Резонаторное звучание

Резонаторное звучание

Держи подарок от сайта Muzykantam.net – мини-курс по гитаре

Резонаторы являются основой звукообразование. Как известно, звук зарождается в гортани, а вот звучит он за счет резонаторов. В гортани же он не должен ощущаться.

Если говорить по-простому, то резонаторы голоса – это полости, пустоты, окруженные костными границами, которые как раз и резонируют, создавая вибрацию.

Резонаторами голоса нужно учиться пользоваться. Существуют специальные упражнения для развития и правильного использования резонаторов, о которых мы поговорим позже.

Какие бывают резонаторы голоса?

Резонаторы бывают грудные и головные:

Немного разберем каждый вид резонаторов.

Грудные резонаторы

Грудные резонаторы голоса находятся ниже голосовых складок (связок) и отвечают за то, как звучит наш голос на нижних тонах, то есть на грудных (на грудном регистре, читать “Регистры голоса”).

Грудные резонаторы так и называются, потому что находятся в груди. Когда мы поем обычным грудным голосов, то работают грудные резонаторы. Это можно проверить так: положите руку на грудь во время пения грудным голосом (или просто разговора) – и Вы почувствуете вибрацию в области груди. Это работают грудные резонаторы.

Но это физические ощущения. А настоящий вокалист должен развивать еще и образное мышление во время пения. Так, при грудном пении нужно представлять, что звук рождается в груди и вырывается наружу.

Головные резонаторы

Головные резонаторы находятся уже выше голосовых связок. Они задействованы в работе при пении высоким голосом, головным (фальцетом, смотри “Головной голос. Как петь высокие ноты?”).

Головные резонаторы находятся в голове, поэтому их и называют головными:

  1. Полости носа.
  2. Полости рта.
  3. Полости глотки.

Как проверить работу верхних (головных) резонаторов? Очень просто: попробуйте спеть что-нибудь или сказать головным голосом (фальцетом), при этом положите руку на переносицу – она будет вибрировать.

Опять же, в этом случае вокалисту нужно понимать не только физические ощущения, но также нужно применить воображение. Вокалист должен представлять, что звук проходит через мягкое нёбо – и выходит где-то из задней части головы.

Упражнения для резонаторов

Существуют некоторые упражнения для каждой группы резонаторов (грудных и головных), которые помогут Вам лучше понять их работу, а также развить оные.

Упражнения для грудных резонаторов

  1. Стоим прямо (можно делать упражнение перед зеркалом). Набрав в легкие достаточное количество воздуха, на выдохе мы наклоняемся вперед, при этом на выдохе произносим гласный звук, любой, например “ааа”, “еее”, “ууу”. Можно постоянно менять гласные.
  2. Следующее упражнение точно такое же, как и первое, только на выдохе произносим не гласные, а любое слово на распев. Желательно, чтобы слово было более-менее распевным: “хорошо”, “молоко”, “туруру”.
  3. Наберите воздух, стоя прямо. Сделайте вокальный зевок (зевните, но не до конца – а оставьте поднятым мягкое небо и гортань округленной). Вместе с этим вокальным зевком – на выдохе произносите протяжные гласные звуки (“ууу”, “яяя”, “еее”). При выполнении упражнения положите руку на грудь, чтобы ощущать работу грудных резонаторов.

Упражнения для головных резонаторов

  1. Вдохните через нос – быстро и коротко. На выдохе произносите звук “ммм” с закрытым ртом. Это упражнение называется “мычание“. Необходимо добиваться в этом упражнении того, чтобы Вы чувствовали вибрацию в районе верхней губы и верхних зубов.
  2. Также вдохните носом. На выдохе произносите слова: “бомм”, “домм”, “бимм” и т. д. Последнюю согласную “мм” попробуйте произносить растяжно, в этом и смысл упражнения. Оно похоже на первое – “мычание”. Также нужно добиться вибрации верхней губы и верхних зубов.
  3. Вдохните – на выдохе произносите сначала коротко, а потом протяжно, следующие слоги: “ми-мииии”, “му-муууу”, “мы-мыыыы” и подобные.

Заключение

Если Вы собираетесь всерьез заниматься вокалом, то Вы должны понимать принцип работы таких элементов вокала, как резонаторы голоса.

Тренируйтесь, выполняя упражнения. Кстати, данные упражнения выполняют не только новички, но и опытные вокалисты. Вообще, в вокале – как в любом инструменте – нужна настройка (настройка голоса). А настроить голос помогут только упражнения.

А как Вы думаете, какую роль голосовые резонаторы играют в пении? Пишите в комментариях, удачи!

Резонаторы голоса

К голосовому аппарату относят резонаторы. Что же это такое – «резонаторы голоса»? Резонатор – часть голосового аппарата, который усиливает звук. Если бы не было резонаторов, то мы бы не слышали друг друга.
Певческий звук появляется в том момент, когда воздух, выдыхаемый из легких, прорывается через закрытую голосовую щель, и связки начинают колебаться.

Резонаторы головные и грудные

Звуки, которые издают голосовые связки можно сравнить с камертоном. После удара камертон подносят к уху, чтобы услышать, так как камертон звучит очень тихо. Но если к камертону поднести резонатор, например, стеклянную банку, то звук усилится. Этот пример можно перенести на звучание голоса: связки – камертон, а в роли резонаторов выступают голова и грудная клетка.

Если говорить о человеческом голосе как инструменте, то резонаторы – это полости, окруженные костными границами. Над гортанью находятся полости глотки, рта, носа. В этих полостях происходит резонанс, то есть звук, который появляется в гортани и исходит от голосовых связок, усиливается.

Полости глотки, рта, носа являются как бы продолжением гортани и называются «надставной трубкой». Это так называемые верхние (головные) резонаторы.
Те резонаторы, которые находятся ниже гортани – в грудной клетке — трахея, бронхи — нижние резонаторы (грудные).

Начинающему исполнителю необходимо понимание о природе возникновения и образования звука. Но для понимания нужны знания. Преподаватели вокала должны объяснять эти моменты учащимся. А чтобы объяснить, следует самому иметь представление о процессах формирования звука. Можно долго и безрезультатно требовать от ученика поднять верхнее нёбо при пении. А можно самому разобраться в том, что приподнять можно только мягкое нёбо, и расположено оно дальше, чем твердое нёбо. Почему «мягкое»? Да потому, что на ощупь оно, действительно, мягкое. И оно может принять форму зевка. А твердое нёбо – это кость. И говори, не говори, все равно не приподнимется. И это все нужно объяснять начинающему вокалисту. Объяснять, что от природы может быть очень красивый голос, богатый тембр. Но есть понятие «школа», «вокальная школа». Есть определенные правила, которые нужно знать начинающему вокалисту. И в частности, знать о резонаторах. И не только знать, но уметь ими пользоваться.

Регистры

Резонаторы не только усиливают звук, но и придают голосу определенную окраску – тембр, благодаря чему голоса отличаются друг от друга.
Верхняя часть диапазона нашего голоса связана с использованием головных резонаторов. Благодаря головному резонатору звук становится более полетным и звонким. Нижняя часть диапазона голоса связана с использованием грудных резонаторов, благодаря которым звучание становится более объемным и компактным. В средней части диапазона смешиваются свойства и головного, и грудного резонатора – это средний резонатор.

Регистр — это часть диапазона голоса, звуки которого формируются определенным способом и имеют однородную окраску. А диапазон голоса – это объем звуков от самого нижнего до самого верхнего звука, которые поет исполнитель. Название регистра соответствует резонаторам, которым пользуется певец при пении определенной части диапазона. При пении высоких звуков используются головные резонаторы, и поэтому эта часть диапазона называются головным регистром. Низкие звуки диапазона поются с помощью грудного резонатора, и называются нижним, или грудным регистром. При пении средних звуков диапазона используются одновременно и головные, и грудные резонаторы и происходит смешивание. Это – средний, или смешанный регистр, или, как еще говорят, «микстовый» (у женских голосов).

Формирование звука

Звук зарождается в гортани, но формируется в резонаторных полостях благодаря форме ротоглоточного канала и резонированию глотки и ротовой полости. То есть, чтобы появившийся звук превратился в различные гласные, которые мы сможем различить на слух, резонирующие полости должны принять определенную форму, соответствующую каждому гласному.
Носовая полость не меняется по форме, и резонанс, то есть усиление звука, по этой причине тоже не меняется. Если направлять струю воздуха при пении в полости носа, то звук приобретет гнусавость. Вот откуда появилось выражение «петь в нос».
Положение полостей рта и глотки можно поменять с помощью артикуляционного аппарата – языка, мягкого нёба, губ. Поэтому резонанс полости рта и глотки можно поменять.

Положение гортани не должно меняться при смене регистра. Гортань должна быть свободной, без напряжения. При соблюдении этого правила звучание голоса в любом диапазоне будет сбалансированным, а не пестрым и разношерстным.
Для выработки головного резонирования помогают сонорные согласные – л, м, н, р и гласные звуки – и, е, у, а также гласный э в сочетании с сонорными н, р, м – нэ, мэ, рэ.

Работа резонаторов

Резонаторами нужно уметь пользоваться. Как же проверить правильную работу резонаторов? Если использовать грудные резонаторы, то вибрирует грудная полость. Ощутить вибрацию можно положив руку на грудную клетку. При использовании головного резонатора вибрирует переносица. Можно прикоснуться к переносице и ощутить ее вибрации.

Это физические ощущения. Но вокалист должен развивать еще и образное мышление. Рассмотрим несколько примеров. Мы уже знаем, что
голос появляется в гортани, однако ощущаться в гортани он не должен, так как в этом случае звук будет зажатый, горловой. Нужно представлять, что звук зарождается в груди, а затем уже выходит наружу. При пении высоких звуков должно быть ощущение легкости и полетности. Представлять, что звук проникает сквозь мягкое нёбо и вырывается из темени и задней части головы – это головной голос. При пении средних звуков представлять, что звук вылетает изо лба, а звуки низкие – вылетают изо рта. Исполнитель определяет точку необходимого резонатора и мысленно направляет в нее звук. В этой точке звук образно собирается в пучок, в конус.

Но это все – образные ощущения исполнителя.

Использование резонаторов

Навык правильного использования резонаторов приходит с опытом, когда исполнитель разовьет свой слух и научится контролировать пение.
Умение пользоваться резонаторами – это умение направить звук в необходимую точку, в которой голос звучит лучше всего: при головном резонировании голос приобретает полетность и пение в высокой позиции – то, что ценно в звучании голоса. Головное резонирование обеспечивает голосу выносливость.
При пении с использованием грудных резонаторов появляется мощь, сила и собранность звука.

Когда преподаватель хочет добиться пения с использованием верхних, головных резонаторов, он говорит о необходимости «петь в маску». Где же находится эта маска? На выручку опять приходит воображение. Представьте участников карнавала, лица которых прикрыты масками. Вот в эту часть лица и нужно мысленно направлять звук. Для ощущения маски помогут упражнения – интонирование на звуки «м», «н». Эти согласные звуки, а также пение закрытым ртом вызовут ощущение вибрации на губах и переносице.

В вокале есть выражение – точка опоры. Что же это такое?
Пение с использованием верхних, головных резонаторов, обеспечивающих пение в высокой позиции – это верхняя точка опоры звука.
А пение с использованием нижних, грудных резонаторов при правильном певческом дыхании – это нижняя точка опоры.

Правильное голосообразование предполагает умение пользоваться резонаторами. А для этого нужны необходимые знания, которые следует применять на практике.

А как Вы понимаете, что такое резонаторы и как ими пользоваться?

Если статья оказалась полезной, поделитесь ею, кликнув на кнопки социальных сетей. И не забудьте оставить комментарий!

Как петь громко? Голосовые резонаторы и резонирование в вокале

Хотите узнать, в чем секрет громкого пения? Вы не поверите, но секретов нет!

Голос рождается от колебаний голосовых связок. На выдохе звуковая волна поднимается вверх. Попадает в голосовые резонаторы. Усиливается от резонанса в сотни раз. И мы звучим. Всё!

Резонирование усиливает голос. И дыхание также влияет на громкость вашего звучания. Поэтому, если вы хотите петь громко, вот что нужно сделать в первую очередь:

  • понять, как работают певческие резонаторы,
  • научиться вокальному дыханию.

О дыхании мы уже говорили, рекомендую почитать статьи на тему певческого вдоха и парадоксального дыхания. А здесь мы разберем, что такое голосовые резонаторы у человека и зачем голосу резонировать.

Как работают голосовые резонаторы при пении?

Резонанс — это волшебная таблетка для любого вокалиста. В считанные секунды он делает голос звонким и объемным.

Голосовые резонаторы работают верно, если при пении:

  • звук становится сильнее и вы поете громко,
  • вы не прикладываете усилий, поете без надрыва,
  • объем голоса увеличивается,
  • появляются новые обертоны в тембре, он звучит насыщенно.

Почему резонаторы делают голос громче?

Резонанс при пении работает благодаря отражению звука. Представьте, что вы что-то сказали в пустой комнате. Произнесенные слова отразятся от стен и будут гулкими. Но вы даже не приложите к этому усилий. Возникнет эффект резонанса. По тому же принципу работает резонансное пение.

Звуковая волна попадает в голосовой резонатор (в полости в нашем теле), отражается десятки раз и накладывается сама на свои отражения. Благодаря чему в голосе возникает много высоких и средних частот. К высокочастотному спектру очень чувствителен наш слух.

Это не значит, что вы начали петь громче. Просто тембр стал ярче! В нем появилось больше «цепляющих» нот (усиленных средних и высоких частот). И такое изменение резонансных частот ухо воспринимает как повышение громкости.

Как устроены певческие резонаторы и из чего состоят?

Вспомним школьный курс физики, из чего состоит резонатор вообще.

Источник энергии, которая вызывает резонанс.

Движущееся тело, которое колеблется и создает резонанс .

Пустота, резонирующая полость .

Итак, для громкого резонирующего голоса важны три компонента:

  • активный вдох и ровный выдох,
  • правильное смыкание голосовых связок,
  • отсутствие зажимов горла и челюсти.

Какие голосовые резонаторы есть у вокалиста?

Посмотрим, какие резонаторы используются в вокальном искусстве. Ранее считалось, что основных резонаторов два — головной и грудной. Высокие звуки резонируют в голове и ее пустотах, выше голосовых связок. А низкие звуки резонируют в груди — трахее и бронхах, ниже голосовых связок.

В последние десятилетия проводится много исследований резонаторов голосового аппарата у человека. Появились научные доказательства, что в груди звук не резонирует, а лишь вибрирует. Так как звуковая волна, рожденная на связках, поднимается под давлением воздуха вверх. А не спускается вниз, в грудную клетку. В легких, трахее и бронхах мы чувствуем лишь отголоски резонирования, только вибрации, а не сам резонанс.

То же происходит и с «головным» резонатором. Многие педагоги вокала советуют направлять звук в лобные пазухи на верхних нотах для лучшего резонирования. Однако, лоб и его пустоты не имеют прямого воздушного соединения с горлом. Значит, колебания воздуха и звука не могут напрямую туда попасть! При пении вокалист чувствует лишь вибрации в лицевых костях, зоне лба и в затылке, которые возникают от резонанса в глоточном и носовом резонаторах.

голосовые резонаторы, резонирование звука при пении, резонанс в вокале, носовой резонатор, головной резонатор, гортань, глотка, глоточный резонатор

Какие резонаторы голосового аппарата существуют:

  • рот, где образуется резонирующая полость между челюстью и твердым небом,
  • носоглотка, где мы можем влиять на резонанс с помощью мягкого неба,
  • полость носа и его придаточные пазухи,
  • глотка и гортань, а точнее ротоглотка и гортаноглотка.

Каких резонаторов в пении нет:

  • головной резонатор
  • грудной резонатор

Резонирующие полости, которые мы перечислили, составляют вокальный тракт — ваш голосовой аппарат. Влияя на одну часть вокального тракта, вы управляете голосом целиком и своим пением. Если научитесь менять форму голосовых резонаторов, то поймете как изменить тембр голоса, сделать звук громче, более отрытым. Как научиться управлять резонированием звука при пении мы поговорим в следующей статье.

Не путайте голосовые регистры и резонаторы!

Многие начинающие вокалисты путают головной регистр и головной резонатор. Или грудной регистр и грудной резонатор. Это большая ошибка! На самом деле не существует грудного и головного регистра. Мы просто привыкли так их называть. Почему — читайте в этой статье: «Что значит петь выше? Регистры голоса у певца».

Голосовой регистр — всего лишь отрезок вашего диапазона.

Голос переходит в разные регистры при пении из-за изменения длины голосовых связок. Регистр воспринимается только на слух, акустически. Высота звука меняется в разных регистрах.

Голосовой резонатор — это физическая пустота в теле.

Его можно почувствовать физически. Например, откройте шире рот или поднимите мягкое нёбо, и голос будет звучать громче. Высота звука не меняется, когда вы используете разные резонаторы. Но меняется наличие частот в тембре — например, больше высоких или средних, которые «цепляют», «режут» слух.

  • За счет регистров мы поем высоко или низко.
  • А резонаторы позволяют петь громко или тихо.

Конечно, голосовые регистры и резонаторы работают сообща. Если вы поете в низком «грудном» регистре, у вас появляется «грудное» резонирование. То есть голос становится насыщенным, грубым, гулким, с низкими частотами. Регистры помогают ощутить вибрацию в теле при пении от резонирования — физически. Переключаясь с высокого регистра на низкий, можно почувствовать, как работают резонаторы на низких и высоких звуках.

Резонаторы и голосовые связки — как петь громко?

На резонансе можно петь громко долгое время без каких-либо усилий. Резонирование при пении «защищает» голосовые связки от срывов и перегрузок. Голос не устает даже после нескольких часов вокала.

Парадокс правильной вокальной резонации в том, чтобы не напрягаться во время пения, пытаясь получить громкий звук, а наоборот расслаблять мышцы голосового аппарата! Чем расслабленней челюсть и горло, тем больше освобождается пространства для резонирования.

К сожалению, начинающие вокалисты частенько уходят в зажим, а вместо резонансного пения переходят на крик. Поют «на связках», «дерут горло». А потом лечат голос. Зажим позволяет увеличивать громкость звука более плотным смыканием связок. Но натирает на них мозоли. Узелки на связках, которые лечатся с большим трудом.

Криком и форсированием свободного звука добиться нельзя, петь громко долгое время на крике не получится!

Если вы ощущаете дискомфорт во время пения — саднит, першит, появляется «комок» в горле — остановитесь и ненадолго прекратите петь. Дайте отдохнуть вокальным мышцам, расслабьте плечи и шею. Спросите себя, а не потеряли ли вы ощущение голосовых резонаторов? Чувствуете ли поддержку дыхания при пении?

Обучение резонансному пению дело не быстрое. Грамотный педагог на уроке вокала уделяет работе с резонаторами голосового аппарата столько же внимания, сколько и дыханию. Если этого не происходит, то задумайтесь о компетенции вашего педагога.

О резонировании написано немало книг учеными-физиками, фониатрами и педагогами по вокалу. Советую почитать «Резонансное пение» В.П. Морозова, если вы занимаетесь вокалом самостоятельно и хотите разобраться, как работают певческие резонаторы.

А также в следующих статьях я расскажу вам — чем отличается носовое резонирование от головного и гортанного, и как влиять на работу певческих резонаторов, чтобы сделать голос по-настоящему сильным и красивым.

Подпишитесь на новости блога O VOCALE, чтобы их не пропустить!

[wysija_form >Поделиться статьей с друзьями!

Как звучать красиво? Упражнения для резонаторов

Наш голос — как музыкальный инструмент, которому время от времени нужна настройка. Если нет патологических изменений, любой голос можно сделать более благозвучным. Добиться этого будет нетрудно, развивая нижнереберное (фонационное) дыхание и правильно пользуясь усилителями звука (резонаторами).

Дыхательные упражнения для тренировки нижнереберного дыхания приведены в статье «Как звучать красиво?». В этой статье рассмотрим несколько упражнений для голоса, а точнее — для развития верхних и нижних резонаторов.

Что такое резонаторы? Речь — это озвученный выдох. Воздух проходит через гортань, принуждая вибрировать голосовые связки. При этом возникают звуки, которые усиливаются природной акустической системой — резонаторами. Резонаторы бывают верхние и нижние (грудные). За счет верхних резонаторов голос приобретает звонкость, а за счет нижних — силу и мощь.

Упражнения для верхних резонаторов

С помощью этих упражнений можно исправить слишком глухое звучание голоса.

  1. В положении стоя сделайте короткий вдох через нос. Выдыхая с закрытым ртом, без напряжения произносите звук «м» с вопросительной интонацией. Добивайтесь при этом ощущения легкой вибрации в области носа и верхней губы.
  2. Глубоко вдохните. Выдыхая, произнесите одно из следующих слов: «бомм», «бимм», «домм», «донн», «бонн», «димм». Последнюю согласную произносите протяжно. Как и в первом упражнении добивайтесь вибрации в районе носа и верхней губы.
  3. Глубоко вдохните. Выдыхая, протяжно произнесите какой-нибудь слог, состоящий из согласных «м» или «н» в сочетании с различными гласными (мамм, мумм, мимм, момм ).
  4. Глубоко вдохните. На одном выдохе произнесите сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов: «ми-миии», «мо-мооо», «му-мууу», «мэ-мэээ».

Упражнения для нижних резонаторов

Выполняя эти упражнения, старайтесь произносить гласные «о» и «у» протяжно и очень низким голосом. В идеале вы должны почувствовать выраженное резонирование в области грудной клетки.

  1. Исходное положение — стоя, руки на груди. Наклоняясь вперед, на выдохе произносите гласные «у» и «о» длительно и протяжно.
  2. На выдохе нараспев произносите следующие слова: «молоко», «мука», «око», «окно», «олово».
  3. В положении стоя положите руку на грудь. Зевните с закрытым ртом и задержите гортань в нижнем положении. На выдохе произнесите звук «у» или «о». Если вы не чувствуете вибрацию в грудной клетке, постукивайте ее рукой.

И напоследок хочу предложить несколько упражнений для артикуляционного аппарата. Правильная артикуляция — это залог хорошей дикции и звучания голоса.

Упражнения для артикуляционного аппарата

Занимайтесь перед зеркалом. Следите, чтобы лоб, нос и глаза оставались неподвижными. Каждое упражнение выполняйте медленно и плавно.

  1. Опустите нижнюю челюсть вниз. Медленно подвигайте ей вправо и влево.
  2. Опустите нижнюю челюсть. Двигайте ей вперед и назад. Это необходимо делать очень медленно и плавно.
  3. На счет «раз» опустите нижнюю челюсть (открыв рот). На счет «два, три, четыре, пять, шесть» удерживайте это положение. Закройте рот.

Если вам не все равно, как звучит ваш голос, улучшайте его и поддерживайте. Эти упражнения не требуют большого количества времени и специальных навыков, но в их эффективности вы убедитесь очень скоро!

Резонаторы в пении

К большому сожалению, в этой теме, как и в теме «опора», есть много разногласий среди приверженцев многих школ, педагогов и певцов. Казалось бы: люди поют во всем мире, много тысяч лет и неужели нельзя было до сих пор прийти к единому мнению (раскрытие темы в статье « Правильное пение ») хотя бы в теме «резонация»?! Но, нет. И все, потому что все люди, живущие и жившие на земле всё понимают и понимали по-разному в силу многих естественных и неестественных обстоятельств.

Так вот, главная проблема в том, что многие вокалисты путают понятие « грудной резонатор » и понятие « головной резонатор », которых в свою очередь достаточно много.

Самая распространенная ошибка заключается в неумении различать носовой призвук от головного резонатора . Более того, эти певцы, улавливая это ощущение вибрации в области центра лица, считая это истинным резонатором, начинают культивировать это ощущение, развивать его, считая, что попали как говорится «в струю» и движутся в верном направлении.

Так же распространенное ошибочное мнение о том, что ротовая полость является очень немало важным резонатором и изменение ее формы максимально влияет на звучание голоса. Ну, хотелось бы сказать, что ротовая полость в корне не может быть резонатором т. к. она преимущественно состоит из мягких тканей, от которых в процессе резонации ни какой пользы. А твердые ткани ротовой полости: зубы, твердое небо, безусловно резонируют и резонировать должны.

Ротовая полость влияет на количество выхода звука, но к резонации не имеет практически, ни какого отношения.

В организме во время вокала резонируют лишь твердые ткани, например: задняя стенка гортани, лобные пазухи, задняя стенка гайморовых пазух, грудная клетка, черепная коробка в целом вместе со всеми ее полостями. Для личного убеждения проведите не хитрый эксперимент: разживитесь куском свежей говядины и говяжьей костью, и постучите по ним, чем ни будь твердым, например ложкой. Сравните звучание и способность резонировать твердой ткани и мягкой.

В первую очередь в процессе обучения нужно заставить звучать грудной резонатор, а уже потом головной. Ни в коем случае не следует путать грудной резонатор со звучанием горловым. Многие певцы зажимают горло, опускают нижнюю челюсть, посылают звук на нижнюю челюсть и при этом издается на первый взгляд низкое и не качественное звучание, которое они считают грудным, но правильно называть такое звучание скорее «горловым». Для того, что бы помочь вокалисту найти в себе истинное грудное звучание, один шикарный вокалист посоветовал мне во время роспевки например на слоге «мА» стучать кулаком себе по груди.

Данное упражнение нужно выполнять в том случае, если певец уже поет на опоре. Во время удара по груди в грудной клетке создается дополнительное давление заставляющее грудь звучать интенсивнее. Если звучание действительно усилилось нужно запомнить это ощущение и впредь культивировать его. Со временем можно отказаться от ударов, грудь будет звучать сама не произвольно.

Что касается головного резонатора, то например у меня не было успехов до того пока один мой друг (шикарный певец) не научил меня звучать грудью и петь на середине голосовых связок (на «переходнике»). В случае, когда звучит грудь и вокалист поет на опоре расслабленной (опущенной) гортанью, воздушная струя сама, резонируя, подумается по задней стенке гортани и попадает в черепную кость, а оттуда рассеивается в нужные полости, не озвучивая носовую полость. В случае, когда вокалист (в частности тенора) пытается искусственно продуть верхний (головной) резонатор (это называют словом: «тенорить») из этого получается в лучшем случае окультуренный приближенный к верней челюсти лицевой звук, но природным лавинообразным, всеобъемлющим звуком способным заполнить любые помещения не назовешь.

Ссылка на основную публикацию