Виды пищалок

Основы электроакустики

Наболее разнообразны конструкции высокочастот­ных (ВЧ) динамиков. Они могут быть обычными, рупор­ными или купольными. Основной проблемой при их создании является расширение направленности излуча­емых колебаний. В этом отношении определенными пре­имуществами обладают купольные динамики. Диаметр диффузора или излучающей мембраны ВЧ-пищалок лежит в пределах от 10 до 50 мм . Часто пищалки наглухо закрыты сзади, что исключает возможность модуляции их излуче­ния излучением НЧ и СЧ-излучателей.

Обычный миниатюрный ВЧ-динамик с коническим диффузором неплохо излучает звуки высоких частот, но имеет очень узкую диаграмму направленности — обычно в пределах угла от 15 до 30 градусов (относительно центральной оси). Этот угол задается при снижении отдачи динамика обычно на —2 дБ. Указывается угол при отклонении как от горизонтальной, так и от вертикальной оси. За рубежом этот угол называют углом рассеивания или дисперсии (dispersion) звука.

Для увеличения угла рассеивания делают диффузоры или насадки к ним различной формы (шарообразной, в форме рупора и т. д.). Многое зависит и от материала диффузора. Тем не менее обычные ВЧ-динамики не в состоянии излучать звуки с частотами заметно выше 20 кГц. Размещение перед ВЧ-динамиком специальных отражателей (чаще всего в виде пластиковой решетки) позволяет заметно расширить диаграмму направленнос­ти. Такая решетка часто является элементном акустичес­кого обрамления ВЧ-динамика или иного излучателя.

Извечной темой споров является вопрос о том, а нужно ли вообще излучать частоты выше 20 кГц, коль наше ухо их не слышит, и даже студийная аппаратура нередко огра­ничивает эффективный диапазон звуковых сигналов на уровне от 10 до 15—18 кГц. Однако то, что мы не слышим такие синусоидальные сигналы, не означает, что они не существуют и не влияют на форму временных зависимос­тей реальных и довольно сложных звуковых сигналов с гораздо более низкими частотами повторения.

Есть много убедительных доказательств того, что эта форма сильно искажается при искусственном ограниче­нии частотного диапазона. Одной из причин этого являют­ся фазовые сдвиги различных компонентов сложного сигнала. Любопытно, что наше ухо не ощущает сами по себе фазовые сдвиги, но способно отличить сигналы с различ­ной формой временной зависимости, даже если они содер­жат одинаковый набор гармоник с одинаковыми амплиту­дами (но разными фазами). Большое значение имеет характер спада АЧХ и линейность ФЧХ даже за пределами эффективно воспроизводимого диапазона частот.

Вообще говоря, если мы хотим иметь равномерные АЧХ и ФЧХ во всем звуковом диапазоне, то реально излучаемый акустикой диапазон частот должен быть за­метно шире звукового. Все это вполне оправдывает разра­ботку широкополосных излучателей многими ведущими в области электроакустики фирмами.

Размещение ВЧ излучателей Существует проблема — результат в большой степени зависит от того, куда поставлены и как сориентированы головки. Поговорим о ВЧ-головке, или твитере.

Особенности ВЧ-головок Из теории распространения звуковых волн известно, что с увеличением частоты диаграмма направленности излучателя сужается, и это приводит к сужению зоны оптимального прослушивания. То есть получить равномерный тональный баланс и правильную сцену можно только в небольшой области пространства. Поэтому расширение диаграммы направленности ВЧ-излучателя — основная задача всех разработчиков громкоговорителей. Самая слабая зависимость диаграммы направленности от частоты наблюдается у купольных ВЧ-динамиков. Именно этот тип ВЧ-излучателей — самый распространенный в автомобильных и бытовых АС. Другие достоинства купольных излучателей — маленькие размеры и отсутствие необходимости создавать акустический объем, а к недостаткам следует отнести невысокую нижнюю граничную частоту, которая лежит в пределах 2,5-7 кГц. Все эти особенности учитываются при установке высокочастотника .На место установки влияет все: рабочий диапазон ВЧ-динамика, его характеристики направленности, количество устанавливаемых компонентов (2- или 3- компонентные системы) и даже ваш личный вкус. Сразу оговоримся, что универсальных рекомендаций по этому вопросу не существует, поэтому мы не можем вам указать пальцем — мол, ставь здесь и все будет ОК! Однако на сегодня есть множество типовых решений, с которыми полезно ознакомиться. Все нижесказанное относится к беспроцессорным схемам, но это актуально и при использовании процессора, просто его присутствие дает гораздо больше возможностей для компенсации негативного влияния неоптимального места расположения.

Практические соображения. Вначале напомним некоторые каноны. В идеале расстояние до левого и правого высокочастотника должно быть одинаковым, а установлены ВЧ-динамики должны быть на высоте глаз (или ушей) слушателя. В частности, всегда лучше по возможности выдвигать ВЧ-головки как можно дальше вперед, поскольку чем дальше они от ушей, там меньше разница в расстояниях до левого и правого излучателей. Второй аспект: высокочастотник не должен быть далеко от СЧ- или НЧ/СЧ-головки, иначе не получить хорошего тонального баланса и фазового согласования (обычно руководствуются длиной или шириной ладони). Однако если высокочастотник установлен низко, то звуковая сцена заваливается вниз, и вы как бы находитесь над звуком. При слишком высокой установке, из-за большого расстояния между ВЧ- и СЧ-динамиками, теряется цельность тонального баланса и фазовое согласование. Например, при прослушивании трека с записью фортепианной пьесы, на низких нотах один и тот же инструмент будет звучать внизу, а на высоких — резко взлетать вверх.

Направленность ВЧ-головки. Когда с местом установки ВЧ-головки разобрались, следует определиться с ее направленностью. Как показывает практика, для получения правильного тембрального баланса лучше направить высокочастотник на слушателя, а для получения хорошей глубины звуковой сцены — использовать отражение. Выбор определяется личными ощущениями от музыки, которую вы слушаете. Здесь главное — помнить, что оптимальное место прослушивания может быть только одно
Сориентировать в пространстве высокочастотник желательно так, чтобы его центральная ось была направлена на подбородок слушателя , то есть установить разный угол разворота левого и правого ВЧ-динамиков. При ориентации ВЧ-динамика, работающего на отражение следует помнить две вещи. Во-первых, угол падения звуковой волны равен углу отражения, во вторых, удлиняя звуку путь, мы уводим дальше звуковую сцену, и если увлечься, то можно получить так называемый туннельный эффект, когда звуковая сцена находится далеко от слушателя, как бы в конце узкого коридора.

Метод настройки. Наметив, в соответствии с приведенными рекомендациями, место размещения ВЧ-головок, стоит приступить к экспериментам. Дело в том, что никто никогда заранее не скажет, где именно будет обеспечено 100-процентное «попадание» с вашими компонентами . Наиболее оптимальное место позволит определить эксперимент, поставить который довольно просто. Возьмите любой липкий материал, например, пластилин, двусторонний скотч, «липучку» или модельный термоклей, поставьте свой любимый музыкальный или тестовый диск и, учитывая все вышесказанное, начинайте экспериментировать. Попробуйте разные варианты мест и ориентирования в каждом. Перед тем как окончательно установить высокочастотник, лучше еще немного послушать и подправить на пластилине.к нигде.

Творческий подход. Настройка и выбор расположения ВЧ-динамика имеют свои нюансы для 2- и 3-компонентных систем. В частности, в первом случае трудно обеспечить близкое расположение высокочастотника и НЧ/СЧ-излучателя. Но в любом случае не надо бояться экспериментировать, — нам встречались такие инсталляции, где ВЧ-головки оказывались в самых неожиданных местах. А есть ли смысл в дополнительной паре высокочастотников? Вот, скажем, американская фирма «Boston Acoustics» выпускает комплекты компонентных АС, где в кроссовере уже предусмотрено место для подключения второй пары ВЧ-головок. Как объясняют сами разработчики, вторая пара необходима для поднятия уровня звуковой сцены В тестовых условиях мы слушали их как дополнение к основной паре высокочастотников и были удивлены, насколько существенно расширяется пространство звуковой сцены и улучшается проработка нюансов

Разновидности динамиков или что важно знать начинающему звукорежиссеру (часть 1): мониторы электродинамического типа

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/sergeitrunov.ru/wp-content/uploads/2017/05/plunzher.gif?fit=200%2C142″ data-large-file=»https://i2.wp.com/sergeitrunov.ru/wp-content/uploads/2017/05/plunzher.gif?fit=422%2C300″ />Вы не раз слышали, как некоторая топовая фирма заявляет о выпуске нового флагмана своей линейки мониторов. «Новый дизайн, новые решения…» — кричат нам лозунги, а графики АЧХ живописно рисуют равнины из какой-нибудь картины Густова Лусия. За сто лет или даже больше, разновидность динамиков особо не изменилась. И когда, какая-то компания говорит о прорыве в области электродинамических мониторов, знайте — все крутилось вокруг одной и той же дилеммы…

В идеале диффузор должен работать, как поршень, совершая возвратно-поступательные движения передавать колебания звуковой катушки окружающему воздуху. Однако по мере повышения частоты в нём появляются изгибающие усилия, что приводит к появлению стоячих волн, а значит — пиков и провалов резонанса на АЧХ громкоговорителя, и к искажениям звука. Под изгибающими усилиями имеется виду, то что «звуковая катушка» стремится не просто выпрыгнуть вперед, а как бы перевернутся… Думаю, в детстве вы не раз пытались соединить два магнита с одинаковыми полюсами друг другу. И если ослабить хват одного из них, то он в руке перевернется на противоположный полюс. В электродинамическом динамике происходит точно самый эффект. Получаем такую интересную дилемму: из-за «изгибающихся» деформаций появляются искажения и для их устранения усиливается «жесткость» диффузора. А усиление «жесткости» приводит к тому, что динамик не может воспроизводить весь спектр, а будет работать в каком-то определенном диапазоне. Не возможность воспроизведения всего спектра, заставляет производителей делать составные колонки из множества драйверов, то есть из разных динамиков, обычно из трех — для высоких частот, средних и низких. Вы не раз слышали, как некоторая топовая фирма заявляет о выпуске нового флагмана своей линейки мониторов. «Новый дизайн, новые решения…» — кричат нам лозунги, а графики АЧХ живописно рисуют равнины из какой-нибудь картины Густова Лусия. За сто лет или даже больше, разновидность динамиков особо не изменилась. И когда, какая-то компания говорит о прорыве в области электродинамических мониторов, знайте — все крутилось вокруг одной и той же дилеммы…

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/sergeitrunov.ru/wp-content/uploads/2017/05/z4-vShye1o0.jpg?fit=150%2C150″ data-large-file=»https://i1.wp.com/sergeitrunov.ru/wp-content/uploads/2017/05/z4-vShye1o0.jpg?fit=480%2C480″ />Это ведет к еще некоторым проблемам, а именно к не идеальности кроссоверов и неровной спектральной диффузии. Ясное дело, что кроссовер, который расчленяет сигнал на разные драйверы, не может разбить спектр так, чтобы не было взаимно пересекающих частот (очень наглядно этот пример можно рассмотреть на плагине Izotope ozone при использовании многополосной компрессии).

Не идеальность кроссовера

Взаимопересекающие частоты приводят к турбулентности и к неровности ачх. При этом параллельно возникает другая проблема, связанная уже с конструкцией самих колонок, а именно с расположением динамиков: наличие нескольких драйверов приводит к неравномерной диффузии этих источников. Что бы ее «оседлать» конструкторы используют отдельные регуляторы громкости для каждого динамика, а так же экспериментируют с их расположением (к примеру, у некоторых мониторов низкочастотные динамики находятся сзади или сбоку, что кстати приводит к некоторым другим ограничениям). Теперь по поводу низкочастотного динамика у мониторов. В последнее время используется технология портирования (отдельно о ней было очень подробно описано в цикле статей Майка Сеньёра Фазоинверторные громкоговорители и АЧХ, или студийные мониторы для домашней студии и Mike Senior (часть III): разрушительная сторона эффекта «портирования» или выбор мониторов ближнего поля для студии).

Низкочастотный динамик не всегда из-за определенных конструкций может воспроизвести низкие частоты и поэтому инженеры используют специальный дизайн колонок со специфической вентиляцией (портом), что заставляет резонировать весь корпус, усиливая низкочастотный спектр, тем самым выравнивая АЧХ. Минус от этого больше всего для звукорежиссёров, чем для обычных пользователей! Эффект резонирования усиливает все ноты и звуки, попадающие в его область. Как вы будете оценивать баланс басовой партии в таком случае, если некоторые ее ноты буду автоматически усиливаться в зоне самовозбуждения? Так же, возникают и другие проблемы — Майк Сеньера: «Кроме того, я до сих пор взял за основу то, что у порта есть только одна резонансная частота. Но в действительности, это еще трудно остановимый процесс резонаций в верхнем диапазоне частот, который приводит к непредсказуемым смазывающим артефактам».

Получаем общие проблемы, с которыми борются производители электродинамических мониторов:

1) Изгибающая деформация.

2) Идеальность кроссоверов.

3) Спектральная диффузия.

4) Транзиент процессы и резонансные области.

5) Частотный диапазон воспроизведения.

1) Легкость изготовления,

2) Нету придела громкости.

3) Малые габариты.

По этому, когда мы слышим, что такая-то фирма создала новые электродинамические мониторы с отличными характеристиками, знайте — все крутилось вокруг одной и той же дилеммы…

MyTypeR

Furious Honda Club

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • Поиск

  • Список форумовАвтозвук

Стоит ли поставить «пищалки» и какие?

Сообщение woma ǀ 09 янв 2017

Сообщение Jusray ǀ 09 янв 2017

Сообщение Fenasei ǀ 09 янв 2017

Сообщение Alex ǀ 10 янв 2017

Если вопрос, какие пищалки поставить, то я без понятия. На форуме есть тема про штатные динамики хонда цивик, но увы, размеров их нет. Есть только заказники накладок на треугольники зеркал:

76220-S03-J00ZA — правая дверь
76270-S03-J00ZA — левая дверь

Мое мнение, что на наших стареньких хондах — это не нужный атрибут. Стоит одна накладка порядка 1500-2000 руб. По каталогу так и не понял, стоит ли там пищалка или нет. Но всегда можно приехать либо с пищалкой, либо с накладкой в специализированный магазин авто музыки и подобрать что-то. Другой вопрос, стоит ли их ставить в машину и какой эффект они дадут. Объемность звучанию конечно прибавят, но насколько ?

Они имеют место быть в тихих и комфортных автомобилях. Когда орущий глушак слышно за 2 квартала, то они ситуацию не спасут. Если конечно пищалки в уши не запихнешь

Сообщение Jack ǀ 10 янв 2017

Я правильно ведь понимаю, что под пищалками подразумеваются динамики твитеры для авто (маленькие такие колоночки высокочастотные) ? Если да, то нужно понимать диаметр подиумов под твитеры. Стандартный диаметр 1 дюйм (2.6 см). По крайней мере в моей молодости было именно так. У тебя уже есть они ?

По брендам обрати внимание на Hertz. У меня этого производителя стояли. Какую именно модель ставить — лучше погуглить и посмотреть/почитать отзывы. Модельный ряд изменился за последние 8 лет.

Такой вопрос, а усилитель есть/будет в машине ?

Сообщение woma ǀ 10 янв 2017

Сообщение Чубака ǀ 11 янв 2017

Не вариант. Хоть динамик в пищалке и маленький, но его мембрана постоянно вибрирует. Нужно что-то посерьезднее. Да и если делать, то солидно, а не колхоз со скотчем. Эту отличительную черту оставим для тазоводов

Т.к. подиумов под твитеры еще нет, то начни с их приобретения. Или заморочься и изготовь подиумы своими руками. Но я бы все же купил готовое решение. А потом под них уже подбери сами пищалки. В свое время неплохими были еще Alpine.

ВЧ-динамики, продающиеся отдельно

Терминологически устоявшееся русское «пищалка» звучит менее уважительно, чем иноземное tweeter. Потому что писк это писк, не более, а tweet — это трель…

Coral MT25 | Audison Prima AP 1 | Kicker КSТ 254 | Eton CX 260 | Rockford Fosgate T1T-S | DLS Scandinavia 1 | Morel MT-250 | CDT ES-010WD | AD MM1 | Ground Zero GZPT 28SX

Обнаружив в прошлом номере тест среднечастотников в чистом виде, один из наших авторов (не участвовавший в том проекте) язвительно поинтересовался: «В следующем номере что, отдельно пищалки будете тестировать?» На что, разумеется, получил гордый ответ: «Будем!» А почему не быть? Составные, неоднородные, акустические системы на практике встречаются не реже однородных (или монобрендовых, как угодно). К участию в этом тесте мы допустили ВЧ-излучатели, удовлетворяющие единственное условие: они должны быть доступны рядовому покупателю отдельно, а не в составе многополосной системы. Это логично, и не мы одни считаем, что это логично. Последнее вытекает из того обстоятельства, что некоторые из поступивших на тест пищалок комплектуются собственным пассивным фильтром — не кроссовером, соединяющим ФНЧ для мидбаса и ФВЧ для пищалки, а именно отдельным ФВЧ, предположительно — оптимизированным именно для этой головки.

Выбор «отдельно стоящих» пищалок оказался шире, чем мы предполагали, и развернуться было где. Одно беспокоило: как для отдельного ВЧ-излучателя проводить субъективную, слуховую оценку? Включить пищалку в состав многополосной системы? Тогда будет трудно сказать, что в звучание внесла она, а что — другие компоненты, в общем, переменных становится больше, чем нужно для уверенного ответа. Со среднечастотниками в этом смысле было проще, потому что их вотчина — голос, как он звучит, так они и играют (плюс-минус низкие форманты мужского вокала и обертоны женского). А здесь как быть?

Решение принёс в готовом виде главный редактор, должна же и от него быть польза… Если вы это читаете, значит, он не вычеркнул. Либо не заметил, либо согласился. Главный, влекомый соображениями, мне неизвестными, принёс диск из своей коллекции и сказал: «Слушать вторую дорожку». Второй дорожкой оказалась песня Леонарда Коэна «Bird on a Wire» в исполнении Дженнифер Уорнс. Нет, что ни говорите, польза есть…

Во-первых, диск записан совершенно роскошно. Во-вторых и главных, большинство композиций Уорнс там исполняет с минимумом аккомпанемента, состоящего из одних (или почти одних) ударных, записанных ещё роскошнее. В этой, рекомендованной как тестовый материал, записи голос с богатейшими обертонами звучит на фоне физически ощутимой атаки рабочего барабана и буквально витающих в воздухе тарелок и колокольчиков. Одной проблемой, таким образом, стало меньше. А других и не было.

Методика инструментальных исследований разумелась сама собой. Каждый испытуемый проходил процедуру измерения параметров Тилля — Смолла в урезанном варианте: понятие эквивалентного объёма к пищалкам применимо, но никакого практического значения не имеет — у них акустическое оформление «с собой». Снятые импедансные кривые мы приводим, потому что они говорят о многом: о частоте резонанса, о наличии (и степени) феррожидкостного охлаждения, которое одновременно и демпфирование, об индуктивности звуковой катушки, величину которой надо знать, если планируется конструировать пассивный фильтр.

Второе — АЧХ по оси и под двумя стандартными углами, если к пищалке придаётся фильтр, то с ним и без него. На основе этого же измерения мы определяли и чувствительность головок, усредняя её в полосе 2 — 5 кГц, чтобы избавиться от влияния особенностей АЧХ на самых верхних частотах, которые составляли предмет особого разговора.

Третье — зависимость нелинейных искажений от частоты выше 500 Гц. Общих и отдельно по двум важнейшим гармоникам — неприятной для слуха третьей и значительно менее раздражающей слуховой аппарат второй. Здесь проявилась любопытнейшая зависимость. Можно я назову это «эффект Кима»? Нельзя? Ну ладно, я просто спросил… Оказалось (потом я нашёл этому теоретическое обоснование, но это — потом, а значит, не совсем честно): наличие в зазоре магнитной жидкости способствует увеличению доли третьей гармоники в спектре искажений. А её отсутствие — ровно наоборот, приводит к её ослаблению по отношению ко второй, да и по абсолютной величине — тоже. Так что когда производители с гордостью пишут о феррожидкостном охлаждении, это надо понимать так: «мы потратились на магнитную жидкость, чтобы вы нашу пищалку не сожгли». А не затем, чтобы она лучше звучала, имейте в виду.

Подводя итоги теста, мы (как и в рамках прошлого спецпроекта со среднечастотниками) даём рекомендации по использованию того или иного твитера на основе обнаруженных характеристик и особенностей, но (как и тогда) берёмся любую из них рекомендовать для того или иного применения. Трели всем участникам удаются, если провода подключить как надо…

КОМУ — ЧТО

Coral MT25 | Audison Prima AP 1 | Kicker КSТ 254 | Eton CX 260 | Rockford Fosgate T1T-S | DLS Scandinavia 1 | Morel MT-250 | CDT ES-010WD | AD MM1 | Ground Zero GZPT 28SX

Как уже было сказано, рекомендовать мы можем любого из участников теста, за разное и для разного, но некоторых рекомендуем особо, это и называться будет иначе. «Особисты» самостоятельно, без нашего вмешательства распределились на три группы. В первую входят DLS и Ground Zero, обе идеально приспособлены для работы в двухполосных системах с низкой частотой раздела, отличаются высокой линейностью и великолепным звучанием. Однако габариты, масса и «фланцевая» конструкция DLS налагают ограничения на установку, поэтому Ground Zero становится «Лидером», а DLS — «Фаворитом».

Вторую группу составили пищалки с кроссоверами, входящими в комплект. Kicker — отличный комплект с очень благоприятным спектром гармоник. Audison можно ставить в штатные места, не особенно заботясь об угловой ориентации, широчайшая дисперсия и фантастическая чувствительность — сильные стороны этих пищалок. «Фаворитом» становится Rockford Fosgate — серьёзный ВЧ-инструмент с возможностью оперативной коррекции АЧХ и уровня.

Третья группа — «пищалки для поканалки». Демократичные Coral MT25 рекомендуются для трёхполосной системы, где частоту раздела можно выбрать достаточно высокой. Сходные рекомендации получает и AD — три полосы и частоту раздела повыше. Она становится «Фаворитом» за впечатляющую конструкцию.

Оставшиеся участники этой группы могут работать как в трёх-, так и в двухполосной системе, но к выбору частоты раздела и ориентации нужно подходить с учётом индивидуальных особенностей. Сильные стороны Eton — низкие искажения и предсказуемые угловые АЧХ. CDT потребует терпения при выборе ориентации, но украсит самую серьёзную систему.

Ещё одним «Фаворитом» становится Morel — пищалка для аудиофильской системы и серьёзной музыки с широкими возможностями акустического управления диаграммой направленности и АЧХ только за счёт ориентации.

Самодельный ленточный ВЧ динамик

Самому собрать акустические системы немного банально. А вот самому изготовить динамики, да и еще чтоб Хай-Фай… Да еще из доступных материалов, без всяких там супермастерских с лазерными станками… Наверное будет трудно, да? А может попробовать?! Как вы считаете?

Играя в фаллаут, вспомнил про динамики. «Вынес» банду радиоактивных Гулей, набрался мужества и вышел из игры. Почитал в инете про типы динамиков. Ознакомился с конструкциями колонок. Все ясно и понятно: чем больше количество полос – тем «круче» акустика. Представил, как я буду делать десятиполосную АС и решил остановиться на классической 3-х полосной системе. Начну, пожалуй, с самого простого динамика-излучателя – ВЧ (пищалки). Он маленький и делать наверняка его будет легче, чем все остальные. А любой динамик, это, прежде всего магниты. Где взять и какие? Ну, конечно же самые мощные! Где у нас самые–самые из доступных?! Правильно – в поломанных жестких дисках. Где-то у меня был один такой:

Итак, нахожу в заначке древний жесткий диск с целью извлечения оттуда необходимых компонентов – магнитов. Болтики под «звездочку» не смущают – давно уже куплены две «компьютерные» отвертки, специально для таких целей. Несколько минут работы (ломать – не строить!) и у меня в наличии две подковообразные пластины с приклеенными к ним магнитиками. Думаю, что этих магнитиков вполне хватит для изготовления двух ВЧ динамиков.

Теперь что касается магнитов. На фотке показана условная полярность подковы. Стрелочкой показана середина пластины. После отрывания магнита от металлической основы, магнит я зажал в тисках приблизительно по середине и с помощью плоскогубцев сломал пополам. Теперь у меня два разнополярных магнитика. Вторая подкова-магнит (в последствии таким же образом) будет использована для второй «пищалки».

Магнитная система динамика состоит не только из двух магнитов, но еще необходимо железо нужной формы с хорошей магнитной проницаемостью. Для концентрации магнитного поля в нужном направлении, так сказать. Такой железкой вполне может служить «U»-образная половинка сердечника трансформатора. Как, например одна из этих. Только поменьше конечно.

Диффузором и одновременно катушкой будет служить ленточка от алюминиевой фольги, в которую заворачивают курицу во время приготовления в духовке. Разумеется, до того, как в нее завернут курицу, а не после. Хотя может случиться так, что отожженная фольга (да еще и в курином жире) будет звучать более «аудиофильнее», чем «простая».

К чему я недавно вспоминал о компьютерном блоке питания? Да, потому что, для изготовления ВЧ динамика мне понадобиться согласующий трансформатор, который состыкует выходное сопротивление усилителя 4-8 Ом с весьма низким сопротивление ленточки-фольги. А подходящую железяку как раз можно взять из неисправного компьютерного блока питания.

Теперь возвращаюсь к ленточке-фольге. Для того чтобы придать большую подвижность диафрагме с одновременным увеличением поперечной жесткости полоске фольги мне пришлось сделать такой вот «станок».

Пропуская через его «зубья» полоску фольги, получаю гофрированную диафрагму. Напиливаю несколько реек и брусков и получаю практически готовый набор для сборки ВЧ динамика.

Развел эпоксидного клея и с его помощью соединил «дровишки» с «железкой». Где и что находится – подписал на фотке:

Две медные шинки, к которым припаивается полоска фольги, крепятся шурупами. Вторичная обмотка трансформатора намотана «плетенкой» заземления.

Пищалка в сборе . Ленточка по ширине с минимально возможным зазором между магнитами. Центрировал так, чтобы ни в коем случае не цепляла стенки магнитов. Для сравнения масштаба положил зажигалку.

Для пайки алюминиевой фольги купил специальный флюс. Но оказалось, что она (ленточка) и так прекрасно припаивается к медной шинке. Вид сбоку:

Ну вот, готовая «пищалка». Приклеиваю декоративную сеточку, чтобы моя детвора пальчиками «случайно» не порвала фольгу. Придаю вертикальное положение с помощью пенопластового уголка от какой-то упаковки и подключаю к усилителю.

Сравниваю уровень громкости с 6 ГДВ-7 на 5 кГц и на 10 кГц. Получается, что самодельный ленточный излучатель тише, относительно неё, на 10 дБ. То есть уровень характеристической чувствительности «пищалки» около 82 Дб/Вт/м. Достаточно мало для динамика, если он промышленный образец. И вполне достойно, если собран самостоятельно. Вот что мне показывает программа «justmls»:

Самодельная ленточная пищалка:

Если верить графикам, начиная с 1кГц и выше (потому как НЧ-часть пищалки не могут воспроизводить), то неравномерность АЧХ у самодельного динамика намного меньше. Но, конечно своим ушам я доверяю больше, поэтому собираю на подоконнике простейшую 2-х полосную систему и включаю музыку.

Для выравнивания по уровню громкости приходиться «задавить» бумажный динамик 12-Омным резистором (его собственный импеданс 6 Ом). Впечатления от прослушивания…. Хорошие впечатления. Записал на видео как играют динамики:

Из явных преимуществ – это отличная передача импульсной характеристики музыки. Частотный диапазон шире, чем у обычной «пищалки». Ложкой дегтя же является низкая чувствительность – порядка 82 дБ. Еще, есть мнения, что ленточки часто рвутся или горят. У меня 25 ваттный (в номинале, на 8-ми Омах) УМ имени Агеева . Гонял на всю катушку, до звона в ушах. Все целое. Единственно на что обратил внимание (возможно самообман) – приблизительно через час прогона музыка (по «верхам») стала звучать «вкуснее».

Ссылка на основную публикацию