Сабвуфер настройка
Как правильно настроить сабвуфер, статья. Портал “www.hifinews.ru”
Сохранить и прочитать потом —
Покупка большого сабвуфера еще не дает гарантии получения великолепного баса от вашей аудиосистемы. В этом руководстве рассказывается все, что нужно знать для получения максимальной акустической отдачи.
Настройка сабвуфера: размещение и позиционирование
Хотя излучаемая сабвуфером низкочастотная составляющая звука является ненаправленной, не стоит устанавливать саб в любом наиболее удобном на ваш взгляд месте комнаты, так как существует возможность частичной потери качества звучания, за которое вы заплатили.
Поиск в вашей комнате подходящего места для сабвуфера может выявить резкие различия в звучании. Угловое размещения для большинства людей является фактически стандартом, возможно, потому что в этом случае почти всегда удается получить наиболее глубокий бас. Но угловое размещение не может дать наиболее точный бас (и / или плавное сопряжение с остальными колонками).
Сабвуферы с маленькими динамиками (8-дюймов или меньше) лучше установить на расстоянии около метра перед передней левой или правой колонкой. При чрезмерном смещении гораздо сложнее поддерживать иллюзию, что бас исходит из колонок, а не прямо из сабвуфера. Данное замечание вдвойне верно для небольших домашних кинотеатров с сабвуфером в комплекте, располагайте его как можно ближе к фронтальным колонкам. Да, и, когда ищете правильное место для саба, не забывайте добавить уровень громкости, настолько, чтобы четко слышать, что оттуда снизу звучит.
Полезными могут оказаться и некоторые советы по определению места для сабвуфера. При воспроизведении компакт-диска с большим количеством глубоких басов, перемещая сабвуфер, отслеживайте все приемлемые для прослушивания места. Вы будете поражены тем, насколько изменяется звучание в зависимости от расположения саба. В некоторых случаях басы будут грязными, иногда будут звучать громче, а иногда тише. Цель эксперимента состоит в том, чтобы получить оптимальный баланс между глубоким басом, верхней частью воспроизводимого сабвуфером низкочастотного диапазона и средними частотами других колонок. В некоторых помещениях это условие трудно достижимо. По моим наблюдениям, есть “проблемные” помещения, где бас всегда звучит гулко или неясно.
В подобных случаях попробуйте следующий метод. Переместите на другое место ваш диван или кресло, или же попробуйте прослушать сабвуфер в другой комнате. Затем включите музыку или фильм с большим количеством басов и также, перемещая сабвуфер, выберите наиболее удачное для прослушивания место. При перемещении вы отметите, что громкость и четкость баса меняются от места к месту.
Если ничего не помогает, попробуйте установить саб как можно ближе к дивану или креслу. Такое расположение может оказаться весьма удачным.
Большие колонки, как правило, проще согласовать с сабвуфером. Труднее небольшие и / или, если в акустической системе маленький сабвуфер. В этом случае для достижения необходимого эффекта может потребоваться более тщательная настройка.
Настройка сабвуфера: подключение и точная настройка
Изображенная на фото задняя панель сабвуфера HSU Research считается довольно типичной. Хотя для новичков в акустике множество разъемов может быть и пугающим. Но в большинстве случаев всего один, подключаемый к входу “SUB IN”, кабель обеспечивает эффективное звучание. На других сабвуферах этот вход может быть помечен как “LFE”, “Direct” или “Bypass”.
Для подключения к входу Sub / LFE вам понадобится длинный соединительный кабель, который можно приобрести в магазинах бытовой электроники. Какой длины должен быть кабель? Измерьте расстояние между A / V ресивером и сабвуфером и не забудьте учесть, при необходимости, дополнительное расстояние для огибания кабелем дверного проема или других препятствий. Если после вскрытия упаковки кабель окажется короче, чем нужно, вы не сможете вернуть его обратно продавцу.
Затем поверните ручку регулятора частотной характеристики (кроссовера) до максимального значения. Будем полагаться лишь на встроенную в A / V ресивер систему частотного деления звукового сигнала. Она должна направить средние и высокие частоты для воспроизведения канальными колонками, а сабвуфер должен будет получить только низкие частоты (басы).
В меню ресивера вы найдете регуляторы для настройки кроссовера, которые определяют полосу воспроизводимых динамиками колонки частот. Некоторые ресиверы имеют расширенный диапазон частот для настройки сабвуфера: от нижней частоты в 40 герц до верхней в 200 Гц. Конкретные рекомендации можно получить из руководства для вашего сабвуфера или колонки. В противном случае для настройки кроссовера можно использовать следующие рекомендации. Для маленьких колонок с 2-х или 3-х дюймовыми НЧ динамиками, попробуйте значения от 150 Гц до 200 Гц, для среднеразмерных динамиков (4 или 5 дюймов) низкая частота опускается до 80 или 100 Гц, а для больших динамиков напольных или полочных колонок попробуйте 60 или 80 Гц.
Если вам довелось стать обладателем больших напольных колонок с 8-ми дюймовым или больше НЧ динамиком, вы можете отметить их в меню как “Большие” колонки, вообще без кроссовера. Но центральная, фронтальные и тыловые колонки, вероятно, будут все же звучать лучше в режиме “Малых” колонок, используя настройки кроссовера, упомянутые в предыдущем абзаце.
Еще один регулятор звучания сабвуфера помечен как “Фаза”. Он необходим, потому что динамики колонок и сабвуфера звучат лучше, когда они работают “в фазе”, то есть диффузоры динамиков перемещаются вперед и назад синхронно. Чтобы проверить верность установки фазы, послушайте в течение примерно минуты музыку с большим количеством басов, затем попросите сидящего возле саба друга изменять положение регулятора фазы. Нужно медленно переводить ручку регулятора к положению 180 градусов, затем обратно и, опять вперед. “Правильная” настройка та, при которой вы услышите больше басов. Может быть, придется послушать несколько записей, прежде чем вы отметите разницу, и при этом, возможно, стоит несколько увеличить уровень громкости. Если вы не заметите никакой разницы между положениями “0” и “180” у регулятора фазы, оставьте его в положение “0”.
Рядом на панели находится регулятор настройки громкости сабвуфера. Очень важно точное соответствие между уровнями громкости сабвуфера, центральной, фронтальных и тыловых колонок, но громкость баса более субъективна. Некоторые люди любят слышать постоянно работающий саб, а другие предпочитают его включение лишь в моменты басовой подпитки спецэффектов при прослушивании музыки и просмотре фильмов. Измеритель уровня звука (например, модель Radio Shack в 33-4050) может оказать большую помощь при установке уровня громкости колонок, но он почти бесполезен для определения верного уровня громкости сабвуфера. В данном случае лучше всего работает метод “на слух”.
Басовая составляющая звука, как правило, достаточно постоянна при прослушивании дисков формата DVD, но у CD дисков басы варьируются более значительно. Прослушав несколько дисков, установите нужную громкость (непосредственно на сабвуфере или на ресивере, в зависимости от того что легче). С DVD дисками можно установить оптимальный уровень громкости через 10 минут или раньше, но с компакт-дисками можно порой провозиться почти целый день.
Автоматические системы настройки звука A / V ресиверов могут хорошо выполнить свою работу с обычными колонками, но большинство из них менее искусны при настройке сабвуфера. На самом деле у большинства ресиверов автоматическая настройка сабвуфера, мягко говоря, не впечатляет. Попробуйте изменить настройки кроссовера, проверьте настройку фазы и уровня громкости. Если изменения вам не понравятся, запустите автоматическую настройку, чтобы вернуться к исходным значениям.
Качественная настройка сабвуфера в авто
Заводские настройки сабвуфера не всегда отражают желаемое звучания. Для того, чтобы сабвуфер воспроизводил максимально точно низкие звуковые частоты его следует предварительно настроить. Кроме того, настройка сабвуфера в авто позволяет расширить диапазон звучания и придать ему характерной окраски.
Музыка для настройки и проверки
Независимо от того, какой музыкальный стиль чаще всего будет прослушиваться через аудио-систему автомобиля, сабвуфер должен быть настроен оптимально для всех направлений, которые отличаются низким частотным спектром. Он делится на два вида низких частот:
- полезные низы — придают насыщенности;
- паразитные низы — не уловимы человеческим ухом, ощущаются на физическом уровне в виде легкого дискомфорта.
Настройка предполагает именно избавления или снижение паразитных низов, частота которых от 30 до 40 Гц. В основном они используются в электронных музыкальных композициях и являются ее характерной чертой, которую не стоит убирать. Поэтому использовать электронную музыку для настройки не целесообразно. Оптимальным материалом для проверки будет использование композиций с классическими инструментами. Это позволит сравнить звучание знакомых инструментов и определить паразитные звуковые частоты, так как в классической музыке редко встречаются басы ниже, чем 30 Гц.
Существуют также специальные программы для настройки акустических систем, тонгенераторы, которые помогают настроить автомобильный сабвуфер максимально точно при помощи проигрывания звука в указанным пользователем диапазоне частот.
Первый шаг: включение LPF фильтра
LPF (Low Pass Filter) — низкочастотный фильтр, который позволяет проигрывать динамикам басы, указанные при настройке, при этом ослабляется попадание высоких звуковых частот. Он может быть расположен на головном устройстве автомобиля или на усилителе и обозначается LPF или LP.
Его необходимо включить в диапазоне низких частот 50-63 Гц. Далее этот параметр будет дополнительно регулироваться, после того как будут установлены настройки остальных фильтров. Если LPF фильтр расположен и на панели автомагнитолы и на усилителе сабвуфера, включить его нужно только на одном устройстве. Рационально будет выбрать магнитолу, так как регулировку на усилителе проводить немного сложнее.
Второй шаг: настройка частоты сабвуферного динамика
За частоту проигрывания сабвуфера отвечает фильтр частоты. Он выглядит в виде шестерни (фазавращателя) с отверстием для регулировки отверткой по центру и обозначается Subsonic. Регулировка данного фильтра позволит убрать низкие частоты, лежащие за пределами диапазона слышимости человеческого уха и увеличить срок службы сабвуферного диффузора за счет предотвращения колебаний на грани возможностей. Оптимально отрегулировать частоту на пять параметров ниже, чем штатная фазоинверторная частота сабвуфера, которая указана в его технических документах.
Третий шаг: регулировка выходной чувствительности
Фильтр регулировки выходной чувствительности также выглядит в виде колеса для прокрутки отверткой и обозначается «GAIN» или «LEVEL».
Существует ошибочное мнение о том, что данный параметр отвечает за громкость сабвуфера, на самом деле это не так, даже несмотря на то, что при установке на верхние позиции громкость действительно увеличивается. Этот фильтр отвечает за согласованную работу головного устройства и сабвуфера, настраивается по определенной методике, имеющей четыре простых действия:
- выставить регуляторы на магнитоле и усилителе на минимум и пускается звуковой сигнал для проверки;
- постепенно увеличивается громкость до появления первых искажений в звучании, после чего возвращается в последнее положение, при котором было чистое звучание;
- затем регулятор на усилителе вращается в сторону увеличения до появления первых звуковых искажений;
- как только появились искажения, регулятор возвращается в крайнее положение, при котором их не было.
Четвертый шаг: настройка акустической фазы
Для того чтобы басы звучали в гармонии с остальными частотами, выдающимися из фронтальных динамиков и при этом не возникало ощущаемого разделения на стороны автомобиля, нужно верно настроить акустическую фазу. Данный параметр настраивается по личным ощущениям водителя и регулируется фазовращателем Acoustic phase, который расположен на лицевой панели усилителя. Следует постепенно вращать фазовращатель регулировки фильтра по направлению часовой стрелки до того момента, пока фронтальные динамики и сабвуфер не начнут играть в одной плоскости / акустической фазе (не будет ощущения отдельного выдавания баса с зада). Композиции для проверки необходимо прослушивать на водительском сидении, где отслоение звука всегда более ощутимо.
Посмотрите видео по настройке:
Пятый шаг: настройка стыка частот
Завершающим этапом настройки является регулировка звучания мидбасов и сабвуфера до гармоничного комплексного звучания музыки. При предварительной настройке уже устанавливались параметры LPF, которые могут иметь разницу с низкими частотами фронтальных динамиков. Из-за этого при проигрывании могут возникать ощутимые провалы. Например, если на фильтре LPF был установлен параметр в 50 Гц, а фронтальные динамики работают с частотой 100 Гц, то звучание будет происходить с провалом частот в диапазоне от 51 до 99 Гц. Это не значит, что фильтр отрежет их полностью. Он только плавно снижает звучание частот, лежащих за пределами указанного параметра, а не вырезает их полностью, но это все равно слишком ощутимо на слух. Для устранения такого эффекта следует провести дополнительную коррекцию параметром фильтра LPF. Для этого нужно:
- Запустить через акустическую систему музыку, богатую низкими частотами.
- Повернуть фазовращатель фильтра на несколько позиций по направлению против часовой стрелки. Такая регулировка выравнивает звучание.
- Если провалы все еще ощутимы. то фазовращатель фильтра поворачивается на три фазы по направлению часовой стрелки.
Советы по настройке сабвуфера
- Спешка и правильная настройка акустической системы — несовместимые между собой вещи. На качественную настройку следует выделить несколько часов свободного времени.
- Проверять звучание лучше всего на известных или любимых треках, где точно можно отличить правильное звучание от искаженного.
- Прослушивать треки для проверки следует при закрытых дверях и окнах на водительском сидении, так можно уловить малейшие недочеты.
- Не ограничивайтесь проверкой на одном треке, лучше всего будет внимательно прослушать несколько композиций различного жанра и с различным набором звуковых частот.
- Не существует определенных параметров на которые нужно устанавливать показатели фильтров. В данной статье приведены лишь оптимальные и самые популярные установки параметров. Настраивать же необходимо, исходя из личных вкусовых предпочтений, следя за гармоничным звучанием фронтальных мидбасов и сабвуферной головки.
Отрегулировав все фильтры указанным образом, можно достичь громкого звучания сабвуфера, при этом он будет работать гармонично, не перекрывая общий музыкальный тон. Такая настройка подойдет для всех музыкальных жанров и поможет расширить диапазон их звучания.
Самостоятельная настройка автомобильного сабвуфера шаг за шагом
Благодаря сабвуферу удается получить более качественный звук и насладится хорошей музыкой в полной мере. Правда, для этого необходимо его настроить. В статье дается пошаговая инструкция, как настроить самостоятельно сабвуфер в своей машине.
Инструкция по настройке
Чтобы слушать музыку в хорошем качестве, после покупки сабвуфера нужно знать, как устанавливать и как правильно настроить усилитель в автомобиле. Сначала его следует подключить к усилителю, а затем выставить в ноль все настройки на головном устройстве (ГУ). Далее следует поэтапное выполнение действий по регулировке (aviacopTube).
Этап 1
В первую очередь на усилителе или ГУ следует включить фильтр, обозначаемый LPF, (low pass filter). Благодаря этому фильтру на динамик поступают только низкие частоты. Наиболее популярной является частота в пределах 50-70 Гц. Включение этого фильтра препятствует появлению инфразвука, который может вывести устройство из строя. Выставив частоту ее нужно подкорректировать. Причем если LPF-фильтр есть на ГУ, то лучше настраивать на нем. Иначе регулировку выполнять на усилителе.
Включение фильтра LPF
Этап 2
На этом этапе фильтр переводится на положение HPF для регулировки высоких частот. Выставляется срез в пределах от 70 до 90 Гц. При использовании пассивного деления регулировка фильтров на этом заканчиваются. Если задействовано локальное усиление, необходимо будет настроить динамики с высокими частотами. Для этого фильтр канала для каждого высокочастотника выставляется в положение HPF, при этом частота среза сабвуфера должна быть примерно 2,5 кГц.
Этап 3
Важным этапом является регулировка уровня чувствительности. Обозначается она словами GAIN или LEVEL. Используется эта функция для согласования уровня чувствительности усилителя и ГУ.
В первую очередь на ГУ устанавливается максимальная громкость. На усилителе настройки должны быть выставлены в ноль. Далее регулятор чувствительности следует поворачивать в сторону увеличения. При появлении искаженных звуков нужно вернуть регулятор немного назад.
Корректировка чувствительности на усилителе
Этап 4
Этот этап предусматривает настраивание качества звука. Если при включении акустической системы в сабвуфере возникаю щелкающие звуки, значит, в ней присутствуют какие-то помехи для сигнала. В этом случае нужно проверить, где уложены провода, при необходимости провести их в другом месте.
Если сабвуфер правильно настроен, то басы не должны появляться в задней части салона. Если это не так, нужно подключить устройство в противоположной фазе усилителю. Для этого следует регулятор фазы на устройстве повернуть на 180 градусов. Если отсутствует регулятор, то нужно плюсовой провод подключить на место минусового, а минусовой на место плюсового.
При наличии на головном устройстве процессора, нужно выполнить следующие действия:
- В случае, когда во фронтальных динамиках была сыграна нота, а спустя доли секунды она прозвучала на «саб», возникают временные задержки. Чтобы этого избежать, нужно откорректировать задержки по каждому каналу усилителя. Таким образом, фронтальная акустика и сабвуфер будут играть одновременно.
- Для того, чтобы водитель хорошо слышал музыку как с левого, так и с правого динамика, нужно установить на левом канале временную задержку.
Далее нужно выключить сабвуфер и запустить музыку. При отключенном сабе необходимо отрегулировать громкость, частоты, эквалайзер, чтобы динамики спереди и сзади при максимальной громкости звучали без искажений. Важно, чтобы трек воспроизводился правильно. Если появились искажения, следует сделать громкость меньше и запомнить место, где было самое низкое звучание в произведении.
Последняя тестовая проверка касается басов. Нужно включить музыку и прослушать басы. Если звучание не нравится, басы регулируются басбутом. При наличии задержки регулятор PHASE поворачивают до получения нужной частоты звучания.
При правильной настройке низкочастотного сабвуфера будет создаваться впечатление, что звуки исходят из середины салона. В этом случае вопрос по настройки акустической системы можно считать закрытым.
Рекомендации экспертов
Прежде чем приступить к настройкам, рекомендуется прослушать несколько знакомых композиций, запустить тестовый диск. Только убедившись, что музыка звучит неправильно, можно вооружаться отверткой и начинать активные действия по регулировке.
Настраивая звучание, не стоит торопиться. Экспериментируйте с настройками, чтобы добиться звучания музыки, которое будет доставлять вам удовольствие. Правильно настроенный усилитель сабвуфера даст возможность наслаждаться мощным звуком.
Видео «Настройка сабвуферного усилителя»
В этом видео рассказывается, как настроить сабвуфер в машине (автор ролика — Школа Автозвука Сергея Туманова).
Настройка пассивного сабвуфера или как правильно настроить Ваш любимый саб
О настройке сабвуфера в общих чертах
Настройка на магнитоле, кроссовере и усилителе
О настройке сабвуфера в общих чертах
Настройка пассивного сабвуфера – дело не столько сложное, сколько ответственное. От правильной настройки саба зависит общее качество звучания аудиосистемы в Вашей машине. При хорошей настройке мы получим глубокий и чёткий бас без посторонних шумов и не мешающий звучанию остальных компонентов акустической системы машины. В противном же случае нас ждут помехи, кривой АЧХ, мешающий звуковую картину всей аудиосистемы, а то и перегрев и выход из строя самого сабвуфера. Естественно, что все сабвуферы разные и общих настроек для всех попросту нет. Но есть некоторые условия настройки, понимая которые Вы сможете настроить любой сабвуфер, даже различные сабы созданные для разных целей. В данном материале обратим наибольшее внимание на настройку пассивных сабвуферов, так как активные сабы довольно хорошо подготовлены производителем и настраивать там практически ничего не нужно, а те настройки, которые можно там подкрутить, будут нами рассмотрены в отношении к пасивным сабам и применимы в той же мере и к активным.
Начиная рассуждение о настройке сабвуферов невозможно не коснуться темы коробов, хоть сегодняшний материал посвещен не ей, всё же стоит упомянуть, что для пассивного сабвуфера очень хорошим, а возможно даже и лучшим вариантом короба является фазоинверторный короб. Он, в отличии от ЗЯ (закрытого ящика) позволяет добиться гораздо больше КПД от сабвуфера. У bandpass – исполнения короба он выиграет простотой реализации, т.к. качественный бандпасс-короб иногда не удаётся сделать даже фирмам, производящим сабвуферы. Среди фазоинверторных коробов предпочтение стоит отдать коробу с фазоинверторной трубой, а не щелевому, т.к. щелевой короб невозможно перенастроить в последствии. Такой вариант фазоинверторного короба для саба изготовляется исключительно профессионалами, знающими заранее как будет играть сабвуфер в таком коробе и проделывают отверстия в определённом и чётко выверенном месте. Фазоинверторная труба же может быть удлинена или укорочена, подогнана в зависимости от необходимости и имеет хоть какую-то гибкость в изменении параметров короба.
Далее уделим внимание цели, для которой установливаем и настраиваем наш пассивный сабвуфер. Основной упор предлагаемых настроек будет сделан на качество баса, а не на давление, или как его еще называют “ветер”. Которого, в принципе, добиться не так уж и сложно, достаточно иметь пару 15 или даже 12 дюймовых сабвуферов и гармонично разместить их в “стенке”. Главное в этом деле, как не трудно догадаться, диаметр окружности, или попросту говоря размер диффузора сабвуфера. А чтобы получить качественную музыку от сабвуфера, которую приятно было бы слушать в режиме повседневного использования, следует правильно настроить саб в машине, а именно разобраться с настройками магнитолы (головного устройства), кроссовера и усилителя.
Настройка на магнитоле, кроссовере и усилителе
Настройка сабвуфера на всех этих компонентах акустической системы заключается в фильтровании частот и настройке крутизны среза, которые будет воспроизводить саб. Прелесть здесь заключается в том, что настроив фильтры частот и крутизну среза на одном элементе, скажем, на магнитоле, уже можно не трогать настройки ни на кроссовере, ни на усилителе. Но не всегда так получается и зачастую, приходится экспериментировать на слух и подкручивать параметры где-то еще. Итак, на магнитоле нам необходимо будет в настройках найти такой параметр как LPF или ФНЧ или как угодно еще, ведь при русификации магнитолы его могли обозвать как угодно. Но если он у вас есть, это уже очень хорошо, ведь если Вы его нашли, значит магнитола у Вас с уже встроенным в неё активным кроссовером! Поэтому внешний кроссовер Вам, по крайней мере для сабвуфера, уже не понадобится. LPF или low pass filter – называется фильтром низких частот (ФНЧ), потому что ограничивает устройство (сабвуфер, в нашем случае) в воспроизведении более высоких частот. Можно так же встретить и такой фильтр как HPF (high pass filter). Он ограничивает динамик в воспроизведени низких частот, не давая динамику играть “на понижение”, но на сабвуфере он нам совершенно ни к чему, так как сабвуфер воспроизводит самые низкие частоты. По сути, начиная их играть с самого начала, от 20Гц. Ниже наше ухо услышать уже не может, поэтому и фильтровать там абсолютно нечего. Этот фильтр нужен для других динамиков.
Чтобы было понятнее, разберем на примере – наш саб способен играть частоты от 20 Гц и выше, но выше, допустим, 63 Гц нам уже не нужно. Ибо там его у нас подхватывает мидбасс. В этом случае мы выставляем ФНЧ на 63 Гц. Это не значит что сабвуфер резко перестанет воспроизводить частоты выше установленной границы, нет, он плавно перестанет играть их после 63 Гц, постепенно отдавая инициативу мидбасовому динамику (в значении HPF для которого мы установим так же 63Гц, но сделаем это уже на кроссовере или усилителе). А вот насколько постепнно он будет отдавать эту инициативу зависит уже от крутизны среза, которую мы установим, или которая будет являться неизменным значением в случае использования пассивного кроссовера. В настройках магнитолы она обозначается как slow или что-то связанное с дБ/окт, потому как измеряется в децибелах деленых на октаву. Базовым параметром является 12дБ/окт. (Рассчет параметров кроссовера и таблица базовых значений крутизны среза для каждого из элементов акустики) – это плавный переход в воспроизведении частот от одного динамика к другому, есть так же 24дБ/окт – переход происходит значительно резче, и 48дБ/окт – резкий переход, особенно сильно ограничивает динамик в воспроизведении частот на высокой громкости. Применеие каждого из этих значений субъективно и имеет место при той или иной аппаратуре и тех или иных пристрастиях слушателя. На внешнем активном кроссовере мы встретим те же самые настройки, а на внешнем пассивном кроссовере мы ничего настроить не сможем, так как он производится с уже предустановленными неизменяемыми параметрами.
Если же магнитола у Вас процессорная и в ней имеется качественный эквалайзер, то в отведенном фильтрами промежутке частот, воспроизводимых сабвуфером (еще этот промежуток называют “полкой”), есть возможность понизить мощность воспроизведения тех частот, которые Вам не особо-то необходимы. Это позволит снять нагрузку с сабвуфера и значительно уменьшит шанс его выхода из строя. Правда, понять, какие частоты Вам более необходимы, а какие – менее, можно только путем замеров, на каких же из них сабвуфер выдаёт наибольшее давление. Но стоит этим заморачиваться только в том случае, если вы достигаете какого-то спортивного интереса. Во всех остальных случаях, если вы не насилуете свой сабвуфер сверхнагрузками, этими манипуляциями можно не озадачиваться.
Итак, настройки на усилителе. В принципе, они в основном идентичны, здесь – параметр “Gain” прирост мощности. Можно крутить как угодно, он влияет лишь на громкость. LPF – если настроен на магнитоле, то можно его не трогать. HPF – его часто не встретить на магнитоле, поэтому, если используем его для сабвуфера, то. точно так же не применяем его, ибо отрезать снизу у самого низкого в воспроизводимой линейке частот звена, коим является саб, попросту негечего. В качественных усилителях мы так же можем получить возможность настраивать крутезну среза, так как в них установлен активный кроссовер. Здесь нам усилитель может предложить использовать очень и очень плавную крутизну среза в 6дБ/окт. Необходимости в ней нет, так как в подавляющем большинстве случаев нам более пригодятся базвые 12дБ/окт. С крутилками разобраться будет не сложно, но станет сделать это еще легче, посмотрев видеоролик в конце статьи. На этом, пожалуй, с принципами вправильной настройки сабвуфера от магнитолы, усилителя и кроссовера мы разобрались
В завершении хотелось бы только отдельно коснуться подключения сабвуфера от усилителя мощности. Здесь нужно обратить внимание на мощность как сабвуфера, так и усилителя. И мощность последнего должна быть обязательно выше. Должен быть некоторый запас мощности у усилителя. Особенно если Вы подключаете к нему сабвуфер путём параллельного соединения да еще и если коммутируете пару сабов и подключаете их к усю. Усилитель должен быть способен выдерживать потребляемую сабвуфером(-ами) мощность! Обратите на этот момент особое внимание, иначе обязательно спалите саб либо усилитель. На этом всё. Посещайте чаще inmu3.ru и приятного просмотра видеоролика!
Настройка сабвуфера
Рассмотрим, как проводится настройка сабвуфера. В этой статье приведена простая методика настройки сабвуфера в домашних условиях на слух, без измерительных приборов.
Предварительно все колонки, кроме сабвуфера, должны быть правильно расположены и настроены с отключенным сабвуфером.
Настраиваем конфигурацию ресивера:
1) ВЫКЛючается канал сабвуфера ресивера.
2) Все каналы ресивера настраиваются по уровням и задержкам.
3) ВКЛючается канал сабвуфера ресивера.
4) В ресиверах имеется встроенный фильтр низких частот сабвуфера. Его нужно или отключить или поставить частоту среза максимальной.
5) На всех остальных колонках также нужно отключить частотную фильтрацию, эквалайзер ресивера/усилителя необходимо отключить.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Помните о технике безопасности. Не прикладывайте ухо вплотную к колонкам, т.к. слабослышимые низкочастотные сигналы, тем не менее, в полной мере раскачивают барабанную перепонку человеческого уха, что может привести к необратимому повреждению слуха.
Рекомендуется проводить настройку в течении периода времени НЕ БОЛЕЕ 30-40 минут, т.к., в связи с утомлением слуха, результат настройки может только ухудшиться. Лучше прервитесь на 1-2 часа, а потом продолжайте дальше.
Настраиваем сабвуфер:
1) Ручку уровень громкости на сабвуфере поставьте на на минимум.
2) Ручку частоты среза на сабвуфере установите в значение 50 Гц (или ниже на 10-20 Гц значения нижней границы частотного диапазона Ваших фронтальных колонок).
3) Включите фонограмму с хорошим уровнем низов (например тестовый диск – “музыка для сабвуфера” – Deep Bass [Low Frequency Sound Adventures] (2004) [см. раздел Тестовые диски для настройки аудио] или реп, хип-хоп и т.п.). Поднимите уровень громкости сабвуфера с помощью его ручки громкости до уровня, примерно соответствующего громкости фронтальных колонок. Выключите фонограмму.
4) Далее нам понадобится тестовый диск со списком частот типа АудиоДоктор FSQ. На нем последовательно произносится голосом значение частоты и звучит тон. Громкость звука не должна быть ни тихой, ни слишком громкой. На уровне громкости обычного разговора.
Сначала проходим весь ряд частот от 20 до 200 Гц для выявления частот, на которых уровень или слишком громкий или слишком тихий, определяем частоты, на которых возникают резонансные явления (дребезжание стекол, гудение стенок мебели и т.п.).
Если уровень громкости, начиная с 20 Гц, идет более или менее равномерно, потом уменьшается в районе 40-90 Гц, а еще через несколько частот (например на 110 Гц) громкость снова растет до нормального уровня, то Вам необходимо увеличить частоту среза сабвуфера до значения, после которого уровень снова начинает идти нормально (в данном случае – это 100-120 Гц).
Пройдите ряд частот от 20 до 200 Гц заново. Скорректируйте уровень громкости, а может и частоту среза фильтра сабвуфера. И так несколько раз, пока уровни громкости не станут достаточно равномерными.
Какие явления Вы можете наблюдать при прохождении диапазона?
a) Частоты 20-40 Гц вообще не слышны, а остальные частоты слышны нормально. Это ограничение полосы сабвуфера (загляните в его инструкцию в раздел “Технические характеристики” [“Specification”] ).
б) Предметы в комнате на определенных частотах резонируют. Определите эти предметы и, по возможности, удалите их или нейтрализуйте. На дребезжащие окна можно повесить тяжелые шторы. А, если рамы старые деревянные, “посадить” стекла на герметик.
Попробуйте поэкспериментировать с расположением сабвуфера, проверяя каждое перемещение с помощью прослушивания частотного диапазона 20 – 200 Гц.
5) После проведения всех настроек, необходимо включить воспроизведение музыки с глубокими басами. Если бас слишком громкий, искаженный и/или не четкий, то необходимо уменьшить уровень громкости сабвуфера до исчезновения искажений. Можно попробовать уменьшить динамический диапазон баса (если на сабвуфере имеется переключатель динамики баса). Можно покрыть стены, пол, потолок звукопоглощающими поверхностями. Если в сабвуфере имеется фазоинвертор сзади, то необходимо отодвинуть сабвуфер от стены, чтобы уменьшить количество басов, для увеличения – наоборот придвинуть.
6) Далее включается обычная джазовая оркестровая музыка, потом симфоническая музыка, электронная, рок, кино со взрывами и т.д. и проверяется не слишком ли мало или много басов. Если мало – уровень громкости сабвуфера слегка увеличивается, если много – наоборот. Можно попробовать увеличить или уменьшить динамический диапазон сабвуфера.
При подключении сабвуфера через “колоночные” входы (минуя встроенный усилитель):
– при подключении сабвуфера параллельно фронтальным колонкам, следует проводить настройку фильтра низких частот фронтальных каналов или в самом сабвуфере (если в нем имеется настраиваемый фильтр низких частот на “колоночном” входе);
– при подключении к отдельному внешнему усилителю сабвуфера – используется фильтр низких частот либо в этом усилителе (канале усилителя), либо в самом сабвуфере фильтр низких частот на “колоночном” входе.