Система отопления нива 2121

Конструкция системы отопления автомобиля ВАЗ-2121

Система вентиляции автомобиля ВАЗ-2121 – приточно-вытяжная.

При движении автомобиля воздух нагнетается в салон естественным напором через щели воздухозаборника на капоте и отсасывается через отверстия в задних стойках крыши.

Для увеличения циркуляции воздуха при движении можно опустить стекла передних дверей, а при низкой скорости – включить электровентилятор.

Потоки воздуха в салоне распределяются воздухопроводами, расположенными внутри приборной панели.

На ветровое стекло воздух поступает через верхние щелевидные сопла на панели приборов, на боковые стекла – через боковые и, частично, центральные сопла (с направляющими потока воздуха), к ногам – через отверстия в кожухе отопителя (при откинутой крышке).

Для управления распределением воздушных потоков служат средний и нижний рычаги на центральной консоли панели приборов, а также направляющие центральных сопл и их регуляторы.

Система отопления – жидкостная, объединенная с системой охлаждения двигателя.

Радиатор отопителя установлен в консоли панели приборов в пластмассовом кожухе и уплотнен по периметру поролоновой лентой.

Нагрев воздуха зависит от степени открытия крана, регулирующего поток жидкости через радиатор.

Кран установлен на входе в радиатор и управляется верхним рычагом на центральной консоли.

Электродвигатель вентилятора МЭ-255 – коллекторный, постоянного тока, с возбуждением от постоянных магнитов.

Частота вращения вентилятора регулируется трехпозиционным переключателем на панели приборов.

В зависимости от выбранной скорости электродвигатель подключается к бортовой сети автомобиля напрямую (большая частота) или через дополнительный резистор (малая частота).

Частота вращения вала электродвигателя с крыльчаткой при напряжении 12 В и температуре воздуха 25±10°С – 3000±150 мин –1 .

Потребляемая сила тока при максимальной частоте вращения – не более 4,5 А.

Крыльчатка вентилятора закреплена на валу электродвигателя.

Электродвигатель ремонту не подлежит при выходе из строя его заменяют.

Неисправности системы отопления и вентиляции

– Причина неисправности

Метод устранения

Электродвигатель вентилятора отопителя не работает:

– Неисправен переключатель отопителя (проверяется омметром)

– Повреждены провода, окислены или неплотно надеты их наконечники, перегорел предохранитель №1 (напряжение к электродвигателю не подается)

Обожмите клеммы, зачистите наконечники, замените неисправные провода, перегоревший предохранитель (проверив защищаемые им цепи на отсутствие короткого замыкания)

– Износ, зависание щеток электродвигателя, обрыв в обмотке якоря, окисление, износ коллектора (напряжение к электродвигателю подается, но он не вращается)

– Замыкание на «массу» обмотки якоря (при включении сразу перегорает предохранитель)

Электродвигатель вентилятора отопителя не работает на малой скорости:

– Сгорел дополнительный резистор, повреждены его провода или неплотно надеты их наконечники

Замените резистор, обожмите клеммы, зачистите наконечники, замените неисправные провода

– Неисправен переключатель отопителя

Якорь электродвигателя вентилятора отопителя вращается медленно:

– Загрязнен или окислен коллектор, межвитковое замыкание обмотки якоря (может перегорать предохранитель). Заедание вала якоря в подшипниках (скрип, визг, может перегорать предохранитель)

Салон автомобиля нагревается плохо:

– Недостаточная температура охлаждающей жидкости

Заедание клапана термостата в открытом положении. Замените термостат

– Мало жидкости в системе охлаждения

Долить жидкость системы охлаждения, проверить герметичность соединений.

– Заедание крана в закрытом положении, заедание заслонок тросов или обрыв тросов управления, ослабление их крепления

Замените неисправные кран, тросы, заслонки. Надежно закрепите оболочки тросов, смажьте тросы моторным маслом, отрегулируйте приводы

– Неисправен радиатор отопителя

Температура в салоне не регулируется:

– Заедание крана отопителя, заслонок, тросов в оболочках или их обрыв, ослабло крепление оболочек тросов

Замените неисправные кран, тросы, заслонки. Надежно закрепите оболочки тросов, смажьте тросы моторным маслом, отрегулируйте приводы

Система отопления и вентиляции салона Lada 4×4 (ВАЗ 2121, 2131)

На внедорожниках ВАЗ 21213 и 21314 применяется приточно-вытяжная система вентиляции. Во время движения автомобиля воздух нагнетается в салон естественным напором, через щели воздухозаборника на капоте. Воздух покидает салон через отверстия в задних стойках крыши. Об этих и других особенностях отопителя (печки) Lada 4×4 расскажем далее..

Устройство отопителя

1 – боковой дефлектор; 2 – боковой воздуховод; 3 – воздуховод обогрева лобового стекла; 4 – центральные дефлекторы; 5 – тросик заслонки воздуховода; 6 – заслонка воздуховода; 7 – радиатор печки; 8 – уплотнитель радиатора; 9 – кожух радиатора; 10 – отводящий патрубок радиатора; 11 – подводящий патрубок радиатора; 12 – кран печки; 13 – воздухораспределительная крышка; 14 – кожух электровентилятора; 15 – крыльчатка вентилятора; 16 – электродвигатель вентилятора; 17 – тросик крана печки; 18 – тросик заслонки обогрева лобового стекла; 19 – кронштейн рычагов управления отопителем; 20 – ручаг управления заслонкой воздуховода; 21 – рычаг управления заслонкой обогрева лобового стекла; 22 – рычаг для управления краном печки.

Схема отопителя

1 – заслонка; 2 – кожух электровентилятора; 3 – электродвигатель вентилятора; 4 – крыльчатка; 5 – радиатор отопителя; 6 – подводящий патрубок радиатора; 7 – отводящий патрубок радиатора; 8 – кожух радиатора; 9 – заслонка воздуховода; 10 – коробка воздуховода; 11 – воздухопровод обогрева лобового стекла; 12 – заслонка центрального дефлектора; 13 – центральный дефлектор; 14 – рычаг управления краном; 15 – рычаг управления заслонкой обогрева лобового стекла; 16 – рычаг управления заслонкой воздуховода; 17 – кронштейн рычагов управления; 18 – заслонка обогрева лобового стекла; 19 – тросик заслонки обогрева лобового стекла.

Компоненты системы отопления и вентиляции

Вентилятор отопителя (МЭ-255) обеспечивает подачу воздуха в салон через воздуховоды. Его частота вращения регулируется трехпозиционным переключателем на панели.

Дополнительный резистор предназначен для уменьшения скорости вращения вентилятора (промежуточные скорости вращения).

Радиатор отопителя установлен в салоне под панелью в пластмассовом корпусе и служит для отдачи тепла салон.

Кран отопителя установлен на входе в радиатор печки и служит для регулировки потока тосола, который проходит черед него.

Рычаги управления заслонками служат для распределения воздушных потоков, которые направлены в салон, а также для управления краном отопителя.

Конструкция отопителя имеет ряд недостатков, например, сильный шум вентилятора, а также его низкая производительность. Об этой и других проблема расскажем в разделе доработок.

Ключевые слова: печка 4х4 | воздуховоды 4х4

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter..

Органы управления вентиляцией и отоплением салона

Вентиляция и отопление салона регулируются в зависимости от температуры наружного воздуха.

Рис. 1-6. Органы управления вентиляцией и отоплением салона:
1 – боковые сопла обдува стекол передних дверей; 2 – сопла обдува ветрового стекла; 3 – регулятор притока воздуха; 4 – рычажок изменения направления потока воздуха; 5 – центральные сопла системы вентиляции салона; 6 – рычаг управления краном отопителя; 7 – рычаг управления крышкой люка воздухопритока; 8 – распределительный рычаг; 9 – отверстия кожуха отопителя; 10 – рычаг крышки отопителя; 11 – выключатель обогрева заднего стекла; 12 – переключатель электровентилятора отопителя.

Вентиляция салона

Наружный воздух может поступать в салон автомобиля:

  • через открытые стекла дверей;
  • через сопла 2 (рис. 1-6) обдува ветрового стекла, если передвинуть вправо распределительный рычаг 8 и рычаг 7 управления крышкой люка воздухопритока;
  • через боковые сопла 1 обдува стекол дверей, если передвинуть вправо рычаг 7 и влево рычаг 8;
  • через отверстия 9 кожуха отопителя в зону ног водителя и переднего пассажира, если открыть рычагом 10 крышку отопителя и передвинуть вправо рычаг 7;
  • через центральные сопла 5 напрямую из коробки воздухопритока при движении автомобиля, если регуляторами 3 открыть заслонки сопел (летний обдув). Перемещением рычага 4 в горизонтальном и вертикальном направлениях меняется направление воздушного потока из сопла.

В среднем положении рычага 8 и в правом крайнем положении рычага 7 воздух будет поступать через сопла 1, так и через сопла 2.

В случае движения автомобиля с небольшой скоростью можно увеличить количество поступающего воздуха, включив переключателем 12 электровентилятор отопителя.

Предохранение стекол от запотевания

Для предохранения ветрового стекла и стекол дверей от запотевания достаточно направить на них холодный воздух, для чего:

  • закройте рычагом 10 крышку отопителя;
  • передвиньте рычаг 7 вправо, а рычаг 8 установите в среднее положение;
  • при необходимости включите электровентилятор отопителя.

Если нужно немного подогреть поступающий воздух, передвиньте частично вправо рычаг 6 управления краном отопителя.

Для предохранения заднего стекла от запотевания включите его электрообогрев выключателем 11.

Отопление салона

Для отопления салона и предохранения ветрового стекла, стекол дверей и заднего стекла от запотевания и обмерзания:

  • передвиньте вправо рычаги 6 и 7;
  • установите в среднее положение рычаг 8;
  • откройте рычагом 10 крышку отопителя;
  • включите выключателем 11 обогрев заднего стекла;
  • включите при необходимости переключателем 12 электровентилятор отопителя.

Теплый воздух будет направляться как в зону ног водителя и пассажиров, так и на ветровое стекло и стекла передних дверей. Для более быстрого обогрева только ветрового стекла закройте рычагом 10 крышку отопителя и передвиньте вправо рычаг 8.

Как модернизировать печку Нивы-21213

Если вы являетесь обладателем Нивы-21213 и влюблены в это транспортное средство, то вряд ли вы откажетесь от него при обнаружении в нём некоторых технических недоработок. В принципе это совершенно правильно, можно оставаться верным своему «железному коню», а при выявлении дефектов самостоятельно попытаться их устранить.


Нива-21213, действительно, нуждается в некотором вашем вмешательстве, совсем не будет лишним тюнинг печки Нива.

В летний период вы не сможете заметить неудобств, а вот с наступлением холодов без усиленного гардеробного оснащения в виде ватных штанов и куртки вы точно не сможете обойтись.

Постоянно ощущать себя «танкистом» как-то не хочется, поэтому большинство владельцев этого автомобиля принимают решение закатить рукава и осуществить доработку печки собственной Нивы. Кстати, такие же проблемы присущи ещё одной отечественной модели — УАЗ, владельцы которого также находятся в активном поиске, что предпринять, чтобы повысить работоспособность печки.

Процесс доработки системы отопления

Полезно отметить, что доработка печки ВАЗ-2121 не сопровождается высокой проблематичностью. Устранить такие технические дефекты под силу даже автолюбителю, который не имеет специальных технических и ремонтных навыков.

Кроме этого, доработка печки Нива-2121 может заключаться в выполнении разнообразных действий, включая и самые элементарные.

Отопление в автомобиле можно улучшить, если даже только немного модернизировать воздуховоды. Если же хочется кардинально улучшить отопительную систему, повысить комфорт, тогда, конечно, придётся повозиться чуть больше.

Модернизация воздуховодов

К сожалению, если вы внимательно рассмотрите воздуховоды, которыми оснащена ваша Нива, вы ужаснётесь тому, как можно было её сопроводить таким большим количеством щелей. Разве можно с такой конструкцией ожидать хорошего обогрева?

Ответ, конечно, прост, поскольку весь подогреваемый воздух рассеивается ещё под торпедой, а салон обогревается по остаточному принципу.

Однако хорошо, когда проблема так легко определяется, тогда и решать её гораздо проще. Модернизация воздуховода заключается в том, чтобы при помощи силиконового клея необходимо промазать все места соединений.

Подготовьтесь к тому, что выполнять такие действия иногда достаточно сложно, поскольку не все места сопровождаются беспрепятственным доступом. Вам всё-таки придётся приловчиться и промазать силиконовым клеем все стыковочные места.

Замена вентилятора

Опытные автовладельцы рекомендуют не останавливаться на достигнутом и продолжить дорабатывать печку, проводя тюнинг вентилятора.

Некоторые предлагают избавиться от вентилятора, установленного производителем, а взамен его установить вентилятор с «восьмёрки».

Если вы тоже решились на проведение такой замены, вам нужно дополнительно определиться, оставите ли вы штатное управление печкой родное или также замените его «восьмёрочным» аналогом.

Определившись со вторым вариантом действий, позаботьтесь о приобретении таких дополнительных элементов:

  • переключатель скоростей вентилятора;
  • дополнительный резистор для печки.

Итак, после того как вы полностью подготовили все необходимые составляющие, можно приступать непосредственно к процессу доработки вентилятора.

Первоначально следует демонтировать старую коробку вохдухопритоков. К сожалению, невзирая на то, что для этого требуется выкрутить всего лишь четыре гайки, обойтись без посторонней помощи не удастся. Напарнику будет нужно удерживать винты под капотом, тогда как вы будете их выкручивать, воспользовавшись ключом-трубкой.

После этого можно беспрепятственно извлечь воздухозаборник. Почистите его, если он в этом нуждается, а затем срежьте небольшое количество пластика, чтобы обеспечить достаточное пространство для работы нового вентилятора.

Установите вентилятор и внимательно осмотрите, что может выступать в качестве помех для работы установленного вентилятора. Если таковые преграды обнаруживаете, аккуратно их срезайте.

После того как вы убедитесь, что больше нет ничего, что может препятствовать работе вентилятора, зафиксируйте его при помощи герметика.
Вокруг сопла вентилятора находятся небольшие зазоры, важно их устранить, прикрыв любым материалом. Это позволит предотвратить утечку тёплого воздуха.

Теперь собранный вентилятор внедряется обратно в то пространство, в котором ранее «обитал» его старый аналог. Всё надёжно закрепляется и проверяется закрытие и открытие капота. В отдельных случаях после внедрения «инородного» вентилятора не удаётся нормально закрывать капот.

Если всё нормально, подсоедините все провода, а также установите новые элементы управления. По завершении выполненных работ обязательно проконтролируйте свой результат в действии.

Печка должна работать отлично, а в салоне автомобиля очень быстро должен распространяться тёплый воздух.

Замена крана

К сожалению, виновниками плохого обогрева Нивы могут выступать не только вентилятор и воздуховод, но и кран самой печки. В частности, его диаметр невероятно мал, что способствует медлительному распространению жидкости по радиатору.

Именно по этой причине многие автовладельцы решаются ещё на один дополнительный тюнинг обогрева салона любимой Нивы, предполагающий замену крана.

Кран, безусловно, придётся позаимствовать у других транспортных средств. В качестве «доноров» для решения такой проблемы могут выступать многие иномарки, но лучшими с финансовой точки зрения являются краны, снятые с Volkswagen или Opel.

Первоначально вам придётся извлечь старый кран. Этот процесс трудоёмкий, поэтому важно следовать алгоритму, который рекомендуют те владельцы авто, которым ранее приходилось дорабатывать самостоятельно систему отопления, и результат был эффективным.

Откройте капот, найдите хомут, который фиксирует шланг к патрубку, при помощи пассатижей постарайтесь ослабить его. Мастера рекомендуют такие действия совершать в перчатках, поскольку при выполнении таких действий приходится прилагать усилия, рука часто срывается и может быть повреждена, если на ней не будет перчаток.

Следующей вашей задачей будет являться отсоединение уплотнителя, вам нужно просто выкрутить саморезы, фиксирующие этот уплотнитель к перегородке. Далее остаётся этот уплотнитель просто снять. Вещевая полка точно также извлекается, при этом ничего не препятствует выполнению таких действий.

Теперь зайдите со стороны салона и немного ослабьте прижимной винт крана. Далее будет уже просто с рычага крана снять тросик.

Вот теперь вы подобрались непосредственно к самому крану, открутите винты, которые его удерживают. В зависимости от конфигурации радиатора печи количество может изменяться, также вместо винтов могут быть установлены гайки.

Извлеките кран, снимите с него патрубок, также предварительно отвинтив гайки.

Далее возьмите в руки новый кран, который вы заранее подготовили и внедрите его в авто, применяя этот же самый алгоритм только в обратной последовательности.

Мастера только рекомендуют использовать небольшую хитрость. При креплении крана к радиатору гайки очень часто откручиваются, соответственно, в процессе движения авто теряются. Чтобы предотвратить такие «потери», рекомендуется не просто закрутить гайки, а предварительно их посадить на пластилин.

Итак, процесс модернизации системы отопления может осуществить любой желающий, а в благодарность он получит комфортные условия внутри салона даже в те моменты, когда на улице будет лютовать мороз.

Система отопления нива 2121

ВАЗ-21213 (Нива). Отопитель

ВАЗ-21213 (Нива). Снятие и установка отопителя

1 – воздухораспределительная крышка;
2 – рычаг воздухораспределительной крышки;
3 – заслонка воздухопровода обогрева ветрового стекла;
4 – рукоятка управления заслонкой обогрева ветрового стекла;
5 – рукоятка управления крышкой воздухопритока;
6 – рукоятка управления краном;
7 – кронштейн рычагов управления;
8 – гибкая тяга;
9 – воздухопровод вентиляции кузова;
10 – воздухопровод обогрева бокового стекла;
11 – воздухопровод обогрева ветрового стекла;
12 – крышка воздухопритока;
13 – уплотнитель коробки воздухопритока;
14 – коробка воздухопритока;
15 – радиатор;
16 – подводящая и отводящая трубы;
17 – кран;
18 – кожух вентилятора;
19 – пружинная скоба;
20 – электродвигатель вентилятора

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Переведите до отказа вправо рукоятку 6 управления краном 17 отопителя и слейте жидкость из системы охлаждения двигателя.
2. Отсоедините массовый провод от аккумуляторной батареи.
3. Выверните винты крепления, снимите полку панели приборов и панель радиоприемника, отсоедините электрические провода.
4. Ослабьте стяжные хомуты и отсоедините от труб 16 отопителя резиновые шланги для подвода и отвода жидкости.
5. Выверните внутри моторного отсека два болта крепления и снимите уплотнитель труб радиатора отопителя.
6. Ослабьте болт скобы крепления оболочки гибкой тяги на кране и снимите тягу с крана.
7. Выньте переключатель электродвигателя вентилятора отопителя и отсоедините от него провода.
8. Снимите четыре пружинных держателя и кожух 18 вентилятора в сборе с электровентилятором.
9. Снимите щиток панели приборов, через проем для него в панели ослабьте на кронштейне 7 винты скоб гибких тяг крышки 12 воздухопритока и заслонки 3 воздухопровода обогрева ветрового стекла. Снимите тяги с рычагов управления.
10. Отверните гайки крепления кожуха радиатора 15 к коробке 14 воздухопритока, отсоедините массовый провод, закрепленный под одной из гаек, снимите кожух и коробку воздухопритока.
11. Установку отопителя выполняйте в обратном порядке. Обратите внимание на правильность положения уплотнительной прокладки между кожухом радиатора и кузовом, на надежность затягивания стяжных хомутов резиновых шлангов.
12. После установки и подсоединения шлангов заправьте жидкостью систему охлаждения двигателя и проверьте герметичность соединений.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка отопителя

1 – воздухораспределительная крышка;
2 – кожух вентилятора;
3 – резистор;
4 – направляющий кожух;
5 – кожух радиатора;
6 – прокладка крышки воздухопритока;
7 – крышка воздухопритока;
8 – пружинная скоба подводящей и отводящей труб;
9 – пружинный держатель кожуха вентилятора;
10 – прокладка радиатора;
11 – радиатор;
12 – подводящая и отводящая трубы;
13 – кран;
14 – крыльчатка вентилятора;
15 – электродвигатель;
16 – пружинная скоба;
17 – подушка электродвигателя

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Для разборки отопителя снимите две пружинные скобы 16 и выньте электровентилятор из кожуха 4. Отверните гайку крепления крыльчатки 14 и снимите ее с электродвигателя 15.
2. Отверните гайку прижимной скобы 8 крепления подводящей и отводящей труб, снимите скобу и выньте радиатор 11 из кожуха 5.
3. Снимите крышку 7 воздухопритока, отвернув гайки крепления скобы.
4. Отверните гайки крепления скоб и снимите воздухораспределительную крышку 1 кожуха вентилятора.
5. Сборку отопителя выполняйте в обратной последовательности.

Ссылка на основную публикацию