Регулировка сабвуфера

Настройка сабвуфера домашней аудио системы

Если вы приобрели сабвуфер, значит вы любитель басов. Но чтобы получать качественные басы, мало купить сабвуфер, нужно еще уметь его правильно настроить. Как раз об этом мы сегодня с вами и поговорим.

Для начала нужно определиться с правильным местом для сабвуфера. На самом деле сабвуфер не имеет направленного звука, но неправильно подобранное для него место может значительно снизить басы. Большинство людей устанавливают сабвуферы в углу, так как от этого получается громкий бас. На самом деле они правы, но чтобы получить правильный бас, лучше установить сабвуфер в другом месте.

Если на вашем сабвуфере маленькие динамики, то лучше всего его установить между левой и правой передней колонками на расстоянии около метра впереди них. Если вы думаете, что от месторасположения сабвуфера не зависит качество басов, то советуем вам провести эксперимент. Вставьте компакт-диск, на котором имеются записи с глубокими басами, и переставляйте сабвуфер во все места, где бы вы могли его установить. После этого вы точно заметите, что в разных местах сабвуфер звучит по-разному. А как понять, что сабвуфер выдает правильные басы? Это очень просто. Нужно поймать тот момент, когда низкие частоты сабвуфера на верхней части будут сочетаться со средними частотами колонок. Не будем скрывать, есть такие комнаты, где это сделать просто невозможно, так как куда бы вы не поставили сабвуфер, басы звучат не четко.

Но и от такого безобразия мы знаем как избавиться. Попробуйте сделать в этой комнате перестановку, то есть поставьте сабвуфер на место кресла или чего-нибудь в этом роде. Если и это не приносит нужного результата, то вам стоит установить сабвуфер поближе к дивану или креслу, или к любой другой мебели. Что-то из этого обязательно должно сработать.

Если у вас маленькие колонки или маленький сабвуфер, то вам придется немного повозиться, чтобы получать качественный звук. Рассмотрите внимательнее свой ресивер, и вы увидите множество разъемов. На самом деле этих разъемов очень много, но вам потребуется только один, на котором написано SUB IN, LFE, Direct или Bypass.

Для того чтобы подключиться к этому разъему вам потребуется шнур, а точнее кабель. Такие кабеля вы можете купить в магазинах электроники или бытовой техники, главное правильно объяснить, для чего вам нужен кабель. Кабель нужно брать такой длины, чтобы он дотягивался от ресивера до сабвуфера, и при этом был еще немного запас кабеля. Для этого вам потребуется, всего лишь на всего измерить это расстояние, при необходимости нужно учитывать такие препятствия, как дверные проемы и так далее. Если после приобретения кабеля, вы обнаружили, что он не той длины, которую вы просили, то можете смело вернуть его в магазин, и попросить взамен кабель нужной вам длины.

После того, как вы соединили ресивер с сабвуфером, необходимо регулятор частот поставить на самое большое значение. В ресивер встроена система, которая сама подает необходимые частоты в нужные места. То есть средние и высокие частоты она будет распределять по колонкам, а низкие отдавать сабвуферу, то есть необходимые нам басы.

В меню ресивера есть специальные регуляторы, которые регулируют диапазон частот, которые выдают колонки. В зависимости от модели ресивера, диапазон частот может быть разным. Для того чтобы точно знать на какой диапазон настроить частоты, возьмите книжку по эксплуатации вашего сабвуфера и колонок. Но если, прочитав руководство по эксплуатации, вы ничего не поняли, то мы постараемся вам помочь. Маленькие колонки, размер динамиков на которых равен от 2 до 3 дюймов, диапазон частот следует устанавливать от 150 герц до 200 герц. Для колонок со средними динамиками от 4 до 5 дюймов, установите диапазон 80 герц или 100. Если колонки большие и устанавливаются на полу или полках, то лучше всего использовать диапазон от 60 до 80 герц.

Бывают еще колонки, очень большие, размер динамиков их равен 8 дюймам, то вы можете обойтись вообще без настроек частот, указав в меню ресивера, что у вас большие колонки. Но советуем вам все-таки прибегать к настройкам частот, так как от этого будут лучше звучать все колонки.

Еще один параметр, по которому настраивают сабвуфер, является фаза. Для чего нужна фаза. Правильно настроенная фаза делает так, что движение динамиков в колонках и сабвуфере совпадают, от этого сильно повышается качество звучания. Чтобы правильно установить фазу, поставьте диск с большим количеством басов, послушайте его в течение пары минут, затем попросите кого-нибудь, чтобы он крутил регулятор фазы от положения 0 до 180 и обратно, и так до тех пор, пока вы не поймете, при каком положении регулятора вы слышите больше басов. Не нервничайте, если вы это не сможете определить после первой композиции. Наберитесь терпения, так как для этого вам, возможно, придется прослушать несколько композиций. Если, не смотря на все усилия, вы не смогли определить в каком положении регулятора фазы, басы слышны в большем количестве, то лучше всего оставить регулятор в положении 0.

На панели сабвуфера вы найдете регулятор громкости сабвуфера. При этом уровень громкости сабвуфера вы должны подобрать таким образом, чтобы он соответствовал уровню громкости колонок. В этом случае лучше всего регулировать громкость на слух, так как все зависит от того, любите ли вы постоянные басы, либо хотите их слышать для улучшения звучания спецэффектов. Уровень басов труднее регулировать на СD дисках, чем на DVD.

Если после всех этих манипуляций вы не пришли к тому, что добились нужного звучания, и при этом окончательно запутались, советуем вам сделать автоматическую настройку ресивера. И тогда вы придете к тому с чего начинали. Теперь немного передохнув, можете смириться со звучанием при автоматической настройке, либо попытаться настроить качественный бас снова. В любом случае, желаем вам только качественного звучания.

Как настроить сабвуфер автомобиля под ваши музыкальные вкусы

Задача автомобильного сабвуфера — качественное воспроизведение низких частот. Именно эта часть акустической системы отвечает за «качающие» басы. Однако для достижения нужного результата мало купить хороший сабвуфер в машину — надо правильно его настроить, а для этого придётся уделить внимание огромному количеству нюансов.

Зачем нужно настраивать сабвуфер

Прежде всего настройка акустики необходима для усиления требуемых частот и увеличения «драйва» музыки. Теоретически без этого процесса можно обойтись, используя заводские пресеты (т. е. настройки). Однако их качество устраивает далеко не всех. Во-первых, на заводе не учитывают особенности салона вашей машины. Во-вторых, производители аппаратуры совершенно не в курсе ваших музыкальных предпочтений.

Многие владельцы автомобилей считают, что наличие большого и мощного савбуфера гарантирует отличное качество звучания музыки

Готовим технику к регулировке

Сначала надо уделить внимание процессу установки техники в автомобиле. Подходящее место выбирается в зависимости от того, какой сабвуфер используется — активный или пассивный.

Как отрегулировать активный савбуфер

Активный вариант акустики состоит из двух корпусов. В одном располагается усилитель, в другом — основное приспособление. Устанавливать такую технику относительно просто. Основной компонент чаще всего ставят под водительским сиденьем, поскольку эту место расположено недалеко от аккумулятора — не придётся возиться с проводами. Однако это несколько приглушит звучание басов, да и возникающая в некоторых моментах вибрация нравится не всем.

Активный сабвуфер прост в установке, но требует тщательной настройки

Также можно разместить компонент в заднем сиденье или на специальной полке. Это даст возможность лучше распределять звук по салону, но нужно будет использовать несколько проводов. Возьмите два провода: узкий и широкий. Соедините их с клеммами акустической техники. Широкий провод надо прикрепить к клемме «+» на АКБ, а узкий — с магнитолой.

Большинство моделей активной техники оснащается относительно слабым басовым усилителем. Добиться нормального звука можно лишь при прослушивании на небольшой громкости. Её увеличение приводит к появлению хрипов и других искажений. Чтобы этого не было, уделите особое внимание настройке.

Как настроить пассивную акустику

Пассивные сабвуферы не имеют встроенного усилителя, но его можно подключить отдельно. Только следите за тем, чтобы мощность основного компонента была меньше, чем мощность усилителя, иначе он перегреется!

Пассивный сабвуфер популярен у большинства водителей-меломанов

Выбираем музыку для настройки

На этапе подбора подходящих треков можно действовать двумя методами:

  • купить специальный диск (он продаётся во многих автомагазинах). На него записаны композиции с разными инструментами, с помощью которых можно определить недочёты отдельных компонентов акустической системы;
  • использовать обычную музыку. Выбирайте композиции, в которых хорошо записан бас. Однако он не должен быть электронным! Нужны только «живые» инструменты — бас-гитара, контрабас и т. д. Проигрывайте композиции на невысокой громкости, чтобы исключить вероятность повреждения техники.

Для правильной настройки савбуфера выбирайте треки с «живой» музыкой, где присутствуют качественные басы

Как правильно регулировать параметры настройки

Важно учесть личные предпочтения водителя. В целом настройки зависят от того, какую музыку вы слушаете.

  • Поклонникам рэпа, хип-хопа и дабстепа часто нравится «глубокий» бас, который заставляет все тело вибрировать. Чтобы его получить, надо установить звук на уровень около 30–50 Гц. Кстати, эти жанры — пожалуй, единственные, где вообще используются такие низкие звуки.
  • Если вы предпочитаете инструментальную музыку, то минимальный уровень частот будет составлять 40 Гц. Ниже — просто не нужно. Более того, если настроить басы слишком низко, контрабас и бас-гитара потеряют обертоны, а значит, звук станет «искусственным», словно «электронным».
  • Поклонникам «клубной» музыки («хаус», «транс») тоже не требуются слишком низкие частоты. Для воспроизведения драм-машин требуется область от 40 до 100 Гц.

Важно согласовать сабвуфер с мидбасом, иначе низкие частоты потеряют эмоциональность. Это вредно и для «живых» инструментов, и для электронной музыки.

С переключателями савбуфера BASS и LPF вам нужно будет экспериментировать

Нюансы настройки акустической системы автомобиля

Итак, приступаем к настройке. Процесс выполняется в несколько этапов:

  • Включение фильтра нижних частот. Это делается для минимизации высоких и средних частот, чтобы слышались только басы. Для этого в технике имеется частотный фильтр. Он обычно называется «ФНЧ», Low Pass Filter, LPF или LF. Компонент может находиться на магнитоле, усилителе или сразу на обоих местах.
  • Предварительная настройка частоты и громкости. Найдите регулятор, который отвечает за частоту фильтра. На усилителях он часто имеет округлую форму и снабжается надписью Frequency. Необходимо установить показатель на 80 Гц. Благодаря этому усиливаться будут только нижние частоты, а остальные начнут воспроизводиться в сильно ослабленном виде. Также найдите переключатель чувствительности. Он сопровождается надписью Level или Gain. Установите громкость сабвуфера относительно остальных динамиков. Только не ставьте слишком высокий показатель, иначе бас лишится «естественности» звучания.
  • Выбор полярности включения. Некоторые считают, что при подключении динамиков надо строго соблюдать полярность. Это не совсем так. От того, как были подключены компоненты, зависит только то, в какую сторону будет двигаться диффузор динамика, что влияет на звучание. Чтобы настроить параметр, включите музыку, в которой низкие частоты обеспечиваются хорошо различимыми инструментами. Выберите вариант подключения, при котором звук из сабвуфера практически не будет отличаться от звучания основных компонентов акустики. Обязательно проверьте, как чувствуется музыка на задних и передних сиденьях. Кстати, все это надо делать с закрытыми дверями! Если вы слышите, что бас доносится только сзади — значит, что-то не так. Если не получается добиться нужного результата, немного уменьшите громкость и попробуйте снова.
  • Регулировка «сабсоника». «Сабсоник» – это подтональный фильтр, который убирает слишком низкие звуки. Это важно, поскольку чересчур мощный бас может повредить компоненты акустической системы. Оптимальный вариант — настроить «сабсоник» примерно на 20 Гц. Если вы любите слушать бас на максимальной громкости, можно увеличить этот показатель до 40 Гц. Особенно важно уделять внимание этому параметру, если вы используете сабвуфер с фазоинвертором.
  • Настройка сабвуфера в сочетании с динамиками средних басов. Снова регулируем фильтр нижних частот и громкость. Ориентируемся на свои вкусы. Например, любителям «мягкого» баса рекомендуется уменьшить показатель на фильтре и повысить громкость. Поклонникам «жёсткого» баса понравится увеличение частоты фильтра.

«Cабсоник» отвечает за сохранность ваших динамиков

Видео: подробнее о настройке характеристик звучания

Как не допустить распространённых ошибок

Многие владельцы авто считают, что если диффузор активно движется и чуть ли не «выпрыгивает» из динамика, то это свидетельствует о правильной настройке басов. На самом деле всё совсем не так. Это значит, что у вас имеются проблемы с настройкой фильтра низких частот. Если его отрегулировать, звучание станет намного более чётким и «упругим», пропадёт гудение.

Ещё одна ошибка — расположение овальных динамиков и сабвуфера в задней части машины. В этом вопросе важно не переусердствовать. Овальные динамики и сами по себе издают довольно низкие звуки, так что если расположить их рядом с сабвуфером, вы сильно потеряете в «сочности» басов.

Не настраивайте савбуфер таким образом, что слушать музыку в машине будет вредно для здоровья

Трудно дать универсальную инструкцию по регулировке акустической системы авто — все слишком сильно зависит от личных предпочтений. Однако, следуя вышеизложенным правилам, вы добьётесь хорошего звучания и уже потом сможете настроить акустику своими руками под индивидуальные требования.

Настройка сабвуфера в авто

Автомобильные аудиосистемы — это целая наука, постичь которую невозможно то ли в силу ограниченности знаний в электроакустике и радиотехнике, а иногда и просто по причине отсутствия элементарного музыкального слуха. Как бы там ни было, есть некоторые общие рекомендации и приемы относительно настройки аудиосистем. О некоторых из них сегодня мы узнаем больше.

Содержание:

Настройка усилителя и сабвуфера: зачем, как и чем

Мы не станем вникать в электротехнические подробности устройства автозвука, то есть его компонентов: усилителя, источника сигнала, типа проводников и клемм, характеристик эквалайзера и схем расположения динамиков в кузове автомобиля. Давайте договоримся, что большинство из нас представляет устройство автомобильного усилителя как-то так.

И на основе этих глубоких знаний мы будем настраивать аппаратуру. А ведь для того чтобы получить удовольствие от музыки в салоне автомобиля, совсем необязательно знать, сколько витков и какой проволоки должно быть в фильтре низких частот или что происходит с электрическим сигналом на частоте 40 Гц. Не нужно это все нам. Мы хотим получать удовольствие от музыки и правильно установить все параметры так, чтобы настройка сабвуфера в авто была только завершающим полирующим штрихом в эпопее настройки. Нажимаем кнопку ON, давай, фиолетовый, заряжай.

Бас и сабвуфер, как основа любой человеческой музыки

Даже, извините, блатные песни, которые скрашивают наши минуты поездок в маршрутках и почему-то называются шансоном, даже этот мусор не может отказаться от законов естественного звучания. А нормально воспринимается музыка только в полном, слышимом нашим ухом в меру дара природы, спектре частот. Ручек и переключателей мы установили много. Слишком много, чтобы без определенной базы знаний взять, и быстренько настроить сабвуфер идеально.

Наше ухо может улавливать частоты от 25 до 18 000 Гц. Это огромный диапазон и задача у всей аудиосистемы довольно сложная. За низкие частоты отвечает сабвуфер, его работа — это диапазон от 25 до 160 Гц. Дальше — пока не наше дело. Средние и верхние частоты пролезут везде, только отбавляй, особенно противная нижняя середина — это 950 — 1200 Гц. На этой частоте водитель объявляет остановки в троллейбусе. Отдельно от музыкального контекста сабвуфер настроить невозможно. Если оставить включенным только его, мы услышим невнятный бубнеж, совсем не напоминающий музыку, а вызывающий ассоциации с фильмом про звездные войны.

Треки для настройки сабвуфера

Звук для настройки сабвуфера — это не звук тонгенератора. Мы не слушаем музыку осциллографом, а ушами. Поэтому и звучание сабвуфера должно проверяться исключительно в контексте. Независимо от того, какого стиля музыка будет чаще звучать в салоне автомобиля, есть четкие понятия о полезных низах и низах паразитных, которые можно смело вырезать из музыкального меню, ничем не жертвуя.

К примеру, вся клубная музыка , хип-хоп, дабстеп и прочие новые стили и направления электронной музыки, часто, но не всегда, используют частоты в диапазоне 30 Гц. Это неестественная частота и она воспринимается больше на физиологическом уровне. В этих частотах отсутствует информативность и ни один настоящий, даже электронный музыкальный инструмент не воспроизводит эти частоты. Учитывая все это, можно сделать вывод, что настроив сабвуфер под живые инструменты, любой трек будет звучать отменно.

Настройки сабвуфера и магнитолы с усилителем

Если сабвуфер активного типа, надо на его усилителе отрубить все другие частоты, оставив только низ. Делается это просто — включается фильтр низких частот. Скорее всего, он есть на усилителе, есть он и на магнитоле. LP (low pass) оставит только низ, а все, что выше срежет.

Усилитель должен иметь регулятор низких частот — это обычный переменный резистор, при помощи которого надо выбрать частоту, усредненную для низов, скажем, 75-85 Гц. Вот и все. Теперь те частоты, которые нас не интересуют пока, не будут вмешиваться в работу саба. Далее, на усилителе или на магнитоле должны быть регуляторы громкости частот. Это важный этап, потому что низа не должны перекрыть по громкости весь остальной диапазон.

Полярность динамиков и настройки порта

А здесь может ждать подвох. Если при подключении динамиков кто-то прохлопал их полярность и подключил в противофазе, то тогда слитного звучания всей аудиосистемы добиться не получится. Есть два варианта определения фазировки подключения саба:

  1. Садимся на переднее сиденье, запускаем хороший и бодрый трек, только не в мр3, конечно, а в нормальном аудиоформате с компакт-диска. Иначе весь смысл настройки теряется. Внимательно слушаем, как поет Людмила Зыкина или Курт Кобейн — если низа запаздывают, теряются в контексте и увеличение сигнала НЧ ничего толком не дает, 100%, что динамики сабвуфера подключены в противофазе.
  2. Более простой способ, для физиков, а не для лириков. Если при включении питания динамик сабвуфера подвинется от катушки, по направлению к слушателю, значит, полярность правильная. Если в обратную — меняем полярность.

Поменять полярность можно как на порте, так и на самом динамике, если не лень разбирать сабвуфер. На модных портах есть специальная регулировка для смены, сдвига фаз. Она позволяет откорректировать фазу так, чтобы плотность звучания была идеальной. Как правило корректор фаз может работать от 0 до 180 градусов, что соответствует физическому изменению полярности.

В заключении, стоит сказать, что это только самые поверхностные, начальные знания, для того чтобы настроить сабвуфер в автомобиле. Можно применять стандартные настройки на компьютере, но никто не даст гарантии того, что машина сможет вычислить, что для вас хорошо, а что шансон. Поэтому, дальнейшая настройка проводится в порядке строго индивидуального восприятия.

Слушайте хорошую музыку, она поможет переносить не только прелести наших дорог, но подарит заряд эмоций на весь день. Правильных всем частот и удачи на дорогах!

studioatmosfera

studioatmosfera

Однако, следует уточнить, что и большинство брендовых Hi – Fi сабвуферов можно смело причислить к категории дров, так как делаются они по остаточному принципу. Производители акустики считают, что сабвуфер – некое необходимое звено, чтобы был комплект 5.1, и его задача состоит в озвучивании специальной дорожки фильма, а к музыке он отношения не имеет. Потому и получается, что главное в сабвуфере: дизайн, размеры и громкость, а на качестве звучания никто не заморачивается. Если на взрывах в фильме диван подпрыгнул – значит хороший сабвуфер.

Все жилые помещения, с точки зрения влияния на звучание АС, уникальны. Комнатные моды вносят сильную неравномерность на низких частотах и один из критериев расстановки АС в помещении как раз и сводится к минимизации влияния призвуков комнаты. При этом зачастую приходится уменьшать звуковое давление на низких частотах, путем расстановки акустики. Вполне логично предположить, что для компенсации НЧ составляющей и нужно применить сабвуфер, только как его применить, если большинство сабвуферов на рынке – бубнелки?!

Второе назначение сабвуфера – расширение низкочастотного диапазона фронтальной акустики. Ведь в среднем акустика реально играет не ниже 40-45 Гц, а полочная и того выше. И мы снова натыкаемся на проблему «бубнелок»: их частотный диапазон практически такой же, как у фронтальной акустики и добавить инфраниза не получится.

Мы пришли к очевидному выводу: если Вы хотите приобрести действительно хороший сабвуфер, который будет играть ниже акустики и не отставать от нее в музыкальном плане, то нужно обратить внимание прежде всего на продукцию фирм, которые на сабвуферах «собаку съели». Это: Rel , MJ Acoustics , M & K , Velodyne и несколько других. Из брендовых сабвуферов сильно выделяются модели System Audio SubElectro 175 и 200. Они играют, может, не так низко, как хотелось бы, зато очень динамичны и ни в чем не уступают фронтальной паре. Лучший сабвуфер на мой взгляд – элитный SW -1 S Александра Клячина. Он не рекордсмен по звуковому давлению, но со своей задачей справляется на 110%!

Сабвуфер подбирается, исходя из размеров комнаты, предпочтений по громкости и по назначению (кино и музыка или только кино). Иногда оправдано применение двух сабвуферов, вместо одного, для более равномерного заполнения комнаты басом. В любом случае, выбор очень сложен и легко ошибиться. Только грамотный инсталлятор, который отслушал десятки моделей в реальном жилом помещении, а не в комнате прослушивания, сможет посоветовать Вам несколько вариантов.

И вот мечта сбылась: Вы стали счастливым обладателем заветного ящика. Приносите домой, подключаете и… Бас играет отдельно от АС, получается так называемый «двойной удар»; вместо фундаментальной НЧ поддержки Вы слышите бубнение и гул. Это означает, что сабвуфер настроен не правильно.

Длина волны на низких частотах сопоставима с размерами комнаты, поэтому движение сабвуфера на полметра вправо или влево будет ощутимо смещать общую звуковую картину в точке прослушивания. Опытный инсталлятор может настраивать один сабвуфер больше суток, а новичку это практически не под силу.

Дадим некоторые рекомендации по порядку настройки сабвуфера в комнате прослушивания. Запаситесь музыкой, насыщенной НЧ и не планируйте на этот день больше ничего. Также Вам понадобятся длинные акустические провода и удлинитель питания, чтобы двигать сабвуфер по комнате. Следуйте примерно следующему порядку действий:

  1. Подключите сабвуфер по высокоамплитудным входам. Это означает, что подключить нужно акустическими проводами в те же клеммы усилителя, что и акустика. Соблюдайте направленность и полярность акустических проводов. В розетку сабвуфер необходимо подключить В ФАЗЕ.
  2. Низкие частоты концентрируются у стен, поэтому чем ближе сабвуфер будет к капитальной стене, тем выше его КПД. Но, возможно, КПД придется пожертвовать ради более четкого и артикулированного баса.
  3. Идеально настроенный сабвуфер не позиционируется и вообще никак не выдает себя в системе. Создается впечатление, что это именно акустика играет так мощно и глубоко.
  4. Не переборщите с громкостью. Очень важно соблюсти баланс между верхним басом и нижним. Если верхнего баса будет больше, то звучание будет более заводное, но не такое взрослое, как хотелось бы. Не будет ощущения фундаментальности и зубодробильности. При избытке нижнего баса, звучание становится слишком тяжелым, как будто замедляется. Создается ощущение, что музыканты играют с похмелья и им с трудом дается каждая нота.

5. Необходимо выбрать место установки. Наиболее характерные места, где сабвуфер часто играет оптимально, являются:

· У правой колонки

· Справа от места прослушивания

· В углу за правой колонкой

· За диваном по центру комнаты

Это не означает, что именно в этих местах необходимо пробовать, а в других нет. Я привожу лишь общие рекомендации с чего желательно начать.

6. Установив сабвуфер в одну из точек, поставьте регулятор среза примерно на середину, а громкость на «9 часов». Включите любимую музыку. Очень важно понять примерный диапазон перекрытия АЧХ сабвуфера и АС. Если Вы хотите добавить верхнего баса, то частоту среза сабвуфера необходимо поднять повыше. Громкость отрегулируйте так, чтобы баланс верхнего и нижнего баса был правильный. Затем попробуйте прослушать с чуть более открытой частоткой и чуть менее. Обратите внимание на изменение звучания – это подскажет Вам в какую сторону крутить регулятор среза дальше. Если никак не получается оптимально настроить регуляторы, то скорее всего это место для установки не подходит. Пробуйте другое.

7. Если Вы хотите лишь расширить частотный диапазон АС, то это сделать немного проще, чем компенсировать влияние комнаты. Поставьте сабвуфер ближе к одной из колонок, а начальное положение регуляторов пусть будет примерно такое же. Включите музыку и «закрывайте» частотку сабвуфера на слух. Послушайте музыку без сабвуфера и с ним на разных дисках. Когда найдете оптимальное положение регулятора среза, тогда уже начинайте точно регулировать уровень. Добейтесь правильного баланса между верхним и нижним басом. Если сабвуфер позиционируется, то есть с закрытыми глазами Вы можете указать на него пальцем или на музыке бас запаздывает, то, не изменяя настроек системы, подвигайте сабвуфер по комнате. Возможно, громкость придется подкорректировать, так как в зависимости от расположения сабвуфера в помещении, его КПД изменяется. Частотку если и придется подкорректировать, то не сильно.

8. Фактически, в каждом новом месте сабвуфер придется настраивать заново. Далеко не факт, что положение регуляторов будет оптимальным на новом месте. Положение стоячих волн определяет пики и провалы баса в помещении на определенных частотах. Сабвуфер может в одном месте гудеть на 60 Гц, а в другом давать подъем на 30 Гц. Если в первом случае это плохо, то во втором это даст «бесплатный» глубокий бас. Например, в нашей комнате прослушивания, благодаря грамотному расположению, АС Александра Клячина R -1 играют без завала 30 Гц, хотя по паспорту играют не ниже 45 Гц.

Итак, подведем итоги. Вы теперь понимаете насколько тяжело настроить сабвуфер. В салонах и комнатах прослушивания далеко не все фирмы заморачиваются такой кропотливой настройкой, так как сабвуферов много и с каждым так не повозишься. Поэтому выбрать сабвуфер очень тяжело. Хороших сабвуферов дешевле 1000 у.е. мне не встречалось, так что они к тому же и не дешевы. Настройка в комнате занимает от нескольких часов но двух-трех суток и многие махают рукой и смиряются с тем, что играет покупка не на все деньги.

Правильно настроенный сабвуфер не является костылем. С ним звучание становится более насыщенным и полноценным. Вы услышите всю музыку по-новому и откроете для себя новые жанры.

Как правильно настроить сабвуфер ?

Как правильно настроить сабвуфер ?

Настройка сабвуфера: размещение и позиционирование
Хотя излучаемая сабвуфером низкочастотная составляющая звука является ненаправленной, не стоит устанавливать саб в любом наиболее удобном на ваш взгляд месте комнаты, так как существует возможность частичной потери качества звучания, за которое вы заплатили.
Поиск в вашей комнате подходящего места для сабвуфера может выявить резкие различия в звучании. Угловое размещения для большинства людей является фактически стандартом, возможно, потому что в этом случае почти всегда удается получить наиболее глубокий бас. Но угловое размещение не может дать наиболее точный бас (и / или плавное сопряжение с остальными колонками).
Сабвуферы с маленькими динамиками (8-дюймов или меньше) лучше установить на расстоянии около метра перед передней левой или правой колонкой. При чрезмерном смещении гораздо сложнее поддерживать иллюзию, что бас исходит из колонок, а не прямо из сабвуфера. Данное замечание вдвойне верно для небольших домашних кинотеатров с сабвуфером в комплекте, располагайте его как можно ближе к фронтальным колонкам. Да, и, когда ищете правильное место для саба, не забывайте добавить уровень громкости, настолько, чтобы четко слышать, что оттуда снизу звучит.
Полезными могут оказаться и некоторые советы по определению места для сабвуфера. При воспроизведении компакт-диска с большим количеством глубоких басов, перемещая сабвуфер, отслеживайте все приемлемые для прослушивания места. Вы будете поражены тем, насколько изменяется звучание в зависимости от расположения саба. В некоторых случаях басы будут грязными, иногда будут звучать громче, а иногда тише. Цель эксперимента состоит в том, чтобы получить оптимальный баланс между глубоким басом, верхней частью воспроизводимого сабвуфером низкочастотного диапазона и средними частотами других колонок. В некоторых помещениях это условие трудно достижимо. По моим наблюдениям, есть “проблемные” помещения, где бас всегда звучит гулко или неясно.
В подобных случаях попробуйте следующий метод. Переместите на другое место ваш диван или кресло, или же попробуйте прослушать сабвуфер в другой комнате. Затем включите музыку или фильм с большим количеством басов и также, перемещая сабвуфер, выберите наиболее удачное для прослушивания место. При перемещении вы отметите, что громкость и четкость баса меняются от места к месту.
Если ничего не помогает, попробуйте установить саб как можно ближе к дивану или креслу. Такое расположение может оказаться весьма удачным.Большие колонки, как правило, проще согласовать с сабвуфером. Труднее небольшие и / или, если в акустической системе маленький сабвуфер. В этом случае для достижения необходимого эффекта может потребоваться более тщательная настройка.

Настройка сабвуфера: подключение и точная настройка
Изображенная на фото задняя панель сабвуфера HSU Research считается довольно типичной. Хотя для новичков в акустике множество разъемов может быть и пугающим. Но в большинстве случаев всего один, подключаемый к входу “SUB IN”, кабель обеспечивает эффективное звучание. На других сабвуферах этот вход может быть помечен как “LFE”, “Direct” или “Bypass”.

Для подключения к входу Sub / LFE вам понадобится длинный соединительный кабель, который можно приобрести в магазинах бытовой электроники. Какой длины должен быть кабель? Измерьте расстояние между A / V ресивером и сабвуфером и не забудьте учесть, при необходимости, дополнительное расстояние для огибания кабелем дверного проема или других препятствий. Если после вскрытия упаковки кабель окажется короче, чем нужно, вы не сможете вернуть его обратно продавцу.
Затем поверните ручку регулятора частотной характеристики (кроссовера) до максимального значения. Будем полагаться лишь на встроенную в A / V ресивер систему частотного деления звукового сигнала. Она должна направить средние и высокие частоты для воспроизведения канальными колонками, а сабвуфер должен будет получить только низкие частоты (басы).
В меню ресивера вы найдете регуляторы для настройки кроссовера, которые определяют полосу воспроизводимых динамиками колонки частот. Некоторые ресиверы имеют расширенный диапазон частот для настройки сабвуфера: от нижней частоты в 40 герц до верхней в 200 Гц. Конкретные рекомендации можно получить из руководства для вашего сабвуфера или колонки. В противном случае для настройки кроссовера можно использовать следующие рекомендации. Для маленьких колонок с 2-х или 3-х дюймовыми НЧ динамиками, попробуйте значения от 150 Гц до 200 Гц, для среднеразмерных динамиков (4 или 5 дюймов) низкая частота опускается до 80 или 100 Гц, а для больших динамиков напольных или полочных колонок попробуйте 60 или 80 Гц.

Если вам довелось стать обладателем больших напольных колонок с 8-ми дюймовым или больше НЧ динамиком, вы можете отметить их в меню как “Большие” колонки, вообще без кроссовера. Но центральная, фронтальные и тыловые колонки, вероятно, будут все же звучать лучше в режиме “Малых” колонок, используя настройки кроссовера, упомянутые в предыдущем абзаце.
Еще один регулятор звучания сабвуфера помечен как “Фаза”. Он необходим, потому что динамики колонок и сабвуфера звучат лучше, когда они работают “в фазе”, то есть диффузоры динамиков перемещаются вперед и назад синхронно. Чтобы проверить верность установки фазы, послушайте в течение примерно минуты музыку с большим количеством басов, затем попросите сидящего возле саба друга изменять положение регулятора фазы. Нужно медленно переводить ручку регулятора к положению 180 градусов, затем обратно и, опять вперед. “Правильная” настройка та, при которой вы услышите больше басов. Может быть, придется послушать несколько записей, прежде чем вы отметите разницу, и при этом, возможно, стоит несколько увеличить уровень громкости. Если вы не заметите никакой разницы между положениями “0” и “180” у регулятора фазы, оставьте его в положение “0”.

Рядом на панели находится регулятор настройки громкости сабвуфера. Очень важно точное соответствие между уровнями громкости сабвуфера, центральной, фронтальных и тыловых колонок, но громкость баса более субъективна. Некоторые люди любят слышать постоянно работающий саб, а другие предпочитают его включение лишь в моменты басовой подпитки спецэффектов при прослушивании музыки и просмотре фильмов. Измеритель уровня звука (например, модель Radio Shack в 33-4050) может оказать большую помощь при установке уровня громкости колонок, но он почти бесполезен для определения верного уровня громкости сабвуфера. В данном случае лучше всего работает метод “на слух”.
Басовая составляющая звука, как правило, достаточно постоянна при прослушивании дисков формата DVD, но у CD дисков басы варьируются более значительно. Прослушав несколько дисков, установите нужную громкость (непосредственно на сабвуфере или на ресивере, в зависимости от того что легче). С DVD дисками можно установить оптимальный уровень громкости через 10 минут или раньше, но с компакт-дисками можно порой провозиться почти целый день.

Автоматические системы настройки звука A / V ресиверов могут хорошо выполнить свою работу с колонками, но большинство из них менее искусны при настройке. На самом деле у большинства ресиверов автоматическая настройка сабвуфера, мягко говоря, не впечатляет. Попробуйте изменить настройки кроссовера, проверьте настройку фазы и уровня громкости. Если изменения вам не понравятся, запустите автоматическую настройку, чтобы вернуться к исходным значениям.

Ссылка на основную публикацию