Разница между тосолом и антифризом

Тосол и антифриз: в чем разница, возможно ли смешивание

Охлаждающая жидкость – это химическое вещество, применяющееся в системе охлаждения двигателей, и характеризующееся улучшенными показателями замерзания и кипения, что позволяет эксплуатировать автомобиль при любой наружной температуре воздуха. Традиционно все охлаждающие жидкости называют тосолом, что не совсем правильно, так как, несмотря на идентичность основных составляющих, антифриз и тосол различаются по составу, и это заметно отражается на их эксплуатационных качествах.

Какая разница между тосолом и антифризом

В основе всех охлаждающих жидкостей для авто лежит смесь этиленгликоля и дистиллированной воды, что обуславливает их основные свойства – низкий порог замерзания и температуру кипения около 100 о С. Главное различие заключается в комплекте присадок:

1. Тосол – вид охлаждающей жидкости, изготовленный отечественными производителями согласно традиционной технологии. В его составе присутствуют этиленгликоль и вода с присадками неорганических кислот. Жидкость предназначается для систем охлаждения отечественных автомобилей и утрачивает свойства после нагревания до 105 о С.

2. Антифриз – жидкость, изготовленная иностранными производителями по карбоксилатной технологии. Помимо воды и этиленгликоля, в ее состав входят присадки на основе солей органических кислот. В сравнении с тосолом он имеет повышенные антикоррозийные, антикавитационные и антипенные свойства. Успешно применяется в системах охлаждения как зарубежных, так и отечественных автомобилей.

Отличить антифриз от тосола по визуальным признакам невозможно. Некоторые автомобилисты имеют ошибочное мнение, что тосол бывает только светло-синего оттенка, хотя он может быть окрашен в темно-синий, зеленый, и даже розовый цвет. Для этого обращают внимание на производителя жидкости: если она выпущена в России, то карбоксилатного состава точно иметь не может.

Разница определяется после досконального изучения состава. В тосоле содержатся нитраты, фосфаты, силикаты, бораты и амины, а в антифризе – присадки из солей органических кислот. Также жидкости различаются по температуре кипения: отечественная кипит после 105 о С, а карбоксилатная – после 115 о С. Срок использования тосола – до 40 тыс. км пробега, тогда как антифриз можно использовать без замены до 240 тыс. км.

Преимущества применения антифриза

Большинство автомобилистов при выборе охлаждающей жидкости предпочитают антифриз, исходя из следующих причин:

  1. Повышенная эффективность охлаждения, обусловленная более совершенным составом присадок. Антифриз создает защитный слой только на тех участках, которые подверглись коррозии.
  2. Возможность длительной эксплуатации с сохранением всех основных свойств.
  3. Хорошая защита алюминиевых частей системы охлаждения при высокой температуре.
  4. Работа водяного насоса происходит в щадящем режиме, что достигается применением карбоксилатов, предохраняющих его от гидроударов при кавитации.
  5. Химическая инертность, благодаря которой в системе охлаждения не образуются новые соединения, не повреждаются металлические, резиновые и пластиковые поверхности.

Можно ли смешивать тосол и антифриз, что будет, если смешать?

Обе жидкости – тосол и антифриз изготавливаются по разным технологиям, и смешивать их нельзя. Если машина эксплуатировалась с тосолом, и ее владелец принял решение перейти на антифриз, перед новой заливкой система охлаждения полностью очищается от следов старой охлаждающей жидкости.

При смешивании тосола и антифриза между присадками происходит химическая реакция, в результате которой некоторые соединения сворачиваются с выпадением в осадок, которые способны забить каналы и протоки охлаждающей системы. Это приведет к перегреву двигателя и последующему дорогостоящему ремонту из-за перерасхода масла по причине залегания поршневых колец.

Антифризы имеют разный состав и подразделяются на минеральные (класс G11), органические (G12), и лобридные (G12++, G13). Разница между ними заключается в присадках:

  1. Тосол относят к минеральным антифризам, имеющим период эксплуатации 50 тыс. км или 2 года использования.
  2. Органические можно эксплуатировать до 5 лет или 250 тыс. км пробега.
  3. Лобридные можно совмещать с любыми другими жидкостями для охлаждения, и без опасения доливать в новые двигатели.

Можно ли в антифриз и тосол добавлять воду

Смешивание антифриза и тосола с дистиллированной водой допустимо, так как в охлаждающей жидкости ее около 70%. Но изменение концентрации меняет их свойства в сторону ухудшения порога замерзания, что при сильных морозах может вызвать поломки в виде разорванного двигателя, радиаторов, и поврежденных патрубков.

Даже не замерзший, а кристаллизующийся антифриз способен вызвать течь радиатора. Добавление воды может быть оправдано только в случае ее испарения, что изменяет состав жидкости в сторону увеличения плотности. Делать это следует, предварительно слив антифриз с двигателя в емкость, чтобы после смешивания залить обратно в систему.

Что означает цвет охлаждающей жидкости

Тосол или антифриз нужно применять, исходя из особенностей системы охлаждения конкретного автомобиля, так как разные производители авто используют для ее изготовления различные материалы:

  1. Красный антифриз изготовлен для применения в радиаторах, состоящих из латуни или меди.
  2. Зеленый антифриз подходит радиаторам, состоящим из алюминия и сплавов на его основе.
  3. Тосол лучше использовать на отечественных автомобилях с устаревшими чугунными двигателями.

Если в процессе эксплуатации охлаждающая жидкость приобрела коричневый или ржавый оттенок – это свидетельствует и том, что ее свойства утрачены, и ржавчина не контролируется присадками-ингибиторами, при этом ухудшается качество охлаждения двигателя. Для максимально долгого срока службы тосола или антифриза нужно следовать рекомендациям завода изготовителя, и заливать именно ту жидкость, которая указана в руководстве по эксплуатации транспортного средства.

В чем разница и чем отличаются между собой тосол и антифриз

У меня несколько автомобилей — в том числе одна «Газель», которую я время от времени использую для работы. Также заранее хочу отметить, что грузовым автомобилем я пользуюсь уже не первый год и постоянно сталкиваюсь с вопросами на тему — есть ли разница между тосолом и антифризом. Еще у меня спрашивают: можно ли мешать эти смеси между собой и что из этого выйдет. На основе своего личного опыта я постарался разобраться в данном вопросе и ответил на него максимально емко.

Тосол и антифриз в системе охлаждения автомобиля

Данные типы смесей являются одними из самых востребованных на рынке к настоящему времени.

  • Антифриз – это скорее международное обозначение для всех охлаждающих смесей и для большинства систем охлаждения в моторах автомобиля.
  • Тосол же по своей сути – это такой же антифриз, однако он в своей основе российского изготовления. Такая смесь по свой структуре не хуже и не лучше прочих охлаждающих жидкостей для мотора и при этом стоит куда дешевле. Таким образом, при использовании тосола в год можно сэкономить значительные деньги на своем моторе и практически не переплачивать.

Слово «тосол» по своей истории, можно сказать является условной аббревиатурой «Технология органического синтеза». Данная жидкость впервые была синтезирована на территории СССР по старым технологиям (которые с того времени шагнули далеко вперед). Если говорить более точно, то тосол был создан в 1972 году. При этом окончание слова в виде «ОЛ» означает принадлежность к нескольким спиртам.

Следует заметить интересную особенность, что в прошлом веке никто не хотел каким-то образом запатентовать данную технологию с целью сохранить название «тосол» и даже в настоящее время это название используют некоторые российские компании делающие антифриз, как бы парадоксально это не звучало — все же тосол используется еще с советских времен.

Важно: на сегодня почти никакой изготовитель не занимается созданием тосола по рецепту прошлого века, так что вы можете не беспокоиться на счет вашего двигателя. Это нельзя оценить как что-то хорошее или что-то плохое, просто многие компании-производители в целях получения более высокой прибыли используют известное обозначение, поскольку это дает прибыль.

Поэтому в большей части случаев под обозначением «Тосол» автомобилисты могут заказать качественную охладительную смесь для мотора своей машины, которая в отличие от «настоящего» тосола по советской рецептуре прослужит верой и правдой до пяти лет.

Главное в выборе нужной смеси – это выбирать опытного в деле производства специалиста (компанию), а не бежать в магазин за покупкой первой попавшейся смеси.

Деление антифризов на классы

  • Антифризы принято подразделять на так называемые минеральные (это антифризы с обозначением G11), и антифризы органического типа (идут под обозначением G12) и лобридные антифризы (обычно они носят название G12++ либо продаются под обозначением G13) – все различия между этими типами смесей состоят в используемой химической базе и добавляемых присадках.
  • Также стоит отметить что устаревший советский тосол относят к минеральным смесям и его время работы обычно достигает 60 тысяч километров либо 3 года активной работы мотора. Органические же типы антифризов разрешается применять сроком около 5 лет либо 200 тысяч километров пробега.
  • Тосол обычно используется в отечественных автомобилях. Основа у практически любого тосола и антифриза чаще всего одного типа – это этиленгликоль и несколько присадок для большей стабильности смеси во время работы. Также у тосола и антифриза практически всегда различная плотность. Вот почему для проведения измерений химического состава между тосолом и антифризом используют один прибор (называется ареометр), а для проведения измерения антифриза – другой.

Различаются антифризы и тосолы по многочисленным рабочим характеристикам

  • Они различаются по температуре и скорости закипания в процессе работы;
  • Скорости и температуре замерзания смеси в системе охлаждения;
  • Противокоррозийным характеристикам, а также по смазывающим характеристикам.

Выпускают данные охлаждающие смеси в нескольких оттенках: зеленом, желтым и более часто — красным. Цвет получают по причине использования красителей в своей основе.

С различиями между моторным тосолом и антифризом мы практически разобрались и поняли основы, далее можно начать обсуждать следующий по распространенности среди владельцев автомобилей вопрос.

Антифриз либо тосол – что заливать?

Так как у всех машин разные системы охлаждения моторов и в целом они выполнены из разных материалов, то у каких-то марок в системе используется в основном больше меди и металла, а в других – чаще применяется алюминий и некоторые его типы.

Из этого следует

  • Красный антифриз требуется, если машинная система охлаждения сделана на основе меди либо на основе латуни.
  • Зелёная жидкость прекрасно подойдет, если в автомобильном теплообменнике присутствует в основном алюминий и его сплавы.
  • Тосол подходит, если у вас машина российского производства (в особенности это можно сказать о чугунных моторах).

Можно ли добавлять тосол в антифриз

По принятому международному стандарту, охлаждающая смесь, вне зависимости от своего типа — это может быть тосол либо новое поколение антифризов, в своем составе не должна иметь никаких физических примесей в виде металлов и так далее. Смесь в своей основе должна быть прозрачного оттенка.

У антифризов различных типов может быть лишь один оттенок, однако это совсем не значит, что данные антифризы можно свободно перемешивать либо добавлять один в другой, поскольку даже при перемешивании тосола от различных изготовителей может получиться взвесь из твердых частиц.

А если вести разговор о перемешивании минерального антифриза с синтетическим, даже если они одного оттенка — почти всегда выпадает осадок, и данный осадок обязательно повлияет на мотор вашего автомобиля. Также данный осадок с течением времени забьёт все радиаторы в системе и остановит насосное оборудование.

  • Если вы перемешаете антифризы из одного класса, но различных оттенков и производителей, в таком случае, их главные рабочие свойства (к примеру, температура и скорость закипания либо скорость замерзания смеси) не поменяет своих значений. Но все же после сильного нагревания данного продукта может появиться сажа либо даже вредная для мотора взвесь из небольших частиц.
  • Сравниваем устаревший тосол и антифриз — советы от опытного мастера и что разумнее применять в системе охлаждения
  • Опыт говорит мне о том, что более спокойно и можно сказать без сильных последствий для автомобильного двигателя смешиваются минеральные G11 и так называемые органические антифризы поколения G12. Их можно добавлять в класс уровня 12++.

Можно ли перемешивать антифризы серий 11 и 12 с тосолом или доливать один антифриз в другой

Насчет перемешивания охлаждающих смесей для мотора существует множество легенд, которые я бы хотел раз и навсегда развенчать. Данные легенды могут привести к неисправностям ваш автомобиль.

Некоторые почему-то решили, что можно добавлять один антифриз в другой и перемешивать продукты одной компании, не учитывая оттенок тосола и не делая предварительного сравнения с антифризом в отдельной емкости. Другие ошибочно думают, что есть так называемый универсальный красный антифриз и его стоит переливать лишь в такой же антифриз, а синий можно доливать только к синему.

  • Однако на только один оттенок не стоит ориентироваться. Цвет охлаждающей жидкости нельзя назвать полной гарантией, что она соответствует всем принятым стандартам и гарантирует полную безопасность.
  • Но все же как и писалось ранее, стоит смешивать между собой и доливать в автомобиль продукт, который вы ранее использовали без вреда для своего мотора. Идеальным решением будет, если это такой же охладитель по своему составу.
  • При перемешивании различных видов тосолов и антифризов, могут появляться определенные трудности — это коррозия поверхности, еще это может быть блокирование каналов мотора и прочие поломки, которые способны значительно снижать ресурс двигателя.
  • Смешивайте антифризы и тосолы с равной основой и никак иначе (антифризы с этиленгликолем и этиленгликолем).
  • При этом антифризы полученные из бес силикатной группы не стоит добавлять.

Какая разница между тосолом и антифризом?

Любой ликбез всегда начинается с основ, для охлаждающей системы машины. Такими азами являются тосол или антифриз — жидкости — охладители двигателя.

Для самых первых охладителей моторов использовали воду, но она замерзала при нулевой отметке градусника и водителям постоянно приходилось зимой сливать на ночь жидкость, а утром наполнять систему заново. Согласитесь, занятие утомительное и занимающее много времени. К тому же полностью удалить воду из системы получалось редко, и частенько при разогреве мотора, блок силового агрегата давал трещину, с которой автомобиль уже двигаться не мог.

Проблема охлаждения занимала пытливые умы многих ученых мира и на смену водичке пришли растворы на основе солей — тосол и антифриз. Но эти соединения так же плохо показывали себя в мороз, правда решали проблемы с нулем. Вязкость вещества была низкая и солевые охладители так же не решали поставленных задач.

Откуда появился Тосол?

В СССР подобная проблема с охлаждением двигателя зимой была благополучно решена, с помощью синтезирования жидкостей, имеющих природный низкий порог замерзания. Лабораторные технологии показали, что этилены или по научному — этиленгликоли, имеют от природы -13, не -40 градусов конечно, но хоть что то. К тому же состав самого соединения этиленгликоля позволял присоединить к нему различные составляющие, которые потом были названы ингибиторами. Эти ингибиторы, как раз и решали проблему с замерзанием тосола.

Само же название тосол, появилось намного позже, так как выпуск этиленгликолевой охлаждающей жидкости был внесен в реестр СССР под названием ТОС, именно поэтому все охладители выпускаемые на советском пространстве стали называть тосолами.

Назначение тосола было прямое — отечественные автомобили легкового и грузового класса, двигатели которых необходимо было охладить в любое время года. Первые Тосолы премудростью не отличались, уже позже была замечена побочная реакция этого соединения, выраженная в образовании специфической пленки, которая так же защищала от ржавления систему охлаждения. Грубая защита значительно снижала теплоотвод, и эффект от тосола прекращался на отметке 105 градусов, когда соединение банально закипало. говорит это не о том, что водный раствор не содержал должного количества этилена, а о том, что этилен сам начинает испаряться свыше 100 градусов по Цельсию.

Опять же, соединение подобного характера определялось, как очень вредное и опасное для жизни человека. Ведь не редки были в то время отравления этиловым спиртом, заканчивающиеся летальным исходом. К тому же грубые присадки/ингибиторы, которые образовывали не смывающуюся пленку — защиту, особой полезность для экологии так же не отличались. Их синтетическое происхождение условно обеспечивало решение некоторых проблем и избавится от них в системе было крайне трудно. Но аналогов на тот момент в стране не было и все автомобили ездили на отечественных тосолах, которые имели различные торговые названия, но суть их была одна. В то время о совместимости и разнице между охлаждающими жидкостями не помышляли, всеобщее равенство порождало определенное единение.

Что такое антифриз?

Антифриз — это основное название охлаждающей жидкости, которые принял мировой порядок. В СССР оно появилось после оттепели, когда импортные товары стали поступать на прилавки магазинов.

Первые антифризы были полностью идентичны отечественным тосолам, поэтому ТОСОЛ — это название нарицательное и относится он по своим характеристикам к антифризам класса G- 11, который был обозначен для всех охлаждающих жидкостей в основе которых лежит этиленгликоль, вне зависимости от применяемых присадок.

Далее антифризы проходили определенное эволюционирование, а именно агрессивную основу этанола пытались смягчить и адаптировать для безопасного применения. Получалось это плохо, и пленка первых антифризов очень мешала иностранным автомобилям жить и дышать полной грудью. Их более тонкая настройка системы охлаждения постоянно забивалась защитной пленкой и плохо отводила тепло от силового агрегата. Решение было найдено примерно 10 лет спустя, когда на смену этиленовой основы присел антифриз с базой пропиленгликоля. Его повышенная вязкость никак не сказывалась на изумительной текучести вещества и рабочие характеристики новых охлаждающих жидкостей решили практически все проблемы сразу.

К новым антифризам принято причислять классы G-12, G-12+ G-13. Первые два несколько спорны, так как имеют в своей основе и пропиленгликоль и этиленгликоль, в зависимости от производителя. Класс G-13 сомнений не вызывает, это чистое соединение пропиленгликоля с присадками природного происхождения. Такие антифризы считаются самыми чистыми, и в основном используются для охлаждения двигателей спортивных авто и мотоциклов, там, где предполагаются высокие скорости и экстремальное вождение.

Отличие тосола от антифриза

Бесспорные факты:

  • базовая основа — этилен и соединение гликоля с пропиленом;
  • точка закипания — тосолы = +105, антифризы= +125 градусов;
  • вязкость вещества — тосолы менее вязкие и менее текучие, чем антифризы;
  • классовая принадлежность — тосолы имеют всегда цифру 11, антифризы — 12; 12+ и 13;
  • порог службы тосола составляет 2 — 3 года или же 50 — 70 тысяч километров, антифризы рассчитаны на пробег в 250 000 километров, что составляет примерно 5 лет;
  • защита от коррозии — тосолы образуют плотную пленку повсеместно, антифризы доставляют присадку на место проблемы, где активно устраняют ее;
  • принятые мировым сообществом красители для тосолов обозначены, как синий и зеленый, иногда особо адаптированные жидкости могут иметь желтый цвет, антифризы принято окрашивать в красный цвет (G-12 и G-12+), в оранжевый G-13.

Последний момент очень условный и напрямую зависит от производителя охлаждающей жидкости, поэтому ориентироваться необходимо на состав соединения, а не на расцветку.

Vitalert › Блог › Тосол и антифриз. В чём разница?

Устал читать смешные мысли по поводу антифризов, тосолов и их цветов. Продавцы сего продукта тоже не знают, что продают и почему, поэтому решил написать разъяснение на эту тему, чтобы расставить все точки над «i».

Начнём с названий – Тосол и Антифриз.

По сути, ранее это было одно и то же. У нас, в бывшем союзе, антифриз выпускался под названием «Тосол», также было название «Лена», «Сибирь» и другие. Всё это антифризы или просто охлаждающая жидкость (ОЖ). Но так как в союзе кроме антифриза «Тосол» ничего другого не было, поэтому слово Тосол стало нарицательным и производители давно начали писать на канистрах просто слово «Тосол».
Теперь давайте забудем о слове Тосол и Антифриз и назовем это всё охлаждающей жидкостью и начнём рассматривать её состав.

Охлаждающие жидкости на данный момент есть 4-х классов. И чтобы понять, что залито в канистре у продавца ищите маркировку такого вида: G11, G12, G12+, G13. Именно по этой маркировке можно понять, что залито в канистре и что вам нужно. Но никак не по названию «Антифриз» и тем более по цвету. Запомните, цвет не имеет значения, так как это не присадка и к составу имеет косвенное отношение – это всего лишь краситель, от которого зависит цвет жидкости, а не её возможности. Поэтому разные производители могут выпускать ОЖ любого цвета, который пожелает заказчик. А заказчик (например автопроизводитель) может заказывать определенный цвет постоянно.

Подробнее о маркировках, то есть о главном.

Класс G11.
Антифризы с маркировкой G11 это антифризы на основе силикатов, неорганических присадок. Применялись для автомобилей до 96 года выпуска. И теперь главное – этот же состав имеет и Тосол! Поэтому запомните, охлаждающие жидкости Тосол и Антифриз марки G11 – это ОДНО И ТО ЖЕ!

G11 антифризы (Тосол) рассчитаны на старые автомобили с большим объёмом охлаждающей системы. Они создают по всей охлаждающей системе защитную пленку, которая защищает детали от коррозии, но у этой защиты есть недостаток – эта защитная пленка понижает теплопроводность. Поэтому в современном автомобиле с тонкими каналами охлаждающей системы G11 не подходит, т.к. ухудшается охлаждение двигателя. К тому же температура закипания антифриза G11 составляет 105 градусов. Максимальный срок службы таких ОЖ 2-3 года или до 50-80 тыс. км. пробега.

Класс G12.
Антифризы G12 имеют совершенно другой состав присадок, чем у G11 (Тосола) — это карбоксилатные органические соединения. Применяется на высокооборотистых, теплонагруженных автомобилях. Температура закипания – 115-120 градусов. G12 не создают защитную пленку по всей системе, а действуют только на очаги возможной коррозии. Поэтому теплопроводность у антифризов G12 выше, чем у G11. Срок службы у G12 – 5 лет либо 250 тыс. км. пробега.

Класс G12+.
Антифризы G12+ немногим отличаются от G12, тот же карбоксилатный органический антифриз. Можно сказать, это следующее поколение после G12, применяется на современных автомобилях. Метод работы и срок службы аналогичен G12.

Класс G13.
Антифризы G13 – самое новое поколение ОЖ, в основе её лежит уже не этиленгликоль как у G11, G12, G12+, а пропиленгликоль. Этот антифриз менее ядовитый, быстрее разлагается, т.е. меньше вреда наносит окружающей среде при утилизации или утечке, но и более дорогой. Применяется для форсированных двигателей. Двигателей спортивных автомобилей, мотоциклов, т.е. для двигателей работающих в экстремальных режимах. Говорят в станах СНГ его ещё не делают (на момент написания данной статьи (2014 год)) по причине дороговизны, но в продаже я его уже видел, правда, не обратил внимания на производителя.

Про смешиваемость.
Несмотря на то, что классы G11, G12, G12+ имеют в составе этиленгликоль, но разные производители используют разные типы присадок. Поэтому, все же не рекомендовал бы смешивать даже G12 и G12+. И тем более нельзя смешивать G11 и G12 – пойдет процесс свертывания в результате которого может появится осадок в виде хлопьев. Единственное, что если в дороге у вас случится ЧП и ничего под рукой или в ближайшем магазине не будет, то можно смешать G12 и G12+, а также G11 и G12+, но ни в коем случае нельзя мешать G11 и G12! И при первой возможности ремонтируйте машину, сливайте намешаное, промывайте несколько раз систему водой и потом уже заливайте свежий антифриз. Также, если хотите перейти с одного класса антифриза на другой, то также делайте промывку системы перед заменой. Как промывал систему я, есть запись в моём БЖ — www.drive2.ru/l/3459189/.

Преждевременная замена.
Ну и напоследок. Если по паспорту антифриза вы еще не проехали по времени срок его службы, но он сильно изменил свой цвет, либо обесцветился, либо стал темным – это значит, что он потерял свои защитные свойства и его нужно заменить. Поэтому не гоняйте на современных антифризах до беспамятства, заглядывайте иногда в расширительный бачок и обращайте внимание на цвет охлаждающей жидкости.
Вроде все упомянул. Если знающим (действительно) людям есть что добавить, поправляйте.

Дополнения от пользователей:
ZDS июль, 2018
Понимаю, что топику уже 4 года, но всё же…
G11, G12 — это европейская классификация предложенная Фольксвагеном, в Америке и Азии её не придерживаются — там свои стандарты. Так в Японии G11 соответствует Long Life Coolant (LLC), а G12+ — Super Grade Coolant (SGC) или SUPER LLC. А проще всего смотреть по сроку замены — 2 года — G11 и ниже, 4 и более — G12 и выше. Причём состав может быть самый разный, так LLC TCL вполне себе карбоксилатный, но до G12 недотягивает (2 года), но у них же есть Power Coolant (соответствует SuperLLC, что примерно равно G12++). Кстати, ещё бывают безводные от Evans

Чем отличается тосол от антифриза?

Антифриз или тосол? Какую охлаждающую жидкость необходимо, или рекомендуется использовать в автомобиле? Какая разница между антифризом и тосолом и есть ли преимущества у одной жидкости перед своим непосредственным визави? Стоит еще добавить сюда один насущный вопрос: можно ли их смешивать и чем это грозит? Надо разобраться.

Вопрос возник не на пустом месте, потому как многие водители понятия не имеют, какие различия между химическими соединениями. Более того, большинство автомобилистов крайне далеки от понятия «обслуживающие жидкости» и идут на поводу маркетинга, советов «профессионалов» и бывалых водителей с многолетним стажем кручения баранки. В этой статье постараемся ответить на вопрос, в чем разница между тосолом и антифризом.

Ключевые различия

Прежде, чем углубляться в особенности продуктов, выясним основные особенности каждого.

Антифриз – охлаждающая жидкость, оберегающая двигатель от перегрева. Сам термин «антифриз» несет международное значение. Это общее понятие, подходящее для всех веществ подобного типа.

Тосол – одна из разновидностей, разработанная отечественными специалистами для внутреннего рынка. По своим свойствам ничем не отличается и охлаждает как антифриз.

Аббревиатура «Тосол» имеет 2 части:

  • ТОС – технология органического синтеза;
  • ОЛ – группа спиртов, входящих в состав продукта.

Разработка проходила НИИ органической химии в далеком уже 1971 году. Примечателен факт, что название «ТОСОЛ» никто не удосужился запатентовать, поэтому производители с успехом эксплуатируют «бренд» в своих нуждах. Второй момент: ни одна компания не соответствует стандартам, принятым в процессе разработки эталонной жидкости. Плохо ли это? На самом деле нет, потому как каждый изготовитель придумывает собственный рецепт, привнося в соединения новые компоненты. Главное в этом деле – приобрести жидкость от проверенного бренда, а не гнаться за первым попавшимся тосолом.

Классификация антифризов

Как антифриз отличается друг от друга? Существует 3 основных типа жидкости:

  • минеральные (G11);
  • органические (G12);
  • лобридные (G12++, G13).

Тосол, как таковой, принадлежит к группе G11. Эксплуатационный срок составляет около 2 лет или 50 000 км пробега автомобиля. Органика (G12) прослужит до 5 лет (250 000 км). Лобридные (G12++ и G13) альтернативы по своей сути «доноры», поскольку отлично сочетаются с первыми двумя категориями.

Химическая проверка состава

В чем разница между тосолом и антифризом? Тосол широко используют в отечественном автопроме. Основа у охладителей идентична, а вот плотность – совершенно разная. Поэтому отличить антифриз от тосола можно только специальным ареометром. Дополнительно используют целый ряд параметров:

  • температура замерзания;
  • температура кипения;
  • свойства смазки;
  • свойства предотвращения коррозии.

В продаже имеется несколько цветов жидкости:

Поскольку мы разобрались, чем отличается тосол от антифриза, переходим к следующему вопросу.

Что лучше использовать для автомобиля?

Выбирать жидкость следует исходя из особенностей двигателя автомобиля. Начнем с того, что в основе мотора может быть алюминий и его сплавы, или же медь с латунью. На основании этого используем следующие параметры:

  • красный – подходит для медных и латунных радиаторов;
  • зеленый – используется для алюминиевых теплообменников.

Тосол применяется исключительно для отечественного рынка колесной техники. Особенно полезным он будет для чугунных агрегатов.

С другой стороны, ответ вам даст паспорт собственной машины. В спецификациях обслуживания написано, какой именно раствор предпочтителен для того или иного двигателя. Если указана марка – приобретайте исключительно этот продукт, или ищите аналоги, основу которых не отличить от эталонной.

Не нужно забывать и о периодической замене охлаждающей жидкости.

Можно ли смешивать разные жидкости?

Еще один «народный вопрос» состоит в следующем: что будет, если смешать тосол с антифризом? Родился он не на пустом месте. Более того, у многих автовладельцев имеется несколько канистр с жидкостями разного состава. Вполне закономерный вопрос напрашивается сам собой: если и то и другое охлаждает радиатор, то почему бы все не совместить?

Разбираемся. Отличия антифриза от тосола не велики, но есть несколько факторов. Первый – ГОСТ. Согласно стандарту, ни одна жидкость не должна иметь в составе механических компонентов. Состав исключительно однородный и прозрачный. Разные классы антифризов вполне могут обладать одинаковой цветовой гаммой, но химический состав при этом отличается кардинально. Смешивание даже идентичных охладителей разных изготовителей чревато появлением взвесей и твердых частиц.

Второй – химический состав. Минеральная и синтетическая основа при смешивании гарантировано «производят» мутный осадок, оседающий на стенках радиатора. Накапливание приводит к тому, что последний забивается, помпа не может нормально работать, а двигатель попросту кипит.

Третий – производитель. Можно мешать антифризы одинаковой категории от разных брендов, но это чревато. Да, их характеристики температуры замерзания и кипения могут быть идентичны, но нагрев жидкости наверняка вызовет реакцию, при которой образуются мельчайшие твердые частицы, разрушающие радиатор и помпу через время. Гарантировать бесперебойную работу двигателя никто не возьмется, как и прогнозировать последствия.

Ликвидация последствий

Если вы все же смешивали жидкости, пусть и одной категории, а может и неоднократно, то стоит придерживаться элементарных мер безопасности. Да, придется повозиться с мотором, зато можно быть уверенным в его исправности. Стоит проводить периодическую промывку радиатора и всех сопутствующих систем охлаждения.

Опыт показывает, что смешивать антифриз можно, но «донор» должен быть максимально качественным. Под эту категорию подходит только класс G12++. Если вы не уверены в том, какая жидкость используется в автомобиле, а уровень упал до критической отметки, покупайте только универсальный вариант. Но в любом случае, забывать про внутреннее устройство радиатора не стоит.

Ссылка на основную публикацию