход.
Если же вы используете в авто и ТВ, и автомагнитолу, и современные средства навигации и коммуникации, то наиболее оптимальный вариант – комбинированная автомобильная ТВ антенна (GSM-антенна). Кстати сказать, если у вас есть элементарные понятия о радиоэлектронике, то автомобильная ТВ антенна, своими руками собранная и установленная, порой бывает в разы лучше покупной, фирменной.
Усилитель для автомобильной антенны устанавливается без каких-либо особенностей, кроме тех, которые оговорены производителем в Инструкции. Естественно, при выборе усилителя вы должны понимать, на какие параметры ориентироваться, и что вы хотите получить на выходе.
Вы же помните, что усилители применяются для пассивных автомобильных антенн. Не нужно усиливать уже усиленное, и пытаться поставить усилитель на активную антенну. Самодеятельность – она тоже должна знать меру.
Не раз вы слышали и читали о том, что сама антенна – это полдела. Большое значение для качественного приёма сигнала играет правильность установки автомобильной антенны.
О порядке установки и подключения автомобильной антенны, в первую очередь, вам расскажет производитель. В инструкции по монтажу и установке антенны.
В зависимости от ваших предпочтений, вы сами решаете, какой тип антенны выбирать: внутреннюю или наружную. И если в инструкции по установке автомобильной антенны, не сказано другое, то мы постараемся осветить особенности установки автомобильных антенн разных типов.
И не следует забывать, что собранная автомобильная антенна своими руками, полностью должна соответствовать общим требованиям по настройке и установке.
Особенности установки разных типов автомобильных антенн
Установка внутрисалонных автомобильных антенн. Этот тип антенн по монтажу совершенно не представляет труда. В комплектах производителя существует всё, что необходимо для 15-ти минутной установки антенны.
В качестве огромного преимущества внутренних антенн, можно привести их долгий срок службы и защищенность от воздействия внешней среды. Те автомобилисты, которые использовали наружные антенны, понимают о чем идет речь: коррозия и окисление сопровождают наружную антенну на протяжении всей ее жизни.
Как недостаток внутрисалонных антенн, можно отметить практическую невозможность их демонтажа без вероятности повреждения приемных полос (усов).
Установка наружных (внешних) автомобильных антенн. Наиболее оптимальным вариантом принято считать врезные антенны. Это связано с тем, что вся антенна, кроме приемного прута, защищена кузовом автомобиля от внешнего воздействия.
Основные требования к установке наружных антенн
- установка должна обеспечивать надежно-стабильный контакт с кузовом авто (не с отливом, не с дугой для фар, не с кенгурятником), а именно с кузовом автомобиля. Кстати, модное нынче карбоновое покрытие кузова авто является очень плохим проводником. Не удивляйтесь, если после наклейки «карбона» или винила, на том же месте антенна не будет воспроизводить сигнал, или будет, но слабо. Не ищите причину в антенне. Начните с покрытия авто.
- антенна должна быть максимально защищена от воздействия внешней среды, иначе поржавеет кронштейн, окисляться контакты и т.д. Для защиты антенны необходимо ее разъемы обработать литолом или силиконовым герметиком. Не нужно обматывать разъемы скотчем или изолентой. Не нужно надевать на антенну пластиковые емкости. От этого только вред. Внутри, под изоляционным материалом скапливается конденсат.
Антенный кабель
Подключение автомобильной антенны осуществляется кабелем. Некоторые производители внутренних антенн, по непонятным причинам, делают антенный кабель простым. Хотя и для внутренних, и для наружных антенн обязан применяться коаксиальный экранированный кабель.
Антенный кабель не должен быть слишком длинным, и естественно, слишком коротким. Увы. Но не всегда длина кабеля соответствует нашим желаниям по месту установки. Для этих целей существуют удлиняющие кабели.
Нежелательно выполнять скрутку, спайку удлиняющего кабеля, не имея представления о том, что вы делаете. А при покупке готового удлинителя, проверьте плотность и качество всех соединительных разъемов – это качество приема сигналов, соответственно и ваше настроение во время движения.
Прокладку кабеля от антенны к приемнику нужно осуществлять с соблюдением пары правил: минимальная длина наруже, кабель проходит внутри салона или внутри кузова, излишки кабеля не рекомендуется сворачивать в «бухту».
Если вы проводите кабель от магнитной антенны или антенны с кронштейном, то продумайте вопрос, как обезопасить его от вероятности быть перебитым или перетертым.
Удачи вам при установке автомобильной антенны своими руками.