Схема реле дхо своими руками
toothcomp › Блог › Схема подключения ДХО
Вот схемка 1 реле можно взять 4х контактрое, но 2е обязательно 5ти
Алгоритм работы:
при заводе машины . ДХО автоматически включаются
при включение габаритов или ближнего света . ДХО выключаются.так как это ДНЕВНЫЕ ХОДОВЫЕ ОГНИ .
Убивают если честно люди которые ездяют с ДХО круглые сутки . .а слепят они АДСКО…
ЛЮДИ отключайте вечером ДХО! будте вежливыми!
Специально для fint88
МОРГающие ДХО
Смотрите также
Комментарии 61
А скажи как сделать что бы когда стоит ручник не горит а как снял и поехал загорелись
1 реле на 30 контакт + подается ? или выход?
+12 постоянный можно подать прямо от АКБ . а выход это ДХО
а можно ли сделать так чтоб дхо выключались когда включаешь ближний и дальний естественно и моргали при поворотах?
Можно, но лучше использовать уже для этого микроконтроллер . а то получиться сильно много реле
Взял на заметку, переделаю у себя по твоей схеме.
Я плохо шарю в электрике( Подскажите зачем реле2 надо? К генератору для чего подключать +? Оба реле стоят по отдельности или после подключения вставляются друг в друга?)))
+ генератора, это вообще тот плюс желательно который появляется после завода автомобиля, ну или хотя бы после поворота куча в положение ON. 2е реле отключает ДХО при включение ближнего света. 1 реле это просто развязка чтобы не перегружать нагрузкой от дхо провод +генератора.
С этой схемой можно питание ДХО зацепить прямо на аккумулятор напрямую.
+ генератора, это вообще тот плюс желательно который появляется после завода автомобиля, ну или хотя бы после поворота куча в положение ON. 2е реле отключает ДХО при включение ближнего света. 1 реле это просто развязка чтобы не перегружать нагрузкой от дхо провод +генератора.
С этой схемой можно питание ДХО зацепить прямо на аккумулятор напрямую.
А можно сделать чтоб гасли ДХО не от ближнего, а от включения габаритов?)))
подключаешь провод + ближний не к ближнему свету, а к габаритам, или еще одно реле поставить и подключить к поворотнику то ДХО будет мигать при включение поворота
Круто) А схему можешь скинуть с тремя реле?) А то я вообще плохо разбираюсь, если посмотреть негде(((
подключаешь провод + ближний не к ближнему свету, а к габаритам, или еще одно реле поставить и подключить к поворотнику то ДХО будет мигать при включение поворота
А ты можешь подрисовать ещё одно реле к этой схеме?)))
Огромное спасибо за схему-выручил!
Схему собрал-схема рабочая. Но не могу найти +12 вольт при снятии с парковки (Р). Нашел только +12 вольт при нажатии на тормоз(не вариант). Лампочек отдельных на подсветку селектора АКПП тоже нету (подсвечивается одной лампочкой все режимы АКПП). На приборной панели индикация положения АКПП жидкокристаллическая в одном окне. Как решить эту проблему? Спасибо!
кстати данная схема тоже работает изначально на Винике. подключена на D, нашел я его на штекере от самой коробке который идет. попробуй там вымерить Р, скорее всего она там есть .
Цитата : “РЕЛЕ эти идут двух типов . с 4мя контактами, это нормально-разомкнутые и 5ю контактами где один контакт нормально-разомкнутый, а второй нормально-замкнутый (см схему реле в углу рисунка)”.
Так какие брать?
“Управляющий контакт +12 в” это какой? На левой реле или на правой? И почему управление второго реле желательно с ближнего, а не с габаритов, что более логично. ?
При отсоеденении с “P” +12в, наоборот, изчезнет (питание пропадет). Т.е. надо схему “запитать “через диоды со всех режимов, кроме ” Р”., что крайне неудобно. Хотелось бы тупо проводок кинуть на “Р”, но тогда Ваша схема видоизменится. Или я не прав? С ув.
Обычно если пишут +12 вольт значит они должны там быть постоянно. +12 идет только питание ДХО. Про подключение к P это уж сами, я выставил более универсальную схему. Почему ближний, да для того чтобы не ездет вечером с ДХО.
Простите что запутал вас.
Другие берут просто и подключают. если есть какие то вопросы спрашивают.
Теперь поясняю .
Для работы схемы нужны обычные жиговские реле . стоят копейки и достать можно в людом магазине … один только минус у них ГАБАРИТЫ. уж очень большие они .
РЕЛЕ эти идут двух типов . с 4мя контактами, это нормально-разомкнутые и 5ю контактами где один контакт нормально-разомкнутый, а второй нормально-замкнутый (см схему реле в углу рисунка)
Схема проста как незнаю что.
Управляющий контакт, я писал в комментах можно брать хоть о чего. это не принципиально главное чтобы +12 появлялось либо при повороте ключа, либо после запуска двигателя, либо ПРИ ОТКЛЮЧЕНИЕ “Р”.
Управление второго реле желательно от ближнего света.
Как реализовать ДХО в штатные фары своими руками: нормативы и варианты
С фактом, что ходовые фонари значительно увеличивают безопасность дорожного движения, уже никто не спорит, как несколько лет назад. В плане обеспечения такой опцией в лучшем положении оказываются владельцы иномарок. Но как же быть товарищам, лишенных такой возможности? Оказывается, варианты есть, но при условии выполнения определенных правил, касающихся правовой и технической сторон вопроса.
Есть ли смысл своими руками устанавливать ДХО в штатные фары автомобиля?
Новые пункты ПДД обязывают водителей эксплуатировать транспортные средства в дневное время суток с включенными фонарями ближнего света или дневными ходовыми огнями. Последнее, конечно, предпочтительнее, но, к сожалению, такая опция имеется только в автомобилях, выпущенных относительно недавно. Отсюда и возникают всяческие идеи хэндмейдовского характера, тем более что их преимущества довольно объективны:
- Организация ДХО из дальнего света своими руками требует всего лишь доработки в виде подключения электронного реле.
- Самостоятельно выполненный тюнинг значительно дешевле покупки фирменных осветительных приборов.
- Продление срока службы ламп.
- Уменьшение нагрузки на генератор и экономия горючего.
Не забываем и о практической пользе – автомобиль сразу становится заметнее, особенно это важно при движении против солнца. Некоторые ленивые автолюбители могут привести довод, что, мол, ближние фонари вполне подойдут для роли ходовых огней, разве что будут гореть габариты и подсветка номера. И, знаете, если иметь в виду владельцев «несвежих» моделей, то такие мысли в некотором смысле закономерны.
Каковы правила установки и подключения ДХО в России: можно ли самостоятельно этим заниматься?
В Министерстве внутренних дел РФ существует такой документ, как приложение Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию ТС. Он регламентирует список изменений, которые не требуют заключения, то есть могут быть выполнены без разрешения уполномоченной организации. Надо сразу отметить, что оборудование машины ходовыми огнями в этом списке отсутствует.
Таким образом, правила установки ДХО в России предписывают монтаж оборудования только в штатные места. Если таковых не имеется, то придется получать разрешение на предмет реконструкции. К примеру, владельцу ВАЗ 2106 рекомендуется включать ближний свет, но в случае самостоятельного монтажа дневных огней он нарушает закон. Ситуация напоминает картину с нарушением норм тонирования стекол и может привести к наказанию, вплоть до лишения прав.
Как получить разрешение на реконструкцию?
Чтобы не нарушать закон, нужно явиться в ГАИ, где создана база по монтажу дневного освещения практически на все модели машин. Стоит учесть, что при самостоятельном выборе приборов освещения сотрудники ГИБДД будут измерять уровень их светового потока.
В случае, когда ДХО поставлено даже в соответствии с нормами, без разрешения это будет рассматриваться как самовольное вмешательство в конструкцию авто. Кроме этого закон борется к таким нарушениям как подсветка днища, эквалайзер на стекле и прочим светооборудованием, имитирующим спецсигнал.
Популярные варианты организации дневного освещения на автомобиле
Прочитав все вышеизложенное, некоторые автомобилисты могут расстроиться. Но напрасно – есть выход и из такой ситуации, ведь не обязательно использовать фирменные фары на светодиодах. Вполне подойдут источники света, которые можно установить самостоятельно с учетом технических допусков определенной конструкции автомобилей. Электрических схем, с помощью которых будет задействована система много, в том числе подключение от генератора – каждый выбирает свой вариант.
Например, ДХО в штатные фары своими руками можно сделать из противотуманных фонарей или же на месте, где предусмотрен их монтаж. Для этого не нужно разрешение, остается только подключить систему следующим образом:
- При повороте ключа зажигания ходовые фонари включаются автоматически.
- При включении головного освещения ходовые огни включаются, кроме тех случаев, когда производится кратковременное включение фар.
Бюджетные способы реализации дневных фонарей
- Светодиодные ходовые огни Орлиный глаз HD-202b монтируются в штатные заглушки ПТФ.
- Гибкая лента светодиодов, закрепленная вокруг противотуманной фары при помощи двухстороннего скотча.
- Установка круглых линзованных светильников в места штатного крепления ПТФ.
- Использование электронного реле для управления мощностью штатных ламп, что позволяет их использовать в виде ходовых огней.
Последний вариант довольно прост в осуществлении, поэтому стоит рассмотреть его подробнее.
Как сделать своими руками ДХО на Приоре из фар дальнего света при помощи реле?
Применение электронного реле ДХО-30 дает возможность включать лампы дальнего освещения только на 30% от полной их мощности. Этого достаточно, чтобы использовать их в качестве ходовых фонарей. Они включаются при включенном зажигании, выключенных габаритах и отпущенном ручнике. Реле устанавливается на место штатного микропроцессорного устройства и подключается по следующей технологии:
- Отключить клемму масса от АКБ.
- Открыть крышку блока реле, извлечь своими руками из гнезда реле дальнего света К7 и установить ДХО 30 на его место.
- Отвернуть саморезы крепления рамки панели приборов и извлечь комбинацию приборов, нажав на фиксатор.
- Протянуть провода реле под панелью, чтобы концы оказались на уровне приборного разъема.
- Подсоединить провода при помощи соединительных элементов согласно схеме.
- Подключить разъем и клемму массы АКБ.
После выполнения работ следует проверить работу электронного реле в следующей последовательности:
- Включить зажигание и поставить авто на ручник – лампы не должны гореть.
- Отпустить рычаг ручного тормоза – индикация и лампы дальнего освещения должны загореться вполнакала (30%).
- Моргнуть дальними фарами – лампы должны загореться в полную силу, а после вернуться к 30%.
- Включить габариты – фонари должны погаснуть.
- Включить дальний свет – лампы должны гореть на 100%.
- Выключить зажигание – лампы должны гаснуть.
В случае если фонари горят на полную мощность сразу после подсоединения массы, надо в монтажном блоке поменять местами клеммы 30 и 87.
Модернизация штатных фонарей при помощи электронного реле избавляет от лишних хлопот по установке дополнительных ламп. Кроме этого, уменьшается нагрузка на генератор и продлевается эксплуатационный срок службы осветительных приборов. В случае надобности можно без проблем вернуться к стоковому соединению.
Как сделать дневные огни своими руками
Согласно новым Правилам дорожного движения, на движущемся автомобиле должны быть включены либо фары ближнего света, либо противотуманки, либо дневные ходовые огни (ДХО). Дневные огни — это хорошо, однако встречаются только на относительно новых машинах. Как быть тем, у кого их нет? Попробуем обойтись малой кровью — сделать ДХО своими руками без оформления переоборудования и покупки дорогих диодных источников света.
Но начнём мы с истории. Дневным ходовым огням не один десяток лет. С 1970 года начались исследования на тему повышения безопасности дорожного движения посредством включения света в дневное время суток, что выделяло автомобиль и делало более заметным. Уже в 1972 году в Финляндии было узаконено это правило. Следом подобное внедрили и две другие скандинавские страны, а к 2003-му свет обязаны были включать водители большей части европейских стран. На североамериканском континенте пользу от дневного света тоже нашли: в Канаде он стал обязателен с 1989 года, а в США — с 1990-го, правда, внедрялся постепенно, сначала был не обязательным, а рекомендуемым. В Казахстане включать свет днём начали заставлять сравнительно недавно, с 2007 года, но необходимо это было делать только за городом. Но с 7 января 2015 года с включённым светом водители ездить обязаны всегда, и в городе и на шоссе.
Как мы и говорили, польза от ДХО такова: автомобиль становится заметным вне зависимости от времени суток или погоды. Опытные водители знают, когда это особенно актуально, к примеру когда смотришь на дорогу против солнца и встречные машины плохо видно. Также свет фар помогает опознать машину ещё за километр, что даёт возможность принять решение, допустим, для обгона на узкой дороге. Польза есть, и мы в редакции это подтверждаем, учитывая и собственный опыт.
Сегодня почти все автопроизводители комплектуют свои модели дневными огнями, чаще светодиодными. Они включаются автоматически поворотом ключа зажигания, не нагружают бортовую сеть, гаснут при включении ближнего света и при выключении двигателя. Это классно. Как быть тем, у кого огни не предусмотрены? Жечь фары или противотуманки. И тут есть о чём призадуматься, ведь их можно попросту забыть включить. Также к минусам стоит отнести, что днём вхолостую параллельно горят задние фонари, освещение номерного знака, подсветка панели приборов, а это сокращает их ресурс.
На увеличение расхода топлива это тоже чуть-чуть влияет, как-никак, а нагрузка на генератор идёт. У некоторых автомобилей вдобавок не гаснет свет при выключении мотора, и, забыв про это, можно с лёгкостью разрядить аккумулятор. Вот в таких случаях есть смысл установить ДХО самостоятельно.
Для начала теория
Прежде чем бежать на авторынок и приступать к работе, нужно открыть Технический регламент Таможенного союза. Итак, как должны работать ДХО согласно ему? Пункт 3.15. на этот вопрос отвечает:
«Дневные ходовые огни, если таковые установлены, должны включаться автоматически, когда выключатель зажигания находится в таком положении, которое не исключает возможность работы двигателя, однако они могут оставаться выключенными при нахождении рычага автоматической коробки передач в положении „Стоянка“, или приведённой в действие стояночной тормозной системе, или до начала движения транспортного средства после каждого запуска двигателя вручную. Дневные ходовые огни должны выключаться автоматически при включении фар, в том числе передних противотуманных фар, за исключением тех случаев, когда мигание фар применяется для подачи кратковременных предупреждающих световых сигналов».
Пункты Правила ЕЭК ООН № 48, в свою очередь, помогут при выборе места для источников света, для удобства мы свели всё в одну наглядную картинку.
6.19.4 Размещение.
6.19.4.1 По ширине — точка поверхности, видимой в направлении исходной оси, наиболее удалённая от средней продольной плоскости транспортного средства, должна находиться на расстоянии не более 400 мм от края габаритной ширины транспортного средства.
Расстояние между внутренними краями двух видимых поверхностей должно быть не менее 600 мм. Это расстояние может быть уменьшено до 400 мм, если габаритная ширина транспортного средства составляет менее 1 300 мм.
6.19.4.2 По высоте — на расстоянии от 250 до 1 500 мм над уровнем грунта.
6.19.4.3 По длине — на передней части транспортного средства. Это требование считают выполненным, если излучаемый свет не мешает водителю непосредственно или косвенно в результате отражения зеркалами заднего вида и/или другими отражающими поверхностями транспортного средства.
В принципе это основные требования, которые нужно помнить и соблюдать при установке ДХО на свой автомобиль.
Теперь кратко о самих огнях и возможных ошибках
Самый простой способ — купить китайские светодиодные ленты или универсальные световые блоки и приклеить/установить там, где они поместятся. Ну, к примеру, если лента, то намотать вокруг штатной оптики, если в виде фары, то врезать в облицовку радиатора, бампер и т. д. Установить это легко, однако так делать нельзя. Почему? Самостоятельная установка ДХО — переоборудование со всеми вытекающими отсюда последствиями. Всё необходимо узаконивать. Как нам сообщили в КАП МВД РК, сертификации установка огней не требует, но поставить отметку в техпаспорт всё-таки придётся. Порядок действий будет следующий:
— прибыть в управление технадзора УАП;
— подать заявление на осуществление переоборудования;
— произвести установку световых приборов на специализированной СТО;
— получить справку СТО (акт, заключение) о проведении работ;
— прибыть в управление технадзора УАП для осмотра и получить разрешение на внесение отметки в СРТС (техпаспорт);
— направиться в РЭП по месту жительства или спецЦОН для замены СРТС.
Скажем так, от установки до законной эксплуатации ДХО путь неблизкий. И многое будет зависеть даже просто от удачи.
Выход есть!
Но мы не опустили руки, глядя на всё вышеописанное, и придумали вот что. Установка ДХО — это необязательно красивые светодиодные фарки. Это может быть любой законный источник света. Что такое законный? Это те фары, которые установлены на заводе-изготовителе автомобиля или же установлены владельцем машины самостоятельно, но с допусками, предусмотренными конструкцией. Например, противотуманные фары (ПТФ). Они есть практически на всех автомобилях, а их установка владельцами не требует разрешения на переоборудование. И что самое главное, ПТФ, согласно ПДД, можно использовать в качестве дневного света. Другими словами, дело осталось за малым — сделать так, чтобы обычные противотуманки включались автоматически и сами выключались, когда включён ближний свет или двигатель заглушён. Но при этом мы сохраним функцию противотуманного света, получив эффект два в одном.
Для установки ДХО мы взяли редакционную «Ниву». В автомагазине прикупили необходимые компоненты, а именно: два реле (одно пятиконтактное, другое четырёхконтактное), электропроводку, блок для предохранителя на 25 А и изоленту, — уложившись в сумму 2 000 тенге. Поискали в гараже немного инструмента и принялись за работу. Противотуманки на нашей машине были установлены прямиком на бампере ещё при покупке. Разве что позже их поменяли на другие.
Инсталляция
Теперь перейдём к технической части процесса. Пятиконтактное и четырёхконтактное реле от моделей ВАЗ (кстати, это реле подойдёт практически к любому автомобилю) следует подключить так:
Реле 1
— контакт 85 — на массу
— контакт 86 — «+» от габаритов или ближнего света
— контакт 30 — «+» от реле 2 на контакт 87
— контакт 87а — «+» на противотуманные фары, не отключая при этом заводское подключение ПТФ
Реле 2
— контакт 86 — «+» от генератора или от замка зажигания
— контакт 85 — масса
— контакт 30 — «+» к АКБ
— контакт 87— «+» на реле 1 на контакт 30
При этом стоит учесть, что если контакт 86 реле 2 подсоединить к генератору, то огни будут загораться после запуска двигателя, а если к замку зажигания, то — при включении зажигания. Подходят оба, какой вариант лучше — решать вам.
Далее по этой схеме подключаем реле, устанавливаем там, где оно не мешает. При этом не забываем в цепь на контакт 30 поставить предохранитель. Собственно вот и всё! Установка закончена.
Теперь на нашей «Ниве» при включении зажигания загораются дневные огни, которые гаснут при включении габаритных. Лекарство от забывчивости есть, причём без нарушения закона. На случай же необходимости противотуманного света предусмотрена отдельная клавиша на панели приборов.
Кстати, точно так же можно сделать и со штатным головным светом. Вместо противотуманок контакт 87а кинуть на ближний свет фар, тогда они будут работать так же, как ДХО. И это тоже не будет запрещено законом.
С точки зрения ПДД
Пункт 19.6. гласит: «Противотуманные фары включаются при включённых габаритных огнях независимо от включённых фар дальнего и (или) ближнего света».
Для начала необходимо понять, что такое противотуманная фара вообще. Это дополнительный источник света, дающий плоский и широкий горизонтальный луч, который стелется непосредственно над дорогой. Любое отклонение от этого (допустим, светит направленным лучом) превращает ПТФ в фару дополнительного света, которая, кстати, и установлена на данной «Ниве». Ставить дополнительные фары на «Ниву» разрешено заводом-изготовителем.
Как самостоятельно подключить ходовые огни, схема подключения
Согласно действующим законам Российской Федерации, в частности, внесенным в ПДД поправкам, любое транспортное средство, осуществляющее движение даже днем, должно быть с включенными фарами ближнего света. Кроме того, вместо них допустимо использовать противотуманные аналоги, а также дневные ходовые огни.
Ввиду того, что эксплуатация с этой целью головных и противотуманных огней сопряжена с целым рядом недостатков, подавляющее большинство автовладельцев предпочитает приобретать модули ходовых огней и проводить их монтаж самостоятельно. Ввиду этого, стоит разобраться, как подключить дневные ходовые огни своими руками?
Особенности эксплуатации
Законодательство довольно четко регулирует правила использования подобных элементов в конструкции автомобиля. Согласно требованиям ГОСТ, ходовые огни должны незамедлительно включаться при повороте ключа зажигания, а автоматическое отключение должно происходить в случае, если водитель активировал фары головного света.
Кроме того, подобный стандарт предусматривает, что включение головных огней должно происходить только после полного включения габаритных аналогов. Исключение составляет лишь случаи, когда они используются для подачи сигналов. Это необходимо учитывать, желая устанавливать дневные ходовые огни своими руками.
Подключение и стабилизация
Подключение ДХО своими руками, имеет целый ряд особенностей, которые необходимо учитывать для достижения правильной последовательности работы и долгого срока службы модуля. Чтобы повысить срок его эксплуатации, разумно использовать специальный стабилизирующий блок, рассчитанный на светодиодные огни.
Однако, эта мера направлена лишь на увеличение продолжительности работы схемы, без подобного блока все элементы будут функционировать в нормальном режиме.
Одной из наиболее распространенных проблем, свойственных модулям ДХО, представляются скачки напряжения, что вызывает перегрев кристалла, отвечающего за излучение. В связи с этим, яркость огней постепенно снижается, после чего, они перестают выполнять свою основную функцию.
Варианты подключения
Рассматривая наиболее распространенные варианты подключения ДХО, целесообразно разобрать простейшую схему подключения ходовых огней без использования стабилизатора, генератора и прочих дополнительных элементов. Чтобы ДХО активизировались при включении мотора, рекомендуется:
- Плюсовой провод соединить с плюсовой клеммой, расположенной на замке зажигания;
- Минусовой шнур закрепляют на корпусе авто в любом удобном для владельца месте;
- При повороте зажигания, ДХО будет работать.
Главным недостатком подобной схемы подключения, представляется постоянный режим работы огней при включенном зажигании. Кроме того, работа огней в данном случае, не согласована с другими световыми системами авто, а значит, подобное подключение не соответствует требованиям, указанным в ГОСТ.
Второй вариант подключения гораздо больше подходит для этой цели, так как использует цепь габаритных фар. Плюсовой провод дневных ходовых огней, в данном случае, соединяют с АКБ напрямую. Минусовой соединяют с плюсовым габаритных огней, после чего, светодиоды начинают светится. При этом, спираль лампы не горит, что связано с низким потреблением тока.
После активации габаритных огней, водитель сможет заметить, что потенциалы ДХО выравниваются, что приводит к отключению светодиодов. В результате, световая схема автомобиля переходит в штатный режим работы. Несмотря на то, что данная схема работает без серьезных нарушений, она имеет целый ряд недостатков, ввиду чего, её не следует устанавливать.
К ним целесообразно отнести:
Огни будут работать даже при выключенном моторе;
- Схема станет неработоспособной в случаях, если в роли габаритов также задействованы светодиоды;
- Работоспособность не гарантируются в случаях, если ДХО использует мощные лампы;
- Требуется монтаж предохранителя для обеспечения надлежащей безопасности.
Поскольку данная схема также не соответствует требованиям государственного стандарта, потребуется рассмотреть наиболее простой и подходящий под существующие нормы вариант.
Контроллер ДХО
Для подавляющего большинства владельцев, наиболее приемлемым представляется использование специального блока управления, который позволяет подключить ХДО по правильной схеме, без использования реле и прочих элементов. В итоге, схема подключения отличается простотой и безопасностью, за счет уникальных преимуществ эксплуатации контроллера.
К ним следует отнести:
- Стабильное включение ДХО после запуска мотора;
- Гарантирует защиту от перегрузок;
- Поддерживает любой тип огней, включая светодиодные;
- Не влияет на работу других узлов.
Блоки управления дневными ходовыми огнями, в подавляющем большинстве случаев, полностью соответствуют государственному стандарту, что позволяет безопасно использовать их по прямому назначению. Тем не менее, некоторые производители могут внедрять в подобное оборудования различные функции, которые несмотря на полезность, могут не соответствовать требованиям ГОСТ, а значит — использовать их не рекомендуется.
Другим преимуществом подобного рода оборудования, представляется возможность его подключения по заранее предоставленной со стороны производителя схеме. При этом, она обязательно содержит данные о максимальной нагрузке, а также другие важные технические параметры. Это позволяет быстро и легко подключить ДХО без наличия какого-либо опыта и специальных знаний.
Альтернативный вариант
Если приобретение специального контроллера не планируется, целесообразно отдать предпочтение варианту подключения через реле. Оно предполагает использование 5 контактного реле, которое будет задействовано в общей схеме подключения ДХО. Подобная схема позволяет исключить любые недостатки, свойственные предыдущим вариантам и дает возможность безопасного использования ДХО без какого-либо дополнительного оборудования.
Особенности подключения реле ДХО:
- 30 на «+» выводы модулей светодиодов;
- 85 на «+» шнур габаритов;
- 86 отводят на корпус машины;
- 87а на «+» зажигания;
- 87 изолируют.
Для реализации подобного подключения через реле, необходимо обзавестись проводами для соединения, клеммами, стяжками, термотрубками и инструментом. Помимо прочего, следует продумать способ надежного крепления собранной схемы в конструкции автомобиля.
Некоторые владельцы предпочитают задействовать в схеме подключения генератор, что не рекомендуется в большинстве случаев. Ведь для того, чтобы устанавливать ДХО через генератор, потребуется выполнить монтаж резистора. Несмотря на работоспособность схемы, её надежность оставляет желать лучшего.
Универсальный блок управления дневными ходовыми огнями
С 2011 года все новые автомобили оснащаются дневными ходовыми огнями. ДХО монтируются в передний бампер автомобиля и служат для повышения его видимости на дороге в дневное время. Они должны включаться автоматически при переводе ключа зажигания в положение, обеспечивающее
работу двигателя (не путать с включением габаритных огней во время стоянки в темное время суток), а выключаться при включении фар или полном выключении зажигания. Для этого применяется специальный управляющий модуль.
ДХО по сути являются светодиодными световыми приборами, что позволяет говорить об их экономичности и повышенном ресурсе (
10000 часов непрерывной работы).
Однако цена на ДХО заводского изготовления вызывает угрюмый вид на лицах автовладельцев. Поэтому народные умельцы не преминули воспользоваться этим и стали делать и распространять доморощенные схемы управления ходовыми огнями.
Как известно, во время работы двигателя катушка зажигания генерирует высокочастотное напряжение от 25 кВ до 50 кВ (в зависимости от типа зажигания). Это вызывает появление высокочастотного электромагнитного поля, и как следствие, высокий уровень эл. магнитных помех.
Конечно, эти помехи минимизируются экранированием катушки и высоковольтных проводов зажигания, но остаточное поле все равно имеется. И именно использование этого поля от импульсов на катушке зажигания можно применить для изготовления модуля управления дневными ходовыми огнями (далее ДХО) автомобиля.
Начало
Многие пытаются собрать схему управления ДХО на 555-м таймере (аналоговая интегральная схема для формирования одиночных повторяющихся импульсов), но зачастую добиться от таймера нужного алгоритма работы не удается. Альтернативным решением может стать схема на микроконтроллере типа ATmega8. Но на поверку оказывается, что для такого дела этот контроллер слишком хорош и дорог. А другие мелкие аналоги от Atmel’а не всегда удается найти, к тому же, все они также довольно дорогие, даже малопроизводительные.
В итоге, намаявшись и изучив кучу литературы, народные умельцы приходят к выводу, что оптимальным вариантом будет применение PIC12F629, 8-ми разрядного микроконтроллера с flash-памятью в 1 кБ, маленького, 8-ми ножечного, относительно недорогого. Для программирования контроллеров этого семейства применяются фирменные программаторы-отладчики, один из них PICkit-2 lite (см. рисунок).
Схема блока дневных ходовых огней
Вот так примерно выглядит схема управления ДХО на базе PIC12F629
Алгоритм работы ДХО
Весь алгоритм работы основан на среднестатистических представлениях радиоинженеров о принципах управления ДХО.
После включения зажигания сразу подается питание на схему модуля управления, и она по наличию импульсов на катушке зажигания начинает распознавать, работает ли двигатель. При непрерывном наличии импульсов от катушке зажигания в течении 5 секунд ДХО автоматически включаются. В случае отсутствии импульсов от катушки зажигания в течение 5 секунд (к примеру, двигатель заглох, но зажигание включено) ходовые огни выключатся.
При принудительном включении габаритных огней ДХО отключаются сразу, независимо от других условий.
При выключении габаритов и наличии импульсов на катушке зажигания ходовые огни включаются сразу.
Подключение блока ДХО к системе электропитания автомобиля
Схема подключения тоже довольно простая
• Питание берется в любой точке, где оно появляется при включении зажигания (естественно, «минус» это кузов машины)
• Импульсы, индицирующие работу двигателя, можно брать с катушки зажигания либо с тахометра
• Сигнал включения габаритов берется с любой точки, где появляется +12В при включении габаритов
• К выходу подключается любое заводское автомобильное реле с потребляемым током не более 200 мА при напряжении 12В и коммутируемом токе 30-40А, чтобы можно было запитывать напрямую любую нагрузку, хоть внешние ДХО, хоть штатные фары.
При отсутствии отдельных ДХО реле подключается параллельно штатному реле управления ближним светом. В таком варианте подключения исключается работа 4-х лампочек габаритов и подсветки приборной панели, что уменьшает расход электроэнергии.
Точно также можно подключить и отдельные ДХО.
Печатная плата
Вот как выглядит виртуальная схема блока управления ДХО, смоделированная в Proteus (программе для автоматизированного проектирования электронных схем). Далее следует сделать схему разводки в DipTrace ( системе автоматизированного сквозного проектирования электрических схем и разводки печатных плат).
Затем можно приступить к пайке вживую, вид с обеих сторон.
Вариант окончательной сборки
Проблем с подбором корпуса возникнуть не должно. Очень хорошо подойдет готовое автомобильное реле.
Внутреннее содержимое реле можно выбросить. Если разъем на корпусе 6-ти контактный, то вас повезло. Если нет, то штатный разъем выбрасывается, и на его место термоклеем прилаживается подходящий по количеству контактов. В итоге, получается следующее (см. рисунок).
Далее, плата лакируется средством CRAMOLIN ISOTEMP (термостойкое, влагоотталкивающее защитное покрытие на силиконовой основе, применяется для термоизоляции печатных гибких и жестких плат, эффективно до +500 0С). Для большей защиты плату можно упаковать в термоусадку.
Вся архитектура вставляется в корпус
Чтобы зафиксировать плату в корпусе, достаточно соединить две половины и сжать их до щелчка.
Итоги
Таким нехитрым, нетрудоемким и малозатратным образом можно самостоятельно сделать блок управления дневными ходовыми огнями. Учитывая миниатюрность девайса, его можно разместить в любом месте автомобиля.
Как было сказано выше, данная схема управления может быть подключена параллельно основной схеме электропитания автомобиля. Это означает, что в случае отказа или поломки достаточно всего лишь отсоединить разъем от реле и вся система будет работать в штатном режиме.
Проектируя свой модуль управления ДХО помните, что к эксплуатации допускаются только устройства, соответствующие ГОСТ Р 41.48-2004