Скорость движения и дистанция
Скорость движения и дистанция
Правила дорожного движения конкретно говорят, с какой скоростью вы должны двигаться по дорогам: “Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля над движением транспортного средства для выполнения требований Правил”.
Ничего возразить не могу, все правильно. Но к этим высказываниям хочется добавить, что для каждой конкретной ситуации, каждый из водителей должен выбирать свою персональную скорость, с учетом своей водительской квалификации.
Можно сказать, что скорость движения по конкретному участку дороги определяется возможностями водителя:
• Видеть и понимать дорожную обстановку (знаки и светофоры, действия других водителей и пешеходов, состояние покрытия дороги и многое другое).
• Мыслить и своевременно принимать правильные решения (планировать свои действия и грамотно распределять их во времени и пространстве).
• Успевать оперировать органами управления автомобилем (рулем, указателями поворота, передачами и т.п.).
На определенной скорости движения у каждого водителя поле зрения начинает заметно сужаться, мысль не успевает за сменой обстановки, а руки и ноги начинают делать всякие глупости.
Если во время поездки на учебной или уже на своей машине вы отметите у себя вышеописанное состояние, знайте – эта скорость не ваша! Надо тут же снижать ее до нормального состояния взгляда и мысли.
Причем разговор идет не о какой-то конкретной скорости, например, 120 км/ч, а о скорости как таковой. Что же касается цифр, то, на одном и том же участке дороги для одного водителя скорость 40 км/ч – это очень мало, а для другого может быть – очень много.
Поэтому никаких указаний по поддержанию конкретной скорости, для каких-либо конкретных условий, в этой книге вы не найдете. Просто почаще контролируйте свое состояние, приближаясь к любому новому участку дороги.
Теперь о дистанции. В различных странах мира есть конкретные рекомендации относительно безопасной дистанции.
Например, в Англии – это “двухсекундный промежуток”, в США – надо сосчитать “одна тысяча раз – одна тысяча два”, во Франции – “трехсекундная дистанция”.
Иными словами, вам советуют оказаться около той точки, мимо которой только что проехала движущаяся перед вами машина, через 2–3 секунды.
Согласен, рекомендация разумная. При любой скорости движения дистанция получается такой, которая обеспечивает безопасную остановку в случае, если впереди идущая машина вдруг резко затормозит. Но если на наших дорогах только и делать, что увлеченно отсчитывать секунды, то дистанция-то будет неплохой, но как быть со всем остальным?
Ведь нам надо искать знаки, спрятанные за деревьями и кустами, прогнозировать переключения сигналов светофора, выискивать глазами пешеходов, которые “мечтают” перебежать дорогу именно перед нашей машиной, объезжать ямы и колдобины на дороге, и прочие особенности нашей “национальной езды”.
Поэтому вместо импортной системы “сухой математики” советую вам развивать у себя чувства времени, скорости и расстояния.
Поверьте, вы в состоянии именно чувствовать безопасную дистанцию, которая позволит вам спокойно остановиться, если впереди идущая машина резко затормозит. Для этого надо только периодически задавать себе простой вопрос: “А какая у меня сейчас дистанция? Не слишком ли она мала или велика?” Причем это только на первое время. Позже достаточно будет лишь удерживать впереди идущую машину в поле своего периферического зрения, и оно вам подскажет, оптимальная ли у вас сейчас дистанция.
А на безопасных участках хороших дорог, которые начали у нас появляться, можно и проверить рекомендации “западной математики”.
Глава 7. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ
ДВИЖЕНИЯ
Обгон
Обгон по праву является одним из самых сложных маневров на дороге. И хотя обгон это почти то же самое, что и объезд, разница между ними огромна. В отличие от объезда при обгоне все участники этого процесса находятся в движении! Значит, перед началом обгона водитель обязан не только грамотно спланировать свои действия, но и учесть множество факторов, которые будут стремительно меняться во времени и пространстве. Для этого надо подключить все свои чувства (времени, скорости, расстояния) и ощущения (ускорения, вибраций и прочие).
В соответствии с ПДД, перед началом обгона необходимо убедиться в том, что:
• полоса движения, на которую вы намерены выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии,
• своим маневром вы не создадите помех встречным транспортным средствам, а также движущимся по этой полосе в попутном направлении,
• следующее позади по вашей полосе транспортное средство не начало обгон,
• транспортное средство, движущееся впереди, не подало сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево,
• по завершении обгона вы сможете, не создавая помех обгоняемому транспортному средству,
вернуться на ранее занимаемую полосу.
Но кроме этого, надо учесть: мощность двигателя вашего автомобиля и качество залитого вчера бензина, давление в шинах и загруженность машины, направление ветра и состояние покрытия дороги. и так далее.
Иными словами, прежде чем начинать обгон, вы должны быть на 150% уверены, что закончится он благополучно для вас и для всех окружающих.
Все вышеизложенное объединяет в себе известная фраза: “Не уверен – не обгоняй!”
Теперь давайте подумаем, готовы ли вы к обгону?
Думаю, что нет. Поэтому в ближайшее время советую вам воздерживаться от обгонов. Ведь впереди “ползущий” трактор когда-нибудь обязательно свернет с дороги! А пока он все еще перед вами, у вас есть возможность лишний раз потренироваться в удержании разумной дистанции.
Кстати, обгоны в крупных городах практически не дают выигрыша во времени. Много лет назад в столице нашей Родины городе Москве проводился эксперимент, во время которого выяснилось, что разница во времени прибытия в конечную точку маршрута на дистанции около 50 кмпо городским дорогам между водителем-“паинькой” и водителем”шустриком” составила всего лишь. 6 минут!
Не так давно автору этих строк вынужденно довелось поиграть в “фигаро – там, фигаро – здесь” на прямом участке городской дороги протяженностью около 10 км. В тот момент, когда мне первый раз пришлось выехать со своей полосы, я обратил внимание на одну из машин, которая имела необычную окраску, причем она спокойно двигалась по средней полосе.
Спустя несколько минут я наконец-то “долетел” до того перекрестка, на котором мне предстояло повернуть налево, но светофор встретил меня красным сигналом, и мне пришлось остановиться. Сигнал светофора еще не успел поменяться, как рядом со мной остановилась именно та машина, на которую я обратил внимание в начале своей “гонки”.
Думаю, вы знаете о том, что сигналы светофора меняются каждые 20–30 секунд. Поэтому с ужасом для себя я отметил, что разница во времени прибытия к этому перекрестку составила у нас. не более 20-ти секунд. Мало того, сейчас мы вообще стояли рядом!
Так какой был смысл рисковать, обгоняя “всех и вся” на пределе возможностей, держа себя в физическом и эмоциональном перенапряжении? Никакого!
Напрашивается закономерный вывод: “Воздерживайся от обгонов! Держи свою полосу!”.
Дата добавления: 2015-07-24 ; просмотров: 695 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Скорость движения и дистанция
Цели урока: знакомство учащихся с основными требованиями правил дорожного движения к скорости и расположению транспортных средств на проезжей части дороги.
10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
10.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч , а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч .
По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может разрешаться повышение скорости (с установкой соответствующих знаков) на участках дорог или полосах движения для отдельных видов транспортных средств, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. В этом случае величина разрешенной скорости не должна превышать значения, установленные для соответствующих видов транспортных средств на автомагистралях.
10.3. Вне населенных пунктов разрешается движение:
– легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях — со скоростью не более 110 км/ч , на остальных дорогах — не более 90 км/ч ;
– междугородним и маломестным автобусам и мотоциклам на всех дорогах — не более 90 км/ч:
– другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях — не более 90 км/ч , на остальных дорогах — не более 70 км/ч ;
– грузовым автомобилям, перевозящим людей в кузове, — не более 60 км/ч ;
– транспортным средствам, осуществляющим организованные перевозки групп детей, — не более 60 км/ч .
10.4. Транспортным средствам, буксирующим механические транспортные средства, разрешается движение со скоростью не более 50 км/ч .
Транспортным средствам, перевозящим крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, разрешается движение со скоростью, не превышающей скорости, установленной при согласовании условий перевозки.
10.5. Водителю запрещается:
– превышать максимальную скорость, определенную технической характеристикой транспортного средства;
– превышать скорость, указанную на опознавательном знаке “Ограничение скорости”, установленном на транспортном средстве;
– создавать помехи другим транспортным средствам, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью;
– резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
Расположение транспортных средств на проезжей части
9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).
9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.
9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.
9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч , водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.
В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.
Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для обгона, поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т – только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.
Движение транспортных средств по одной полосе со скоростью большей, чем по соседней полосе, не считается обгоном.
9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево, разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.
9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.
9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.
9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.
9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, оговоренных в пунктах 12.1, 24.2 Правил). Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.
9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.
9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.
Вопросы для закрепления:
1. Какие ограничения скорости должны соблюдать водители велосипедов и мопедов?
2. Как должны вести себя велосипедисты нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой?
3. Какие требования предъявляются Правилами к расположению автомобилей на проезжей части дороги?
Скорость движения и дистанция
Конкурс “Веселый светофор”
“Адам бол”
Опрос
Наши партнеры:
Скорость движения и дистанция |
10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требования Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. 10.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч. Примечание: В г.Бишкек и областях (Чуйской, Ошской, Нарынской, Иссык-Кульской, Таласской, Джалал-Абадской) может повышаться скорость (с установкой соответствующих знаков 3.24) на отдельных участках дорог, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. 10.3. Вне населенных пунктов разрешается движение: легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистраляхсо скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах – не более 90 км/ч; междугородним и особо малым автобусам и мотоциклам на всех дорогах – не более 90 км/ч; другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях – не более 90 км/ч, на остальных дорогах – не более 70 км/ч; транспортным средствам, управляемым водителями со стажем до 2-х лет, на всех дорогах не более 70 км/ч; грузовым автомобилям, перевозящим людей в кузове – не более 60 км/ч; транспортным средствам, буксирующим механические транспортные средства – не более 50 км/ч; транспортным средствам, перевозящим опасные, тяжеловесные и крупногабаритные грузы – со скоростью предписанной при согласовании условий перевозки. 10.4. Водителю запрещается: превышать максимальную скорость, определенную технической характеристикой транспортного средства; превышать скорость, указанную на опознавательном знаке “Ограничение скорости”*, установленном на транспортном средстве; (* Здесь и далее опознавательные знаки указаны в соответствии с Основными положениями.) создавать помехи другим транспортным средствам, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью; резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. 10.5. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения. 10.6. На дорогах вне населенных пунктов водители транспортных средств, скорость которых не должна превышать 40 км/ч, обязаны поддерживать между своими и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие их транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует, если водитель готовится к выполнению обгона, а также при движении в организованной транспортной колонне. Скорость движения, дистанция и интервалОнлайн обучениеСкорость движения, дистанция и интервал112 Водитель транспортного средства должен двигаться со скоростью, не превышающей установленные ограничения, с учетом интенсивности дорожного движения, особенностей и состояния транспортного средства и груза, а также дорожных и метеорологических условий (особенно видимости в направлении движения) 113 При возникновении препятствия или опасности для дорожного движения, которые водитель транспортного средства в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости или прекратить движение транспортного средства или, не создавая опасности для других участников дорожного движения, объехать препятствие. [Запомни! Расстояние видимости в направлении движения всегда должно быть больше длины остановочного пути.] 114 В населенных пунктах скорость движения всех транспортных средств не должна превышать 50 км/ч, а в жилых зонах, на территории дворов многоквартирных зданий, автозаправочных станций и мест стоянки – 20 км/ч. 115 Вне населенных пунктов скорость движения транспортных средств не должна превышать: 115.1. для мотоциклов, трициклов, квадрациклов, легковых автомобилей, грузовых автомобилей полной массой не более 7,5 т, и автобусов – 90 км/ч; 115.2. для автомобилей и автобусов с прицепом и грузовых автомобилей полной массой свыше 7,5 т – 80 км/ч. 116 На участках дороги, перед которыми установлены соответствующие дорожные знаки, разрешается движение транспортных средств со скоростью, не превышающей указанную на дорожном знаке. 117 Скорость движения транспортных средств в других случаях не должна превышать: 117.1. 60 км/ч – при перевозке пассажиров вне кабины грузового автомобиля, предназначенного для производства специальных работ – типа фургон, в котором оборудованы сидячие места для пассажиров; 117.2. 50 км/ч – при буксировке механических транспортных средств; 117.3. 40 км/ч – при буксировке прицепов – технологических агрегатов, упомянутых в 249 пункте настоящих Правил. 117.4. при движении по дороге, обозначенной дорожным знаком 117.5. 45 км/ч – для мопедов. 118 Водителю запрещается: 118.1. превышать максимальную скорость движения, установленную изготовителем данного транспортного средства; 118.2. превышать скорость, указанную на опознавательном знаке, установленном на транспортном средстве согласно требованиям, упомянутым в п. 263 настоящих Правил. 118.3. создавать помехи дорожному движению, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью; 118.4. резко тормозить, если это не требуется для обеспечения безопасности дорожного движения. 119 Водитель транспортного средства в зависимости от скорости движения должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволит избежать столкновения в случае его торможения, а также необходимый интервал, обеспечивающий безопасность дорожного движения. 120 Водители транспортных средств (составов транспортных средств), упомянутых в 266 и 268 пунктах настоящих Правил, при движении по дорогам вне населенных пунктов должны поддерживать между своим и следующим впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие их транспортные средства могли без помех перестроиться на правую сторону дороги. Это требование теряет силу, если водитель транспортного средства готовится к обгону, а также при интенсивном движении. Правило двух секунд — вы про него помните?Правила дорожного движения требуют соблюдать безопасные дистанцию и боковой интервал — но без конкретики. «За рулем» напоминает несколько простых, но эффективных способов, позволяющих сориентироваться в потоке и избежать аварийной ситуации.Особенно сложно с дистанцией (расстоянием до впереди идущего автомобиля). Чтобы определить безопасную дистанцию, нужно учитывать и скорость движения, и погодные условия, и техническое состояние машины… Однако есть пара простых распространенных методик. Скорость надвоеЧтобы определить безопасную дистанцию на сухой дороге, для простоты предлагается делить скорость надвое. То есть: едешь 100 км/ч — безопасная дистанция 50 метров, едешь 60 км/ч — дистанция 30 метров, и так далее. Эта методика описывалась в старых водительских учебниках, о ней рассказывал журнал «За рулем» еще полвека назад, и время от времени ее до сих пор вспоминают на всевозможных автофорумах. Но эта методика применима только для сухого покрытия. В дождь коэффициент сцепления с дорогой снижается примерно в 1,5 раза. Зимой — в 2 раза. Так что едешь 100 по снежной каше — и дистанция должна равняться 100. Не меньше! Правило двух секундЧем плох предыдущий метод? Приблизительностью. Глазомер у всех разный, и один водитель будет считать, что держит дистанцию в 50 метров, тогда как между машинами нет и 30, а другой будет держать 75, принимая их за 50. Опытные водители предлагают использовать правило двух секунд. Нужно заметить место, которое проехал впередиидущий автомобиль, и сосчитать до двух. Если за это время вы проскочили ориентир — дистанцию нужно увеличить. Опять же, это правило действует только для сухой дороги. На мокрой дороге стоит применять правило трех секунд, на зимней — отсчитывать до 6 секунд. А в темноте двигаться так, чтобы иметь возможность остановиться до границы светового пятна фар вашего автомобиля. Помните, что за этими границами может оказаться неподвижный объект (пешеход, сломанный автомобиль, собака или лось). Остановочный путь на скорости 100 км/ч равняется примерно 70 метрам: 40 метров — средний тормозной путь современного легкового автомобиля, и 27,78 метра — путь, который автомобиль проходит на 100 км/ч за 1 секунду (время реакции водителя на экстренную ситуацию). Боковой интервалЗдесь правило еще проще: чем больше — тем лучше. Фактически следует всегда держаться ровно в середине своей полосы (если нет колейности, глубоко утопленных люков и прочих препятствий). Говорят, что безопасный боковой интервал на высокой скорости (при движении по загородной дороге) должен равняться примерно половине ширины машины. В городе он может быть меньше, но не стоит забывать о мотоциклистах, ездящих между рядами, и не только на узких эндуро, но и на круизерах — широченных и очень дорогих. При аварии вам вполне могут приписать несоблюдение бокового интервала. Если будете ехать ровно в середине своей полосы, оснований для этого не возникнет. Последний совет — думать не только за себя, но и за других участников движения, пытаться предусматривать их дальнейшие действия, а также прислушиваться к интуиции. Если вам хочется увеличить дистанцию или боковой интервал — не нужно сопротивляться этому чувству. Безопасность не может быть лишней. |