Шины для бездорожья и асфальта

Универсальные летние шины для бездорожья и асфальта: характеристики, свойства протектора + список популярных моделей

Интересным и вполне неожиданным для многих является тот факт, что для использования внедорожного автомобиля, купленного в салоне, по прямому назначению ему, прежде всего, необходимо сменить резину.

Практически все серьезные полноприводные внедорожники, реализуемые официальными дилерами, обуты в шины, которые годятся большой частью для летнего передвижения по асфальту. Иногда для привлечения клиента продавец может предложить какие-то особые шины, но чаще всего это будет дополнительный зимний комплект, который вам предложат к новогодней распродаже.

Оно и понятно — после нового года автомобиль уже «постареет» на один год. Во все другое время вам будет предложена машина на универсальных колесах. И универсальность эта заключается в том, что работают они примерно одинаково на любом покрытии. При покупке бюджетного варианта, колеса будут еще, как правило, и меньшего радиуса, что ухудшает не только их качества, но и внешний вид автомобиля.

О чем это мы

Классификация летних шин для внедорожников включает в себя следующие виды резины:

В рамках публикации рассмотрим универсальные летние шины A/T.

Покрышки A/T привлекают своей универсальностью, небольшой ценой и информацией от производителей о том, что данная шина предназначена для автомобилей, которые проводят на асфальте 80% пути. Вот только под оставшимися 20% не подразумевается какое-либо серьезное бездорожье.

В продаже можно увидеть шины с маркировкой «extreme AT», но всего лишь маркетинговый ход, ни для какого экстрима эти шины не предназначены. Точно так же не стоит думать, что летние A/T покрышки с обозначением «M+S» не подразумевают использование их зимой. Все-таки – щадящая европейская зима и суровая российская подразумевают абсолютно разные температуры и дорожные условия.

Резиносмесь, из которой изготавливают универсальные шины из бюджетной и даже средней ценовых категорий, серьезно твердеет при отрицательных температурах, свойственных суровому российскому климату, что делает «никаким» сцепление с дорогой. И тут уже не поможет ни полный привод, ни «умная» электроника.

Поведение A/T шин на дорогах

Шины этого класса при движении по твердому покрытию имеют примерно одинаковые характеристики, что бы не заявлял производитель. В целом их поведение можно охарактеризовать как «хорошее», если конечно не заниматься экстремальным вождением, подразумевающим скоростную и сверхскоростную езду по асфальтированному шоссе. Хорошие модели дают уверенность водителю до скорости 130-150 км/ч. Хотя быстрее по нашим трассам ездить и нельзя.

Выделим некоторые особенности, которые отличают A/T шины от «шоссейных»:

  • увеличенный тормозной путь;
  • повышенная жесткость резины;
  • большая склонность к аквапланированию;
  • шины класса A/T более шумные;
  • из-за повышенного сопротивления качению, расход топлива с такой резиной увеличивается.

Да, если вы передвигаетесь преимущественно в городе, или вообще — часто стоите в пробках, то вышеуказанных особенностей вы и не заметите.

Поведение A/T-шин в условиях бездорожья

  • На серьезном российском бездорожье эти шины беспомощны. Стоит различать понятие «бездорожья», которые подразумевают производители Ауди Q7 и УАЗ Патриот (что кстати поставить на Патрика писали здесь ). Ухудшение сцепных качеств происходит это из-за быстрого забивания протектора грязью, чему способствует близкое расположение друг к другу элементов рисунка протектора. Шина становится гладкой и скользкой, и не может уже цепляться за грунт.
  • При движении по камням и сыпучему грунту эти шины уже демонстрируют неплохую проходимость. Сухие частицы не забивают так колесо, как липкая грязь.
  • При движении по зыбкому грунту автомобилю на такой резине также не хватает сцепления. Протектор опять-таки быстро загрязняется, становится скользким, и не может уже эффективно толкать автомобиль.

Снижение давления в универсальных шинах буквально на одну атмосферу серьезно поднимает их внедорожные качества, но ненадолго. Но, не стоит забывать, что на полуспущенных покрышках сильно возрастает риск разбортировки колеса.

Небольшой обзор A/T-шин

Пожалуй, самым типичным представителем подобной резины можно считать шины BF Goodrich AT, которые весьма популярны у отечественных владельцев внедорожников. Протектор этой покрышки выглядит весьма агрессивно по сравнению с дорожными шинами и обладает достаточно глубоким рисунком. В плечевой зоне есть даже нечто напоминающее грунтозацепы. Но, так как покрышка универсальная, то расстояние между элементами протектора — небольшое, а значит, самоочищение будет не особо эффективным. Массовая любовь отечественных автомобилистов к этим шинам — следствие доступной цены, повышенной износостойкости, широкой линейки размеров и стильному дизайну.

Bridgestone Dueler A/T 694. По заверению производителя характеристики этой модели по сравнению с предшествующей 693 существенно выросли. Трехмерные блоки протектора улучшили управляемость. Канавки увеличенной длины позволяют шине не терять свои сцепные свойства по мере ее износа.

Toyo Open Country A/T. Производитель заявляет об устойчивости и предсказуемости этой резины на всех типах дорожного покрытия. Достигается это путем использования изменяемой глубины протектора, множеству разношироких канавок, и блоков, имеющих самую различную форму. Протекторный рисунок не очень агрессивен, на шине присутствуют боковые грунтозацепы. Применение широких межблочных канавок, расположенных под различными углами, способствует быстрому самоочищению, неплохому сцеплению и проходимости.

Cooper Discoverer S/T. Являются по-настоящему универсальными шинами, которые остаются стабильными и предсказуемыми при движении на разных типах покрытия и в процессе торможения. Правда, различные тесты показали, что эти шины сильно теряют управляемость на скорости более 60 км/ч, но и повреждений на них после тестирования было меньше по сравнению с другими.

Cooper Discoverer ATR. Эта резина хорошо ведет себя на гравии и песке, кроме того она очень тихая. Но вот на бездорожье, где нужно передвигаться с малой скоростью эти шины оказались далеко не самыми лучшими.

Mickey Thompson Baja ATZ Radial Plus. Шины слегка показывают не самое лучшее сцепление на гравийной дороге. Также они не самым лучшим образом проходят повороты на скорости.

Procomp All Terrain. Хорошая резина по всем показателям, но далеко не дешевая и малораспространенная.

Dunlop Grandtrek AT3. Большинство отзывов об этой резине в интернете — положительные.

Goodyear Wrangler AT/SA. Отзывов немного, практически все они — положительные.

Goodyear Wrangler AT/R. Широкие канавки, хорошо отводящие жидкую грязь, остроугольные блоки, обеспечивающие уверенное сцепление на различном покрытии, множество ламелей, снижающих шум на твердой дороге и дающих хорошую управляемость.

Hankook RF10 Dynapro ATm. Только положительные отзывы, достойный конкурент популярному BF Goodrich AT. Изнашиваются чуть быстрее, но демонстрируют лучшую проходимость по грязи.

Yokohama Geolandar A/T-S (G012). Большая линейка размеров, множество положительных отзывов. Жесткие протекторные блоки, выполненные в виде ступенек, отличные показатели маневренности на твердой дороге и самоочистки в грязи. Закругленные элементы рисунка протектора снижают уровень шума и не дают шине изнашиваться неравномерно. Покрышка имеет хорошую защиту бортов.

Pirelli Scorpion ATR. Производитель заявляет о комфортной езде в городе и на трассе, и одновременно о хороших внедорожных качествах шины. Покрышка имеет усиленный каркас и боковые грунтозацепы. Итальянские инженеры уверяют, что шина обладает стабильными сцепными качествами во время всего срока эксплуатации.

Nexen Radial А/Т (SV). Покрышка с сильно извилистыми, но не очень широкими межблочными канавками. На вид — классическая универсальная резина для внедорожника. Имеются небольшие боковые грунтозацепы, способные улучшить работу в немягком грунте. Множество ламелей способствует снижению уровня шума увеличению управляемости на асфальтированном покрытии. Но, упор производитель все-таки делает на небольшое бездорожье, нежели на твердое покрытие.

Nexen Radial А/Т (RV). А вот эта резина больше рассчитана на твердую дорогу, хотя, судя по рисунку протектора, шине нипочем и некоторое бездорожье (не сильно выраженное). Явных боковых грунтозацепов на резине нет, что не способствует легкому передвижению в колее. Хорошо подойдет для городских водителей, выезжающих по выходным на дачу.

Nexen Radial A/T (NEO). Шина с широкими извилистыми канавками, что способствует хорошей курсовой устойчивости на мягком грунте и качественной самоочистке протектора. Блоки протектора расположены плотными лентами вдоль покрышки. Сделано это для повышения сцепления колеса с твердым покрытием дороги. Есть на этой резине и грунтозацепы, способные справиться с мокрой глиной и грязью. Хороший вариант, если требуется регулярно передвигаться по неухоженной грунтовке к загородному дому летом. Не предназначена для быстрого передвижения по мокрому асфальту.

Hankook Dynapro AT-A (RF09). Практически симметричная шина, имеющая классический рисунок протектора. Одна сторона протектора хорошо работает по грязи, а другая несет на себе классический дорожный рисунок.

Как справиться с бездорожьем?

В первый раз о приобретении и установке внедорожной резины автовладелец обычно задумывается вдали от цивилизации, когда становится понятно, что без посторонней помощи машину из грязи не вытащить. Если у вас возник такой вопрос, значит, пришло время определить, по каким параметрам необходимо выбирать новые внедорожные шины.

Виды внедорожной резины – как определиться при покупке

Существует два критерия, на которые ориентируются автолюбители перед покупкой внедорожных шин: цена и условия использования. Если с ценой все более или менее понятно, то на условиях стоит остановиться более подробно.

ALL TERRAIN

Если вы планируете пару раз в год ездить на природу, чтобы устроить пикник или поставить палатку на пару дней, то не стоит ставить шину с особо агрессивным протектором. Вам подойдет резина класса 80/20 (80% асфальт и 20% бездорожье), так называемая «ALL TERRAIN». Эти шины можно назвать оптимальным компромиссом между комфортной ездой и проходимостью:

  • Достаточно глубокий рисунок протектора хорошо держит дорогу, уровень шума не превышает среднее значение.
  • Резина устойчива к истиранию, что позволяет использовать ее на протяжении нескольких сезонов.

Стоит отметить, что эту резину нельзя использовать круглогодично, как это делают некоторые владельцы внедорожников. Когда температура падает ниже нуля, шины теряют эластичность, из-за чего происходит удлинение тормозного пути.

MUD TERRAIN

Если вы часто передвигаетесь по плохим дорогам или любите активный отдых в труднодоступных местах, полноценная грязевая резина класса M/T (MUD TERRAIN) — ваш выбор. Ее отличительные особенности:

  • Высокие грунтозацепы и глубокий, разделенный на отдельные шашки протектор обеспечат высокую проходимость на любом бездорожье.
  • Асфальтовые характеристики у такой резины значительно хуже, чем у ALL TERRAIN, а уровень износа – выше.
  • При разгоне свыше 80 км/ч эти шины начинают шуметь.

При правильной эксплуатации и отсутствии повреждений в виде боковых порезов и деформации корда пробег в 50–60 тыс. км резине М/Т вполне под силу. Дольше ее практически не используют — при износе более 50% эти шины полностью теряют свои внедорожные качества и превращаются в А/Т.

Off-Road

Экстремальные шины Off-Road предназначены для тех, кто любит штурмовать непроходимые места, участвуя в соревнованиях и трофи-рейдах. Хорошая устойчивость механической агрессии (толчки, удары и т.п.) дают возможность использовать эту резину в самых неблагоприятных условиях. Однако есть и минусы:

  • очень высокий износ на асфальте (за 12–15 тыс. км покрышка потеряет большую часть протектора) плюс плохая управляемость.
  • на мокрой или обледенелой дороге передвигаться на таких колесах попросту опасно для себя и окружающих.

Машины, обутые в экстремальные покрышки, на дальние расстояния обычно передвигаются на прицепах или эвакуаторах. Еще один вариант— до места соревнований автомобиль едет на обычных колесах, таща за собой прицеп с грязевой резиной, а перед стартом колеса переобувают. Это дешевле, чем через год покупать новый комплект колес стоимостью до 25000 рублей за 1 баллон.

Редко используемые виды внедорожной резины

Существует еще два не особо распространенных вида покрышек, которые иногда используют и на внедорожниках:

  • Сельскохозяйственная резина;
  • Наварная резина.

Сельскохозяйственные покрышки предназначены для спецтехники. Иногда ее используют и на внедорожниках, но тракторная резина очень тяжелая и жесткая – красивый глубокий протектор с «елочкой» дает проходимость лишь на твердых грунтах. На песке и грязи такие колеса при перегазовке мгновенно закапываются, и тогда выбраться без трактора будет проблематично. При избыточном травлении эта шина может провернуться на диске, а поскольку тракторная резина используется только с камерами, то заканчивается все обычно отрыванием соска камеры и перебортированием колеса в походных условиях.

В целом, сельскохозяйственная резина на внедорожниках используется крайне редко и в основном от безденежья. Использовать ее запрещено на любых уважающих безопасность, любительских и профессиональных внедорожных соревнованиях.

Наварная резина появилась в России сравнительно недавно. Основой покрышки служит колесо со срезанным протектором, на который приваривается новый глубокий рисунок – обычно это копия рисунков популярных внедорожных шин. Это хорошая и недорогая альтернатива экстремальным шинам плюс вторичное использование материалов помогает сохранять окружающую среду, что тоже немаловажно.

Выбираем с умом

Внедорожная резина, как и любой профессиональный инструмент, подбирается под конкретные условия и требует особого понимания ее специфики. При некорректном и неопытном обращении агрессивные колеса не вытащат из грязи, а наоборот – закопают автомобиль по мосты и поломают ходовую часть. Помните, что основным средством в борьбе с непроходимыми дорогами все же является мозг, а все остальные средства носят вспомогательный характер.

Рейтинг AT шин, лучшая резина для внедорожников и грязи

Шины класса АТ привлекательны для водителя как невысокой ценой по сравнению со своими специализированными аналогами, так и относительной универсальностью. Они хорошо себя чувствуют как на асфальте, так и за городом. Лучшая АТ резина для внедорожников была выбрана исходя из результатов сравнительных тестов Auto Bild. Потом путем анализа рейтинга, популярности и отзывов пользователей на сайте «Яндекс.Маркет» из списка АТ-шин были выбраны 10 позиций. В списке они распределены по соотношению цена/качество покрышек, учитывая проходимость, шумность, расход топлива и износ.

10. Kumho RoadVenture AT

Средняя цена: 8 200 рублей.

Открывает рейтинг лучших шин для внедорожников всесезонные Kumho RoadVenture AT корейского производства. Недорогие шины, предназначенные для обычных поездок без экстрима – хорошо держат дорогу на трассе, пройдут по мокрой траве и не слишком глубокой грязи. Забиваются землей довольно быстро, но так же быстро и очищаются. На крутых поворотах можно ощутить эффект подлома боковины (возможно, причина тут в конфигурации профиля).

9. Bontyre Stalker A/T

Средняя цена: 6 000 рублей.

Один из главных плюсов этой резины (кроме цены) – эффектный вид. Ездит она тоже неплохо, ход мягкий, уверенный, практически бесшумный. Хорошо ведет себя на трассе, на сухой грунтовой дороге, песке, но вот на размытой грунтовке машина будет чувствовать себя далеко не так уверенно.

Боковина у шин тонкая, так что с бордюрами и ветками в лесу стоит соблюдать осторожность.

8. Nokian Rotiiva AT

Средняя цена: 7 400 рублей.

Nokian производит не только лучшие зимние шины, но и хорошие AT модели. Эта марка шин отлично подходит для внесезонного использования, на ней можно ощущать себя комфортно как в городе, так и за городом, в умеренном бездорожье. В грязи и снегу гребет хорошо, без проблем переносит гравий и щебенку (правда, из-за профиля АТ камешки могут застрять и потом «стрелять» при езде). При этом на асфальте относительно малошумная. Дополнительное удобство со стороны производителя – наличие маркировки износа.

Минус: хотя шины маркированы как летние, при высокой температуре резина может размягчаться, поэтому лучше всего их использовать от -15о до +15 о.

7. Toyo Open Country A/T

Средняя цена: 7 500 рублей.

Одни из самых проходимых резин рейтинга – японские шины Toyo Open Country A/T. «Обутая» в них машина хорошо перенесет грязь, глубокие колеи с водой, лужи; в целом проходимость у нее выше, чем у многих других АТ. На асфальте машина ведет себя устойчиво, почти не шумит и не требует повышенного расхода топлива. В южных районах России ее можно «носить» круглый год, а вот северянам стоит позаботиться о дополнительном комплекте зимней.

6. Continental ContiCrossContact AT

Средняя цена: 8 100 рублей.

Если водитель большую часть лета ездит по проселочным дорогам и только время от времени заезжает на асфальт –эта резина оптимальный выбор. В раскисшей колее и лужах не скользит, по песку едет, при этом радуя водителя своим стильным внешним видом. Однако ее хорошие внедорожные качества минусуются не слишком приятным поведением на асфальте. Увеличится расход топлива (ненамного, но тоже неприятно), езда шумная и жесткая и слабая курсовая устойчивость – придется подруливать на поворотах.

5. Bridgestone Dueler A/T D697

Средняя цена: 6 800 рублей.

К сожалению, качество этих шин сильно зависит от изготовителя – если Dueler A/T D697 японского производства выносливы, неприхотливы, отлично переносят грязь и неровности дороги, при этом отменно ведут себя на трассе и относительно малошумные, то вот индонезийские далеко не так хороши. Они громкие и быстро снашиваются.

4. Cooper Discoverer A/T3

Средняя цена: 10 600 рублей.

Производитель маркировал шины как всесезонные, и они действительно универсальны, хорошо себя чувствуют как на асфальте, так и на среднем бездорожье. При этом сама шина мягкая, боковина у нее крепкая, так что можно со спокойным сердцем залезать туда, куда на прочих АТ-шинах соваться боязно – устойчива как к ямам, так и проколам и острым веткам. Правда, из-за прочности и толщины протектора может ощущаться немного тяжеловатой, но это небольшая плата за универсальность.

3. Viatti Bosco A/T

Средняя цена: 3 800 рублей.

Одни из лучших летних шин серии АТ для кроссоверов по соотношению цена/качество. Несмотря на низкую цену, они практически не уступают дорогим аналогам – хорошо ведут себя как на асфальте, так и в легком бездорожье, а на жаре вообще чувствуют себя прекрасно. При этом очень выносливы.

Единственный минус – более шумные, чем шины более дорогих ценовых категорий, но цена с лихвой искупает это неудобство.

2. BFGoodrich All-Terrain T/A

Средняя цена: 9 600 рублей.

На втором месте в рейтинге АТ-шин находится резина популярного в России производителя, не в последнюю очередь любимого за стильный и элегантный внешний вид и благородный рисунок протектора. Хотя некоторые любители пытаются ездить на ней и зимой, но лучше этого не делать – протектор забивается грязью или снежной кашей и становится гладким, как каток. Однако для лета с поездками по городу, на дачу и на легкое бездорожье она очень хороша. И очень «живуча» – на ней можно спокойно откататься далеко не один сезон.

1. Yokohama Geolandar A/T G015

Средняя цена: 5 200 рублей.

Первым номером в рейтинге резины АТ для внедорожников становятся всесезонные шины японской компании Yokohama — Geolandar A/T G015. Резина мягкая, совсем не шумная, выносливая и износостойкая, прекрасно ведет себя на асфальте и отлично подойдет для городских поездок и вылазок за город в легкое бездорожье. А ее зимостойкость оценят жители северных регионов России – в мороз она не дубеет и прекрасно тормозит на зимнем асфальте. При этом стоит помнить, что это АТ, а не специализированная резина для грязи и льда, и ее внедорожные качества уступают последней. Но для обычного бытового использования подойдет прекрасно.

Как справиться с бездорожьем?

В первый раз о приобретении и установке внедорожной резины автовладелец обычно задумывается вдали от цивилизации, когда становится понятно, что без посторонней помощи машину из грязи не вытащить. Если у вас возник такой вопрос, значит, пришло время определить, по каким параметрам необходимо выбирать новые внедорожные шины.

Виды внедорожной резины – как определиться при покупке

Существует два критерия, на которые ориентируются автолюбители перед покупкой внедорожных шин: цена и условия использования. Если с ценой все более или менее понятно, то на условиях стоит остановиться более подробно.

ALL TERRAIN

Если вы планируете пару раз в год ездить на природу, чтобы устроить пикник или поставить палатку на пару дней, то не стоит ставить шину с особо агрессивным протектором. Вам подойдет резина класса 80/20 (80% асфальт и 20% бездорожье), так называемая «ALL TERRAIN». Эти шины можно назвать оптимальным компромиссом между комфортной ездой и проходимостью:

  • Достаточно глубокий рисунок протектора хорошо держит дорогу, уровень шума не превышает среднее значение.
  • Резина устойчива к истиранию, что позволяет использовать ее на протяжении нескольких сезонов.

Стоит отметить, что эту резину нельзя использовать круглогодично, как это делают некоторые владельцы внедорожников. Когда температура падает ниже нуля, шины теряют эластичность, из-за чего происходит удлинение тормозного пути.

MUD TERRAIN

Если вы часто передвигаетесь по плохим дорогам или любите активный отдых в труднодоступных местах, полноценная грязевая резина класса M/T (MUD TERRAIN) — ваш выбор. Ее отличительные особенности:

  • Высокие грунтозацепы и глубокий, разделенный на отдельные шашки протектор обеспечат высокую проходимость на любом бездорожье.
  • Асфальтовые характеристики у такой резины значительно хуже, чем у ALL TERRAIN, а уровень износа – выше.
  • При разгоне свыше 80 км/ч эти шины начинают шуметь.

При правильной эксплуатации и отсутствии повреждений в виде боковых порезов и деформации корда пробег в 50–60 тыс. км резине М/Т вполне под силу. Дольше ее практически не используют — при износе более 50% эти шины полностью теряют свои внедорожные качества и превращаются в А/Т.

Off-Road

Экстремальные шины Off-Road предназначены для тех, кто любит штурмовать непроходимые места, участвуя в соревнованиях и трофи-рейдах. Хорошая устойчивость механической агрессии (толчки, удары и т.п.) дают возможность использовать эту резину в самых неблагоприятных условиях. Однако есть и минусы:

  • очень высокий износ на асфальте (за 12–15 тыс. км покрышка потеряет большую часть протектора) плюс плохая управляемость.
  • на мокрой или обледенелой дороге передвигаться на таких колесах попросту опасно для себя и окружающих.

Машины, обутые в экстремальные покрышки, на дальние расстояния обычно передвигаются на прицепах или эвакуаторах. Еще один вариант— до места соревнований автомобиль едет на обычных колесах, таща за собой прицеп с грязевой резиной, а перед стартом колеса переобувают. Это дешевле, чем через год покупать новый комплект колес стоимостью до 25000 рублей за 1 баллон.

Редко используемые виды внедорожной резины

Существует еще два не особо распространенных вида покрышек, которые иногда используют и на внедорожниках:

  • Сельскохозяйственная резина;
  • Наварная резина.

Сельскохозяйственные покрышки предназначены для спецтехники. Иногда ее используют и на внедорожниках, но тракторная резина очень тяжелая и жесткая – красивый глубокий протектор с «елочкой» дает проходимость лишь на твердых грунтах. На песке и грязи такие колеса при перегазовке мгновенно закапываются, и тогда выбраться без трактора будет проблематично. При избыточном травлении эта шина может провернуться на диске, а поскольку тракторная резина используется только с камерами, то заканчивается все обычно отрыванием соска камеры и перебортированием колеса в походных условиях.

В целом, сельскохозяйственная резина на внедорожниках используется крайне редко и в основном от безденежья. Использовать ее запрещено на любых уважающих безопасность, любительских и профессиональных внедорожных соревнованиях.

Наварная резина появилась в России сравнительно недавно. Основой покрышки служит колесо со срезанным протектором, на который приваривается новый глубокий рисунок – обычно это копия рисунков популярных внедорожных шин. Это хорошая и недорогая альтернатива экстремальным шинам плюс вторичное использование материалов помогает сохранять окружающую среду, что тоже немаловажно.

Выбираем с умом

Внедорожная резина, как и любой профессиональный инструмент, подбирается под конкретные условия и требует особого понимания ее специфики. При некорректном и неопытном обращении агрессивные колеса не вытащат из грязи, а наоборот – закопают автомобиль по мосты и поломают ходовую часть. Помните, что основным средством в борьбе с непроходимыми дорогами все же является мозг, а все остальные средства носят вспомогательный характер.

«4×4» тесты трех новинок внедорожных шин

Еще весной производители проанонсировали новинки среди шин, предназначенных для бездорожья. Сейчас, после тестирования, эксперты «4×4» готовы рассказать, на что реально способна каждая из них. Новых шин, рассчитанных на применение вне асфальта, в этом году их появилось три.

Одну, Goodyear Wrangler DuraTrac, производитель определил в класс универсальных шин – All Terrain, остальные, BFGoodrich Mud Terrain T/A KM2 и Nokian Vatiiva M/T, позиционированы как грязевые – Mud Terrain.

Заявленные показатели, как известно, требуют проверки, поэтому было решено посмотреть, на что в реальности способны эти покрышки. После проведения серии тестов оказалось, что не все производители реально оценивают потенциал своей продукции.

Goodyear Duratrac (8830 руб.)

Первое, что следует подтвердить, – эта покрышка довольно тихая для своего класса. Шумность, понятное дело, выше, чем у дорожных шин, но в то же время гул, который издают покрышки на скоростях выше 60 км/ч, сравним со средними показателями в классе.

Goodyear DuraTrac – единственная из трех шин, которая реально способна выбраться из колеи. Плечевая зона и боковые грунтозацепы сконструированы очень грамотно.

Боковина у DuraTrac довольно жесткая, за счет чего на дорогах с твердым покрытием машину заваливает не сильно и курсовая устойчивость остается приемлемой. Хорошей управляемости способствует и четко выраженная П-образная форма поперечного сечения покрышки. За счет плоского протектора шина уверенно стоит на дороге. В общем, при движении до 110 км/ч проблем с управляемостью на асфальте не возникает.

Остальные дорожные показатели – тормозной путь и маневрирование – тоже укладываются в рамки обычного поведения городских шин с высоким профилем, так что на асфальте Goodyear Wrangler DuraTrac особых неудобств вам не доставит.

Goodyear DuraTrac не склонна к сильному заваливанию при маневрах, хорошо держит траекторию на твердом грунте и не сильно реагирует на колейность.

Вне твердого покрытия шина Goodyear ведет себя вполне традиционно для покрышки класса A/T. Да, она не очень хорошо очищается от грязи и поэтому сохраняет постоянное сцепление с поверхностью только на сухих и сыпучих грунтах. Однако за счет агрессивных боковых грунтозацепов шины уверенно «выносят» автомобиль из колеи, а благодаря продуманному комбинированному рисунку протектора практически отсутствует боковое скольжение.

Nokian Vatiiva M/T (9080 руб.)

Первый опыт финской компании в производстве внедорожной резины оказался довольно удачным. Хотя буквы М/Т в названии модели лучше сменить на А/Т. Боковина у этой покрышки довольно мягкая, за счет чего на твердом покрытии наблюдаются сильная валкость автомобиля и недостаточно четкая реакция на поворот руля. Переваливанию покрышек с боку на бок способствует и слегка выпуклый в центральной части профиль протектора. Гудит шина на асфальте довольно громко. Но этого и следовало ожидать от покрышки с четко ориентированным поперечным рисунком. Забавно другое: этот шум не вызывает дискомфорта. Вероятно, дело в тональности звука: он довольно низкий и сливается со звуком мотора. В целом покрышка не особенно комфортна для передвижения по асфальту на больших скоростях, но до 90 км/ч ведет себя нормально.

На асфальте Nokian Vatiiva M/T за счет мягкой боковины и скругленного профиля склонна к заваливанию при маневрах и не очень уверенно держит направление.

Nokian Vatiiva M/T

Давление в шинах при поездках по асфальту составляло 2.3 атм. в передних колесах и 2.0 – в задних. На бездорожье давление снижалось до 0.6 и 0.5 атм. соответственно.

Nokian Vatiiva M/T

Nokian Vatiiva M/T

На бездорожье картина соответствует требованиям, предъявляемым к универсальной резине: сцепление с поверхностью осложняется плохой самоочисткой, и получается, что шина уверенно передвигается только по сухим или влажным грунтам. В размокшей глине протектор быстро забивается и превращается в буксующий «слик».

Если грунт сухой, то Nokian Vatiiva M/T способна затащить автомобиль даже на крутой подъем. Но на влажном грунте шина быстро замыливается

Nokian Vatiiva M/T

Способность к самоочистке у финской шины слабовата. Так что в грязи она может двигаться только по ровной поверхности, рельеф ей противопоказан.

Nokian Vatiiva M/T

А вот если вы на этих шинах попадете в колею, то выбраться из нее точно не сможете. Плечевую зону финны наметили, но не слишком четко, а вот про боковые грунтозацепы вообще забыли. А ведь для шины класса М/Т их наличие очень важно. Еще один недочет в конструкции протектора – четко выраженный поперечный рисунок. При движении вдоль склона покрышка свободно соскальзывает вниз. Так что к колеям относитесь с опаской, особенно к глубоким. Движение над колеей по брустверам тоже опасно – автомобиль таскает и он запросто может соскользнуть вниз.

Можно сказать, что тут инженеры постарались не зря. Очередная реинкарнация BFGoodrich Mud Terrain T/A, популярной модели для умеренно жесткого бездорожья, получилась лучше предшественницы. Она уверенно держит курс, почти не замечает колейности и практически не подламывается при маневрах. Заметим, что передвижение по дороге на автомобиле, обутом в новинку от BFGoodrich, достаточно комфортно. Особенно если вспомнить, что имеем дело с дело с шиной универсальной, рассчитанной в том числе и на преодоление бездорожья.

BF Goodrich Mud-Terrain T/A KM2

На асфальте BFGoodrich Mud Terrain T/A KM2 ведет себя просто отлично: хорошо держит траекторию, почти не подламывается и практически не замечает колейности.

BF Goodrich Mud-Terrain T/A KM2

Вне асфальта эта покрышка тоже чувствует себя уверенно. У нее самое лучшее из участников нынешнего теста сцепление при движении по прямой, неплохая самоочистка и отсутствие сноса во время передвижения вдоль склона. А вот из колеи BFGoodrich Mud Terrain T/A KM2 выбирается не слишком охотно, уступая Goodyear DuraTrac: боковые грунтозацепы получились не очень агрессивными. То есть по брустверу вдоль колеи на таких шинах проехать можно, но делать это надо очень аккуратно: если соскользнешь вниз, то выбраться обратно будет очень сложно. А в целом – хорошая шина для неэкстремальных экспедиций.

Если подвести итог, то про все три шины можно сказать следующее: невзирая на маркировку, все они универсалы, хотя и с уклоном в сторону офф-роуда. Их стихия – грунтовки, накатанные тропы, легкое бездорожье без серьезной жижи. Ну и асфальт, конечно , на котором все три новинки чувствуют себя уверенно. Для болота, раскатанной колеи и даже размокшей глины они подойдут только за неимением лучшего, да и то с большим трудом. Все-таки покорять настоящее бездорожье надо на чем-то более агрессивном. А для героев этого испытания оптимальная сфера применения – экспедиционные поездки, в которых большая часть проходит по разного рода дорогам. Причем не обязательно асфальтированным.

Брод с песчаным дном все испытуемые преодолели без всяких проблем, как и сухой склон. А вот забраться на гору по размокшей глине получалось не у всех.

BF Goodrich Mud-Terrain T/A KM2

BFGoodrich Mud Terrain T/A KM2 склонна к боковому сносу на рыхлых грунтах и не очень охотно выбирается из колеи. Но зато на прямой она очень цепкая.

BF Goodrich Mud-Terrain T/A KM2

И все же, несмотря на некоторое сходство, поведение моделей различается. Если вам предстоят длинные перегоны по асфальту, то лучше выбрать покрышки от GoodYear или BFGoodrich. А по степени готовности к преодолению бездорожья на первое место мы ставим BFGoodrich Mud Terrain T/A KM2, на второе – GoodYear DuraTrac, а Nokian Vatiiva M/T хороша только на сухих поверхностях, по которым она передвигается очень уверенно.

Ссылка на основную публикацию