Проверка качества бензина

Проверка качества бензина в лаборатории

На прошлой неделе выдалась возможность узнать, что же я заливаю в бак своего автомобиля. Взял из дома баночку, налил туда бензина из заправки, где я часто отправляюсь, и поехал в центр, на площадь Островского. Там проходил фестиваль Harleys Days и стоял мобильный пункт проверки качества топлива компании Газпромнефть.

Мини-экскурсию по этой необычной машине мне провела сотрудница лаборатории. Она рассказала про то, как топливо проходит контроль качества от завода до бака автомобилей. Попробую сжато передать ее слова, самое основное.

Итак, топливо производится на заводе, потом грузится в цистерны и транспортируется по железной дороге. Далее оно сгружается на нефтебазы, а потом оттуда бензовозами развозится по заправочным станциям. Логистика получается довольно сложная, много промежуточных пунктов передачи топлива. Поэтому существует проблема сохранения заводского качества топлива вплоть до заливки в автомобиль из пистолета АЗС. Это решается с помощью серьезной системы контроля на всех этапах доставки топлива до конечного покупателя, то есть, нас с вами.

В нефтяной промышленности есть категория вертикально-интегрированных компаний (ВИНК). Этот термин означает, что компания сама делает все, что связано с ее продуктом. В данном случае это вся цепочка от геологических разведок и бурения до продажи топлива на фирменных АЗС, и всестороннего контроля качества в том числе. На российском рынке это такие компании, как Роснефть, Лукойл, Газпромнефть, Сургутнефтьгаз, Татнефть и несколько других. ВИНКи продают до 90% топлива на российском рынке.

У Газпромнефти есть завод в Ярославле, в Москве и Омске. Все топливо марки Газпромнефть везется из этих заводов. На каждом этапе качество продукта нужно контролировать, чтобы сохранить его свойства до конечного потребителя. Причем на качество может повлиять и какая-то техническая неисправность, и человеческий фактор. Почему-то кажется, что больше всего водители боятся того, что в топливо на АЗС примешают что-то вроде воды, чтобы увеличить объем и заработать больше денег. У Газпромнефти (да и у остальных крупных компаний тоже) все узлы перевозки и хранения топлива оснащены системами контроля и запечатаны. Все бензовозы пломбируются и при нарушении пломбы посылается сигнал на пульт контроля. Еще бензовозы оснащают специальными GPS-датчиками, которые помогают в режиме онлайн отслеживать их движение. Любое несанкционированное отклонение от маршрута тут же засекается. Более того, каждая горловина бензовоза, куда заливается топливо, оснащена камерой видеонаблюдения.

В следующий раз контроль качества происходит, когда бензовоз приезжает на АЗС. Передача топлива от бензовоза происходит по довольно сложной системе. Оператор сначала проверяет целостность пломб. Потом пломбы срываются, берутся пробы и проверяются на наличие разных примесей, вроде воды. Потом топливо сливается в резервуары АЗС и поступает через заправочные колонки в баки автомобилей. Но на этом контроль качества не заканчивается. Находящееся в резервуарах АЗС топливо тоже проходит контроль. Тут в дело вступают вот такие автомобили, как на фотографии ниже. Это так называемая мобильная лаборатория. Всего у Газпромнефти таких мобильных пунктов контроля качества 11 в России и 3 в странах СНГ на все 1400 АЗС. Снаружи такой автомобиль ничем не примечателен, обычный фургон. А вот внутри много интересного.
2

В салоне фургона установлены экспресс-анализаторы. Они очень дорогие. Стоимость оборудования, которая установлена и работает в такой машине – около 15 миллионов рублей! То есть, во много раз дороже самого автомобиля. Такие анализаторы позволяют за 15 минут получить полную раскладку по параметрам любого топлива – дизеля или бензина. Среди этих параметров есть октановое число, фракционный состав, содержание серы, примесей, ароматических углеводородов, бензолов. Иными словами, это все параметры, которые позволяют увидеть, не произошло ли смешения одного вида топлива с другим, или топлива с чем-то еще, случайно или намеренно. Эти приборы позволяют увидеть даже минимальное содержание чего-то, что не должно быть в топливе. И если вдруг в мобильной лаборатории обнаружат какое-то отклонение от стандартов, у сотрудников есть полномочия моментально останавливать продажу топлива до выяснения причин.
3

Каждая АЗС проверятся такой мобильной лабораторией не реже раза в месяц. Проверки бывают спонтанные, сотрудники АЗС никогда заранее не знают, когда к ним приедет такая машина. Вообще, все такие лаборатории работают под управлением отдельного подразделения головной компании, которая не подчиняется со сбытовым подразделением.
4

Как правило, в мобильной лаборатории работает два человека.
5

Еще мне рассказали про содержание серы в топливе. Из всех показателей этот – один из самых важных, он определяет экологический класс топлива. В России с 1 июля 2016 года разрешено к реализации топливо не ниже класса Евро-5. В таком топливе сера не должна превышать 10 мг/кг. Если эта цифра больше, то топливо нелегальное и не разрешенное к реализации. В АЗС крупных и известных производителей такое случается крайне редко, это больше беда мелких региональных АЗС или “подделок” под известные бренды, вроде Likoil или Росснефть В какой-то степени о качестве топлива можно судить по цене. Если она на несколько рублей ниже средней по рынку, значит с высокой долей вероятности там контрафактное топливо. Ну или топливо, которое не облагается акцизами: например, предназначенное для судов, с повышенным содержанием серы и других примесей. Такое топливо подвергает двигатель автомобиля быстрому износу и порче. Поэтому важно думать, где заправляться. Не вестись на низкую цену, не рисковать с подозрительными заправками, перестраховаться.
6

А ниже результаты анализа бензина с АЗС, на котором я чаще всего заправляюсь. Все в пределах нормы.
7

Теперь жалею, что не взял две банки топлива и не примешал во вторую воды или дизеля Или можно было бы какую-нибудь “серую” заправку и отлить там топлива на пробу.

А вы попадали на плохое топливо? Где это было?

Проверка качества бензина в домашних условиях и на АЗС

У новых автомобилей всегда есть книжка, в которой указаны все данные о том, что делать чтобы ваш мотор жил долго и счастливо. Также производитель заранее говорит вам, какое топливо необходимо заливать в мотор, например, только АИ-95. Именно поэтому владельцы стараются заправлять машину только на известных АЗС с именем и большой сетью. Но бывают разные ситуации и для того, чтобы не навредить вашему мотору, мы расскажем вам как проверить качество бензина в домашних условиях, но при этом обсудим как это сделать прям на месте заправки.

Чаще всего проблемы возникают при обслуживании, на каких непонятных АЗС, а заезжаете вы туда, так как ничего лучше рядом нет, а заправиться надо срочно. Ведь так? Так вот, бывают ситуации, когда топливо сомнительного уровня продается и на достаточно именитых станциях. Если вы уже залили подобное топливо, то здесь вы можете прочитать, что делать, а все остальные могут читать дальше.

Проверка дома

При желании можно набрать несколько тар из разных АЗС в вашем городе и дома их проверить для того, чтобы выяснить, где лучше заправлять в своем городе. Для этого не нужно делать ничего сложно. В топливо часто добавляют примеси и именно это зачастую является основной проблемой.

Ваша задача взять обычный белый лист бумаги, капнуть на него немного топливо. В идеальном варианте бензин должен испариться и оставить лист таким же идеально белым. Если же присутствуют добавки, то они не испаряются и на бумаге остаются различные пятна, цвет у них может быть разный, точно сказать не получится. Если пятно жирное, то в топливе находится масло.

Также производитель может использовать смолы и это нормально, но нужно их добавлять в определенном количестве. Был проведен эксперимент, который выяснил, что наличие смол больше нормы сразу снижает ресурс силового агрегата аж на 24%. Согласитесь, страшновато за мотор. Ваша задача взять небольшой кусочек стекла и капнуть на него бензин. После чего его необходимо поджечь. Если стекло остался чистым или остаются небольшие белые кольца, то все идеально, смол, либо нет, либо они в нужном количестве. Если какие-то капли остались, это свидетельствует о том, что было добавлено дизельное топливо, так называемая солярка. Если же после сгорания остались пятна коричневого цвета или желтого, то сразу можете помечать это топливо, как содержащие смолы в высоком количестве.

Также можно изучить плотность, но для этого понадобиться дополнительный прибор, это аэрометр АНТ-1. Он хоть и не дорогой, но мы прекрасно понимает, что тратиться не хочется. Он вам поможет, ведь бывает очень нечестные владельцы АЗС, которые в АИ-76 добавляют присадки и продают его как АИ-92.

Показатели плотности для конкретных марок топлива:

  • А-76 от 730;
  • А-80 от 775;
  • АИ-92 от760;
  • АИ-95 от 750;
  • АИ-98 от 780.

Также вы можете проверить качество бензина через цвет как на самой АЗС, так и дома. Производители обязаны окрашивать топливо в определенный цвет. АИ-92 должен иметь примерно оранжево-красный оттенок, а АИ-98 синий. Это позволит вам понять, обманули вас или нет.

Также некоторые добавляют воду, что тоже сказывается не лучшим образом. Идете в аптеку и покупаете всем известную марганцовку. Затем ваша задача найти прозрачный сосуд, налить туда немного топлива и бросить кусочек марганца. В бензине данное вещество не растворяется, но если будет присутствовать вода, то топлива окраситься в фиолетовый цвет.

Помимо этого, некоторые добавляют еще и сероводород или сжиженный газ. Налейте топливо, в какую-либо емкость, взмахните рукой по направлению к себе. Ваша задача понюхать его и если вы учуете запах тухлых яиц, можете быть уверены, что сероводород присутствует.

Проверка сразу на АЗС

Итак, мы с вами выяснили, как проверить качество в домашних условиях, с помощью этого вы можете найти лучшую станцию в своем городе и заправляться там. Но бывают ситуации, когда нужно срочно заправиться на трассе. Что делать в этой ситуации, особенно если ближайшая АЗС не самая известная из всех. Благо сейчас современный мир и присутствует множество приборов, которые кажутся простыми, но помогут они очень хорошо.

Один из таких, это Октис 2, он стоит около 5-ти тысяч рублей, многовато. Но суть в том, что всего лишь 100 миллилитров понадобиться, чтобы выявить точное количество октана в топливе. Также есть и другие приборы, которыми можно также узнавать про солярку (дизельное топливо), насколько оно хорошее.

Можно также проверить уже после того как заправились, но тут уже возникнут проблемы, если качество будет не самым лучшим, то придется ругаться с администрацией и все остальное. Об этом мы уже рассказывали в одной из статей, ссылка выше.

Если бак практически пуст, залейте новое топливо и запустите мотор. Если же прыгают обороты, слышны какие-то подозрительные звуки мотора, а также слышно, что топливо сгорает неравномерно. То мы вас поздравляем, то что у вас в баке, так себе “еда” для мотора. Также все это можно проверить при езде, прислушайтесь, есть ли так называемая детонация пальцев. Ваша задача разогнаться до максимальной передачи, 5-й или 6-й, в зависимости от автомобиля. Затем резко нажмите педаль газа в пол, если есть звук детонации пальцев, то все плохо, бегом исправлять.

Также обратите внимание на дым из системы выпуска, если топливо плохое, то он будет черным с сажей. Качественное топливо выпускает коричневый или сизый дым. Помимо всего этого, узнать о плохом топливе можно, если вы заметили резкое увеличение расхода, что может плохо сказать или даже ужасно на инжекторе.

Вот все симптомы:

  • скачки оборотов на холостом ходу;
  • проблемы с запуском;
  • увеличение расхода;
  • черный дым и выхлопной трубы;
  • плохая отзывчивость на педаль газа;
  • упала динамика;
  • детонация пальцев.

К чему это может привести

Надеюсь вы понимаете, что если вы будете постоянно заливать топливо не самое лучшее, то постепенно много узлов агрегата попрощается с вами. Свечи зажигания очень быстро придут в негодность и если вы на них заметили красный налет, то все плохо, быстро в сервис. Также вы можете обнаружить некорректную работу катализатора. Так как это топливо, то очень быстро придут в негодность практически все элементы топливной системы, это бензонасос, фильтра и форсунки.

К сожалению, не всегда получаете обнаружить проблемы сразу, так как они образуются постепенно и все сломаться может через несколько месяцев. Но бывают случаи, когда проблемы появляются через пару дней. Это зависит как от бензина, так и от самого автомобиля, а также от того насколько уже были изношены некоторые детали.

Бензин – это один из самых важных частей в моторе, агрегат не будет работать без него. Поэтому не стоит относиться к нему не серьезно, ведь он может, как продлить жизнь, так и быстро забрать ее у мотора. Проверяйте качество бензина, следите за мотором, и если что-то для вас было непонятно, то вот вам видеоматериал.

Видео

Проверяем АЗС: где недоливают и чем бодяжат топливо

С начала этого года Росстандарт и прокуратура РФ проверили 2587 АЗС и практически на каждой второй нашли грубые нарушения — либо топливо некачественное продают, либо недоливают его. В один из таких рейдов по Ярославской области отправился с фотоаппаратом Максим Приходько.

IMG_7544

ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

После того как ГОСТы на автомобильное топливо отменили, качество бензина и солярки регулируется техрегламентом Таможенного союза (ТР ТС 013/2011), в котором перечисляется то, чего не должно быть в горючем: это металлосодержащие присадки на основе железа, марганца и свинца и присадки на основе метанола.

К числу самых страшных врагов относятся монометиланилин (ММА) и метилтретбутиловый эфир (МТБЭ). Использование этих присадок при изготовлении бензина допускается, но при строгой дозировке. МТБЭ в повышенных дозах (более 15%) приводит к падению мощности мотора и разъедает уплотнения в топливной системе. ММА на территории России разрешен для топлива четвертого класса (не более 1%), причем выпуск такого бензина должны прекратить с 1 января 2016 года. В бензинах пятого класса наличие ММА вообще недопустимо.

А недоливают топливо повсеместно. По оценке специалистов Росстандарта, АЗС недодают в среднем около 300 мл на каждые 10 литров. Если заправка ежесуточно продает 4–5 тонн топлива, то суммарный недолив может доходить до 140 литров, а это 5000 рубликов. В месяц — 150 тысяч!

IMG_7421

ВЕЧНЫЙ БОЙ

Вот и первая на нашем пути АЗС. Принадлежит ООО «ЭКОН». Вертикальная стела с прейскурантом на топливо, несколько колонок, операторская будочка для приема денег с выцветшими копиями документов. Глава Росстандарта, эксперты, работники ярославской прокуратуры, полиция и пресса взяли в кольцо маленькое окошечко с перепуганной операторшей: «Предъявите паспорта качества и ТТН на топливо, это проверка!».

ТТН — товарно-транспортная накладная, говорящая о том, с какого завода или нефтебазы прибыло топливо и какого оно класса. Обязательно должен быть и паспорт качества, снабженный уникальным личным кодом, таким же, как у ТТН. Для чего — понятно. Можно один раз купить хорошее топливо с настоящими документами, а потом под эту марку продавать что угодно. Помните ММА и МТБЭ? Они обходятся в сущие копейки по сравнению с той прибылью, которую приносят: до 200% чистого навара! А с помощью этой химии любой низкооктановый бензин можно превратить в дорогие АИ‑95 и АИ‑98.

Поскольку АЗС является объектом частной собственности, мы даже в присутствии прокуроров не смогли взять пробы из хранилищ без полномочного представителя заправки. Стали ждать хозяина с теми самыми ТТН. Стратегия бури и натиска дала сбой.

IMG_7456

Пока ждали хозяина, руководитель Росстандарта Алексей Абрамов отчитался о наложенных за год 22 миллионах рублей штрафов и о возбужденных административных делах. Затем наступил черед второй атаки: приехал начальник АЗС.

Брать пробы следует не из колонки, а из подземной емкости. И снова препоны. В некоторых резервуарах оказалось мало топлива, а если захватить муть со дна, такой результат легко опротестовать в суде. Но хуже то, что диаметр мерной емкости (она выполнена по ГОСТ 2517, в виде цилиндра) оказался ощутимо больше диаметра приемной трубы емкостей — и бригада мобильной лаборатории Росстандарта не смогла взять пробу! Начальник территориальной инспекции ЦМТУ Росстандарта Владимир Иванов признался, что этот случай не уникальный, ведь расхождение в диаметрах труб никак не преследуется законом. Современные АЗС строят по ГОСТам, но полно и старых станций, подобных той, на которую мы заехали. Наша атака захлебнулась во второй раз.

ВЕЧЕР ТРУДНОГО ДНЯ

Результаты рейда таковы: у ООО «ЭКОН» качество бензинов АИ‑92 и АИ‑95 было в норме, лишь документы на поставку топлива подкачали; в солярке обнаружилось повышенное содержание серы.

На АЗС местной сети ООО «Петролеум Плюс 33» документы на топливо вовсе не нашлись. Недолив топлива составил 70–80 г/10 л при допустимом отклонении в 25 граммов.

СУХОЙ ОСТАТОК

С недоливом и бодяжным топливом борются, опираясь на статью 14.43 КоАП (нарушение изготовителем требований технических регламентов). Штраф — от 100 тысяч рублей до миллиона с приостановлением деятельности на срок до 90 суток.

Из 1113 нарушений, выявленных с начала года, 940 случаев пришлось на независимые АЗС. Наверняка владельцы отделались минимальным штрафом. А проверки случаются не каждый день. Купил бензовоз откровенной бодяги, реализовал за короткий срок по бросовой цене — и всё, ищи ветра в поле. Из-за таких дельцов страдают добросовестные мелкие АЗС; не имея собственных хранилищ, они вынуждены покупать топливо у крупных компаний чуть не через день, а цены на мелкооптовые партии постоянно растут. Честным частникам остается либо закрываться, либо привлекать клиентов магазинчиками и мойками, которые большого дохода не приносят.

IMG_7562

Сетевые АЗС тоже не всегда чисты на руку: к ним 141 раз применили штрафные санкции (в 34 случаях — по причине плохого качества топлива, прочие претензии были к недоливу).

Каждый заезд на АЗС по-прежнему сродни русской рулетке. Наш совет стар как мир: заправляться на проверенных АЗС и не клевать на дешевый бензин.

Запрещенные добавки

  • Если в бензине обнаружится большая доза ферроценов (железосодержащие присадки), то железный капут придет в первую очередь свечам зажигания. Вторым падет датчик кислорода, а за его гибелью последует преждевременная кончина каталитического нейтрализатора.
  • Оксид марганца, содержащийся в суррогатном бензине, может прикончить свечи и привести к образованию отложений в двигателе, поскольку его производные окисляют компоненты топлива и загрязняют оксидами агрегаты топливной системы. Применение оксида марганца запрещено из-за вредного влияния на окружающую среду, так как он страшно ядовит.
  • Тетраэтилсвинец — ядовитое металлоорганическое вещество. Относится к наиболее высокому классу опасности. Запрещен во многих странах мира, в том числе и в России.
Ссылка на основную публикацию